Устройства россии
Под основами конституционного строя понимают устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства. С одной стороныконституционный строй - это определенная форма, способ организации государства, закрепленный в его конституции, а с другой стороны - конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное правовое государство (см.: главу 1 Конституции РФ).
Главные политические характеристики российской государственности: демократическое государство, правовое государство, федеративное государство, суверенное государство, республиканская форма правления, единое гражданство. Характеризуя социально-экономические основы конституционного строя РФ, выделяют их черты:
а) экономические основы закреплены в ст. 8, 9, 35, 36 Конституции;
б) социальное государство (ст. 7 Конституции РФ);
в) духовные начала, опирающиеся на идеологическое многообразие и светское государство (ст. 14 Конституции РФ).
Конституционные нормы (ст. 1, 4, 5 главы 1 и главы 3) закрепляют федеративную форму государственного устройства России. Государственное устройство закрепляется и в нормах конституций республик, уставах субъектов РФ, Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., законах РФ о правовом статусе автономной области, автономных округов и других нормативных актах. Государственное устройство России основано на следующих законодательно закрепленных принципах:
- добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство (преамбула Конституции РФ и др.);
- суверенность и равноправие наций (ст. 5 ч. 3, ст. 19 ч. 2 и др.);
- национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации (ст. 5);
- государственная целостность Российской Федерации (ст. 5 ч. 3, ст. 15, 67, 68, 74, 75, 77);
- разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов (ст. 5, 71, 72);
- равноправие субъектов Федерации (ст. 5 ч. 4, ст. 11 ч. 2, ст. 72, 73, 76, 95, 104).
Правовой статус Российского государства определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 года.
Элементы конституционно-правового статуса РФ: учредительный характер федеральной государственной власти; территориальное единство; единое конституционное пространство; единое гражданство; наличие легитимных властных структур; наличие федеральной собственности; наличие единой денежной и кредитной систем; единые Вооруженные Силы; государственный язык - русский; абсолютная международная правосубъектность; государственные символы (Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, столица). В РФ в отличие от Советского Союза нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации.
Конституционно-правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения Федерации, реализуемых органами ее государственной власти как исключительно (ст. 71)[34], так и совместно с субъектами (ст. 72).
По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы. Конституционно-правовой статус субъектов Федерации:
1. Республика в составе РФ;
2. Край, область, город федерального значения (в соответствии со ст. 65 Конституции РФ в России 8 краев, 47 областей, три города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
3. В составе РФ находятся Еврейская автономная область и 6 автономных округов.
Исходя из предметов ведения административно-территориальное деление регулируется законодательством субъектовРФ,котороеустанавливаетпорядок образования, преобразования и границы различных административно-территориальных единиц. Обычно выделяют: районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения; районы в городах; поселки (рабочие, дачные, курортные); сельские поселения; закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).