Факторы, предопределяющие ведущую роль кп в нац. прав. системе

Лекция№ 1 КП КАК ОТРАСЛЬ НАЦ. ПРАВА, КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

? 1. Понятие, предмет и метод КП как отрасли национального права. ? 2. Место КП в нац. правовых сис-мах, соотношение с др. отраслями права. ? 3. Источники КП. ? 4. Конституционно-правовые отношения (К-П отн.). Субъекты и объекты К-П отн. ? 5. Возникновение и прекращение К-П отн. ? 6. КП как наука. Предмет, методы и источники науки КП. КП как учебная дисциплина.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (С измен. и дополн., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) //НР ПА Респ. Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

2. Конституция (Основной Закон) БССР 1919 г. //Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984.

3. Конституция (Основной Закон) БССР 1927 г. //Там же.

4. Конституция (Основной Закон) БССР 1937 г. //Там же.

5. Конституция (Основной Закон) БССР 1978 г. // Там же.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник. Мн., 2003.

2. Демичев Д.М. Конституционное право. Учебное пособие. Мн.: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003. 379 с.

3. Демичев Д.М. Конституционное право. Учебное пособие. Мн.: Выш. школа, 2004. 351 с.

4. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: ИНФРА –М, 1996. 512 с.

Термин «КП» используется в неск. значен.: - как особая отрасль в сис-ме нац. права - наука, изучающая КП как отрасль права - учебная дисциплина, изуч. КП как отрасль права и науку Конституция – лат. учреждаю, устанавливаю КП – это не только Конст., но еще и конст. законодат-во (законы, принятие кот. вытекает из содержание конст.)

КП РЕГУЛИРУЕТ ОСНОВЫ ЖИЗНИ ГОС-ВА И ОБЩ-ВА:

1. Принципы конституционного (общественного) строя;

2. Формы гос-ва;

3. Избирательную сис-

+му;

4. Организацию и деятельность ветвей власти (законодат., исп., суд.);

5. Основы местного управления и самоуправления;

6. Соц. роль гос-ва, основы отношений собственности (в соц.-эк. сф.);

7. Порядок создания и деятельности полит. партий, движений, иных общественных объединений, гос. механизм (в полит. сф.);

8. Допущение множественности идеологий, либо закрепление 1 из них в качестве официальной, господств. или даже единственной (в сф. дух. жизни);

9. Закрепление основ прав. положения личности, гарантий и способов защиты её конст. прав и обеспечение выполнения своих конст. обязанностей (в сф. правового статуса личности).

КП РЕГУЛИРУЕТ ОСНОВЫ СОЦ.-ЭК. СТРУКТУРЫ ОБ-ВА, ЕГО ПОЛИТ. СИС-МЫ, ДУХ. ЖИЗНИ И ПРАВ. СТАТУСА ЛИЧНОСТИ:

в соц.-эк. сфере – закрепляет основы отношений собственности, соц. роль гос-ва и т.п.;

в полит. сф. – создание и роль полит. партий, движений, иных объединений, гос. механизм и т.п.;

в сф. дух. жизни – допущение плюрализма идеологий, либо закрепление 1 из них в качестве официальной, господствующей или даже единственной;

в сф. прав. статуса личности – закрепление основ прав. положения личности, гарантий и способов защиты её конст.прав и обеспечение выполнения своих конст. обязанностей.

! Вывод: таким образом КП регул. сис-му отношений основных связей: общ-во - гос-во - коллектив (прежде всего участвующий в полит. жизни) - личность.

ПРЕДМЕТ КП – СФЕРА ОТНОШЕНИЙ, КОТ. РЕГУЛИР. НОРМАМИ КП:

1. Конст. строй гос-ва;

2. Ф-мы и способы осуществления гос. устройства, т.е. территориальная (национально-территориальная) организация гос-ва;

3. системный порядок формир. (включ. избират. право), принципы организации и деятельности ор-ов гос-ва;

4. Организация местного управления и самоуправления.

МЕТОДЫ КП:

1. Установление прав (ст. 99 Конст. РБ – право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Рес-ки, Правительству, гр-м в кол-ве 50 тыс.);

2. Возложение обязанностей и ответственности(ст. 52 Конст.РБ – «Каждый, кто находится на территории РБ, обязан соблюдать ее Конст., законы и уважать национ. традиции»; ст. 55 «Охрана природной среды – долг каждого»);

3. Дозволение (ст. 106 Конст.РБ – Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или конкретному поводу);

4. Запрет (ст. 26 Конст.РБ: «Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда»).

Таким образом, КП как отрасль права – ведущая отрасль национального права, представляющая собой { внутренне согласованных прав. норм…

• регулир. основы соц.-эк. структуры об-ва, его полит. сис-мы, дух. жизни и прав. стутуса личности, устройство гос-ва, организации гос. власти, местного управления и самоуправления, отношения между чел. и гос-ом,

• а также закрепляющих и обеспечивающих условия для осуществления гос. власти, борьбы за эту власть мирными, конституц. средствами.

МЕСТО КП В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА РБ:

1. Конституционное право 2. Гражданское право 3. Административное право 4. Трудовое право 5. Уголовное право 6. Экологическое право 7. Аграрное право 8. Земельное право 9. Финансовое право 10. Бюджетное право 11. Налоговое право 12. Таможенное право 13. Хозяйственное право

ФАКТОРЫ, ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ КП В НАЦ. ПРАВ. СИСТЕМЕ

1. Общественными отношениями, кот. регулируются КП, т.е. самим предметом конституционного права;

2. Источником КП является Конституция – Основной Закон в каждом гос-ве, нормы кот. явл. исходными для всех отраслей права;

3. КП устанавливает основополагающие принципы конст. строя, явл. важнейшими нормами и для др. отраслей права;

4. КП закрепляет основные права и свободы чел. и гра-на, реализация кот. порождает правоотношение в др. отраслях права;

5. КП учреждает сис-му гос.ор-в, ор-в местного управления и самоуправления, наделяет их полномочиями, определяет основные начала их деятельности;

6. КП устанавливает принципы гос.-территориального устройства;

7. КП регулирует сам процесс создания права, определяет виды правовых актов.

ИСТОЧНИКИ КП:

1. Конституция;

2. Законы;

3. Нормативные правовые акты (НПА) Главы гос-ва;

4. НПА законодательного органа;

5. НПА органа исполнительной власти;

6. НПА высших судебных органов;

7. Решения органов местного управления и самоуправления;

8. Решения съездов, пленумов руководящей партии(Китай, Вьетнам, Северная Корея, Куба);

9. Судебные прецеденты;

10. Конституционные обычаи;

11. Религиозные источники (Коран, шариат);

12. Правовая доктрина;

13. Нормы международного права;

14. Международные договоры;

15. Внутригосударственные договоры.

ИСТОЧНИКИ КП в РБ:

! Указанные ниже НПА явл. источником КП РБ при условии, что они содержат К-П нормы РБ

1. Конституция; 2. Конституционные законы; 3. Решения референдумов; 4. Программные законы; 5. Кодексы; 6. Законы; международные договоры, ратифицированные РБ; 7. Декреты Президента РБ; 8. Указы Президента РБ; 9. Постановления палат Национ. собрания РБ; 10. Постановления Правительства - Совета Министров РБ; 11. Решения высших ор-в суд. власти; 12. Акты иных республик. ор-в гос. управления; 13. Акты ор-в местного управления и самоупр.

*1-6 – законы; 7-13 – подзаконные акты

**В среднем в год Президент издает 30-50 указов

Наши рекомендации