Урок 16. Нравственное учение евангельских притч: о покаянии и ответственном отношении к жизни. Иллюстрации «Золотого правила».
В числе притч, которые содержат учение о покаянии, следует назвать притчи о двух сыновьях (Мф.21:28); о мытаре и фарисее (Лк.18:10); о потерянной драхме (Лк.15:8); о потерянной овце (Мф.18:22, Лк.15:4) и о блудном сыне (Лк.15:11).
В притче о двух сыновьях Христос рассказывает о двух вариантах отношений Бога и человека, соотношений воли Божией и человеческой. В ней говорится о том как отец просил двух сыновей пойти работать в виноградник. Один сказал, что пойдет и не пошел, а другой «сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел» (Мф. 21:29). Из притчи ясно, что истинно верует и исполняет волю Божию (т.е. заповеди) не тот, кто об этом говорит, а тот, кто осуществляет её на деле. Не столь важно, что человек говорит или думает, важно как он живет (а это связано с тем как он говорит и как он думает).
Притча была обращена к фарисеям. Господь закончил её словами: «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31). Этим дополнением фарисеи были сопоставлены с тем сыном, который не пошел в виноградник, а мытари и блудницы с тем, который раскаялся. Другим важным сопоставлением, которое существенно дополняет смысл притчи, является то, что отец – это Бог.
Тот сын, который обещал пойти в виноградник, вероятно имел намерение это сделать. Однако исполнению воли отца он предпочел свои нужды. Этот сын легко отнесся к отцовской просьбе из-за того, что свои желания для него были первичны. В виноградник он намеревался зайти как бы между делом, а в итоге совсем пренебрег своим обещанием. Именно это и совершили фарисеи, когда поделили закон на малые и великие заповеди. К великим они отнесли те, которые были важны для них, а малыми назвали те, которыми можно пренебречь. Фарисеи были уверены, что исполняют Закон, поэтому никакой нужды в покаянии не имели, коснея в своей уверенности. Однако на деле они творили волю свою. Исполняя закон напоказ, ради славы человеческой они, по слову Христа, «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23:23). В Евангелии от Иоанна о них сказано еще более резко: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:44). Та часть завета, которая не приносила им желаемого результата, была оставлена фарисеями. Они исполняли предписания закона не ради Бога, а ради себя. Обещали Богу выполнить Его волю и даже думали, что совершают это, но обманули сами себя и даже не могли и не хотели увидеть этого самообмана. Причина этого была в том, что их собственные желания и воля были для них абсолютны. Волю Божию они подчинили своим интересам, сделали её средством удовлетворения собственного тщеславия и исказили в угоду своих похотей. Находя одобрение своей жизни среди народа, они думали, что обрели его у Бога. Это очень опасное искажение духовной жизни, которое актуально для людей всех времен. Неслучайно, Христос сделал предостережение Своим последователям: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1).
Прямо противоположным было самовосприятие у мытарей и блудниц (не у всех, а у тех, которые шли в Царство Божие, то есть обратились от грешной жизни). Они осуждались обществом и считали, что Бог их тоже осуждает, поэтому им проще было покаяться. С другой стороны они познали цену тем удовольствиям, которую может дать человеку земная жизнь (земные, языческие удовольствия) и искали подлинной жизни. Они прошли по пути следования своим желаниям и это их не удовлетворило. Через отказ от своей воли, покаяние и веру им открылся другой путь – путь исполнения воли Божией, т.е. заповедей. Тот сын из притчи, который поначалу преслушался воли отца, изначально отнесся к его желанию серьезно, иначе он просто бы пренебрег ею, так же как это и сделал его брат. Пусть воля отца значила для него меньше, чем своя, но она была для него тоже важна. Видя между ними противоречие, он ответил отцу отказом. Причиной его раскаяния стало то, что со временем отцовская воля стала для него важнее своей. Он увидел, что предложенный отцом путь лучше, но для этого его просто надо было увидеть.
Из этой притчи видно, что покаяние это такой поворот, когда человек начинает руководствоваться в своей жизни не своими желаниями, а Божиими заповедями. Оно начинается с того момента, когда он испытывает неудовлетворенность своей жизнью и переосмысливает своё отношение к себе, к Богу и к миру. Важную роль в этом играет осознание своей конечной судьбы. Если человек не верит в жизнь вечную, то этим самым для него закрываются многие перспективы духовного совершенства. Только посмотрев на себя с точки зрения вечности, человек начинает понимать значение воли своей и воли Божией, встает на путь покаяния и жизни по заповедям.
Из рассмотрения притчи о дух сыновьях как бы само собой произносилось, что воля Божия и исполнение заповедей есть одно и то же. Для многих понятно, что следование им приводит человека к спасению в вечности, наследованию Царства Небесного. Однако такое понимание неполно. В нем говорится о человеке, о спасении и о заповедях, но не говорится о Боге. А ведь воля Божия состоит не только в том, чтобы люди исполняли евангельский закон, а в том, чтобы исполняя его они спаслись. То есть воля Божия исходит из любви к людям, а цель заповедей – спасение человека. Эти идеи образно раскрываются в притче о блудном сыне.
Основные моменты этой притчи в следующем. Младший сын просил у отца свою часть наследства. Поскольку наследство переходит в собственность наследнику только после смерти его прежнего владельца. Причиной этой просьбы было то, что сын решил: имение моего отца, которое мне прейдет после его смерти, для меня важнее, чем он сам. Не желая дожидаться этого момента, он и обратился к отцу со своей просьбой, основанием которой является мысль: будем считать, что ты для меня умер и причитающаяся мне часть имения реально станет моей. Отец согласился и всем известно, что произошло с сыном. Его покаяние началось с того, что он пришел в себя, когда достиг дна своего падения (он был пастухом и от голода желал насытиться свиной пищей и не мог этого сделать). Сын вспомнил свою жизнь в доме отца и сравнил её с тем состоянием, в котором он находился. Это побудило его вернуться в родной дом простым наемником. Он понимал, что отрекшись от отца, уже не мог претендовать на сыновство, т.е. на наследство. Когда сын только приближался к дому, «когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15:20). То есть отец ждал его возвращения и был очень рад тому, что сын «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:24). Жизнь в доме отца подразумевает исполнение его воли и именно в этом настоящая жизнь, потому что в этом любовь. В этой притче она представлена как взаимное исполнение воли друг друга.
Эта притча преимущественно посвящена покаянию и в ней раскрывается множество его моментов. Но в настоящем случае нужно остановиться лишь на нескольких. Как и в притче о двух сыновьях, отец символизирует Бога, а за образом блудного сына скрывается всякий грешник. Из этой истории становится понятно, что в основании греховной жизни лежит желание жить по собственной воле, то есть без Бога, хотя все, что мы имеем – от Него. Это желание настолько сильно, что пагубность заблуждения становится очевидной лишь на самом дне нравственного падения. Господь, как это видно из притчи, не препятствует этому выбору и лишь ждет обращения человека. Причиной этого ожидания, также как и причиной согласия даже с неправильным выбором, была любовь отца. Следование его воле есть ответ на его любовь. Об этом же говорил Христос: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). Исполнение заповедей это способ ответить на любовь Божию и, одновременно, способ возделывания любви в себе. Покаяние – начало любви. Оно есть поворот (обращение) своей жизни к Богу и, вместе с этим, путь приведения своей воли и желаний в согласие волей Божией.
То, что Господь не оставляет грешного человека в его падшем состоянии, но Своим Промыслом создает такие жизненные ситуации в которых человек, мог бы увидеть свое положение и состояние в истине, говорят притчи о потерянной драхме (Лк.15:8) и о потерянной овце (Мф.18:22, Лк.15:4). При их толковании не должно терять из внимания, что Господь ищет человека особым образом: не принуждая его к спасению и покаянию, не лишая его свободы. Промысел Божий лишь создает условия, способствующие обращению и покаянию, однако, поскольку все люди обладают нравственной свободой, каждый делает свой выбор. Человек может закоснеть во грехе и не чувствовать бедственности своего положения. Под свиной пищей, которой хотел, но не мог, насытиться блудный сын, святые отцы понимали греховные желания. Согласно этому образу, во-первых, эти желания нечисты, а во-вторых, их невозможно удовлетворить. Свобода человеческая такова, что он может удовлетвориться этим неудовлетворительным состоянием и остаться «на стране делече».
Важные дополнения к евангельскому учению о покаянии можно сделать из притчи о мытаре и фарисее (Лк.18:10). Это притча о молитве, но из неё следует, что подлинная молитва должна быть основана на покаянии. То есть покаяние является не только основанием жизни по заповедям, но и основанием молитвы. Фарисей, который не имел покаяния, перечислял в молитве свои заслуги перед Богом. За свое усердное исполнение закона он имел одобрение и уважение со стороны соплеменников и полагал, что Бог тоже должен его похвалить. Однако более оправданным из храма вышел мытарь, который «не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). В этой притче изображаются два различных способа отношения к Богу. И закон, и Бог для фарисея были средствами самопревозношения, т.е. гордости, которая определяла его волю и желания. А для мытаря Бог был целью. Он молился, не поднимая лица, а значит, с одной стороны, хотел приблизиться к Нему, а с другой чувствовал свое недостоинство.
В ряде притч Евангелие призывает нас к покаянию и изменению жизни, взывая к нашему разуму. Подобные призывы содержат притчи об ответственном и разумном отношении к жизни. Притчи о талантах (Мф.25:14), о десяти минах (Лк.19:12) предупреждают о том, что за все в жизни придется ответить. За таланты, которые каждый имеет в совей мере от Бога, за благодать, которую мы получаем в таинствах и прочие блага полученные от Него. Это притчи об ответственности.
В этом же ряду стоят притчи о башне и о царе идущем на войну (Лк.14:28). Их них следует, что человек должен ответственно и свободно относиться к своей жизни. Он должен сделать осознанный и разумный выбор своей жизни. От этого зависит её итог. Смерть – момент истины, в который выясняется правильность сделанного выбора и значимость для вечности того результата, к которому пришел человек.
Вопросы для самостоятельного повторения материала.
1. В чем сущность покаяния по притче о двух сыновьях?
2. По какой причине и для чего Бог дает людям заповеди?
3. В чем сущность покаяния и любви по притче о блудном сыне?
4. Сформулируйте учение о вере (дайте ответ на вопрос: что такое вера?) по оставшимся притчам.
5. Каким способом Господь способствует обращению человека?
6. Каким образом соотносятся покаяние с молитвой и жизнью по заповедям?