Ма без хитростей выражается в двух словах: наслаждение приятно.

Этическое содержание гедонизма выражается в двух принципах: 1) «Наслаждение составляет цель жизни, и доб­ром является все, что доставляет наслаждение и ведет к не­му»; 2) «Поступай так, чтобы испытывать как можно боль­шее наслаждение».

Гедонист превращает свою жизнь в безудержную погоню за наслаждениями. Если у вас получение наслаждения и по­гоня за развлечениями становится главным смыслом жизни, то вы — гедонист (или гедоник).

Гедонист жаждет не просто наслаждений, ему необходима новизна в развлечениях. Получаемое от развлечения удо­вольствие всегда мимолетно. Таким образом, его жизнь пре­вращается в серию искрометных наслаждений; паузы, ино­гда очень протяженные, заполнены томительными ожиданиями. Он скучает, бездельничает, мучается — до сле­дующего всплеска.

Человек является гедонистом чуть ли не с самого рожде­ния. Наслаждения младенца просты и непритязательны: кормление, укачивание, тепло нежных материнских рук, лас­ковые слова, одобрения, подарки, игра. Детство запоминается нам как время покоя, безмятежности, беззаботности. Будучи воплощением удовольствий, получаемых без приложения больших усилий, оно постоянно притягивает, манит нас. Вспоминая позже свое детство, мы окружаем его романтичес­ким ореолом наслаждения.

По мере взросления человеку все больше приходится сталкиваться с ограничениями и учиться тому, что любое наслаждение, счастливое состояние дается ценой больших затрат и усилий. Общение и столкновения с окружающими требуют от человека контроля своего стремления к удо­вольствию, зависимости его от желания других людей, отказ от получения постоянных удовольствий, терпения неудо­вольствия и т.п.

Крайняя форма гедонизма, которая наблюдается у очень малой части общества, выражается в безмерном культе потре­бительства и вожделения, где на первое место ставится ис­ключительно утоление страсти. Однако «наслаждение любой ценой» оборачивается развлечением за счет другого, счастьем за счет страдания окружающих. Мораль наслаждения посте­пенно переходит в мораль насилия и жестокости. Ни одно об­щество не может устоять, когда последняя становится массо­вым принципом поведения. Только представьте себе общество, в котором каждый безнаказанно грабит, убивает, ворует в удовольствие себе.

Может быть, многие не удержались бы от соблазнов гедо­низма, если бы не ограничения. Во-первых, наслаждаться од­ному за счет всех воспрещает общество. Во-вторых, несконча­емые наслаждения рано или поздно ведут к пресыщению. Гедонист запирает сам себя в безвыходный тупик: погоня за на­слаждениями превращается в монотонный конвейер, где каж­дая последующая операция приносит все меньшее удовольст­вие. Вспомните литературных героев или исторических персонажей, поставивших свою жизнь в служение погоне за удовольствиями.

Поскольку большинство населения одновременно, не вре­дя себе, не может стать законченными гедонистами, то каж­дый по отдельности стремится побывать в подобной роли хотя бы на краткое время. Никто из нас не откажет себе в малень­ких удовольствиях, если они необременительны, не особенно дорогостоящи и не ведут к неприятным последствиям. Выйти из-под пристального ока общества, полиции нравов, агентов социализации, немного нарушить правило, раскрепоститься желают многие. Иногда даже законопослушному человеку приятно и интересно поступить так, как не рекомендуется





или необщепринято. В момент отступления от правила он ви­дит себя независимым и свободным.

Порой он нарушает правила, установленные им самим, за­веденный для себя порядок. В некоторых обществах прави­тельство официально разрешает паузы массового отклонения от правил, даже организует их в особо праздничной форме. Это могут быть фестивали, карнавал, массовые гулянья и т.п. Анекдоты, шутки, смех, сатира, где выворачиваются наиз­нанку самые деликатные темы, также выступают формой разрядки.

Гедонист готов к мелким нарушениям, но вряд ли когда ре­шится на крупные преступления. Они доставляют неприятно­сти, которых он всячески избегает. Но и маленькие наруше­ния могут обернуться большими хлопотами. В компании с друзьями попробовал покурить «травку» или выпил рюмку-другую. Понравилось. Удержаться нет сил, да и нравственных тормозов нет тоже либо они недостаточно надежные. Увлекся. Через полгода втянулся. С годами стал заядлым наркоманом или алкоголиком. Это не просто конвейер, но эскалация на­слаждений: каждая следующая доза приносит все большее удовольствие, превращается в потребность и неистребимую привычку, а личность все больше деградирует. Большинство специалистов признают, что вытянуть наркомана или алкого­лика — дело чуть ли небезнадежное. Принудительное лечение неэффективно. Требуется добровольное согласие, т.е. готов­ность самого человека. Даже если она возникает, то на время, а необходима новая стратегия поведения. Она дается личностью, но личностное начало умерло. Таков порочный круг гедонизма.

Одна из форм проявления гедонизма — авантюризм, жажда рискованных приключений. Почему люди ищут рис­кованных наслаждений, путешествий в другие страны, совер­шают полеты в стратосферу, участвуют в смертельных авто­гонках и т.д.? Нас тянут новые и часто рискованные развлечения. Они доставляют необыкновенное удовольствие, обостряют его. Если авантюра — форма частной жизни, то большого вреда обществу в том нет. Но в истории немало при­меров великих авантюристов, совершавших разрушительные набеги на целые страны и материки. Пираты — яркий пример группового авантюризма. В одну команду подбираются все

авантюристы, маргинальные личности, неудачники, пре­ступные элементы и прочий люд, готовый поставить на карту собственную жизнь ради обогащения и острых приключений. Укоренившись в привычку, авантюризм со временем превра­щается в аморализм: авантюристы уже готовы преступить любые нормы и закон, убить безвинного, если тот встал попе­рек дороги, ведущей к удовольствию.

Конечно, наслаждение само по себе не аморально, и пото­му критика гедонизма не означает отказа от принципа удо­вольствия, без которого вообще невозможна общественная жизнь. С биологической точки зрения роль удовольствий и страданий определяется тем, что они выполняют адаптив­ную функцию: удовольствие стимулирует активность, отве­чающую потребностям организма; отсутствие же удовольст­вия и страдание блокируют действия, опасные для него. С психофизиологической точки зрения удовольствие как результат удовлетворения потребности важно тем, что его сопровождает уменьшение и угасание внутреннего напря­жения (физического и психического), оно способствует вос­становлению жизненных функций организма. В этом смыс­ле удовольствие, конечно, благо, оно ценно. Отсюда может вытекать определенная нормативная позиция, согласно ко­торой состояние удовлетворенности является идеальным для организма, и человеку следует делать все для достиже­ния такого состояния.

Разумным гедонизм является, видимо, тогда, когда он подчиняется этическому требованию: стремясь к осуществ­лению своих желаний, не допускай произвола и уважай пра­во других на наслаждение. Разумный гедонизм может быть не только терпим, но и поощряем обществом, если он превращается в двигатель творчества, искусства, науки. Ученый и актер должны получать от своей деятельности максимальное удовольствие, иначе у них не будет стимула трудиться. Не только физический, но еще больше умствен­ный труд, часто оплачиваемый хуже, требует огромного внутреннего самоудовлетворения. Именно процесс написа­ния книги, сочинения симфонии, разработки научной тео­рии должен приносить человеку максимальное наслажде­ние. Оно считается более важным, чем внешнее — гонорар,





звания, почести — вознаграждение. Здесь наслаждение по­лучает этическое оправдание.

С гедонизмом соседствует своеволие, которое выражает­ся в различных формах психологического и нравственного давления, манипулирования сознанием и поведением дру­гого человека. Право на уважение признается только за одним индивидом, у других оно отрицается. Своеволие означает после­довательное и насильное осуществление планов, задуманных одним человеком, вопреки воли и желанию других.

Понятия:счастье, удовольствие, гедонизм.

Вопросы и задания

1. Как понимали счастье философы и писатели разных эпох?

2. Охарактеризуйте поведение гедониста.

*3. Как вы понимаете слова классика о том, что все в счас­тье одинаковы, но различаются в несчастье? О каком клас­сике идет речь?

*4. Вы согласны с утверждением: «Счастье легче достигает­ся и интенсивнее переживается при удачной судьбе, в радо­сти, в достатке, в почете»? Аргументируйте свой ответ.

*5. Как вы думаете, почему есть философское понятие «сча­стье», но нет философского понятия «несчастье»?

*6. Почему счастье является предметом изучения в филосо­фии, но не в психологии, социологии и политологии?

*7. Иногда приходится слышать: нужно иметь право не только для того, чтобы осуждать других, но и для того, чтобы восхвалять их. Кому оно дано?

*8. Возможно ли счастье без добра? Что вы думаете по дан­ному поводу?

*9. Как вы понимаете выражение: «На свете счастья нет, но есть покой и воля»? Согласны ли вы с такой позицией?

■ Проблема.Счастье зависит от внешних причин или от внутреннего состояния человека?

Практикум 1. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), представитель стоицизма, воспитатель импера­тора Нерона, проповедовавший свободу от страстей и вы-

казывавший публичное презрение к смерти, предложил своеобразный тест на отношение человека к собственному богатству: «Открой двери своего дома и, допустивши к сво­ему добру сограждан, предложи каждому взять то, в чем он признает свою собственность. Если после этого у тебя ничего не убудет, вот тогда о тебе можно будет говорить как о настоящем богаче».

Как бы вы использовали этот тест сегодня? По отношению к каким социальным группам вы его применили бы?

Практикум2. Работа по группам. Подберите макси­мальное количество пословиц и поговорок о счастье и по­старайтесь объяснить их смысл.

Наши рекомендации