Иерархия организмов и приспособление к самостоятельной жизни
Если на графике декартовых координат построить иерархию живых существ от низших – насекомых, до высших – человека, то по оси У будет возрастать сложность организации психики живых существ; по оси Х – плотность инстинктов.
Закономерность такова: чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов. У насекомых на 100% поведение инстинктивно. У слонов, волков уже меньше инстинктов и больше приобретенного поведения, которое передается родителями. У обезьян еще меньше инстинктов. У человека 80% поведения – социально приобретаемое. Чем больше инстинктов, тем меньше роль родителей. У насекомых функцию родителей выполняет природа (врожденные программы поведения). Соответственно, чем меньше инстинктов, тем больше роль и ответственность родителей.
Вывод: родители – заменители природы, они должны дать ребенку то, что не дала природа; они передают те нормы и ролевые практики, которые созданы обществом. Общество для родителей – открытая книга, из которой они черпают информацию и передают ее детям. Поскольку родители уже прошли значительную часть социализации и накопили жизненный опыт, они должны передать его тем, кто не имеет этого опыта. Они передают детям не только сумму решений проблем, как готовые элементы, но и технологию избежания ошибок.
Животные (особенно низшие) ошибок не совершают. Биологически запрограммированная модель поведения: нет двух разных возможностей достижения цели, нет вариативности поведения – нет и ошибок. Таким образом, ошибки присущи только людям, так как они могут сравнивать варианты действия и выбирать наилучший, по их мнению. Оценка варианта как лучшего или худшего всегда относительна более лучшего или правильного. Для того чтобы иметь способность сравнивать и оценивать, нужно иметь интеллект, материальным носителем которого выступает мозг. Мозг – фабрика социального опыта, он самый крупный у человека и самый маленький у низших животных. Человеку нужен мозг прежде всего, чтобы победить в индивидуальном отборе и чтобы успешно адаптироваться к постоянно меняющейся вариантной социальной среде.
Период подготовки к взрослой жизни наиболее затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают периоды юности и молодости. Треть своей жизни человек учится жить в условиях общества. Более того, в последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.
Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы иллюстрирует на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в максимально сжатое время проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции.
ФАЗЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Фазы социализации
Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще основными стадиями жизненного цикла.
— Детство и юность (до 18 лет) – подготовка к активному трудовому периоду.
— Зрелость (18–60 лет) – активный трудовой период.
— Старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода.
На приводимом рисунке[221] обозначены три кризисные точки в жизни человека: А – окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы, С – кризис середины жизни, В – выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Это период активной социализации, ограниченный тремя кризисными точками.
F
Период между этими тремя точками (АСВ) – время максимальной трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной активности – 11 лет школьного обучения. Для многих он продолжается до момента окончания вуза, еще 5–6 лет.
Таким образом, можно выделить три стадии жизненного Цикла человека:
— он может, но не умеет работать (точка А);
— он физически уже не может, но умеет работать (точка В);
— он может, умеет и хочет работать (точка С, где совпадают все эти параметры).
Накопление жизненного опыта, материального достатка и т.п. (отрезок АСВ) дает возможность обеспечить члену общества достойный досуг (после точки В). Общество, которое не может гарантировать достойную старость своим гражданам, не может считаться цивилизованным.
По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии:
— начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и
— завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни.
Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых.
Обретение самостоятельности вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя этапами социализации – начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).
Содержание социализации.
2.2.1 Формирование социального «Я» человека
Помимо стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.
На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через усвоение культурных норм и социальных ценностей, это процесс превращение внешних норм во внутренние правила поведения.
Никакая ценность не может быть перенята индивидом только в процессе пассивного восприятия. Только там, где она переходит в устойчивые формы индивидуального поведения, можно говорить о действительном ее усвоении. Более того, существо этой ценности в полной мере осознается индивидом только в процессе закрепления ее в формах поведения.
Библейские нормы
Так, например. «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку».[222] Казалось бы, простая истина, доступная и младенцу, но в самом ли деле все в ней ясно?
Предполагается, что такое смирение усовестит обидчика, и он раскается. Однако это возможно только там, где обидчик принадлежит той же культуре, что и обиженный им. А если все не так, и перед нами человек, который всю жизнь впитывал совершенно иную систему ценностей, усовестится ли он? Не воспримет ли он наше смирение как знак покорности, как готовность полностью смириться перед ним и до конца своих дней отдавать ему последнее?
Заметим, христианская церковь, проповедуя эту норму, не требует распустить армию. Напротив, благословляет воинство на отпор захватчику. Таким образом, норма отнюдь не однозначна, и требует усвоения бесчисленного множества возможных форм ее реализации. Только после этого устанавливается какой-то инвариант. Но и то — только в отношении людей, близких по своей культуре.
Усвоение же всего спектра возможных форм реализации нормы происходит в процессе выработки практического ответа на чужое действие, только в реальном взаимодействии людей.
Механизм становления социального «Я» состоит в усвоении реакции внешнего социального мира на мое поведение. Мнения значимых для меня лиц обо мне служат своеобразным зеркалом, в котором я вижу свое собственное «отражение». Глядясь в это «зеркало», я постоянно подправляю что-то во мне, и, следовательно, формирую это «Я».
Социализация представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Но вновь подчеркнем: усвоение и освоение не в виде абстрактного знания, но в виде устойчивых, прочно закрепившихся в подсознании форм собственного поведения.
Социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения; незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из его частей.
Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.