Семинар №10. Казахстан в начале ХХ века.
Учебные вопросы:
1. Первая русская революция и ее влияние на Казахстан
2. Февральская буржуазно-демократическая революция и ее влияние на Казахстан
Методические указания:
При подготовке к семинару необходимо изучить рекомендованную литературу. В ходе подготовки вопросов семинарского занятия обратить внимание на то, какое влияние революция 1905-1907 гг. оказала на Казахстан, на деятельность казахской интеллигенции в народно-освободительном движении, на ее идеи парламентаризма и национальной автономии, на возрождение и рост национального самосознания казахского народа. Роль газеты «Казах», журнал «Айкап» в становлении национального самосознания.
В ходе подготовки вопросов семинарского занятия обратить внимание на то, какое влияние оказала на Казахстан революция 1917 гг. Обратить внимание, на то как восприняли казахи буржуазно-демократическую революцию, на деятельность казахской интеллигенции по национально-демократическому реформированию Казахстана после Февральской революции. Деятельность казахской интеллигенции по восстановлению казахской государственности.
Краткие тезисы материала занятия:
-первую русскую революцию и ее влияние на казахское общество: Каркаралинская петиция, участие казахов в деятельности I-II Государственной Думы;
- первые периодические издания на казахском языке: деятельность казахской интеллигенции по формированию национального самосознания народа (казахская демократическая литература);
- последствия столыпинских аграрных реформ;
- причины и повод восстания 1916 г.
- позиции радикальной и либеральной национальной интеллигенции к восстанию;
- очаги восстания, значение восстания.
- причины, предпосылки, характер Февральской революции;
- образование двоевластия и его особенности в Казахстане;
- органы Временного правительства в Казахстане;
- представители передовой казахской интеллигенции (А. Букейханов, Ж.Акпаев, Б.Каратаев, М.Тынышпаев, М.Дулатов, А.Байтурсынов) и их деятельность по возрождению государственности: I Всеказахский съезд 21-28 июля 1917 г.
Дополнительные задания для семинарских занятий:
1. Заполните таблицу №1. Антиколониальные восстания ХХ в.
Период | Предводители | Причины восстания | Ход восстания | Последствия и историческое значение |
2. Составьте по теме кроссворд, чайнворд и чайндат.
3. Подготовить по теме: 1) сообщение; 2) доклад; 3) рефераты.
4. Прочитать и законспектировать материалы из ниже указанных литератур по выбору студентов.
5. Выписать в тетрадь термины по теме и раскрыть их смысл.
Вопросы для самопроверки:
1. На каком заводе состоялась самая крупная забастовка рабочих Казахстана в годы революции 1905-1907 гг.?
2. Какова была суть Столыпинской реформы и ее последствия?
3. Что было причиной развития городов и торговли?
4. Кто был редактором-издателем газеты «Казах»?
5. Кто был издателем журнала «Айкап»?
6. Кто автор слов: «Само существование казахской нации стало острой проблемой»?
7. Когда Россия стала вести усиленную политику колонизации азиатского Востока?
8. Что послужило поводом к началу восстания 1916 г. в Казахстане?
9. Какое количество людей должно было быть мобилизованным по Указу царя 1916 г. Из Степного края и Туркестана?
10. Какую позицию по отношению к Указу царя от 25 июня 1916 г. заняла казахская либерально-демократическая интеллигенция?
11. Один из руководителей восстания 1916 г. В Семиречье?
12. Почему восстание 1916 г. было наиболее активным в Тургайской области?
13.Назовите основное значение Февральской революции?
14. Какие власти представляли двоевластие?
15. Первые мероприятия Временного правительства в Казахстане?
16. Каковы были цели партии «Алаш»?
17. В мае 1917 г. состоялся I Всероссийский съезд мусульман. Какие вопросы рассматривались на съезде?
18. Кто возглавил национально-демократическое движение, вдохновившее казахский народ на борьбу против колонизации?
Литература:
1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5-ти томах. Том 2. – Алматы, 2010.
2. История Казахстана. Курс лекции. – Алматы, 2009.
3. Тасбулатов А., Аманжолов К. Военная история Казахстана: Очерки. – Алматы: Рауан, 1998.
4. Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). – Алматы, 2003.
5. Исторический опыт защиты Отечества: Военная история Казахстана. – А., 1999.
6. Тынышпаев М. История казахского народа. – Алматы, 1993.
Семинар №11. Казахстан в период октябрьского переворота. Установление советской власти и гражданская война (1917-1920 гг.)
Учебные вопросы:
1. Октябрьский переворот и установление Советской власти в Казахстане.
2. Гражданская война в Казахстане.
Методические указания:
При подготовке к семинару необходимо изучить рекомендованную литературу. В ходе подготовки вопросов семинарского занятия обратить внимание на суть и содержание Октябрьского переворота, на особенности гражданской войны в Казахстане, на суть и содержание политики «военного коммунизма».
Краткие тезисы материала занятия:
- октябрьский переворот в России и установление Советской власти: декреты Советской власти;
- особенности установления власти Советов в Казахстане: мирный и немирный пути;
- IV Чрезвычайный съезд мусульман Туркестана (Коканд, ноябрь) и провозглашение автономии Туркестана;
- II Всеказахский съезд (5–13 декабря, Оренбург);
- Советская власть и судьбы правительств Алаш-Орды и Кокандской Автономии.
- гражданская война – вооруженное противостояние непримиримых политических и социальных сил;
- образование фронтов гражданской войны в Казахстане;
- экономическое положение в годы гражданской войны: политика «военного коммунизма» и ее последствия (голод 1920/21гг.);
- новая экономическая политика Советской власти: аул и деревня в годы НЭПа (образование союза бедняков «Кошчи» (1921г.).
Дополнительные задания для семинарских занятий:
1. Заполните таблицу. Земельно-водная реформа 1921-1922 гг.
Цель реформы | Содержание | Последствия |
2. Составьте по теме кроссворд, чайнворд и чайндат.
3. Подготовить по теме: 1) сообщение; 2) доклад; 3) рефераты.
4. Прочитать и законспектировать материалы из ниже указанных литератур по выбору студентов.
5. Выписать в тетрадь термины по теме и раскрыть их смысл.
Вопросы для самопроверки:
1. Когда и как была установлена Советская власть?
2. Кто возглавил в ноябре 1917 года контрреволюционный переворот и передал власть в руки «Казачьего правительства» в Оренбурге?
3. Назовите первоочередные мероприятия, связанные с установлением Советской власти в Казахстане?
4. Какие были приняты меры Советской властью по ликвидации царской национальной политики?
5. Кто был первым руководителем правительства Алаш-Орды?
6. Как называлось государство, образованное IV Всетуркестанским съездом?
7. Что послужило поводом для начала гражданской войны в Казахстане?
8. Какие фронты были созданы на территории Казахстана в годы гражданской войны?
9. Какому фронту оказала помощь оружием экспедиция А. Джангильдина?
10. На какой территории Казахстана находилась Черкасская оборона?
11. Что говорилось в постановлении ВЦИК 1919 г. о членах Алаш-Орды?
12. Какова основная цель земельно-водной реформы 1921 г.?
Литература:
1. История Казахстана. Курс лекции. – Алматы, 2009.
2. Алдажуманов К.С., Козыбаев М.К. Тоталитарный социализм: реальность и последствия. – Алматы, 1997.
3. Гуревич Л.Я. Тоталитаризм против интеллигенции. – Алма-Ата, 1992.
4. История Казахстана: белые пятна. – Алма-Ата, 1991.
5. Нурпеисов К.Н. Алаш һәм Алашорда. – Алматы, 1995.
6. Новейшая история Казахстана. Сборник документов и материалов. Ч.1. Составители Каражанов К., Такенов А.С. – Алматы, 1998.
7. Чокай М. Туркестан под властью Советов. – Алма-Ата, 1991 и др.