Заговорщики попадают в собственную западню

Весной 2003 года, когда архиепископ Варнава был на вершине власти, уже приближался момент его падения. Антон Тер-Григорян пишет: «Избавившись от о. Виктора Мелехова и поддерживавшего его духовенства и мирян, епископ Варнава понял, что ему в его епархии не нужен всемогущий клирик, протоиерей Вениамин Жуков, который после 'общей победы' над 'мелеховским расколом' стал проявлять слишком явную независимость... Жуков вскоре отдалился от епископа Варнавы, и ближайшим советчиком 'заместителя первоиерарха' опять стал протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый».i

Власть архиепископа Варнавы начала исчезать на Соборе, который Жуков великодушно разрешил созвать с 3/16 по 7/20 мая 2003 года. Было предложено три кандидата на епископство: архимандрит Антоний (Рудей), в качестве викария Европейской епархии с титулом епископа Балтийского и Молдовского, иеромонах Анастасий (Суржик) в качестве правящего архиерея Дальневосточной епархии с титулом епископа Владивостокского и Дальневосточного и иерей Виктор Пивоваров в качестве викария Европейской епархии с титулом епископа Славянского и Южнорусского. Эти кандидатуры были утверждены, хотя архиепископ Варнава возражал против кандидатуры Пивоварова. Вместо него он выдвинул кандидатуры архимандрита Алексия (Макринова)и иеромонаха Иосифа (Философова). Он также просил, чтобы все священники и миряне, приходящие из епархий архиепископа Лазаря и епископа Вениамина, принимались через покаяние. ii

Архиепископ Варнава издал 26 июня 2003 года Указ, в котором осудил Жукова за антиканоничное поведение и потребовал вернуть печать епархии и факсимильную подпись, подозревая их незаконное использование. Жуков пренебрёг Указом и решительно отказался вернуть печать и подпись. Вместо этого он развернул настолько злобную кампанию против Варнавы, что шесть из восьми 'французских' приходов вскоре стали требовать от Синода 'сменить правящего архиерея' и даже 'лишить сана архиепископа Варнаву'». Варнава был вынужден покинуть епархию. Воспользовавшись отсутствием своего хозяина, Жуков вызвал из Канады епископов Владимира и Сергия, которые, вопреки воле архиепископа Варнавы, хиротонисали на его канонической территории о. Анастасия (Суржика и о. Виктора Пивоварова, который не только был агентом КГБ с кличкой «Пономарь»,iii был лишён сана своим бывшим архиереем, епископом Вениамином Черноморским, но и был признан еретиком епископом Сергием. Через несколько недель после этого скандального события архиепископ Варнава получил от Жукова по почте печать и факсимильную подпись – они были ему больше не нужны!iv

Жуков затем провёл с 14/27 по 16/29 ноября совещание Синода, на котором были созданы три независимых епархии. Русская часть епархии архиепископа Варнавы была у него взята и разделена между епископом Антонием Молдовским (он взял Украину, Белоруссию, Литву, Латвию и Эстонию) и епископом Виктором Южнорусским (ему достались северо-запад, центр, Волга, южные районы России и Грузия) с «отделением тех приходов, которые хотят поминать архиепископа Варнаву». Что касается самого Варнавы, ему пришлось ограничиться приходами Западной Европы. Дальневосточная епархия епископа Анастасия была расширена включением в неё Кореи, Китая и островов Японии (где не было приходов РПЦЗ!), и ему также была временно вверена Сибирская епархия, включавшая Уральский округ и Казахстан.

Затем епископы объявили неканоничным принятие архиепископом Варнавой в свою епархию нескольких румынских новостильных приходов,v убрали у него титул «заместителя первоиерарха» и лишили сана одного из его клириков, иеромонаха Серафима (Баранчикова), за аморальное поведение.vi

Синод анафематствовал 6/19 ноября «тех, кто утверждает антихристианскую ересь сергианства, кто учит, что Церковь Христова якобы спасается союзом с врагами Христовыми; тех, кто отвергает подвиг мученичества и исповедничества и создаёт мнимую церковь на фундаменте Иуды, ради которой позволяет нарушение и искажение христианского учения, канонов и нравственных законов; тех, кто приказывает христианам кланяться богоборческим властям, как если бы они были поставлена Богом, и служить им не за страх, а за совесть, благословляя все их беззакония; тех, кто оправдывает гонения на истинную Церковь Христа от рук богоненавистников, думая, что они служат Богу, а на самом деле продолжают обновленческую ересь, митрополиту Сергию и его последователям – Анафема!»

Но правоверные анафемы не могли скрыть внутреннее разложение Синода. Окончательный удар по архиепископу Варнаве приближался. Незадолго до этого, 7 декабря 2003 года, он ответил на выпады своих мучителей тем, что отлучил протоиерея Вениамина Жукова от богослужения.vii Однако, 19 января 2004 года, оставив в стороне объяснительное письмо архиепископа Варнавы,viii митрополит Виталий и североамериканские епископы объявили это отлучение недействительным, сказав, что Варнава «превысил свои полномочия» (хотя о. Вениамин был священником в епархии архиепископа Варнавы, то есть подчинялся ему непосредственно), и отправили его «в отставку».ix Запретили его в служении 8 июля 2004 года.x Архиепископ Варнава написал 25 июля покаянное письмо митрополиту Виталию, в котором каялся во многих своих поступках в последние несколько лет.xi Но покаяние только разозлило его врагов. На ноябрьском Архиерейском Соборе он был лишён сана – естественно, без суда или созыва суда...xii

Архиепископ Варнава опубликовал 27 января/ 9 февраля 2005 года «горестное послание», в котором сказал, что он не признаёт «так называемый 'Мансонвилльский Синод'» имеющим хоть какую-то власть или значение, потому что «он показал свою полную некомпетентность и своё глубоко неканоничное ведение дел».xiii Вскоре после этого архиепископ Варнава вернулся в Синод митрополита Лавра, признав прещение, наложенное на него в апреле 2001 года...xiv

Дальнейший распад Мансонвилльского Синода остановить было уже невозможно. Официальный сайт Синода опубликовал 3 июня 2006 года заявление Жукова, епископа Владимира и епископа Варфоломея, сообщившее, что власть в Синоде захватили архиепископ Антоний (Орлов), епископ Виктор (Пивоваров) и некая Ирина Митце-Гольдберг. Антоний объявил митрополита Виталия некомпетентным, предъявил обвинения епископам Владимиру и Варфоломею и вместе с епископом Виктором захватил Церковь.

Архиепископ Антоний, женатый человек, был рукоположен во епископы в 2002 году, тайно от митрополита Виталия и от собственной жены, епископами Варнавой и Сергием. Два года эту хиротонию держали в секрете, и только в 2004 году о ней было объявлено на интернете. Митрополит Виталий долго не признавал этой хиротонии, но в конце концов Жуков вынудил его сдаться. Хотя все архиереи знали, что Антоний, в качестве священника Николая Орлова, находился в церковном браке в момент хиротонии, они тем не менее признавали её и даже, по настоянию Жукова, возвели Орлова в ранг «архиепископа» и «заместителя первоиерарха» вместо Варнавы. Церковный развод Антония был оформлен через два года после его рукоположения, но гражданский брак оставался в силе...xv

По настоянию архиепископа Антония (Орлова), епископ Виктор(Пивоваров), архимандрит Дамаскин (Балабанов) и Стефан (Бабаев) были приглашены в местное отделение полиции, чтобы митрополит мог официально и без внешнего давления выразить свою волю относительно присутствия в его резиденции в Мансонвилле архиепископа Антония и других. Когда полицейский спросил: «Желает ли митрополит Виталий, чтобы Орлов, Пивоваров, Балабанов, Бабаев и Митце покинули территорию Преображенского скита?», митрополит ответил твёрдо: «Да, я этого желаю». Архиепископ Антоний попытался переубедить митрополита, но полицейский сказал: «Достаточно. Ответ получен». Полиция попросила русскую группу покинуть Мансонвилль до 25 июля. На следующий день, 23 июня, архиепископ Антоний издал Указ, в котором заявил, что «он считает своим долгом взять на себя временное управление РПЦЗ» из-за слабого здоровья митрополита, «который по временам не узнаёт своего заместителя и архиереев», из-за «непоследовательных и ложных указов, отменяющих предыдущие указы, подписанные первоиерархом», а также из-за «злостной изоляции первоиерарха».xvi

Распад Синода продолжался. Епископ Виктор порвал с архиепископом Антонием и создал свой собственный Синод вместе с епископом Дамаскином (Балабановым). Позднее они опять разошлись... Архиепископ Антоний, тем временем, стал называть себя «Митрополитом Московским, Лос-Анджелесским и всего Зарубежья»!

О. Спиридон Шнейдер пишет: «Кончина митрополита Виталия 12/25 сентября 2006 года обозначила поворотный пункт в жизни РПЦИ. Когда митрополит Виталий скончался, ... в его Синоде оставалось четыре архиерея: епископ Владимир Сан-Францисский и Западно-Американский, епископ Варфомолей Эдмонтонский и Западно-Канадский (у которого прогрессировала болезнь Паркинсона и развивалось слабоумие), епископ Антоний Молдовский и епископ Анастасий Владивостокский. Епископ Владимир стал временно исполняющим обязанности первоиерарха на том основании, что он, в возрасте 39 лет, был старшим по хиротонии.

«...В начале зимы 2006 года протоиерей Вениамин Жуков и епископ Антоний Молддовский послали протоиерея Николая Семёнова из Брюсселя в Канаду, чтобы он получил подпись епископа Варфоломея на некоем документе. В результате интриг и обманов, епископ Варфоломей подписал этот документ, даже не зная и не понимая, что именно он подписывает. Документ был Указом об отставке епископа Анастасия Владивостокского. Действие это было предпринято исключительно неканоничным и неэтичным способом, без соответсвующей процедуры, без заседания Синода, без участия временно исполняющего обязанности первоиерарха и без следования Правилам, которыми руководствуется Русская Зарубежная Церковь».xvii

О. Спиридон продолжает: «На совещании, которое состоялось 12 мая 2007 года и на котором присутствовали протоиерей Константин Фёдоров, протоиерей Спиридон Шнейдер и иерей Эндрью Кенсис, епископ Владимир сообщил, что он намерен созвать Архиерейский Собор, будучи при этом в полной уверенности, что епископ Антоний Молдовский и секретарь Синода, протоиерей Вениамин Жуков, не примут участия. Епископ Владимир сказал, что он назначит Собор в Эдмонтоне, в Канаде, чтобы епископ Варфоломей... мог участвовать в первом заседании. Далее епископ Владимир пояснил, что если протоиерей Жуков и епископ Антоний не прибудут на Собор, как ожидается, тогда епископ Владимир, епископ Варфоломей и епископ Анастасий создадут кворум. Так что, когда собрание состоится, первым пунктом будет рассмотрение и согласие на просьбу епископа Варфоломея об отставке, поданную год назад. Это решение будет принято при голосовании, в котором будет участвовать епископ Варфоломей. Как только епископ Варфоломей выйдет в отставку, он уже не будет больше принимать участия в Соборе и не будет считаться членом Синода. Следовательно, епископ Владимир и епископ Анастасий получат две трети голосов, что позволит им принять их предложения о будущем Церкви. Далее епископ Владимир добавил, что о. Вениамин Жуков, который раньше всегда голосовал на заседаниях Синода, будучи его секретарём, теперь лишается права голоса, поскольку он не архиерей...»xviii

Жуков, конечно, не смирился с таким понижением в должности, и 1/14 ноября 2007 года, при его подстрекательстве, епископ Антоний (Рудей) Молдовский единолично тайно рукоположил архимандрита Серафима (Скуратова) в епископа Бирмингемского, а затем епископ Серафим рукоположил о. Романа Апостолеску в епископа Брюссельского.xix Так Жуков создал свою собственную “катакомбную церковь» - на свободном Западе!

С уходом Жукова из Синода, который он создал и разрушил, мы завершим наш рассказ о РПЦЗ (В). Ибо, как сказал греческий старостильник исповедник Папа Николас Планас, «то, что создано вопреки канонам, удержаться не может – всё равно падёт...»xx

iТер-Григорян «Курьёзы: епископы РПЦЗ (В) пытаются решить свои наиболее серьёзные канонические проблемы, одновременно продолжая обличать 'мелеховский раскол'» http://romanitas.ru/Actual/Sin.htm

ii «Из протокола заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви За границей» http://www.listok.com/sobor204.htm

iiiВ январе 2004 года секретарь епархиального собрания РПЦИ, В. Черкасов-Георгиевский, зачитал документ КГБ, в котором был описана поездка в Штаты на Христианскую мирную конференцию епископа Виктора, в то время клирика Московской патриархии, работавшего под псевдонимом «Пономарь» (Глава 4 отдела 5 управления КГБ генерал В.И. Тимошевский, лист 6, оп. 12, № 110, д. III-175; процитировано на http://cheksoft.narod.ru/mit13.htm)

ivТер-Григорян, указ. соч.; «Очередные чистки», указ. соч.

v «В конце 2003 года, - пишет о. Спиридон Шнейдер, - стало известно, что епископ Варнава аннулировал Указ митрополита Виталия, запрещавший новостильным церквам входить в состав Русской Зарубежной Церкви. Когда к архиепископу Варнаве обратились за объяснением факта принятия румынских новостильников под свой омофор во Франции, он отрицал это» (e-mail Феофану Костелло 2 января 2008 года)

vi«Постановления Архиерейского Синода РПЦЗ от 14/27 по 16/29 ноября 2003 года» http://www.listok.com/sobor219htm

viiПричиной этому, по свидетельству публикации в Вертограде (№ 420, 23 января 2004 года), было следующее обстоятельство: «Архиепископа Варнава сомневался в подлинности подписи первоиерарха митрополита Виталия от 4/28 [sic!] декабря, по которому часть Западно-Европейской епархии отходила под омофор епископа Виктора (Пивоварова) Славянского и Южнорусского. Это послужило причиной для запрещения о. Вениамина Жукова, которого архиепископ Варнава обвинил в подделке документа, в силу того, что тот был секретарём Синода. Из писем в поддержку протоиерея Вениамина Жукова можно заключить, что у него хватило бы храбрости подделать подпись мирополита Виталия, но только при условии того, что все архиереи Синода знали бы об этом. Указ о запрещении о. Вениамина был издан архиепископом Варнавой в начале декабря 2003 года, но о. Вениамин узнал об этом только в начале января, совершенно случайно. Настоящей же причиной конфликта между иерархом и протоиерем Вениамином Жуковым был отказ архиепископа Варнавы принять участие в хиротонии епископа для России, то есть епископа Виктора Славянского и Южнорусского. Хиротонии для России состоялись в июне 2003 года, в храме Новомучеников Российских около Парижа, где служит о. Вениамин. Состоялись они, в основном, ради того, чтобы выполнить просьбу российских членов РПЦЗ (В) создать новые независимые епархии на территории России и предоставить для них епископов. Раньше эти территории были в Европейской епархии под омофором архиепископа Варнавы. Экклезиология архиепископа Варнавы и некоторые его сомнительные с канонической точки зрения поступки давно уже вызывали опасения русской паствы. Боясь потерять приходы на территории России, архиепископ Варнава отказался принять участие в хиротонии Владыки Виктора»

viii «Обращение архиепископа Варнавы к епископам Сергию, Владимиру и Варфоломею по поводу истинного положения в РПЦЗ (В)» (Вертоград, № 439, 6 марта 2004 года)

ix См. статью Жукова и его сторонников «Обзор положения в Западно-Европейской епархии РПЦЗ (В): Открытое письмо клириков» http://cherksoft.narod.ru/mut96/htm; Вертоград № 473, 15 июня 2004 года

x http://listok.com/sobor243.htm

xihttp://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=639

xii «Некоторые священники во Франции присоединились к архиепископу Варнаве, а также о. Анатолий Трепачко, его семья и его приход в США. Позднее архиепископ Варнава, иерарх-основатель РПЦИ, вернулся в РПЦЗ под омофором митрополита Лавра... Когда это случилось, о. Анатолий Трепачко, его семья и приход ушли под омофор архиепископа Тихона из лазаревского Синода» (Шнейдер, e-mail Феофану Костелло 2 января 2008 года)

xiii http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=639

xiv http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=924

xv «Очередные чистки...» указ.соч.

xvi Вертоград № 5, 25 июня 2006 года

xvii Шнейдер, e-mail Феофану Костелло 2 января 2008 года

xviiiШнейдер, e-mail Феофану Костелло 2 января 2008 года

xixhttp://kirillov-v-y.livejournal.com/2291.htm1#cutid1

xx Свято-Преображенский монастырь, Бостон, Папа Николас Планас

+

Наши рекомендации