Элементы состава правонарушения
ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В РАБОТАХ АКАДЕМИКА О.Е. КУТАФИНА
Статья Е.С. ШУГРИНОЙ(Екатерина Сергеевна)
В статье освещаются вопросы конституционно-правовой ответственности в работах Академика Кутафина Олега Емельяновича. Этими вопросами давно занимали различные умы конституционного права. Академик Кутафин был одним из первых, кто стал включать соответствующий раздел в базовый учебник по конституционному праву России. Такие авторы как С. А. Авакьян, М. В. Баглай, А. Н. Кокотов, В. А. Виноградов, Л. А. Нудненко также начали включать в раздел своих учебников вопросы о К-П ответственности. (2000-е). Извсей объёмности содержания статьи можно выделить такие категории к-п ответственности, как(понятие, признаки, основания, особенности(самое важное),цели, принципы, элементы к-п отв. и меры к-п ответ.)
Понятие
И так, по мнению Кутафина, Ответственность - это неотъемлемый элемент правового статуса граждан, органов государственной власти, иных субъектов конституционно-правовых отношений. Обычно под юридической ответственностью понимается реагирование государства в лице соответствующих должностных лиц или органов власти на правонарушение и обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия. О. Е. Кутафин добавляет, что юридическая ответственность - важнейший институт любой правовой системы, один из сущностных признаков права, необходимый элемент механизма его действия.
В статье Е.С. Шугриной говорится, что отсутствует легальная дефиниция К-П ответственности. Но из трудов Кутафина можно определить, что Конституционно-правовая ответственность это мера воздействия за ненадлежащее осуществление государственной власти, нарушение конституционного порядка, конституционно-правовых норм.
Признаки к-п ответственности
Конституционно-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности и поэтому обладает всеми общими признаками. Она, как и любая другая юридическая ответственность, является мерой государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий-САНКЦИЙ, в случае нарушения норм права.
Следующий критерий это
Основание конституционно-правовой ответственности.(деликты)
Основания к-п ответственности такие же: это правонарушение, применение государственного принуждения, наличие неблагоприятных последствий для нарушителя, определенная формализация и др.).
В.А. Виноградов предлагает выделять следующие виды конституционных деликтов:
- нарушение Конституции, посягательство на конституционный строй;
- нарушение закона (ФКЗ), невыполнение судебных решений;
- нарушение (несоблюдение) прав и свобод человека и гражданина;
- нарушение (отклонение, принесение с оговоркой) присяги;
- невыполнение (ненадлежащее исполнение) конституционных обязанностей;
- злоупотребление правами (полномочиями);
- утрата доверия;
- нарушение требований о несовместимости мандата;
- недостойное (неэтичное поведение);
- совершение государственной измены.
Особенности
А вот её особенности, не свойственны ни одному другому виду юридической ответственности. В статье выделяется 8 особенностей:
1. Высокая степень политизации, обусловленная тем, что во многих случаях субъектами конституционно-правовой ответственности являются должностные лица и органы власти, т. е. субъекты права, наделенные властными полномочиями в отношении других, принимающие решения от имени государства, в интересах государства. Зачастую конституционно-правовую ответственность трудно разделить с политической. Однако политическая ответственность не является юридической, наступает за нарушение норм нравственности, морали, т. е. основанием не является правонарушение. Именно по этому критерию - наличие или отсутствие в качестве основания правонарушения, т. е. противоправного деяния - можно разделять политическую ответственность и конституционно-правовую. "Важно учитывать, что основанием конституционно-правовой ответственности для высших должностных лиц является нарушение их конституционных обязанностей, тогда как политическая ответственность означает только то, что занимающее высшую государственную должность лицо может лишиться политической поддержки в силу той или иной причины"
Например, Президент РФ вправе отправить в отставку Правительство РФ как в связи с наличием в его действиях правонарушения, так и при отсутствии такового. Подобную ответственность часто именуют политической. Аналогично роспуск Государственной Думы, например, в случае троекратного отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ также можно отнести к политической ответственности - Государственная Дума отвечает в данном случае за нормальное и полноценное функционирование исполнительной власти, признаков правонарушения в ее действиях нет. Иногда данные меры называют мерами государственного принуждения, но не ответственности.
2. Основанием конституционно-правовой ответственности является свой, особый вид правонарушений - конституционный деликт под которым следует понимать виновное противоправное общественно опасное деяние, выражающееся в нарушении норм конституционного права или создании угрозы конституционно-правовым отношениям и влекущее применение мер конституционно-правовой ответственности. Другими словами - недолжное поведение
3. Довольно часто отношения, регулируемые нормами конституционного права, защищаются иными видами отраслевой ответственности, что не исключает и применение норм конституционно-правовой ответственности. Например, совершение депутатом преступления влечет прекращение статуса депутата (конституционно-правовая ответственность) и привлечение его к уголовной ответственности. О. Е. Кутафин обращает внимание на то, что "противоправное деяние нарушает одновременно два вида правоотношений: конституционно-правовое и правоотношение другой отрасли права, детализирующее конституционно-правовое отношение".Иногда конституционно-правовая ответственность используется независимо от того, использована ли другая ответственность. Например, нарушение порядка подсчета голосов влечет аннулирование результатов выборов по избирательному округу независимо от того, понесли ли виновные уголовную ответственность. Наконец, применение другой ответственности в ряде случаев обязательно влечет и конституционно-правовую ответственность. Например, в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом, соответствующий законодательный (представительный) орган принимает решение о досрочном прекращении его депутатских полномочий.
4. Отсутствие четко выраженной субъективной стороны (вины). О. Е. Из психологической теории у вины есть 2 формы: умысел и неосторожность. Но некорректно было бы говорить, например, о "неосторожном" неудовлетворении требований, предъявляемых к деятельности должностного лица, о "неосторожном" отсутствии контроля и т. п. Лучше подойдёт термин «неполноценность» или «нерадивости» должностного лица, которое неумышленно допустило в своей деятельности нарушения.
5. Особый порядок применения мер ответственности, связанный с отсутствием единой процедурной формы. Во многих случаях применение конституционно-правовых санкций предполагает сочетание либо раздельность судебного и внесудебного порядка. Например(сочетание), вопрос об отрешении Президента РФ от должности решается при участии Государственной Думы, Совета Федерации, Верховного и Конституционного Судов РФ - это дает основание для того, чтобы говорить о сочетании судебного и внесудебного порядка. Кутафин подчеркивает, что "характерной для конституционно-правовой ответственности особенностью является то, что не существует единой процедурной формы ее применения. Почти каждой мере конституционно-правовой ответственности соответствует свой особый порядок ее назначения и исполнения".
6. Меры конституционно-правовой ответственности применяются специальными субъектами - органами государственной власти или их должностными лицами. Причем при определении уполномоченного субъекта в полной мере проявляются принципы разделения властей и федерализма. Например, отрешить от должности высшее должностное лицо субъекта РФ может или Президент РФ, или законодательный орган государственной власти субъекта РФ. (читал, что ещё мера к-п ответст. Применяется референдумом, но инициатором всё равно выступает орган гос. Власти)
7. Есть перечень конституционно-правовых санкций. Причем одна и та же мера воздействия может выступать и как санкция, и как не санкция в зависимости от обстоятельств. Например, досрочное прекращение Правительством РФ своих полномочий происходит и перед вновь избранным Президентом РФ (не санкция).
8. Отсутствует единый кодифицированный источник для привлечения к конституционно-правовой ответственности. Легальное определение термина "конституционная ответственность" отсутствует, однако этот термин активно используется в практике Конституционного Суда РФ.
Цели к-п отв.
Н. В. Витрук(бывший судья КС РФ) дополнительно обращает внимание на то, что:
ЦЕЛЯМИ конституционно-правовой ответственности являются:
- обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ;
- охрана основ конституционного строя РФ;
- соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение законности в сфере действия публичной власти;
- обеспечение конституционного порядка. Конституционно-правовая ответственность основывается на определенных принципах, значительная часть которых сформулирована в решениях Конституционного Суда РФ.
»»»»»»»»В одном из своих решений Конституционный Суд РФ фактически сформулировал ЦЕЛИ конституционно-правовой ответственности. По мнению Суда, необходимость адекватных мер воздействия в целях защиты Конституции РФ, обеспечения ее высшей юридической силы, верховенства и прямого действия, а также верховенства основанных на ней федеральных законов на всей территории Российской Федерации, что требует соблюдения федеральной Конституции и федеральных законов, вытекает непосредственно из закрепленных Конституцией РФ основ конституционного строя Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, обязанного обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод, единство статуса личности на всей территории Российской Федерации, а также защиту других конституционных ценностей, таких как суверенитет и государственная целостность Российской Федерации, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, единство экономического пространства, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. N 8-П»»»»»»»»»»»»»»»»»
Принципы
К принципам, лежащим в основе любой юридической ответственности, таким как законность, неотвратимость наказания, следует добавить:
- ответственность должна быть установлена на законодательном уровне (в форме законов); - основания ответственности должны быть установлены в судебном порядке; - должно быть соответствие мер конституционно-правовой ответственности требованиям справедливости и соразмерности; - при досрочном прекращении полномочий выборных органов или должностных лиц одновременно должны назначаться новые выборы.
Легальная дефиниция термина "конституционная ответственность" отсутствует, однако этот термин активно используется в практике Конституционного Суда РФ. Например, в заявлении Конституционного Суда РФ от 26 июня 1992 г. N З-3(цифра) говорится, что невыполнение высшими должностными лицами своих обязанностей по защите конституционного строя ставит Конституционный Суд перед необходимостью рассмотреть вопрос об их конституционной ответственности.
По мнению О.Е. Кутафина, "конституционно-правовая ответственность - это прежде всего отрицательная оценка государством деятельности граждан, государственного органа, должностного лица и т.д., а также мера принуждения, реализация санкции правовой нормы.
Элементы состава правонарушения
Элементами состава правонарушения являются:
-субъект,
-субъективная сторона(психическое отношение правонарушителя к своему поведению, его последствиям + в центре субъективной стороны всегда находится вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности),
-объект(общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, кот. причинён вред),
-объективная сторона(вина, мотив, цель, противоправное поведение).
Меры к-п ответственности
О.Е. Кутафин предлагал выделять следующие меры конституционно-правовой ответственности:
- отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений;
- досрочное прекращение деятельности различных государственных органов и должностных лиц;
- аннулирование юридических результатов тех или иных конституционно-правовых действий;
- ограничение или приостановление некоторых основных прав граждан, которые применяются в связи с отдельными противоправными действиями граждан;
- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград;
- отмена решения о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации.
В настоящее время данный список постепенно расширяется, можно выделить следующие группы конституционно-правовых санкций:
- досрочное прекращение полномочий должностного лица или органа публичной власти;
- признание неконституционным, незаконным нормативного правового акта с его последующей отменой;
- отмена юридически значимого результата;
- отказ в получении юридически значимого результата или блага;
- ликвидация общественного объединения или иной организации;
- временное осуществление полномочий одного уровня власти другим.
Заключение
В заключение Шугрина говорит следующее об олеге Емельяновиче:
- Одно из самых важных качеств любого педагога, ученого - умение сказать просто о сложном; способность доступным языком с примерами из жизни представить всю многогранность и многоаспектность довольно сложного явления. Академик Олег Емельянович Кутафин был настоящим Педагогом и Ученым. Это в полной мере проявилось и при освещении, определенной популяризации вопросов конституционно-правовой ответственности.