Избирательный кодекс Российской Федерации 2 страница

3. Использование любых государственных и муниципальных ресурсов в целях организации и проведения выборов осуществляется на основании решений избирательных комиссий.

Статья 1.11. Альтернативность выборов

1. В одномандатном избирательном округе и в едином избирательном округе при выборах должностного лица число зарегистрированных кандидатов, включенных в избирательный бюллетень, должно быть больше одного, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

2. В многомандатном избирательном округе число зарегистрированных кандидатов, включенных в избирательный бюллетень, должно быть больше числа распределяемых в данном округе депутатских мандатов.

3. В едином избирательном округе при выборах депутатов число зарегистрированных списков кандидатов, включенных в избирательный бюллетень, должно быть не менее трех.

4. Голосование по одной кандидатуре допускается при проведении второго тура голосования, а также на выборах депутатов представительных органов поселений по одномандатным избирательным округам.

5. Если в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов, списков кандидатов окажется меньше числа установленного частями 1 – 4 настоящей статьи, голосование в таком избирательном округе откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

6. Решение, предусмотренное частью 5 настоящей статьи, принимает избирательная комиссия, организующая выборы.

7. Если обстоятельства, предусмотренные частью 5 настоящей статьи, возникли после окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов, решение, предусмотренное частью 5 настоящей статьи, принимается в следующие сроки:

1) если избирательная комиссия не принимала решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, – не позднее чем на третий день после окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов;

2) если избирательная комиссия принимала решение (решения) об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов и это решение (эти решения) не были обжалованы, – не позднее чем на третий день после окончания срока обжалования данного решения (данных решений);

3) если избирательная комиссия принимала решение (решения) об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов и хотя бы одно из этих решений было обжаловано, – не позднее чем на третий день после вступления в силу последнего по времени принятия решения суда, оставляющего в силе решение избирательной комиссии об отказе в регистрации.

8. Если обстоятельства, предусмотренные частью 5 настоящей статьи, наступили в результата выбытия кандидата, списка кандидатов, решение, предусмотренное частью 5 настоящей статьи, принимается не позднее чем на третий день после утраты кандидатом статуса кандидата в соответствии со статьей 11.1 настоящего Кодекса или утраты избирательным объединением статуса избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, в соответствии со статьей 11.2 настоящего Кодекса, но не позднее чем за один день до дня голосования.

Статья 1.12. Открытость и гласность при проведении выборов и референдума

1. Подготовка и проведение выборов и референдума осуществляются открыто и гласно. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о порядке и сроках подготовки и проведения выборов, референдума, ходе избирательной кампании, кампании референдума, об итогах голосования и о результатах выборов, референдума.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти, другие решения названных органов, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, обеспечением избирательных прав граждан, решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации официально опубликовываются в государственных периодических печатных изданиях, а также размещаются в сети «Интернет».

3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, другие решения названных органов, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, обеспечением избирательных прав граждан, решения избирательных комиссий муниципальных образований официально опубликовываются в муниципальных периодических печатных изданиях и при наличии такой возможности размещаются в сети «Интернет».

4. Решения территориальных и окружных избирательных комиссий официально опубликовываются в средствах массовой информации и при наличии такой возможности размещаются в сети «Интернет».

5. Избирательная комиссия своим решением определяет периодическое печатное издание, в котором должны официально публиковаться все ее решения. Данное периодическое печатное издание для Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам депутата Государственной Думы должно выходить не реже трех раз в неделю, для других избирательных комиссий – не реже одного раза в неделю.

6. Решения органов местного самоуправления поселения, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, обеспечением избирательных прав граждан, решения избирательной комиссии поселения, окружной избирательной комиссии избирательного округа, территория которого охватывает часть территории муниципального образования, при отсутствии возможности для их оперативного опубликования в средствах массовой информации могут обнародоваться путем размещения на информационных стендах в местах, доступных и удобных для избирателей. Такие места должны быть определены решением соответствующей избирательной комиссии.

7. Права и обязанности журналистов, освещающих подготовку и проведение выборов, референдума, регулируются законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации и настоящим Кодексом.

Глава 2. Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Статья 2.1. Избирательные права граждан Российской Федерации и иных государств

1. Избирательные права граждан включают право избирать (активное избирательное право), право быть избранным (пассивное избирательное право) и право участвовать в избирательных действиях.

2. Право граждан на участие в референдуме включает право голосовать на референдуме и право участвовать в действиях по подготовке и проведению референдума.

3. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

4. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления данного муниципального образования, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме в данном муниципальном образовании на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Статья 2.2. Активное избирательное право

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать на выборах должностных лиц и органов государственной власти, местного самоуправления, голосовать на референдуме.

2. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, активное избирательное право предоставляется гражданам, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа.

4. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в соответствующих выборах, референдуме.

5. Активное избирательное право, право голосовать на референдуме включает право избирателя на получении информации о кандидатах, избирательных объединениях, вопросах, выносимых на референдум, необходимой для того, чтобы он мог сделать осознанный выбор.

6. Активное избирательное право, право голосовать на референдуме включает право избирателя на то, чтобы его голос был учтен в соответствии с его волеизъявлением. Неправильный подсчет голосов на избирательном участке является нарушением избирательных прав всех избирателей данного участка. Неправильное определение результатов голосования в избирательном округе является нарушением избирательных прав всех избирателей данного избирательного округа.

Статья 2.3. Пассивное избирательное право

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право быть избранным депутатом выборного органа муниципального образования

2. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеет право быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления.

3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеет право быть избранным депутатом Государственной Думы.

4. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, имеет право быть избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

5. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет, имеет право быть избранным Президентом Российской Федерации.

6. Законом не могут устанавливаться ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории.

7. Федеральным законом и принимаемыми на его основе конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд.

8. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

9. Не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на соответствующих выборах гражданин, лишенный права баллотироваться на этих выборах на основании части 4 статьи 14.25 настоящего Кодекса.

Статья 2.4. Право граждан участвовать в избирательных действиях, действиях по подготовке и проведению референдума

1. Гражданин Российской Федерации (а в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 2.1 настоящего Кодекса, иностранный гражданин), который достиг или достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных настоящим Кодексом, иным законом и проводимых законными методами избирательных действиях, действиях по подготовке и проведению референдума.

2. Ограничения права гражданина участвовать в избирательных действиях, действиях по подготовке и проведению референдума, устанавливаются настоящим Кодексом.

Глава 3. Избирательные системы

Статья 3.1. Избирательные системы, применяемые на выборах в Российской Федерации

1. На выборах в Российской Федерации могут применяться следующие избирательные системы:

1) мажоритарная избирательная система относительного большинства;

2) мажоритарная избирательная система с перебаллотировкой;

3) мажоритарно-преференциальная избирательная система;

4) мажоритарная избирательная система в многомандатных избирательных округах;

5) избирательная система единственного передаваемого голоса;

6) пропорциональная избирательная система с закрытыми списками;

7) пропорциональная избирательная система с открытыми списками;

8) связанная смешанная избирательная система.

2. На выборах Президента Российской Федерации применяется мажоритарная избирательная система с перебаллотировкой в соответствии с разделом 5 настоящего Кодекса.

3. На выборах депутатов Государственной Думы применяется связанная смешанная система в соответствии с разделом 6 настоящего Кодекса.

Статья 3.2. Избирательные системы, применяемые на выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации

1. На выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации применяется мажоритарная избирательная система с перебаллотировкой.

2. На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут применяться:

1) избирательная система единственного передаваемого голоса;

2) связанная смешанная избирательная система;

3) сочетание мажоритарной избирательной системы относительного большинства или мажоритарной избирательной системы в многомандатных избирательных округах с пропорциональной избирательной системой с закрытыми списками или с пропорциональной избирательной системой с открытыми списками.

3. Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации состоит из двух палат, на выборах депутатов одной из палат могут применяться избирательные системы или их сочетание, предусмотренные частью 2 настоящей статьи. В этом случае на выборах депутатов другой палаты может применяться любая избирательная система, предусмотренная статьей 3.1 настоящего Кодекса. Допускается также применение на выборах депутатов одной из палат пропорциональной избирательной системы с открытыми списками, а на выборах депутатов другой палаты – мажоритарной избирательной системы относительного большинства или мажоритарной избирательной системы в многомандатных избирательных округах.

4. Вид избирательной системы, применяемой на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае сочетания двух избирательных систем – число депутатов, избираемых в соответствии с каждой из избирательных систем, устанавливаются конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Если на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или одной из его палат используется связанная смешанная избирательная система, то число депутатов, избираемых в указанный орган или палату, не может быть менее 22 и менее числа избирателей данного субъекта Российской Федерации, деленного на 75 тысяч.

6. Если на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или одной из его палат используется сочетание двух избирательных систем, то число депутатов, избираемых в соответствии с каждой из систем, устанавливается с учетом следующих ограничений:

1) число депутатов, избираемых в соответствии с каждой из избирательных систем, не может быть менее одной трети и не может быть более двух третей от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или соответствующей палаты;

2) число депутатов, избираемых в соответствии с мажоритарной избирательной системой относительного большинства, мажоритарной избирательной системой с перебаллотировкой или мажоритарной избирательной системой в многомандатных избирательных округах устанавливается с таким расчетом, чтобы средняя норма представительства была не более 150 тысяч избирателей;

3) число депутатов, избираемых в соответствии с пропорциональной избирательной системой с закрытыми списками или с пропорциональной избирательной системой с открытыми списками, не может быть менее 22.

7. Если вид избирательной системы, применяемый на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не установлен конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации применяется связанная смешанная система, если число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации удовлетворяет требованиям части 5 настоящей статьи, или избирательная система единственного передаваемого голоса, если число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не удовлетворяет требованиям части 5 настоящей статьи.

8. Если конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации установлено, что на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации применяется сочетание двух избирательных систем, но не установлено число депутатов, избираемых в соответствии с каждой из избирательных систем, то при четном числе депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается равное число депутатов в соответствии с каждой из избирательных систем, а при нечетном числе депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по пропорциональной избирательной системе избирается на одного депутата больше, чем по мажоритарной.

Статья 3.3. Избирательные системы, применяемые на выборах органов местного самоуправления

1. На выборах выборного должностного лица муниципального образования могут применяться:

1) мажоритарная избирательная система относительного большинства;

2) мажоритарная избирательная система с перебаллотировкой;

3) мажоритарно-преференциальная избирательная система.

2. На выборах депутатов выборного органа муниципального образования могут применяться:

1) мажоритарная избирательная система относительного большинства;

2) мажоритарная избирательная система с перебаллотировкой;

3) мажоритарная избирательная система в многомандатных избирательных округах;

4) избирательная система единственного передаваемого голоса;

5) связанная смешанная избирательная система;

6) сочетание мажоритарной избирательной системы относительного большинства или мажоритарной избирательной системы в многомандатных избирательных округах с пропорциональной избирательной системой с открытыми списками.

3. Вид избирательной системы, применяемой на выборах выборного должностного лица муниципального образования, депутатов выборного органа муниципального образования, а в случае сочетания двух избирательных систем – число депутатов, избираемых в соответствии с каждой из избирательных систем, устанавливаются уставом муниципального образования.

4. Число депутатов выборного органа муниципального образования, избираемых в соответствии с мажоритарной избирательной системой относительного большинства, мажоритарной избирательной системой с перебаллотировкой, мажоритарной избирательной системой в многомандатных избирательных округах или избирательной системой единственного передаваемого голоса устанавливается с таким расчетом, чтобы средняя норма представительства была не более 20 тысяч избирателей.

5. Число депутатов выборного органа муниципального образования, избираемых в соответствии с пропорциональной избирательной системой с открытыми списками, не может быть менее 18.

6. Число депутатов выборного органа муниципального образования, избираемых в соответствии со связанной смешанной избирательной системой не может быть менее 18 и менее числа избирателей данного муниципального образования, деленного на 10 тысяч.

7. Если на выборах депутатов выборного органа муниципального образования применяется сочетание двух избирательных систем, число депутатов, избираемых в соответствии с каждой из избирательных систем, не может быть менее одной трети и не может быть более двух третей от общего числа депутатов данного органа.

8. Если вид избирательной системы, применяемый на выборах выборного должностного лица муниципального образования не установлен уставом муниципального образования, или устав муниципального образования отсутствует, на выборах выборного должностного лица муниципального района, городского округа применяется мажоритарная избирательная система с перебаллотировкой, а на выборах выборного должностного лица поселения, внутригородской территории города федерального значения применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства.

9. Если вид избирательной системы, применяемый на выборах депутатов выборного органа муниципального образования, не установлен уставом муниципального образования, или устав муниципального образования отсутствует, на выборах депутатов выборного органа муниципального образования применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства.

10. Если уставом муниципального образования установлено, что на выборах депутатов выборного органа муниципального образования применяется сочетание двух избирательных систем, но не установлено число депутатов, избираемых в соответствии с каждой из избирательных систем, то при четном числе депутатов выборного органа муниципального образования избирается равное число депутатов в соответствии с каждой из избирательных систем, а при нечетном числе депутатов выборного органа муниципального образования по пропорциональной избирательной системе избирается на одного депутата меньше, чем по мажоритарной.

Статья 3.4. Мажоритарная избирательная система относительного большинства

При мажоритарной избирательной системе относительного большинства действуют следующие правила:

1) территория, на которой проводятся выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выборного органа муниципального образования, делится на одномандатные избирательные округа;

2) территория, на которой проводятся выборы выборного должностного лица муниципального образования, представляет единый избирательный округ;

3) каждый избиратель имеет один голос;

4) избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другими кандидатами;

5) если голосование проводится в соответствии с частью 4 статьи 1.11 по одной кандидатуре, избранным считается кандидат, получивший не менее 50 процентов голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Статья 3.5. Мажоритарная избирательная система с перебаллотировкой

1. При мажоритарной избирательной системе с перебаллотировкой действуют следующие правила:

1) территория, на которой проводятся выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выборного органа муниципального образования, делится на одномандатные избирательные округа;

2) территория, на которой проводятся выборы Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, выборного должностного лица муниципального образования, представляет единый избирательный округ;

3) каждый избиратель имеет один голос;

4) избранным в результате первого тура голосования считается кандидат, получивший больше установленной доли голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

5) если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них в результате первого тура голосования не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, проводится второй тур голосования (перебаллотировка) по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей;

6) по итогам второго тура голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом (другими кандидатами);

7) если второй тур голосования проводится в соответствии с частью 4 статьи 1.11 по одной кандидатуре, избранным считается кандидат, получивший не менее 50 процентов голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

2. Доля голосов избирателей, принявших участие в голосовании, больше которой должен получить кандидат для избрания по результатам первого тура голосования, устанавливается для выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации, а для выборов депутатов выборного органа муниципального образования – уставом муниципального образования. Эта доля не может быть менее 40 и более 50 процентов.

3. Если законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования не установлена доля голосов избирателей, принявших участие в голосовании, больше которой должен получить кандидат для избрания по результатам первого тура голосования, кандидат для избрания по результатам первого тура голосования должен получить более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

4. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования должно быть установлено, что второй тур голосования проводится по двум или трем кандидатам, получившим по результатам первого тура голосования наибольшее число голосов избирателей, либо что второй тур голосования проводится по всем кандидатам, получившим по результатам первого тура голосования более установленной доли голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Эта доля не может быть более 20 процентов. Если по результатам первого тура голосования менее двух кандидатов получат более установленной доли голосов избирателей, второй тур голосования проводится по двум кандидатам, получившим по результатам первого тура голосования наибольшее число голосов избирателей.

5. Если законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования не установлен порядок включения кандидатов в бюллетень для второго тура голосования, второй тур голосования проводится по двум кандидатам, получившим по результатам первого тура голосования наибольшее число голосов избирателей.

Статья 3.6. Мажоритарно-преференциальная избирательная система

При мажоритарно-преференциальной избирательной системе действуют следующие правила:

1) территория муниципального образования представляет единый избирательный округ;

2) избиратель проставляет в избирательном бюллетене против фамилий кандидатов числа в соответствии со своими предпочтениями (начиная с 1, которой соответствует наибольшее предпочтение);

3) избранный кандидат определяется в соответствии с методикой, изложенной в статье 15.6 настоящего Кодекса.

Статья 3.7. Мажоритарная избирательная система в многомандатных избирательных округах

1. При мажоритарной избирательной системе в многомандатных избирательных округах действуют следующие правила:

1) территория субъекта Российской Федерации, муниципального образования делится на многомандатные избирательные округа;

2) число депутатских мандатов, подлежащих распределению в многомандатном избирательном округе, не может превышать пять;

3) допускается образование многомандатных избирательных округов с разным числом мандатов;

4) число голосов, которое имеет избиратель, устанавливается для выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации, а для выборов депутатов выборного органа муниципального образования – уставом муниципального образования. Это число должно быть одинаковым для всех избирателей, в том числе и в случае образования округов с разным числом мандатов. Оно не может превышать число мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов;

5) избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов избирателей в соответствии с числом замещаемых мандатов.

2. Если законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования не установлено число голосов, которое имеет избиратель, каждый избиратель имеет один голос.

Статья 3.8. Избирательная система единственного передаваемого голоса

При избирательной системе единственного передаваемого голоса действуют следующие правила:

1) территория субъекта Российской Федерации, муниципального образования делится на многомандатные избирательные округа;

2) число депутатских мандатов, подлежащих распределению в многомандатном избирательном округе, не может быть менее трех и более семи;

3) допускается образование многомандатных избирательных округов с разным числом мандатов;

4) избиратель проставляет в избирательном бюллетене против фамилий кандидатов числа в соответствии со своими предпочтениями (начиная с 1, которой соответствует наибольшее предпочтение);

5) избранные кандидаты определяются в соответствии с методикой, изложенной в статье 15.7 настоящего Кодекса.

Наши рекомендации