Информация на советском телевидении
Назначение всех средств массовой информации - удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Информационные программы - опорными точками сетки вещания. Особо важны для рассмотрения трансляции событий, отклоняющихся от нормы: вооруженные конфликты, катастрофы, природные катаклизмы и т.д. Это погоня за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Всем важна информация именно об отклонениях от нормы. Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким "индикатором", "болевым ощущением" социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией. Другое дело - найти необходимую тональность для сообщений о катастрофах и войнах.
17.2. «Кинопанорама» и ее ведущие.
Телевизионная передача о кино. Демонстрировалась на советском и российском телевидении с 1962 по 1995 год.
21 октября 1962 года в эфир вышел первый выпуск "Кинопанорамы". Автором идеи, вдохновителем программы и ее постоянным режиссером была Ксения Борисовна Маринина. В 1960-е годы самой интересной из них стала "Кинопанорама", которая в течение многих лет занимала первые места в рейтинге телепередач и программ Центрального телевидения СССР. Эта передача должна была объединить в одно целое все сюжеты о кино. Она стала тележурналом, цель которого - показывать панораму кинематографической жизни, воспитывать у зрителей художественный эстетический вкус, руководствуясь которым они могли бы ориентироваться в потоке отечественной и зарубежной кинопродукции.
Ведущие: 1962—1963 — Зиновий Гердт, 1963—1966 — Олег Табаков, Ия Саввина, Татьяна Лаврова, Григорий Чухрай, Григорий Александров, и др., 1966—1972 — Алексей Каплер, 1972—1979 — Виктор Коршунов, Юрий Яковлев, Олег Ефремов, Ростислав Плятт и др., 1979—1986 — Эльдар Рязанов, 1989—1995 — Виктор Мережко
До 1970 года передача выходила в прямом эфире.
Аналитика на советском ТВ
Аналитические функции СМИ пока еще слабо влияют на структуру программ телевидения и радио, да и в периодике доля аналитических изданий не так уж весома. Так, на телевидении аналитические передачи не пользуются большой популярностью зрителей. Предпочтение отдается программам, основанным на историко-архивных документах, а также различным ток-шоу.
18.2. «Международная панорама» и ее ведущие. Мифы о западной жизни.
Популярный советский ТВ-проект, считается несомненным достижением Главной редакции информации Центрального телевидения (ЦТ). Передача выходила каждое воскресенье в 19:00. Слоган: «События, факты и комментарии!».
«Международная панорама» — тележурнал, состоящий из нескольких рубрик:
обзор важнейших политических и экономических событий недели:
борьба трудящихся за свои права;безработица и расизм;национально-освободительные движения;международная безопасность и культура;
Программа имела высокий рейтинг
Эти позывные собирали у экрана миллионы советских граждан — ведь «Международная панорама» была едва ли не единственным окном в мир. Каждый, садящийся у телевизора, имел свои цели: кто-то ждал финального репортажа о культуре, где вполне могли показать сюжеты из жизни рок- и поп-звезд и можно было воочию увидеть кумиров, чьи записи полуподпольно переписывались с магнитофона на магнитофон; кто-то приобщался к красивой жизни, глядя на кадры с шикарными автомобилями, интерьерами, невиданной архитектурой и миганием рекламным стендов и «растяжек». Кто-то действительно интересовался международными событиями в интерпретации более или менее либеральной, особенно, когда на экране появлялся Александр Бовин. Бовин выглядел крайне нестандартно — лохматый, усатый, без галстука, он небрежно разваливался перед камерой и беседовал со зрителями так, словно находился рядом с ним на кухне. О нём было известно, что он является спичрайтером самого Брежнева, а поэтому всё сказанное воспринималось как точка зрения, принятая в верхах.
«Как у них все плохо и как у нас все хорошо»
19.1. Экономическая база телевидения вчера и сегодня. Четвертая экономическая особенность ТВ: создание телепрограмм – дорогостоящее, трудоемкое и технологически зависимое производство.
Очевидно, что в телеиндустрии наибольшие затраты приходятся на создание новых программ. В стремлении максимизировать доходы телеканалы усиленно ищут возможные пути сокращения стоимости телепрограмм. Это, с одной стороны, производство и приобретение более дешевых программ (с привлечением невысокооплачиваемых творческих и технических специалистов). К этой же категории относится приобретение телестанциями вторичных прав на показ популярных телепрограмм и сериалов. Ко второй категории сокращения затрат на производство относится широкое вторичное использование программ и новостных сюжетов, своеобразный телевизионный рециклинг.
Такие меры могут принести временное снижение финансовых затрат, однако неявные экономические издержки часто оказываются весьма существенными. Медиаэкономисты называют эту ситуацию «порочной спиралью» снижения прибыльности в телеиндустрии. Экономическая логика, стоящая за этим явлением, напоминает логику «спирали тиража» в газетной индустрии. Схематично «порочную спираль» телеиндустрии можно описать так. В поисках путей оптимизации телеканалы сокращают свои программные бюджеты. Это неизбежно приводит к сокращению числа их зрителей и соответственно снижению доходов от рекламы, в результате чего сокращается их прибыль. Телестанции не могут увеличивать вложения в производство и приобретение новых телепрограмм. В свою очередь это ведет к снижению затрат на производство и приобретение новых программ. Таким образом, начинается следующий, более низкий виток «порочной спирали», и все повторяется снова, но уже на более низком уровнеМногие медиаэксперты считают, что телевизионная индустрия в возрастающей степени будет развиваться в соответствии с приведенной выше схемой, так как увеличение числа телеканалов и прогресс цифрового ТВ повлекут за собой резкое сокращение объемов аудитории. Это означает, что экономические основы телевизионной индустрии должны будут претерпеть существенную трансформацию, финансирование ТВ будет модифицировано, а существующий эффект масштаба производства видоизменится. Зрители во все возрастающей степени сами будут оплачивать просмотр телепрограмм, и телекомпании перейдут на платные формы доставки программ.
И все-таки в настоящее время «бесплатное» ТВ преобладает практически во всех странах мира, включая и наиболее продвинутые технологически, поэтому далее мы рассмотрим подробнее наиболее важные экономические особенности сегодняшней телевизионной индустрии.
Стремление к максимизации аудитории. Стремление к максимизации аудитории – основной экономический закон эфирного ТВ. Рекламодатели заинтересованы в широкой аудитории, поскольку в долгосрочной перспективе именно при этом создаются наилучшие условия для реализации их товаров и услуг. В отличие от печатной индустрии максимизация аудитории прибыльна, поскольку «приобретение» телеканалом новых зрителей практически ничего не стоит. Поскольку ТВ – это СМИ коллективного потребления, появление новых зрителей не уменьшает предложения телепрограммы на рынке, и одновременный просмотр массовой аудиторией конкретной программы не снижает ее доступности новым зрителям (в пределах ее частоты вещания и трансляционной сети).
19.2. «Пятое колесо» и его роль 1989-1991г.
Пя́тое колесо́ — публицистическая программа ленинградского телевидения времён «перестройки». Первый выпуск состоялся 11 апреля 1988 года.
Программа изначально считалась провальной (целевой аудиторией являлась интеллигенция), однако приобрела бешеную популярность, что доказали соц. опросы в Ленинграде и области, передачу регулярно смотрела половина населения. Программа выходила дважды в неделю, её хронометраж длился свыше трех часов. Она состояла из авторских блоков различной тематики — о политике, культуре, истории и т. п. Позже многие их этих блоков оформились как самостоятельные программы, а их ведущие стали популярны не только в городе, но и во всей стране.
Главный редактор программы — Куркова Бэлла. «Пятое колесо» было одной из двух советских телепрограмм наряду с «Альтернативой» Ленинградского ТВ, предоставлявшей эфир опальному Борису Ельцину. В эфире «Пятого колеса» выступали с часовыми монологами Дмитрий Лихачёв, Даниил Гранин, Анатолий Собчак, Михаил Гефтер, Лидия Гинзбург и многие другие. Постоянными были репортажи о политических дискуссиях и т. п.
В 1991 году в эфир «Пятого колеса» вышла видеозапись запрещённой программы «Взгляд» ЦТ с рассказом о событиях у телецентра в Вильнюсе. В том же году по решению Ленсовета в эфире «Колеса» выступили бывшие следователи по особо важным делам Генпрокуратуры Т.Гдлян и Н.Иванов, рассказавшие о результатах расследования коррупции в Средней Азии и высших эшелонах власти СССР.
Большое внимание вместе с тем уделялось литературно-художественному вещанию, литературному театру, в основном открывавшему зрителям произведения запрещённых прежде авторов. В первом выпуске «Колеса» в прямом эфире был показан последний спектакль в Ленинграде с участием Аркадия Райкина.
Заместитель главного редактора — Виктор Правдюк. Автор идеи и режиссер — Н. Л. Серова. Она же стала знаменитым голосом за кадром.
Авторами и ведущими программы были также Сергей Шолохов Ирина Михайлова, Ольга Байдина, Надежда Виноградова, Ирина Холмова Наталия Беляева, Зоя Беляева, Валентин Куклев, Вадим Коновалов и др.
С началом вещания Российского телевидения «Пятое колесо» в прежнем формате выходило на канале РТР (тогда ещё Вторая программа ЦТ). С 1996 года выходила под названием "Новое «Пятое колесо». В дальнейшем, с развитием отечественного ТВ, появлением новых программ и деполитизацией общества, программа стала выходить еженедельно, затем ежемесячно и естественным образом ушла из эфира.