Правовая политика советского государства в 1917—1919 гг
Правовое регулирование экономики выражалось прежде всего в мерах по национализации промышленности, финансов и транспорта. Национализация крупной промышленности началась уже осенью 1917 г. Этот процесс прошел через несколько этапов: на первом (осень 1917 г. — весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для Республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей, как центральных, так и местных.
С весны 1918 г. начался новый этап национализации, которой стали подвергаться не отдельные предприятия, а целые отрасли промышленности, внутри которых устанавливался количественный критерий национализации — размер основного капитала предприятия. В июне 1918 г. декретом СНК была проведена национализация предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной, деревообрабатывающей, табачной, стекольной, керамической, кожевенной, цементной промышленности, а также паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и в области железнодорожного транспорта.
Еще в декабре 1917 г. ВЦИК издал декрет о национализации банков, объявив банковское дело государственной монополией. Летом 1918 г. были национализированы сахарная и нефтяная промышленность, железные дороги, еше раньше — речной флот и внешняя торговля.
Управление национализированными предприятиями возлагалось на Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны. Он координировал работу хозяйственных наркоматов (торговли и промышленности, продовольствия, земледелия, финансов), совещаний (по топливу, металлу), органов рабочего контроля, фабрично-заводских и профессиональных организаций. В известной мере его деятельность напоминала работу военно-промышленных комитетов периода 1915—1917 гг.
В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (решение права распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительного синдицирования отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов.
Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные СНХ (совнархозы), формировавшиеся при соответствующих советах.
В декабре 1917 г. ВЦИК принял положение о рабочем контроле. Эта форма была первой в ряду других мер по управлению экономикой, введенных новыми властями. Рабочий контроль, в лице фабрично-заводских комитетов, устанавливался из всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных предприятиях, использующих наемный труд. На местах создавались советы рабочего контроля, центральным органом становился Всероссийский Совет рабочего контроля.
Третий этап национализации промышленности приходится на период Гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г. ВСНХ принимает положения, объявившие все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателя) или десяти (без двигателя на предприятии) человек национализированными. Тем самым национализации подверглась не только вся средняя, но и значительная часть мелкой промышленности.
Централизованная система управления промышленностью, сосредоточенная в ВСНХ, сложилась к концу 1918 г. и получила название «главкизма». Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздействия главков распространялась даже на кустарную промышленность (через Главкустпром ВСНХ).
Составной частью «главкизма» стала трудовая повинность, как специфическая форма привлечения к труду. Широко использовались трудовые армии, комплектующиеся из резервистов и «нетрудовых элементов». С ноября 1918 г. на военное положение был переведен весь транспорт страны.
В области сельского хозяйства экономическая политика вылилась в форму продовольственной разверстки, введенной декретом ВЦИК в январе 1919 г. Эта мера проводилась на фоне полной государственной хлебной монополии и запрета частной торговли продовольственными товарами. Размеры и пропорции продразверстки между производящими губерниями планировались централизовано. Внутри губерний разверстка осуществлялась по социальному принципу, с учетом экономического положения крестьянского двора. Продразверстка оставляла необходимую потребительскую норму и семенной фонд двора, все остальное в качестве «излишков» изымалось по номинальным ценам под расписку или безвозмездно и принудительно (в случае отказа сдавать продукцию). Наркомпрод, возглавлявший систему продразверстки, мог использовать в необходимых случаях вооруженные продотряды.
Состоявшийся в марте 1919 г. VIII съезд РКП(б) сформировал основные принципы системы, позже получившей наименование «военный коммунизм». Выдвигалась идея «военно-политического союза рабочих и крестьян». Все экономические мероприятия подчинялись задачам победы в Гражданской войне. Максимальная централизация экономической политики («главкизм», продразверстка, трудовая повинность) сочеталась с рядом мер социального характера: в октябре 1920 г. СНК отменил плату за топливо, жилые помещения, воду, электричество, за пользование почтой, телеграфом, телефоном.
В ноябре 1918г. СНК принял Декрет «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства». При ликвидации частной торговли (хотя «мешочники» и черный рынок продолжали функционировать) Наркомпрод становился главным распределителем продуктов, используя для этой цели кооперативный аппарат. Все население было приписано к единым потребительским обществам (НПО), от которых оно
получало продовольствие и товарные пайки. Заработная плата выдавалась преимущественно в натуральной форме. Происходившая натурализация распределения предполагала замену товарно-денежных отношений натуральным продуктообменом. Деньги должны были исчезнуть.
Программа построения социалистического общества включала также Государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО), строительство ряда электростанций и реконструкцию сельского хозяйства. В феврале 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве, закрепившее единый земельный государственный фонд. В качестве стратегической линии развития сельского хозяйства провозглашался переход от единоличных
форм землепользования к товарищеским (совхозам, коммунам, коллективным хозяйствам). «В основу землеустройства должно быть
положено стремление создавать единое производственное хозяйство». В программу построения социализма входили также просветительско-культурные преобразования, в том числе система ликбеза (ликвидация безграмотности).