Тест 3. Права и обязанности журналиста
Тест 1. Правовые основы журналистики
1. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на:
- законодательную и исполнительную.
- государственную и муниципальную.
- демократическую и республиканскую.
- законодательную, исполнительную и судебную.
2. Когда была принята Конституция Российской Федерации?
- 1 августа 1989 года
- 12 августа 1991 года
- 12 декабря 1993 года
- 31 декабря 1999 года
3. Кто является главой государства в Российской Федерации?
- Президент Российской Федерации
- Председатель Правительства Российской Федерации
- Спикер Государственной Думы
- Глава Федерального собрания
4. Какой орган государственной власти является представительным и законодательным органом Российской Федерации?
- Правительство РФ
- Федеральное Собрание
- Государственная Дума
- Администрация президента
5. Какие правовые акты издает Правительство Российской Федерации?
- Грамоты и директивы
- Указы и приказы
- Постановления и распоряжения
6. Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина является:
- Конституционный Суд Российской Федерации
- Президент Российской Федерации
- Государственная Дума
- Прокуратура
- Армия и флот
7. Кто назначает на должность Председателя Правительства Российской Федерации?
- Президент Российской Федерации по представлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации с согласия Государственной Думы Российской Федерации
8. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях (5):
- защиты основ конституционного строя,
- защиты нравственности,
- защиты здоровья,
- защиты прав и законных интересов других лиц,
- обеспечения обороны страны и безопасности государства,
- обеспечение граждан бесплатным образованием,
Тест 2. Деятельность СМИ
1. Проверкой соблюдения каких основных законов в сфере СМИ занимается Управление Роскомнадзора?
- Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации»;
- Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации», Закон РФ от 29 декабря 1994 г. №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документа»;
- Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации», Закон РФ от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», Закон РФ от 29 декабря 1994 г. №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документа».
2. Кто может быть учредителем СМИ? (5 пунктов обязательны)
- Гражданин РФ с 14 лет
- гражданин, отбывающий по приговору суда наказание в местах лишения свободы;
- душевнобольной, признанный судом недееспособным;
- лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.
- не гражданин Российской Федерации имеющий временную регистрацию на территории Российской Федерации.
- Гражданин РФ с 18 лет;
- Объединение граждан;
- Организация
- Государственный орган
- Орган местного самоуправления
3. Назовите органы государственной и (или) муниципальной власти, при которых существуют специально аккредитованные СМИ.
- Администрация области;
- Областная Дума;
- Администрация города;
- Администрация районов;
- Нет таких органов власти;
4. Какие пункты в заявлении на регистрацию СМИ обязательны к заполнению?
A. учредитель;
B. сведения об учреждении других СМИ;
C. название;
D. язык;
E. адрес редакции;
F. форма распространения;
G. территория распространения;
H. тематика или специализация;
I. периодичность;
J. источники финансирования;
K. объем.
5. Под массовой информацией понимается:
- продукция средства массовой информации;
- предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
- печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, распространяемые зарегистрированным средством массовой информации.
6. Под распространением продукции средства массовой информации подразумевается:
- продажа, подписка и доставка периодических печатных изданий;
- раздача периодических печатных изданий;
- демонстрация кинохроникальных программ;
- вещание радио-, телепрограмм;
- продажа, подписка и доставка аудио- или видеозаписей программ.
7. Под редакцией средства массовой информации понимается:
- организация, учреждение, предприятие, осуществляющие только производство средства массовой информации;
- организация, учреждение, предприятие, либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие только выпуск средства массовой информации;
- организация, учреждение, предприятие, либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
- гражданин, объединение граждан, осуществляющие выпуск средства массовой информации.
8. Предприниматель, осуществляющий материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, является:
- учредителем средства массовой информации;
- главным редактором средства массовой информации;
- издателем средства массовой информации.
9. Учредитель должен приступить к производству продукции СМИ:
- со дня выдачи свидетельства о регистрации;
- в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации;
- в течение двух лет со дня выдачи свидетельства о регистрации.
10. Под главным редактором понимается лицо:
- возглавляющее редакцию средства массовой информации;
- принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
- занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов;
- осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации.
11. Под журналистом понимается лицо:
- занимающееся сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции средства массовой информации, и не связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
- занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
- связанное с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
12. Под цензурой средства массовой информации подразумевается:
- требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы;
- наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей;
- требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы в случае, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым;
- запрет на деятельность средства массовой информации, основанный на решении судебного органа;
- изъятие тиража печатных изданий, экземпляров аудио- или видеозаписей программ с целью недопущения их распространения.
13. Не допускается использование средств массовой информации в целях: (5 правильных)
- совершения уголовно наказуемых деяний;
- разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
- распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности;
- распространения материалов, публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов,
- дискредитации государственных органов власти, а также их должностных лиц;
- распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
14. Перерегистрация средства массовой информации обязательна в случае: (4 правильных)
- прекращения деятельности по решению суда;
- смены учредителя, изменения состава соучредителей;
- изменения местонахождения редакции;
- смены названия, языка;
- изменения периодичности выпуска и максимального объема тиража;
- смены формы периодического распространения;
- смены территории распространения продукции.
15. Не требуется регистрация средств массовой информации: (4 правильных)
- учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов,нормативных и иных актов;
- учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления независимо от целей и формы распространения;
- периодических печатных изданий тиражом менее 1000 экземпляров;
- периодических печатных изданий тиражом менее 5000 экземпляров;
- радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более десяти абонентов;
- аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более ста экземпляров;
- аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.
16. Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена (2):
- по решению главного редактора;
- по решению учредителя
- по решению издателя;
- судом в порядке гражданского судопроизводства по иску государственных органов исполнительной власти;
- судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа;
- на время проведения оперативно-следственных мероприятий по уголовному делу в отношении учредителя, редакции или главного редактора.
17. Свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным: (4 правильных)
- если свидетельство о регистрации получено обманным путем;
- если средство массовой информации не выходит в свет более одного года;
- если средство массовой информации выходит в свет реже двух раз в год;
- если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир);
- если имела место повторная регистрация;
- если имела место смена учредителя, формы распространения и тиража.
18. Учредитель вправе: (6 верных ответов)
- обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от своего имени;
- обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от имени государственных органов власти;
- вмешиваться в деятельность СМИ в любом случае;
- вмешиваться в деятельность СМИ в случае если это предусмотрено уставом редакции;
- вмешиваться в деятельность СМИ в случае если это предусмотрено договором между учредителем и редакцией (главным редактором);
- передать свои права и обязанности третьему лицу независимо от согласия редакции и соучредителей;
- передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей;
- выступать только в качестве распространителя, собственника имущества редакции;
- выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции;
- прекратить деятельность СМИ.
19. Редакция может выступать в качестве: (4 правильных) учредителя;
- издателя;
- распространителя;
- собственника имущества редакции;
- только учредителя.
20. Может ли орган местного самоуправления быть учредителем электронного СМИ?
- Да
- Нет
Тест 3. Права и обязанности журналиста
1. Имеют ли право журналисты печатного СМИ оказывать кандидатам помощь в подготовке их предвыборных материалов?
- Не имеет такого права
- Вправе оказывать помощь
2. В каком случае редакция имеет право отказать в публикации материалов (и платных, и бесплатных) кандидату в депутаты (3)?
- Агитационный материал написан журналистом или иным лицом
- Агитационный материал содержит признаки злоупотребления свободой массовой информации
- Агитационный материал содержит заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию
- При публикации будет нарушен п. 6 ст. 56 Федерального закона об основных гарантиях
3. Имеет ли право редактор сокращать, править агитационные материалы?
- Не имеет такого права
- Имеет полное право
- Только с согласия кандидата (избирательного блока)
4. Что входит в понятие “время выхода в эфир”?
- Временной интервал
- Точный момент времени
5. Какая площадь в печатных СМИ предоставляется бесплатно?
- Не менее 10%
- Не менее 15%
- Не менее 20%
- Не менее 25%
6. Газета с агитационным материалом выпущена в пятницу. В воскресенье – голосование. Можно ли осуществлять доставку газеты в субботу?
- Разрешается
- Нет, нарушается закон
- Ограниченно разрешается
7. Нужно ли заявлять об изменении тиража, объема и частоты выхода периодического печатного издания в дни предвыборной агитации?
- По усмотрению учредителя или главного редактора
- Нужно
- Не обязательно
8. Вправе ли редакция негосударственного периодического издания, выполнившая условия п. 6 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях, по своему усмотрению определять, кому из кандидатов предоставлять печатную площадь, а кому нет?
- Это запрещено законом
- Редакции имеют такое право
9. Какими нормативными актами необходимо руководствоваться СМИ при освещении подготовки и проведения выборов (6)?
- Конституция Российской Федерации
- Закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”
- Закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”
- Закон “О средствах массовой информации”
- Закон "О защите окружающей среды"
- Уголовным кодексом Российской Федерации
- Гражданским кодексом Российской Федерации
10. Является ли призыв к неучастию в выборах предвыборной агитацией?
- В зависимости от контекста
- Не является
- Является
11. Допустимо ли давать какие-либо комментарии при обнародовании опросов общественного мнения?
- Допускается с сохранением объективности, беспристрастности
- Не допускается
- Опрос не является предвыборной агитацией
- Мнение журналистов особенно важно для информирования избирателей
12. Можно ли приглашать в радиоэфир общественно-политического деятеля, который сам не участвует выборах, для того чтобы он прокомментировал ход кампании с элементами критики или одобрения тех или иных партий?
- Не допускается, так как это агитация
- Допускается, если имеет целью информирование избирателей
13. Будет ли считаться агитацией информация о работе партии, о встречах с избирателями, о партийных списках, выдвижениях без призыва к голосованию?
- Будет, это агитационный материал
- Не будет, это информационный материал
- Может содержаться и в информационных, и в агитационных материалах
14. Предусмотрен ли возврат государственным и муниципальным СМИ стоимости предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади?
- Возврат не предусмотрен
- Допускается, если партия получила менее 2% голосов
15. Какие роли играет СМИ во время предвыборной кампании (5)?
- обучение избирателей тому, каким образом они могут реализовать свои демократические права
- информирование общественность о ходе избирательной кампании
- предоставление своего рода трибуны для политических партий, желающих довести свои соображения до электората
- обеспечивание партий возможностью вступать в дебаты друг с другом
- информирование о результатах выборов и осуществляя мониторинг подсчета голосов.
- защита действующей власти.
16. В каком случае редакция не несёт ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций (4)?
- сведения присутствуют в обязательных сообщениях
- сведения получены от информационных агентств
- сведения содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений
- сведения не являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений и т.д.
- сведения содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
- сведения не являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. (статья 57 Закона о СМИ).
17. Подпадает ли под требования статьи 46 Федерального закона об основных гарантиях публикация суммарных (обобщенных) результатов опросов общественного мнения, проведенных различными организациями?
- Да, попадает
- Нет, не попадает
18. Если кандидаты отказываются от платного эфирного времени, может ли организация СМИ продать все платное эфирное время одному кандидату?
- Может только государственное СМИ
- Может только негосударственное СМИ
- СМИ не могут продать всё одному кандидату
19. Вправе ли телерадиокомпания требовать от кандидата письменного согласия композитора, автора слов песни, если эти произведения используются кандидатом в его рекламном ролике?
- Да, в соответствии с Законом «Об авторском праве»
- Нет, это вмешательство в рекламный материалах
- Не обязательно; редакция не несёт ответственности за содержание рекламы
20. Имеет ли право телерадиокомпания отменить дебаты, если для участия в них прибыл только один кандидат?
- Компания не имеет права отменить дебаты
- Возможна исключительно отмена дебатов
- Важно мнение кандидата
- Компания должна предоставить бесплатное эфирное время
21. Могут ли региональные подразделения общероссийской организации телерадиовещания оказывать услуги по размещению предвыборной агитации на муниципальных выборах?
- Могут только местные компании
- Могут только на бесплатной основе
- Могут на платной основе, если опубликованы расценки
- Не могут в любом случае
22. Какие действия будут признаваться агитационными (6)?
- призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов)
- выражение предпочтения в отношении кого- либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель.
- объяснение прав граждан во время выборов.
- описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов)
- распространение информации с явным преобладание сведений о каких – либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями
- распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей
- информирование о местанахождении избирательного участка.
- деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов
23. Какие СМИ могу отказаться от участия в предоставлении печатной площади и эфирного времени (2)?
- СМИ культурно-просветительской тематики
- Издания, учреждённые органами законодательной, исполнительной и судебной власти
- Детские СМИ
- СМИ, учредителями (соучредителями) редакций которых являются государственные органы
24. За сколько дней до дня голосования заканчивается публикация результатов социалогических опросов?
- За 3 дня
- За 5 дней
- За день
25. Что из перечисленного запрещено законом о выборах (4)?
- публиковать прогноз погоды на день выборов
- высказывать редакционное мнение по ходу выборов
- агитировать за или против кандидата и участия в голосовании
- публиковать отклики читателей на тему выборов
- комментировать материалы кандидата
- публиковать анекдоты на политическую тематику