Эпоха великих реформ Александра II и ее историческое значение
Реформы и контрреформы второй половины XIX в.
Эпоха правления Александра II стала временем знаковых для России реформ, которые в дореволюционной историографии получили название великих, а после Октября 1917 г. – буржуазных, либеральных, освободительных. Приступая к изучению данного периода необходимо усвоить, что первой в ряду реформ стояла крестьянская реформа. Необходимо выявить и рассмотреть не только причины, которые привели к отмене крепостного права, но и кем разрабатывалась и воплощалась в жизнь реформа, в чем ее суть, каковы основные этапы. Кроме того, следует показать значение земской, городской, военной, судебной реформ, а также преобразований в области печати и народного образования. При этом важно подчеркнуть, что эти реформы носили непоследовательный, незавершенный, внутренне противоречивый характер.
Предпосылки, цели и характер реформ Александра II. Историческая личность царя-реформатора. Крестьянская реформа и ее основные этапы (1861-1864).
Польское восстание 1863 г. и изменение хода крестьянской реформы в Литве Белоруссии и на Правобережной Украине.
Реформа самоуправления (земская и городовая). Военная реформа и деятельность военного министра Д.А. Милютина по ее подготовке и проведению. Реформа в сфере образования. Деятельность министров по воплощению в жизнь реформ: министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова, министра финансов А.А. Абазы, военного министра Д.А. Милютина. Экономитческое развитие России в эпоху Александра II. Итоги и последствия реформ 1860-1870-х гг.
Пореформенное социально-экономическое развитие России. Контрреформы Александра III. Их оценка в историографии. Роль К.П. Победоносцева. Общественно-политическая ситуация в пореформенной России. Основные направления общественной мысли: консерватизм, либерализм, народничество. М.А. Бакунин и идеи революционного народничества. Революционный экстремизм. Марксизм в России: причины и начало распространения.
Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в. Международное положение Россииво второй половине XIX в. Установление русско-китайской границы по реке Амур Н.Н. Муравьевым-Амурским. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика.
Основные события
Парижский мир (1856). Отмена крепостного права (Манифест 19 февраля 1861). Земская реформа (1864). Городская реформа (187). Судебная реформа (1864). Военная реформа (1862-1874). Университетский Устав 1863 г. Общественные движения в России второй половины XIX в. Нарастание революционной ситуации. Манифест о незыблемости самодержавия (29 апреля 1881). Деятельность К.П. Победоносцева в сфере образования.
Айгунский договор (1858). Пекинский трактат (1860). Берлинский трактат 1878 г. Продажа Аляски США (30 марта 1867).
Терминологический аппарат
Выкупные платежи, «временнообязанные» крестьяне, удельные крестьяне, государственные крестьяне, царане, «земля и воля», община, адвокатура, присяжные заседатели, военные округа, церковно-приходские школы, консерватизм, либерализм, народничество, марксизм, экстремизм.
Доклады:
1. Д.А. Милютин и военная реформа в России в 1862-1874 гг.
2. Российско-китайские взаимоотношения во второй половине XIX в.
Рефераты:
1. Развитие путей сообщения в Российской империи во второй половине XIX в.
2. Культура России XIX в. в контексте мировой культуры.
3. Константин Петрович Победоносцев: политический портрет и основные черты деятельности на посту обер-прокурора Святейшего Синода.
4. Граф Н.Н. Муравьев-Амурский и его деятельность на посту генерал-губернатора Восточной Сибири.
5. Александр II Освободитель: политический портерет.
6. Александр III и эпоха контрреформ в России (1881-1894).
Литература
1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А.* История России : учебное пособие. – М., 2005. – 560 с.
2. Историки России. Биографии. - М., 2001.
3. Историография истории России до 1917 года в двух томах / Под. ред. М.Ю. Лачаевой. М., 2003.
4. История России* : учебное пособие /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2008, 528 с.
5. История России* с древнейших времен до конца XVIII в. В 2 Т / А.Н. Сахаров, Л.Е. Мирзоев, М.А. Рахматуллин и др.; под ред А.Н. Сахарова. – М., 2007. – 943 с.
6. История России* с древнейших времен до наших дней / под ред. А.В. Века. – М., 2004. – 896 с.
7. История Отечества: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2002.
8. История России*: Учебник для техн. вузов / под ред. М.Н. Зуева; под ред. А. А. Чернобаева. М., 2004.
9. Кузнецов И.Н. * Отечественная история : учебник. – М., 2009. – 816 с.
10. Семенникова Л.И. * Отечественная история в системе мировых цивилизаций. М., 2008. – 782 с.
11.Россия и мир*: учебная книга по истории. В 2-х ч. Ч. I. / под общей ред. проф. А.А. Данилова – М., 1994. – 496 с.
Электронный ресурс
1. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века : учебное пособие / под. ред. Б.В. Личмана // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://krotov.info/history/solovyov/lichman0.html
2. Александр II Николаевич Романов // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vidania.ru/personnel/p_aleksandr_2_nikolaevich_romanov.html
3. Александр III Александрович // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://traditio.ru/wiki
4. Александр III Александрович - государственная деятельность и итоги царствования // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.biografii.ru/biogr_dop/aleksandr3/aleksandr3.php
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте сравнительную характеристику «Эпохи великих реформ» в России с развитием Европы в этот же период.
2. Каковы хронологические рамки и основные черты Крестьянской реформы?
3. В чем состоял смысл земской реформы?
4. Каковы итоги реформ Александра II по оценкам отечественной историографии.
5. В чем проявилась противоречивость реформ второй половины XIX в.?
6. Почему эпоха правления Александра III вошла в отечественную историю с названием эпохи контрреформ?
7. Какова роль К.П. Победоносцева в политической и культурной истории России эпохи Александра III?
8. Охарактеризуйте основные направления российской внешней политики во второй половине XIX в.
Модуль 6