Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами
Обособляются | Не обособляются |
1. Деепричастные обороты независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу – сказуемому: Петька заблудился, не умея ориентироваться в лесу. Поднявшись наверх, Климка увидел Павку, сидящим на корточках перед топкой. | 1. Деепричастные обороты, превратившиеся в устойчивые обороты речи (засучив рукава, сломя голову, спустя рукава ): Мальчик бежал сломя голову (очень быстро). |
2. Два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу: Искрясь и сверкая, осыпался иней с древесных вершин. | 2. Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастного оборота: Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь. |
3. Одиночные деепричастия, если они сохраняют значение глагольности: Не учась, и лаптя не сплетешь. | 3. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в речи обстоятельствами образа действия (обычно они стоят после глагола): О прогулке он рассказывал смеясь (весело). |
Задание 1.Перепишите, ставя, где нужно, знаки препинания.
1. Муромский соблазнясь хорошею погодою велел оседлать куцую свою кобылу. (П.) 2. В небе неподвижно стояли ястребы распластав крылья и устремив глаза свои в траву. (М. Г.) 3. Закаркав отлетела ватага черных ворон. ( П.) 4. Длинноногий голубой жеребенок выскочил из ворот но испугавшись Нехлюдова нажался на телегу. ( Л. Т.) 5. До двух часов занятия должны были идти не прерываясь. ( Л. Т.) 6. Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул. ( П.) 7. Он работал не покладая рук.
Вводные слова и предложения.
Вводные слова и предложения - это слова или сочетания слов, выражающие отношение говорящего к сообщению. На письме они выделяются запятыми.
Вводные слова и предложения обозначают:
1. Степень уве- ренности | конечно, разумеется, бесспорно, без сомнения, безусловно, несомненно, действительно, право, кажется, вероятно, возможно, по всей вероятности, по-видимому, может быть, пожалуй, надеюсь и т. п. |
2. Чувства | к счастью, к общей радости, к удовольствию, к удивлению, к изумлению, к стыду, к сожалению, к несчастью, как нарочно, как на беду, как на грех, грешным делом, чего доброго, странное дело и т. п. |
3. Источник со- общения | по - моему, по - твоему, по полученным данным, по сведениям, по сообщению, по словам, по мнению, с точки зрения, как известно, говорят, передают, помнится, слышно и т.п. |
4. Порядок мыслей и их связь | во - первых, наконец, например, наоборот, прежде всего, самое главное, с одной ( другой ) стороны, кроме того, между прочим, кстати, помимо, в частности, в общем, значит, итак, следовательно, как указывалось и т.п. |
5. Способ оформления мысли | одним словом, другими словами, лучше сказать, иначе (по правде, попросту, между нами ) говоря, что называется, мягко выражаясь, так сказать и т.п. |
6. Привлечение внимания, отношение к информации | понимаете ли, видите ли, знаете ли, послушайте, вообразите, представьте, поверьте, помилуйте, согласитесь, допустим, предположим, пожалуйста и т. п. |
Следует различать вводные слова и члены предложения. Как правило, вводные слова можно опустить, не нарушив структуры предложения: На лекции, естественно, нужно приходить вовремя. Дети вели себя естественно.
Задание 1. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1. Но может быть вы хотите знать окончание истории Бэлы? (Л.) 2. По словам капитана до ближайшего порта остаётся два дня пути. (Гонч.) 3. Я к сожалению должен прибавить, что в том же году Павла не стало. (Р.) 4. В письме Петрухиной матери было послано во-первых благословение во-вторых поклоны всех и наконец известие о том что Аксинья пошла в люди. (Л.Т.) 5. Но по слухам какая-то часть упорно сражалось под Каменском. (Фад.) 6. Таким образом игра в ушки для мальчика стала чем-то вроде выгодной профессии. (Кат.) 7. Я вам расскажу всю истину, только пожалуйста не выдавайте меня. (Л.) 8. С точки зрения артиллериста Елютин говорил немыслимые вещи. (Бакл.)
Сложное предложение.