Правовая политика советского государства в 1917—1919 гг

Правовое регулирование экономики выражалось прежде всего в мерах по национализации промышленности, финансов и транспор­та. Национализация крупной промышленности началась уже осенью 1917 г. Этот процесс прошел через несколько этапов: на первом (осень 1917 г. — весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для Республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей, как центральных, так и местных.

С весны 1918 г. начался новый этап национализации, которой стали подвергаться не отдельные предприятия, а целые отрасли про­мышленности, внутри которых устанавливался количественный кри­терий национализации — размер основного капитала предприятия. В июне 1918 г. декретом СНК была проведена национализация пред­приятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текс­тильной, электротехнической, лесопильной, деревообрабатываю­щей, табачной, стекольной, керамической, кожевенной, цементной промышленности, а также паровых мельниц, предприятий по мест­ному благоустройству и в области железнодорожного транспорта.

Еще в декабре 1917 г. ВЦИК издал декрет о национализации банков, объявив банковское дело государственной монополией. Летом 1918 г. были национализированы сахарная и нефтяная про­мышленность, железные дороги, еше раньше — речной флот и внеш­няя торговля.

Управление национализированными предприятиями возлага­лось на Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). ВСНХ дейст­вовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны. Он координировал работу хозяйственных наркоматов (торговли и про­мышленности, продовольствия, земледелия, финансов), совещаний (по топливу, металлу), органов рабочего контроля, фабрично-завод­ских и профессиональных организаций. В известной мере его дея­тельность напоминала работу военно-промышленных комитетов пе­риода 1915—1917 гг.

В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (ре­шение права распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительного синдицирования от­раслей промышленности и торговли; другие экономические и адми­нистративные меры в сфере производства, распределения, фи­нансов.

Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уезд­ные СНХ (совнархозы), формировавшиеся при соответствующих советах.

В декабре 1917 г. ВЦИК принял положение о рабочем контроле. Эта форма была первой в ряду других мер по управлению экономи­кой, введенных новыми властями. Рабочий контроль, в лице фабрич­но-заводских комитетов, устанавливался из всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, коопе­ративных предприятиях, использующих наемный труд. На местах создавались советы рабочего контроля, центральным органом стано­вился Всероссийский Совет рабочего контроля.

Третий этап национализации промышленности приходится на период Гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завер­шена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г. ВСНХ принимает положения, объявившие все частные пред­приятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателя) или десяти (без двигателя на предприятии) человек национализирован­ными. Тем самым национализации подверглась не только вся сред­няя, но и значительная часть мелкой промышленности.

Централизованная система управления промышленностью, со­средоточенная в ВСНХ, сложилась к концу 1918 г. и получила назва­ние «главкизма». Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздей­ствия главков распространялась даже на кустарную промышлен­ность (через Главкустпром ВСНХ).

Составной частью «главкизма» стала трудовая повинность, как специфическая форма привлечения к труду. Широко использова­лись трудовые армии, комплектующиеся из резервистов и «нетрудо­вых элементов». С ноября 1918 г. на военное положение был переве­ден весь транспорт страны.

В области сельского хозяйства экономическая политика вылилась в форму продовольственной разверстки, введенной декретом ВЦИК в январе 1919 г. Эта мера проводилась на фоне полной государствен­ной хлебной монополии и запрета частной торговли продовольствен­ными товарами. Размеры и пропорции продразверстки между про­изводящими губерниями планировались централизовано. Внутри гу­берний разверстка осуществлялась по социальному принципу, с уче­том экономического положения крестьянского двора. Продраз­верстка оставляла необходимую потребительскую норму и семенной фонд двора, все остальное в качестве «излишков» изымалось по номинальным ценам под расписку или безвозмездно и принудитель­но (в случае отказа сдавать продукцию). Наркомпрод, возглавляв­ший систему продразверстки, мог использовать в необходимых слу­чаях вооруженные продотряды.

Состоявшийся в марте 1919 г. VIII съезд РКП(б) сформировал основные принципы системы, позже получившей наименование «военный коммунизм». Выдвигалась идея «военно-политического союза рабочих и крестьян». Все экономические мероприятия подчи­нялись задачам победы в Гражданской войне. Максимальная цент­рализация экономической политики («главкизм», продразверстка, трудовая повинность) сочеталась с рядом мер социального характе­ра: в октябре 1920 г. СНК отменил плату за топливо, жилые помеще­ния, воду, электричество, за пользование почтой, телеграфом, теле­фоном.

В ноябре 1918г. СНК принял Декрет «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства». При ликвидации частной торговли (хотя «ме­шочники» и черный рынок продолжали функционировать) Нарком­прод становился главным распределителем продуктов, используя для этой цели кооперативный аппарат. Все население было приписано к единым потребительским обществам (НПО), от которых оно
получало продовольствие и товарные пайки. Заработная плата выдавалась преимущественно в натуральной форме. Происходившая натурализация распределения предполагала замену товарно-денежных отношений натуральным продуктообменом. Деньги должны были исчезнуть.

Программа построения социалистического общества включала также Государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО), строительство ряда электростанций и реконструкцию сельского хозяйства. В феврале 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве, закрепившее единый земель­ный государственный фонд. В качестве стратегической линии развития сельского хозяйства провозглашался переход от единоличных
форм землепользования к товарищеским (совхозам, коммунам, коллективным хозяйствам). «В основу землеустройства должно быть
положено стремление создавать единое производственное хозяй­ство». В программу построения социализма входили также просветительско-культурные преобразования, в том числе система ликбеза (ликвидация безграмотности).

Наши рекомендации