Ма без хитростей выражается в двух словах: наслаждение приятно.
Этическое содержание гедонизма выражается в двух принципах: 1) «Наслаждение составляет цель жизни, и добром является все, что доставляет наслаждение и ведет к нему»; 2) «Поступай так, чтобы испытывать как можно большее наслаждение».
Гедонист превращает свою жизнь в безудержную погоню за наслаждениями. Если у вас получение наслаждения и погоня за развлечениями становится главным смыслом жизни, то вы — гедонист (или гедоник).
Гедонист жаждет не просто наслаждений, ему необходима новизна в развлечениях. Получаемое от развлечения удовольствие всегда мимолетно. Таким образом, его жизнь превращается в серию искрометных наслаждений; паузы, иногда очень протяженные, заполнены томительными ожиданиями. Он скучает, бездельничает, мучается — до следующего всплеска.
Человек является гедонистом чуть ли не с самого рождения. Наслаждения младенца просты и непритязательны: кормление, укачивание, тепло нежных материнских рук, ласковые слова, одобрения, подарки, игра. Детство запоминается нам как время покоя, безмятежности, беззаботности. Будучи воплощением удовольствий, получаемых без приложения больших усилий, оно постоянно притягивает, манит нас. Вспоминая позже свое детство, мы окружаем его романтическим ореолом наслаждения.
По мере взросления человеку все больше приходится сталкиваться с ограничениями и учиться тому, что любое наслаждение, счастливое состояние дается ценой больших затрат и усилий. Общение и столкновения с окружающими требуют от человека контроля своего стремления к удовольствию, зависимости его от желания других людей, отказ от получения постоянных удовольствий, терпения неудовольствия и т.п.
Крайняя форма гедонизма, которая наблюдается у очень малой части общества, выражается в безмерном культе потребительства и вожделения, где на первое место ставится исключительно утоление страсти. Однако «наслаждение любой ценой» оборачивается развлечением за счет другого, счастьем за счет страдания окружающих. Мораль наслаждения постепенно переходит в мораль насилия и жестокости. Ни одно общество не может устоять, когда последняя становится массовым принципом поведения. Только представьте себе общество, в котором каждый безнаказанно грабит, убивает, ворует в удовольствие себе.
Может быть, многие не удержались бы от соблазнов гедонизма, если бы не ограничения. Во-первых, наслаждаться одному за счет всех воспрещает общество. Во-вторых, нескончаемые наслаждения рано или поздно ведут к пресыщению. Гедонист запирает сам себя в безвыходный тупик: погоня за наслаждениями превращается в монотонный конвейер, где каждая последующая операция приносит все меньшее удовольствие. Вспомните литературных героев или исторических персонажей, поставивших свою жизнь в служение погоне за удовольствиями.
Поскольку большинство населения одновременно, не вредя себе, не может стать законченными гедонистами, то каждый по отдельности стремится побывать в подобной роли хотя бы на краткое время. Никто из нас не откажет себе в маленьких удовольствиях, если они необременительны, не особенно дорогостоящи и не ведут к неприятным последствиям. Выйти из-под пристального ока общества, полиции нравов, агентов социализации, немного нарушить правило, раскрепоститься желают многие. Иногда даже законопослушному человеку приятно и интересно поступить так, как не рекомендуется
или необщепринято. В момент отступления от правила он видит себя независимым и свободным.
Порой он нарушает правила, установленные им самим, заведенный для себя порядок. В некоторых обществах правительство официально разрешает паузы массового отклонения от правил, даже организует их в особо праздничной форме. Это могут быть фестивали, карнавал, массовые гулянья и т.п. Анекдоты, шутки, смех, сатира, где выворачиваются наизнанку самые деликатные темы, также выступают формой разрядки.
Гедонист готов к мелким нарушениям, но вряд ли когда решится на крупные преступления. Они доставляют неприятности, которых он всячески избегает. Но и маленькие нарушения могут обернуться большими хлопотами. В компании с друзьями попробовал покурить «травку» или выпил рюмку-другую. Понравилось. Удержаться нет сил, да и нравственных тормозов нет тоже либо они недостаточно надежные. Увлекся. Через полгода втянулся. С годами стал заядлым наркоманом или алкоголиком. Это не просто конвейер, но эскалация наслаждений: каждая следующая доза приносит все большее удовольствие, превращается в потребность и неистребимую привычку, а личность все больше деградирует. Большинство специалистов признают, что вытянуть наркомана или алкоголика — дело чуть ли небезнадежное. Принудительное лечение неэффективно. Требуется добровольное согласие, т.е. готовность самого человека. Даже если она возникает, то на время, а необходима новая стратегия поведения. Она дается личностью, но личностное начало умерло. Таков порочный круг гедонизма.
Одна из форм проявления гедонизма — авантюризм, жажда рискованных приключений. Почему люди ищут рискованных наслаждений, путешествий в другие страны, совершают полеты в стратосферу, участвуют в смертельных автогонках и т.д.? Нас тянут новые и часто рискованные развлечения. Они доставляют необыкновенное удовольствие, обостряют его. Если авантюра — форма частной жизни, то большого вреда обществу в том нет. Но в истории немало примеров великих авантюристов, совершавших разрушительные набеги на целые страны и материки. Пираты — яркий пример группового авантюризма. В одну команду подбираются все
авантюристы, маргинальные личности, неудачники, преступные элементы и прочий люд, готовый поставить на карту собственную жизнь ради обогащения и острых приключений. Укоренившись в привычку, авантюризм со временем превращается в аморализм: авантюристы уже готовы преступить любые нормы и закон, убить безвинного, если тот встал поперек дороги, ведущей к удовольствию.
Конечно, наслаждение само по себе не аморально, и потому критика гедонизма не означает отказа от принципа удовольствия, без которого вообще невозможна общественная жизнь. С биологической точки зрения роль удовольствий и страданий определяется тем, что они выполняют адаптивную функцию: удовольствие стимулирует активность, отвечающую потребностям организма; отсутствие же удовольствия и страдание блокируют действия, опасные для него. С психофизиологической точки зрения удовольствие как результат удовлетворения потребности важно тем, что его сопровождает уменьшение и угасание внутреннего напряжения (физического и психического), оно способствует восстановлению жизненных функций организма. В этом смысле удовольствие, конечно, благо, оно ценно. Отсюда может вытекать определенная нормативная позиция, согласно которой состояние удовлетворенности является идеальным для организма, и человеку следует делать все для достижения такого состояния.
Разумным гедонизм является, видимо, тогда, когда он подчиняется этическому требованию: стремясь к осуществлению своих желаний, не допускай произвола и уважай право других на наслаждение. Разумный гедонизм может быть не только терпим, но и поощряем обществом, если он превращается в двигатель творчества, искусства, науки. Ученый и актер должны получать от своей деятельности максимальное удовольствие, иначе у них не будет стимула трудиться. Не только физический, но еще больше умственный труд, часто оплачиваемый хуже, требует огромного внутреннего самоудовлетворения. Именно процесс написания книги, сочинения симфонии, разработки научной теории должен приносить человеку максимальное наслаждение. Оно считается более важным, чем внешнее — гонорар,
звания, почести — вознаграждение. Здесь наслаждение получает этическое оправдание.
С гедонизмом соседствует своеволие, которое выражается в различных формах психологического и нравственного давления, манипулирования сознанием и поведением другого человека. Право на уважение признается только за одним индивидом, у других оно отрицается. Своеволие означает последовательное и насильное осуществление планов, задуманных одним человеком, вопреки воли и желанию других.
Понятия:счастье, удовольствие, гедонизм.
Вопросы и задания
1. Как понимали счастье философы и писатели разных эпох?
2. Охарактеризуйте поведение гедониста.
*3. Как вы понимаете слова классика о том, что все в счастье одинаковы, но различаются в несчастье? О каком классике идет речь?
*4. Вы согласны с утверждением: «Счастье легче достигается и интенсивнее переживается при удачной судьбе, в радости, в достатке, в почете»? Аргументируйте свой ответ.
*5. Как вы думаете, почему есть философское понятие «счастье», но нет философского понятия «несчастье»?
*6. Почему счастье является предметом изучения в философии, но не в психологии, социологии и политологии?
*7. Иногда приходится слышать: нужно иметь право не только для того, чтобы осуждать других, но и для того, чтобы восхвалять их. Кому оно дано?
*8. Возможно ли счастье без добра? Что вы думаете по данному поводу?
*9. Как вы понимаете выражение: «На свете счастья нет, но есть покой и воля»? Согласны ли вы с такой позицией?
■ Проблема.Счастье зависит от внешних причин или от внутреннего состояния человека?
Практикум 1. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), представитель стоицизма, воспитатель императора Нерона, проповедовавший свободу от страстей и вы-
казывавший публичное презрение к смерти, предложил своеобразный тест на отношение человека к собственному богатству: «Открой двери своего дома и, допустивши к своему добру сограждан, предложи каждому взять то, в чем он признает свою собственность. Если после этого у тебя ничего не убудет, вот тогда о тебе можно будет говорить как о настоящем богаче».
Как бы вы использовали этот тест сегодня? По отношению к каким социальным группам вы его применили бы?
Практикум2. Работа по группам. Подберите максимальное количество пословиц и поговорок о счастье и постарайтесь объяснить их смысл.