Тест 3. Права и обязанности журналиста

Тест 1. Правовые основы журналистики

1. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на:

  1. законодательную и исполнительную.
  2. государственную и муниципальную. 
  3. демократическую и республиканскую.
  4. законодательную, исполнительную и судебную.

2. Когда была принята Конституция Российской Федерации?

  1. 1 августа 1989 года
  2. 12 августа 1991 года
  3. 12 декабря 1993 года
  4. 31 декабря 1999 года

3. Кто является главой государства в Российской Федерации?

  1. Президент Российской Федерации
  2. Председатель Правительства Российской Федерации
  3. Спикер Государственной Думы
  4. Глава Федерального собрания

4. Какой орган государственной власти является представительным и законодательным органом Российской Федерации?

  1. Правительство РФ
  2. Федеральное Собрание
  3. Государственная Дума
  4. Администрация президента

5. Какие правовые акты издает Правительство Российской Федерации?

  1. Грамоты и директивы
  2. Указы и приказы
  3. Постановления и распоряжения

6. Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина является:

  1. Конституционный Суд Российской Федерации
  2. Президент Российской Федерации
  3. Государственная Дума
  4. Прокуратура
  5. Армия и флот

7. Кто назначает на должность Председателя Правительства Российской Федерации?

  1. Президент Российской Федерации по представлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации с согласия Государственной Думы Российской Федерации

8. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях (5):

  1. защиты основ конституционного строя,
  2. защиты нравственности,
  3. защиты здоровья,
  4. защиты прав и законных интересов других лиц,
  5. обеспечения обороны страны и безопасности государства,
  6. обеспечение граждан бесплатным образованием,

Тест 2. Деятельность СМИ

1. Проверкой соблюдения каких основных законов в сфере СМИ занимается Управление Роскомнадзора?

  1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации»;
  2. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации», Закон РФ от 29 декабря 1994 г. №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документа»;
  3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации», Закон РФ от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», Закон РФ от 29 декабря 1994 г. №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документа».

2. Кто может быть учредителем СМИ? (5 пунктов обязательны)

  1. Гражданин РФ с 14 лет
  2. гражданин, отбывающий по приговору суда наказание в местах лишения свободы;
  3. душевнобольной, признанный судом недееспособным;
  4. лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.
  5. не гражданин Российской Федерации имеющий временную регистрацию на территории Российской Федерации.
  6. Гражданин РФ с 18 лет;
  7. Объединение граждан;
  8. Организация
  9. Государственный орган
  10. Орган местного самоуправления

3. Назовите органы государственной и (или) муниципальной власти, при которых существуют специально аккредитованные СМИ.

  1. Администрация области;
  2. Областная Дума;
  3. Администрация города;
  4. Администрация районов;
  5. Нет таких органов власти;

4. Какие пункты в заявлении на регистрацию СМИ обязательны к заполнению?

A. учредитель;

B. сведения об учреждении других СМИ;

C. название;

D. язык;

E. адрес редакции;

F. форма распространения;

G. территория распространения;

H. тематика или специализация;

I. периодичность;

J. источники финансирования;

K. объем.

5. Под массовой информацией понимается:

  1. продукция средства массовой информации;
  2. предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
  3. печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, распространяемые зарегистрированным средством массовой информации.

6. Под распространением продукции средства массовой информации подразумевается:

  1. продажа, подписка и доставка периодических печатных изданий;
  2. раздача периодических печатных изданий;
  3. демонстрация кинохроникальных программ;
  4. вещание радио-, телепрограмм;
  5. продажа, подписка и доставка аудио- или видеозаписей программ.

7. Под редакцией средства массовой информации понимается:

  1. организация, учреждение, предприятие, осуществляющие только производство средства массовой информации;
  2. организация, учреждение, предприятие, либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие только выпуск средства массовой информации;
  3. организация, учреждение, предприятие, либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
  4. гражданин, объединение граждан, осуществляющие выпуск средства массовой информации.

8. Предприниматель, осуществляющий материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, является:

  1. учредителем средства массовой информации;
  2. главным редактором средства массовой информации;
  3. издателем средства массовой информации.

9. Учредитель должен приступить к производству продукции СМИ:

  1. со дня выдачи свидетельства о регистрации;
  2. в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации;
  3. в течение двух лет со дня выдачи свидетельства о регистрации.

10. Под главным редактором понимается лицо:

  1. возглавляющее редакцию средства массовой информации;
  2. принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
  3. занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов;
  4. осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации.

11. Под журналистом понимается лицо:

  1. занимающееся сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции средства массовой информации, и не связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
  2. занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
  3. связанное с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

12. Под цензурой средства массовой информации подразумевается:

  1. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы;
  2. наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей;
  3. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы в случае, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым;
  4. запрет на деятельность средства массовой информации, основанный на решении судебного органа;
  5. изъятие тиража печатных изданий, экземпляров аудио- или видеозаписей программ с целью недопущения их распространения.

13. Не допускается использование средств массовой информации в целях: (5 правильных)

  1. совершения уголовно наказуемых деяний;
  2. разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
  3. распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности;
  4. распространения материалов, публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов,
  5. дискредитации государственных органов власти, а также их должностных лиц;
  6. распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

14. Перерегистрация средства массовой информации обязательна в случае: (4 правильных)

  1. прекращения деятельности по решению суда;
  2. смены учредителя, изменения состава соучредителей;
  3. изменения местонахождения редакции;
  4. смены названия, языка;
  5. изменения периодичности выпуска и максимального объема тиража;
  6. смены формы периодического распространения;
  7. смены территории распространения продукции.

15. Не требуется регистрация средств массовой информации: (4 правильных)

  1. учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов,нормативных и иных актов;
  2. учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления независимо от целей и формы распространения;
  3. периодических печатных изданий тиражом менее 1000 экземпляров;
  4. периодических печатных изданий тиражом менее 5000 экземпляров;
  5. радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более десяти абонентов;
  6. аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более ста экземпляров;
  7. аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

16. Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена (2):

  1. по решению главного редактора;
  2. по решению учредителя
  3. по решению издателя;
  4. судом в порядке гражданского судопроизводства по иску государственных органов исполнительной власти;
  5. судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа;
  6. на время проведения оперативно-следственных мероприятий по уголовному делу в отношении учредителя, редакции или главного редактора.

17. Свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным: (4 правильных)

  1. если свидетельство о регистрации получено обманным путем;
  2. если средство массовой информации не выходит в свет более одного года;
  3. если средство массовой информации выходит в свет реже двух раз в год;
  4. если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир);
  5. если имела место повторная регистрация;
  6. если имела место смена учредителя, формы распространения и тиража.

18. Учредитель вправе: (6 верных ответов)

  1. обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от своего имени;
  2. обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от имени государственных органов власти;
  3. вмешиваться в деятельность СМИ в любом случае;
  4. вмешиваться в деятельность СМИ в случае если это предусмотрено уставом редакции;
  5. вмешиваться в деятельность СМИ в случае если это предусмотрено договором между учредителем и редакцией (главным редактором);
  6. передать свои права и обязанности третьему лицу независимо от согласия редакции и соучредителей;
  7. передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей;
  8. выступать только в качестве распространителя, собственника имущества редакции;
  9. выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции;
  10. прекратить деятельность СМИ.

19. Редакция может выступать в качестве: (4 правильных) учредителя;

  1. издателя;
  2. распространителя;
  3. собственника имущества редакции;
  4. только учредителя.

20. Может ли орган местного самоуправления быть учредителем электронного СМИ?

  1. Да
  2. Нет

Тест 3. Права и обязанности журналиста

1. Имеют ли право журналисты печатного СМИ оказывать кандидатам помощь в подготовке их предвыборных материалов?

  1. Не имеет такого права
  2. Вправе оказывать помощь

2. В каком случае редакция имеет право отказать в публикации материалов (и платных, и бесплатных) кандидату в депутаты (3)?

  1. Агитационный материал написан журналистом или иным лицом
  2. Агитационный материал содержит признаки злоупотребления свободой массовой информации
  3. Агитационный материал содержит заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию
  4. При публикации будет нарушен п. 6 ст. 56 Федерального закона об основных гарантиях

3. Имеет ли право редактор сокращать, править агитационные материалы?

  1. Не имеет такого права
  2. Имеет полное право
  3. Только с согласия кандидата (избирательного блока)

4. Что входит в понятие “время выхода в эфир”?

  1. Временной интервал
  2. Точный момент времени

5. Какая площадь в печатных СМИ предоставляется бесплатно?

  1. Не менее 10%
  2. Не менее 15%
  3. Не менее 20%
  4. Не менее 25%

6. Газета с агитационным материалом выпущена в пятницу. В воскресенье – голосование. Можно ли осуществлять доставку газеты в субботу?

  1. Разрешается
  2. Нет, нарушается закон
  3. Ограниченно разрешается

7. Нужно ли заявлять об изменении тиража, объема и частоты выхода периодического печатного издания в дни предвыборной агитации?

  1. По усмотрению учредителя или главного редактора
  2. Нужно
  3. Не обязательно

8. Вправе ли редакция негосударственного периодического издания, выполнившая условия п. 6 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях, по своему усмотрению определять, кому из кандидатов предоставлять печатную площадь, а кому нет?

  1. Это запрещено законом
  2. Редакции имеют такое право

9. Какими нормативными актами необходимо руководствоваться СМИ при освещении подготовки и проведения выборов (6)?

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”
  3. Закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”
  4. Закон “О средствах массовой информации”
  5. Закон "О защите окружающей среды"
  6. Уголовным кодексом Российской Федерации
  7. Гражданским кодексом Российской Федерации

10. Является ли призыв к неучастию в выборах предвыборной агитацией?

  1. В зависимости от контекста
  2. Не является
  3. Является

11. Допустимо ли давать какие-либо комментарии при обнародовании опросов общественного мнения?

  1. Допускается с сохранением объективности, беспристрастности
  2. Не допускается
  3. Опрос не является предвыборной агитацией
  4. Мнение журналистов особенно важно для информирования избирателей

12. Можно ли приглашать в радиоэфир общественно-политического деятеля, который сам не участвует выборах, для того чтобы он прокомментировал ход кампании с элементами критики или одобрения тех или иных партий?

  1. Не допускается, так как это агитация
  2. Допускается, если имеет целью информирование избирателей

13. Будет ли считаться агитацией информация о работе партии, о встречах с избирателями, о партийных списках, выдвижениях без призыва к голосованию?

  1. Будет, это агитационный материал
  2. Не будет, это информационный материал
  3. Может содержаться и в информационных, и в агитационных материалах

14. Предусмотрен ли возврат государственным и муниципальным СМИ стоимости предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади?

  1. Возврат не предусмотрен
  2. Допускается, если партия получила менее 2% голосов

15. Какие роли играет СМИ во время предвыборной кампании (5)?

  1. обучение избирателей тому, каким образом они могут реализовать свои демократические права
  2. информирование общественность о ходе избирательной кампании
  3. предоставление своего рода трибуны для политических партий, желающих довести свои соображения до электората
  4. обеспечивание партий возможностью вступать в дебаты друг с другом
  5. информирование о результатах выборов и осуществляя мониторинг подсчета голосов.
  6. защита действующей власти.

16. В каком случае редакция не несёт ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций (4)?

  1. сведения присутствуют в обязательных сообщениях
  2. сведения получены от информационных агентств
  3. сведения содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений
  4. сведения не являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений и т.д.
  5. сведения содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
  6. сведения не являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. (статья 57 Закона о СМИ).

17. Подпадает ли под требования статьи 46 Федерального закона об основных гарантиях публикация суммарных (обобщенных) результатов опросов общественного мнения, проведенных различными организациями?

  1. Да, попадает
  2. Нет, не попадает

18. Если кандидаты отказываются от платного эфирного времени, может ли организация СМИ продать все платное эфирное время одному кандидату?

  1. Может только государственное СМИ
  2. Может только негосударственное СМИ
  3. СМИ не могут продать всё одному кандидату

19. Вправе ли телерадиокомпания требовать от кандидата письменного согласия композитора, автора слов песни, если эти произведения используются кандидатом в его рекламном ролике?

  1. Да, в соответствии с Законом «Об авторском праве»
  2. Нет, это вмешательство в рекламный материалах
  3. Не обязательно; редакция не несёт ответственности за содержание рекламы

20. Имеет ли право телерадиокомпания отменить дебаты, если для участия в них прибыл только один кандидат?

  1. Компания не имеет права отменить дебаты
  2. Возможна исключительно отмена дебатов
  3. Важно мнение кандидата
  4. Компания должна предоставить бесплатное эфирное время

21. Могут ли региональные подразделения общероссийской организации телерадиовещания оказывать услуги по размещению предвыборной агитации на муниципальных выборах?

  1. Могут только местные компании
  2. Могут только на бесплатной основе
  3. Могут на платной основе, если опубликованы расценки
  4. Не могут в любом случае

22. Какие действия будут признаваться агитационными (6)?

  1. призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов)
  2. выражение предпочтения в отношении кого- либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель.
  3. объяснение прав граждан во время выборов.
  4. описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов)
  5. распространение информации с явным преобладание сведений о каких – либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями
  6. распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей
  7. информирование о местанахождении избирательного участка.
  8. деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов

23. Какие СМИ могу отказаться от участия в предоставлении печатной площади и эфирного времени (2)?

  1. СМИ культурно-просветительской тематики
  2. Издания, учреждённые органами законодательной, исполнительной и судебной власти
  3. Детские СМИ
  4. СМИ, учредителями (соучредителями) редакций которых являются государственные органы

24. За сколько дней до дня голосования заканчивается публикация результатов социалогических опросов?

  1. За 3 дня
  2. За 5 дней
  3. За день

25. Что из перечисленного запрещено законом о выборах (4)?

  1. публиковать прогноз погоды на день выборов
  2. высказывать редакционное мнение по ходу выборов
  3. агитировать за или против кандидата и участия в голосовании
  4. публиковать отклики читателей на тему выборов
  5. комментировать материалы кандидата
  6. публиковать анекдоты на политическую тематику

Наши рекомендации