Процесс по Каролине. Система доказательств
Одим из основных памятников феодализма в области уголовного права является Каролина - памятник рецептированного римского права теории формальных доказательств.
Суд состоял из шеффенов или заседателей суда, судьи, писца. Предпочтение отдавалось лицам дворянского происхождения и ученым людям.
Процесс начинался по доносу потерпевшего, его показания точно записывались. Требование к истцам: представление прямых улик преступления, влекущих наказание. Обвиняемый заключался в тюрьму независимо от виновности. Истец мог быть также помещен в тюрьму, если он не предоставил соответствующего залога, признанного судьями и шеффенами достаточным при отсутствии улик.
Все это делалось согласно гражданско-правовому предписанию, чтобы оплатить произведенные издержки, а также бесчестье, ущерб, если истец не сможет доказать уголовное обвинение или свои права, или если в течении определенного назначенного судом срока он не сможет предъявить такие улики и подозрения, которые суд признает достаточными, если истец проиграет дело по др. причинам.
Следующим этапом является проведение допроса под пыткой, который применяется лишь при получении прямых улик преступления. Наличие косвенных улик не ведет за собой применение допроса под пыткой. Для достаточных улик необходимо два добрых свидетеля.
Окончательное осуждение на уголовное наказание должно происходить на основе собственного признания. Во внимание принимается и записывается лишь то, что было сказано подозреваемым после пытки.
Виновный, который будет подвергнут уголовному наказанию по приговору суда, предупреждается за три дня (чтобы было время подумать о грехах).
В случае просьбы истец или ответчик могут иметь годатая в составе суда. Последний в силу своей присяги должен был поддерживать справедливость. Окончательный приговор - в письменном виде.
Суд проходил с символическими актами устрашения, показательная жестокость - отрубание пальцев и т.д. Часты были процессы над ведьмами: трактат “Молот ведьм” - 1487 г.
71.Мусульманское право: общая характеристика
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
Ислам заявил о себе впервые в начале 7 века н.э. Буквально «ислам» - человек, покорный богу. Мало обращается внимания на внутренний мир человека и его состояние, главное здесь – следование Корану. Постепенно это стало юридической нормой.
М.п. – право религиозное. Его недостаток состоит в том, что оно не поддается кодификации. Это очень жесткое право: если человек не соблюдает его – он не мусульманин. Оно сложилось к 10 веку и до сих пор не поддавалось никакому влиянию.
Периодизация:
1) жизнь пророка Муххамеда (571 - 632). Пророк получает благословение, которое передает окружающим в виде Корана. В Коране юр. норм мало (около 80-ти).
2) первые 3 халифа (632 - 662). В этот период происходило собирание и толкование сунн. 4-й Халиф Али был убит. Исламский мир делится на 2 части: - сунниты (не признавали Али), шииты – признавали (согласно ним, Али спасся и путешествует в имаме). Шииты в основном в Иране.
3) Халифы – омейяниты (662 - 750) – эпоха грандиозной империи арабов. В этот период появилась игма и начали складываться Мазхабы. Получают распространение суффиты – странствующие нищие монахи.
4) Халифы – абасиды. Окончательное формирование права к 10 веку.
Мусульманское право - шириат - было наиболее значительной системой права в странах Востока. Возникло и оформилось в рамках Арабского халифата, процесс развития связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархальной-религиозной общины в нач. VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших феодальных империй VIII-X вв. (при династии Омейядов и Аббасидов). При Мухаммеде были составлены священные книги мусульман: Коран и Сунна.
ЭВОЛЮЦИЯ
В первое десятилетие Арабского халифата шириат отражал интересы госуд. верхушки, состоявшей из:
1. племенной аристократии;
2. рабовладельцев;
3. формирующегося класса земельных собственников.
В последующие века мусульманское право превратилось в сравнительно полную и цельную систему феодального права, защищавшего интересы:
1. государственной верхушки,
2. землевладельцев,
3. богатых купцов,
4. мусульманского духовенства.
Шириат возник и развивался как конфессиональное право, слитое с теологией ислама => шириат в целом и его, собственно, нормативная часть - фикх - включают в себя правовые установления, религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль, нормы, определяющие отношения мусульман с аллахом (ибадат).
Тесная связь права с религиозной догматикой нашла свое отражение в самих нормативных предписаниях шириата. Существовало 5 видов действий: обязательные; рекомендуемые; дозволенные; предосудительные, но не влекущие за собой применение наказания; запрещенные и подлежащие наказанию. Вся жизнь правоверного мусульманина была сведена к этим действиям.
Характерные черты:
-относительная целостность,
-конфессиональный принцип,
-постепенное превращение шириата в мировую систему феодального права, оказавшую решающее влияние на правовую жизнь ряда стран Азии и Африки,
-с утверждением главных направлений в исламе произошел раскол и в шириате: суннизм и шиизм. Постепенно сторонники шиизма раскололись на 4 основных мазхаба - толка: ханнифиты, маликиты, шифииты и хамбалиты.