Доказательства «абсолютного деспотизма» в колониях; «самоочевидные» для человечества истины и «право на революцию».
Декларация независимости: Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что, если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа.
Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно преследующих одну и ту же цель, обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности.
Право на революцию: если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа. […] когда длинный ряд злоупотреблений и насилий […] обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности»
Обратитесь к законодательной деятельности британского Парламента в Сев. Америке. В чем состояли представительские полномочия Парламента в колониях? Почему колонисты возражали против применения «квартирного акта», «шляпного» и «железного» законов, взимания «гербового сбора»? Как британское государство спровоцировало «морковный» и «сыроваренный» конфликты? Что такое «бостонское чаепитие» и «бостонская бойня»? Какие интересы или задачи колоний полагает самыми важными Томас Пейн в трактате «Здравый смысл»? Почему новоанглийские граждане не могли добиться их удовлетворения, опираясь на условия британской конституции? См. «Здравый смысл» Томаса Пейна, словари и исследования по истории США.
Сравните американскую «Декларацию независимости» со «Здравым смыслом» Томаса Пейна. Почему Томас Пейн призывал покончить с существующим порядком управления колониями? Какие доказательства его порочности приводят стороны «Декларации независимости»? Какие обязательства перед Короной объявляются недействительными в ее тексте? Какие признаки «неограниченного деспотизма» оправдывают в декларации его «свержение»? Сравните данный пассаж декларации с заявлением о «тягчайшем иге римлян» во введении к казусам «Салической правды». Какое из этих заявлений представляется более обоснованным? Почему? Отметьте в «Декларации независимости» список «неотчуждаемых прав» и цели «учреждения правительств». Существовал ли вне текста этой декларации субъект таких «неотчуждаемых прав»? Почему? Какие признаки независимого государства называют авторы декларации? В чем власти Великобритании обвиняли представителей колоний, подписавших ее?
Составьте представление о видах революционной самоорганизации колонистов. Какие задачи ставились перед «комитетами связи», а какие перед «континентальными конгрессами»? С какого момента можно говорить о начале «революционных действий» американцев? Как Томас Пейн в «Здравом смысле» формулирует правовые различия между британскими войсками и атакующей их американской милицией? Изучите «Статьи конфедерации» (1781 г.). Какие права штаты предоставили Конфедерации, а какие оставили за собой? В каких целях и в каком порядке была организована конфедерация США? Сравните конфедерацию США со Швейцарской конфедерацией. Отметьте различия и совпадения в союзных задачах, в порядке образования самих союзов и в их историко-правовом опыте. Отметьте общее между американским штатом и швейцарским кантоном. Обратитесь к словарям, рекомендованным для всех семинарских занятий настоящего пособия, и к соответствующим текстам памятников государства и права.
Наиболее организованную патриотическую часть населения составляли городские ремесленники и мелкие торговцы. Именно этой части общества предстояло сыграть ключевую роль в грядущей революции и заложить основы американской нации. Наиболее крупными революционными организациями стали «Vox Populi», «Сыны Нептуна», «Сыны свободы», «Дочери свободы» и др. Организации моряков, такие как «Сыны Нептуна», стали предшественниками профсоюзов. Поначалу все эти объединения действовали тайно, а как только становились достаточно массовыми, чтобы не опасаться преследований, выходили из подполья. «Сыны свободы» выдвинули идею межколониальной солидарности и подготовили созыв «Конгресса по поводу закона о гербовом сборе». Конгресс состоялся в 1765 году и позволил наладить связи между колониями и создать новые организационные структуры на местах. На нём были приняты три документа: «Декларация прав» и петиции к английскому королю и парламенту. Через неделю после завершения Конгресса 200 виднейших купцов Нью-Йорка приняли соглашение об отказе от ввоза английских товаров.
Народное возмущение также находило выход в политических забастовках, таких как забастовка нью-йоркских портовых рабочих, отказавшихся от выгрузки английских транспортов в 1768 году, и забастовка бостонских строителей против сооружения укреплений для англичан.
Самой массовой и прочной народной организацией стали городские собрания. Они принимали резолюции, обычно более решительные, чем предложения Конгресса.
Был запущен процесс реорганизации колониальной милиции — в её руководство выдвигались лидеры сопротивления. Именно народная милиция сыграла центральную роль в ходе войны за независимость.
Конгресс открылся 5 сентября 1774 года в Филадельфии. Из 56 делегатов. Формально Конгресс присвоил себе революционную власть только 26 июня 1775 года, но к тому времени он уже фактически правил на протяжении 13 месяцев. Так, возникнув в качестве трибуны, места дискуссии, Конгресс вскоре стал активной руководящей силой.
Около 20 % всего населения восставших колоний (порядка 600 000 человек) составляли негры.
Американцы, особенно под командованием Вашингтона и Грина, использовали партизанскую тактику, затягивая англичан вглубь территории, дальше от портов, делали неожиданные засады, отходы и быстрые переходы, нападали ночью и в непогоду, ориентировались на меткую стрельбу, а не на привычную для англичан штыковую атаку после неприцельной пальбы. Войскам регулярно помогали городские ополчения (милиция), выходившие на поле боя.
На каких условиях был заключен мир 1783 г. и какими сторонами? Какова международная роль Франции в этом соглашении? Какие государства признавали эмансипацию североамериканских колоний и без договора? Какие государства признавали лишь суверенитет Великобритании? Какие именно государства были признаны независимыми по Парижскому миру? Можно ли назвать иные примеры международного признания независимости государств до заключения этого мира? Можно ли констатировать, что «государственный суверенитет» (как юридически безупречная форма политической самостоятельности) создается лишь в широком международном порядке, а его самопровозглашения недостаточно? Для ознакомления с обстоятельствами заключения Парижского мира обратитесь к исследованиям по истории США и словарям.
Парижский мир (Версальский мир) — система подписанных в Париже и Версале при посредничестве французского короля Людовика XVI договоров, завершивших Американскую войну за независимость между Великобританией с одной стороны и США, Францией, Испанией и Нидерландами — с другой.
В Вест-Индии Англия отобрала у Франции о-ва Доминика, Сент-Винсент, Гренаду и Тобаго, а в Африке - почти всю терр. Сенегала. О-в Менорка, захваченный Францией (1756), возвращался Англии. В Индии Франция сохранила только 5 городов. Франция и Испания обязались эвакуировать войска из Португалии и ее колоний (ст. 21). Кроме того, франц. войска должны были оставить терр. Ганновера, являвшегося наследств. владением англ. королей ганноверской династии. П. м. д., укрепивший позиции Англии в колониях, означал новую крупную победу Англии в ее борьбе с Францией за торг. и колониальное первенство. К П. м. д. присоединилась также Португалия. То есть, Франция проиграла по территориям, вдобавок, и ден. возмещение, уплаченное Францией. На практике некоторые пункты этого договора были нарушены. Так, решения о выплате компенсаций лоялистам приняты не были, а их собственность продолжала конфисковываться, например, в зачёт долговых обязательств. Некоторые штаты приняли законы о запрете выплаты долгов британским подданным. Британские солдаты вывозили с собой чернокожих рабов.
B. Вопросы (задания) к тематическим сюжетам
Сравните реформы государства и права, проведенные в Афинах V в. до н. э. и в Римской республике после изгнания царя. Сопоставьте акты конституционной монархии в Англии с задачами Американской революции. Сформулируйте особые принципы и требования, которые бы определяли обязанности «ответственного» государства в истории.
Начало было ознаменовано Греко-персидскими войнами, в которых прекрасно себя показали греческие воины и греческая политическая система.
Тем не менее политическая жизнь в самих Афинах в этот период характеризовалась борьбой двух течений: демократического и олигархического. Демократические тенденции представляли зажиточный демос, ремесленники и крестьяне.
Противоборство двух течений в конечном итоге закончилось победой демократии. Это выразилось, в частности в том, что избрание архонтов путем голосования было заменено избранием посредством жребия, право быть избранными в архонты получили всадники, что свидетельствовало одновременно об упадке института архонтов и возвышении стратегов.
Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении.
В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности - как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.
В Риме установилась республика, что дословно переводится как "власть без царей". Население чётко разделилось на рабов и свободных. Ежегодно определялись двое консулов, значительную роль имел сенат как орган власти.
В Америке события развивались иначе. Эта страна практически не знала феодализма. Поэтому хотя и предпринимались попытки насадить феодальные отношения, серьезного значения феодальные институты не имели. В Америке этот конфликт был смазанным. Это обстоятельство было связано с социальной пестротой населения, «эластичностью» классов и социальных групп. Кроме того, американская революция была антиколониальной. Поэтому размежевание сил за океаном происходило не только между различными классами и социальными группами, но и внутри них. Американская революция подняла на борьбу «низшие классы» – не имеющих собственности рабочих, мелких ремесленников и бедных фермеров, составлявших наиболее многочисленную группу колониального населения. Американская революция была восстанием против метрополии. Это была война за независимость. Основным вопросом революции был аграрный, борьба за свободный доступ к западным землям, и в этом сказался тот факт, что мелкие и средние фермеры составляли около половины белого и 2/5 всего населения. Вторым по значению вопросом, который стоял перед американской революцией, являлась проблема свободного торгово-промышленного развития. В ее решении была заинтересована также большая группа населения. Важная роль в американской революции принадлежала зажиточным слоям буржуазии, на протяжении всей революции действовавшей совместно с частью земельной аристократии – плантаторами. Представители «высшего класса» составляли незначительный процент населения колоний, но они контролировали более половины всего богатства, и им принадлежала основная роль в руководстве войной за независимость.
Многие представители аристократии, связанные земельными пожалованиями с британской короной, а также высшие колониальные чиновники… оказались в лагере контрреволюции. Сюда же примыкала и часть торгово-промышленных кругов, тесно связанная с метрополией, а также представители других слоев населения, по тем или иным причинам заинтересованные в сохранении прежних отношений с Англией. Они находились в меньшинстве, но все же представляли довольно значительную силу….
Америка раскололась на два лагеря. Но наиболее существенным было то, что, как выразился Д. Адамс, «колонии нащупывали средний путь». Этот путь означал политический компромисс, характерный и для последующей американской истории. Существенной чертой этого компромисса был тот факт, что американская буржуазия выступила в тесном союзе с земельной аристократией. Америка добилась независимости, и революция смогла победить.
Идея установления особого режима ответственности государств за международные преступления имеет давние корни. В XIX в. швейцарский юрист И. Блюнчли писал: «Принцип уголовного права, что идеальные лица (корпорации, universitates) ненаказуемы, не признается международным правом. Государство, нарушившее мирные отношения к другому государству, может этим подвергнуть опасности свое существование и погибнуть в войне, им самим вызванной». Однако систему широко применяемых в то время мер, включающих контрибуции и аннексии, нельзя называть уголовно-правовыми. В сущности, они служили общему правилу, по которому судьба поверженного в войне государства находилась в руках победителя. Восстановление юридической силы нарушенных международных обязательств происходит посредством использования ряда способов. Если противоправное деяние носит длящийся или повторяющийся характер, встает вопрос о его прекращении. В подобных ситуациях обязанности ответственного государства соответствует право требования потерпевшей стороной прекращения противоправного поведения.
Право потерпевшей стороны включает также получение со стороны ответственного государства заверений и гарантий неповторения противоправного поведения в будущем. Их значение состоит в восстановлении доверия к продолжению нарушенных межгосударственных взаимоотношений. Если заверения выражаются в словесной форме, то гарантии неповторения требуют принятия действенных превентивных мер с целью недопущения противоправного деяния в будущем (например, отмена законодательства, позволившего совершение правонарушения).
При нарушении основополагающих международных обязательств, подвергающих угрозе международный мир и безопасность, интересы мирового сообщества требуют неуклонного восстановления нарушенного правопорядка. В связи с этим положение потерпевших государств предполагает не право, а обязанность требовать у ответственного государства прекращения противоправного поведения, восстановления нарушенных правоотношений в полном объеме, а также установления гарантий против совершения противоправного деяния в будущем.
Обратитесь к «Статьям конфедерации США». Объясните, почему «вечный союз» 1781 г. просуществовал лишь около шести лет? Какие «вечные обязанности» (внутренние и внешние) он так и не смог выполнить после завершения революционной войны? Под «обязанностями» следует понимать как внутренние обязательства конфедерации согласно ее статьям, так и внешние, обусловленные положением США и граждан отдельных штатов после Парижского мира1783 г.
Конститу́ция США (англ. United States Constitution) — основной закон Соединённых Штатов Америки, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Считается первой в мире конституцией в современном понимании. Состоит из семи статей, за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок, которые являются её неотъемлемой частью. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей между законодательной (конгресс), исполнительной (президент) и судебной (верховный суд и нижестоящие суды) ветвями. Штатам США даются широкие права в области законодательства.
В 1783 году Версальским мирным договором завершилась Война за независимость США. Ещё в 1777 году, в разгар войны, Второй Континентальный конгресс принял Статьи Конфедерации, документ конституционного характера, который определял Соединённые штаты как конфедерацию и закреплял полномочия центральных органов. В 1781 году Статьи были ратифицированы последним, тринадцатым, штатом и официально вступили в силу. Многие отмечали слабость этого союза: во-первых, Статьи Конфедерации предоставляли центральным органам минимальные полномочия, а во-вторых, при голосовании в Конгрессе Конфедерации (высший орган власти) по любому вопросу требовалось единогласное решение всех штатов, так что один штат мог заблокировать любую инициативу. Джордж Вашингтон образно назвал Статьи Конфедерации «верёвкой из песка» (ropes of sand)[1]. Поэтому быстро начали появляться предложения о внесении в Статьи различных изменений.
В сентябре 1786 года представители пяти штатов (Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Делавэр, Виргиния) собрались в Аннаполисе для того, чтобы обсудить поправки к Статьям Конфедерации, касавшиеся отмены таможенных барьеров между штатами. Конференция оказалась недостаточно представительной (делегаты из ещё нескольких штатов не успели добраться в Аннаполис вовремя, часть штатов проигнорировали конференцию), поэтому делегаты обратились к Конгрессу Конфедерации с просьбой созвать в мае следующего (1787) года в Филадельфии конференцию, в которой участвовали бы представители всех штатов и которая имела бы достаточно полномочий для пересмотра Статей Конфедерации.
Основной спор на Филадельфийском конвенте развернулся между сторонниками двух конституционных моделей, которые получили названия «План Виргиния» и «План Нью-Джерси» (по названиям штатов, которые представляли делегаты — авторы моделей). В «Плане Виргиния» (его авторство принадлежало в основном Мэдисону[4]) основной упор делался на создание системы федеральных органов, которые обладали бы значительными полномочиями. В частности, федеральное правительство предлагалось наделить правом вето на законы, принимаемые легислатурами (законодательными органами) штатов[5], в случае необходимости применять военную силу против отдельных штатов[6]. Согласно «Плану Виргиния», на федеральном уровне должны были быть созданы двухпалатный законодательный орган (причём верхняя палата легислатуры должна была избираться членами нижней палаты), правительство, избираемое законодательным органом на семь лет, и судебная система, основанная на принципе несменяемости судей[. «План» был официально представлен губернатором Виргинии Эдмундом Рэндолфом 29 мая 1787 года
«План Нью-Джерси», предложенный Уильямом Патерсоном, отражал интересы мелких штатов. Патерсон предлагал внести некоторые изменения в Статьи Конфедерации, в том числе закрепить верховенство федерального законодательства, не изменяя сути документа[5]. Права штатов предлагалось обеспечить, закрепив равное представительство от каждого штата в законодательном органе[8]. Таким образом, отдельные штаты сохраняли бы большую самостоятельность. Дебаты по «Плану Нью-Джерси» длились с 13 по 16 июня 1787 года и закончились его отклонением.
Пошли по пути «Плана Виргиния»Таким. Выделяется пять целей Конституции:
Обеспечение лучшей кооперации между штатами
Гарантия справедливости и общественного порядка
Обеспечение защиты от внешних врагов
Обеспечение процветания населения
Защита свобод в настоящем и в будущем
Отметьте отдельные события, связанные с разработкой и принятием федеративной конституции США. Чем федеративный союз в теории отличается от конфедеративного? Почему «Публий» в «Федералисте» №1 выступил за усовершенствование существующей конфедерации при сохранении союза штатов? Какие доводы в пользу передачи нациями штатов своих «естественных прав» единому национальному правительству приводит «Публий» в «Федералисте» №2?
Авторы и сторонники Конституции 1787 года предвидели, что ярко выраженный протест против нее, со-держащийся в ратификационных конвенциях штатов, может уничтожить важнейший для США эксперимент популярного правительства. Александр Гамильтон, в своих попытках одержать победу в своем родном штате, начал издавать серию эссе, защищающих и поясняющих суть Конституции. Они публиковались в газете Нью-Йорк Сити под псевдонимом Публий. Результатом их усилий стали Статьи Федералиста – авторитетный анализ Конституции молодой нации и нетленная классика политической философии.
Совершенство Федералиста (произведения, более известного под названием Статьи Федералиста) было в том, что он показывал Конституцию одновременно как связный, целостный и республиканский документ. Иными словами, Федералист сформулировал полную целостность Конституции, показывая, насколько она соответствует требованиям республиканского правительства в целом. Конституция США, в отличие от законов древних стран, безусловно не являлась результатом труда одного одаренного законодателя, что подчеркивается в Статьях Федералиста.5 Более того, Конституция со-держала компромиссы, пробелы, несовершенства.
Публий представил Конституцию в качестве достижения при хорошем правительстве – как план, достойный не только сиюминутного восхищения, но и рационального признания просвещенной публики.
Томас Джефферсон охарактеризовал Федералиста в 1788 году как «Лучший комментарий, основанный на принципах управления, который когда- либо был написан». В 1825 году он рекомендовал его как официальный, основанный на «особых положениях» правительств штата Вирджинии и Соединенн Работая вместе в качестве «Публия», Гамильтон и Мэдисон были готовы не только преуменьшить недос татки Конституции, но представить ее в новом свете как целостную и сформулировать наиболее сильный аргумент в ее пользу, раскрывая «возможность пользы, ожидаемой от проекта» (слова Гамильтона), принимая в расчет последующую пользу, которая будет извлечена из него только при верном понимании и исполненииых Штатов, второй по важности после Декларации Независимости.
С самого начала было ясно, что Гамильтон предназначал Статьи для того, чтобы они были равными, а затем и превосходили статьи и аргументы Анти Федералистов
Внимательно следить за тем, как советники Федералиста делают свой выбор в пользу ратификации, а затем и поддержки Конституции Соединенных Штатов.
Как уже было указано, размышления Публия были сконцентрированы вокруг двух довольно широких предметов: «Союза» и «предлагаемой Конституции». Эти предметы в итоге корреспондировали двум томам собранных Статей Федералиста: «Союз» был предме-том первых тридцати шести статей, включенных в первый, ограниченный, том, а «Достоинства Конститу-ции» охватывали следующие сорок девять статей под номерами 37-85, включенные во второй том.
По чьей инициативе и с какой целью собралась ассамблея, названная позже «конституционным конвентом»? На какие достоинства проекта федерализации штатов, предложенного этим конвентом, указывал «Публий» в «Федералисте» №2? В каких целях, по убеждению «Публия», создавался новый союз штатов согласно «Федералисту» №10? Каким образом цель подавления «крамольных сообществ» у «Публия» согласуется с обещанием преамбулы конституции США? Сопоставьте объяснения «Публия» и задачи федерации, определенные преамбулой конституции США. Объясните, что такое «блага свободы» в преамбуле конституции1787 г., и перечислите круг пользователей, которым они адресовались. В каком порядке штаты принимали конституцию США? Какой из них ратифицировал ее последним и когда? Приведите доводы противников федерализации США.
Хотя «План Виргиния» уже был взят за основу будущей Конституции, долгое время не было разрешено принципиальное противоречие о порядке формирования законодательного органа (Конгресса). Делегаты от крупных штатов настаивали на пропорциональном представительстве в зависимости от населения каждого штата, делегаты от мелких — на равном представительстве независимо от населения. Компромисс (часто называемый Коннектикутским, или Великим, компромиссом, англ. The Great Compromise) был предложен делегатом от Коннектикута Роджером Шерманом, который вероятно являлся и одним из авторов «Плана Нью-Джерси»[9]. Палата представителей избиралась по территориальному принципу, а в Сенате штаты были представлены на равной основе[5]. На Конституционном конгрессе остро стоял и вопрос о рабстве. В результате было принято решение сохранить рабовладение на ближайшие двадцать лет, чтобы этот вопрос решали будущие поколения[10]. В тексте Конституции этот вопрос затрагивался в четырёх статьях: раздел 9 статьи I разрешал ввоз рабов, раздел 2 статьи IV запрещал способствование побегу рабов и устанавливал обязанность их возврата, раздел 2 статьи I устанавливал, что при определении численности населения каждого штата учитывалось только три пятых от общего числа рабов в каждом штате (в этом разделе вместо слова «рабы» использовался термин «другие люди» — англ. other persons). Согласно статье V эти положения не могли быть изменены до 1808 года, что и обеспечивало «отложение» решения вопроса о рабстве на двадцать лет.
17 сентября проект Конституции был готов, и возник вопрос о ратификации Конституции штатами. В своей заключительной речи Бенджамин Франклин настаивал на том, чтобы Конституция вступала в силу только после ратификации всеми тринадцатью штатами. Статья 13 Конфедерации также предусматривала, что для изменения Статей требовались принятие соответствующего решения Конгрессом Конфедерации и последующая ратификация всеми штатами. Тем не менее, в статью VII Конституции было внесено положение о том, что Конституция вступает в силу после ратификации конвентами девяти штатов, но только для тех штатов, которые её ратифицировали. Эта норма фактически означала, что в случае отказа какого-либо штата ратифицировать Конституцию этот штат выходит из состава федерации.
Проект Конституции был направлен Конгрессу Конфедерации. Одновременно на сессию Конгресса вернулись делегаты Конвента Мэдисон, Руфус Кинг и Натаниэль Горэм, которые выступили в поддержку проекта[11]. В результате Конгресс одобрил проект и передал его штатам для ратификации.
Во время дискуссий, сопровождавших ратификацию Конституции, сложились две «партии» — «Федералисты» (выступали за ратификацию) и «Антифедералисты». Антифедералисты утверждали, что после принятия Конституции и утверждения централизованного правительства будут ущемляться права штатов и права личности, а президент получит власть, сопоставимую с тиранической властью британского короля перед Войной за независимость. Мэдисон, Гамильтон и Джон Джей под коллективным псевдонимом Публий (в честь римского консула периода республики Публия Валерия Публиколы) начали издавать журнал Федералист (англ. Federalist Papers), в котором они обосновывали необходимость принятия новой Конституции и новой системы органов власти. Федералист (всего вышло 85 выпусков) считается ценнейшим источником для толкования Конституции, поскольку в Федералисте значение положений Конституции разъясняется самими её авторами[12].
Первым Конституцию ратифицировал Делавэр (7 декабря 1787 г.), девятым штатом стал Нью-Гемпшир (21 июня 1788 г.). При этом в одних штатах ратификация проходила единогласно, в то время как в других шла упорная борьба вплоть до момента голосования в конвенте. В Нью-Йорке первоначально против ратификации выступали две трети конвента; Гамильтон лично сумел переубедить многих депутатов, и 27 июля 1788 года конвент Нью-Йорка ратифицировал Конституцию с преимуществом в три голоса и с рекомендацией принять Билль о правах. Аналогичная рекомендация была принята в Массачусетсе и некоторых других штатах. 13 сентября 1788 года Континентальный Конгресс принял резолюцию о введении Конституции в действие. 4 марта 1789 года (ещё до того, как Конституцию ратифицировали Северная Каролина и Род-Айленд) начали работу новые федеральные органы власти, созданные в соответствии с новой Конституцией.
Какое место (первое, второе, какое-то особое или исключительное) занимает конституция США в истории? Почему? Кому она адресовалась? Кому обещанные в ее преамбуле «блага свободы» не предлагались совсем? Почему? На кого впервые возлагались обязанности по исполнению конституционных задач? Каким способом они были возложены? Кто нес наибольшее бремя (материальное и личное) по исполнению конституции? Для кого это бремя оценивалось как наименьшее? Почему? Какие средства для обуздания злоупотреблений во всех «ветвях» публичной власти устанавливались в конституции? Какие из них выделяет «Публий» в «Федералистах» №51 и71? Что такое «сдержки и противовесы» конституционного механизма? Кому адресованы первые десять поправок к конституции США? Опираясь на их текст и на статьи конституции, решите, какие полномочия народ и штаты отказались делегировать федеральным властям. Почему?
Считается первой в мире конституцией в современном понимании. Преамбула, особенно первые слова («Мы, народ» — «We the people»), является одним из часто цитируемых разделов конституции.
Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки. Таким образом, выделяется пять целей Конституции:
- Обеспечение лучшей кооперации между штатами
- Гарантия справедливости и общественного порядка
- Обеспечение защиты от внешних врагов
- Обеспечение процветания населения
- Защита свобод в настоящем и в будущем
Преамбула содержит исключительно важное положение о том, что Конституция принимается народом Соединённых Штатов в целом. В Конституции США отсутствует отдельная глава о правах и свободах граждан, которая есть в большинстве современных конституций (отчасти этот недостаток был устранён после принятия Билля о правах), поскольку создатели Конституции считали, что основные права указаны в преамбуле.
В деле Джейкобсон против Массачусетса (1905 год). Джейкобсон заявлял, что из преамбулы прямо вытекает его личное право на «блага свободы». Верховный суд в решении по этому делу указал:
Хотя преамбула обозначает общие цели, ради достижения которых народ принял Конституцию, она никогда не считалась источником каких-либо конкретных полномочий, возложенных на правительство Соединённых Штатов или какой-либо из его департаментов.
Авторы и сторонники Конституции 1787 года предвидели, что ярко выраженный протест против нее, содержащийся в ратификационных конвенциях штатов, может уничтожить важнейший для США эксперимент популярного правительства. Александр Гамильтон, в своих попытках одержать победу в своем родном штате, начал издавать серию эссе, защищающих и поясняющих суть Конституции. Они публиковались в газете Нью-Йорк Сити под псевдонимом Публий. Результатом их усилий стали Статьи Федералиста – авторитетный анализ Конституции молодой нации и нетленная классика политической философии.
Совершенство Федералиста (произведения, более известного под названием Статьи Федералиста) было в том, что он показывал Конституцию одновременно как связный, целостный и республиканский документ. Иными словами, Федералист сформулировал полную целостность Конституции, показывая, насколько она соответствует требованиям республиканского правительства в целом. Конституция США, в отличие от законов древних стран, безусловно не являлась результатом труда одного одаренного законодателя, что подчеркивается в Статьях Федералиста.5 Более того, Конституция содержала компромиссы, пробелы, несовершенства.
Публий представил Конституцию в качестве достижения при хорошем правительстве – как план, достойный не только сиюминутного восхищения, но и рационального признания просвещенной публики.
Томас Джефферсон охарактеризовал Федералиста в 1788 году как «Лучший комментарий, основанный на принципах управления, который когда- либо был написан». В 1825 году он рекомендовал его как официальный, основанный на «особых положениях» правительств штата Вирджинии и Соединенных штатов. Работая вместе в качестве «Публия», Гамильтон и Мэдисон были готовы не только преуменьшить недостатки Конституции, но представить ее в новом свете как целостную и сформулировать наиболее сильный аргумент в ее пользу, раскрывая «возможность пользы, ожидаемой от проекта» (слова Гамильтона), принимая в расчет последующую пользу, которая будет извлечена из него только при верном понимании и исполненииых Штатов, второй по важности после Декларации Независимости.
С самого начала было ясно, что Гамильтон предназначал Статьи для того, чтобы они были равными, а затем и превосходили статьи и аргументы Анти Федералистов
Внимательно следить за тем, как советники Федералиста делают свой выбор в пользу ратификации, а затем и поддержки Конституции Соединенных Штатов.
Как уже было указано, размышления Публия были сконцентрированы вокруг двух довольно широких предметов: «Союза» и «предлагаемой Конституции». Эти предметы в итоге корреспондировали двум томам собранных Статей Федералиста: «Союз» был предметом первых тридцати шести статей, включенных в первый, ограниченный, том, а «Достоинства Конституции» охватывали следующие сорок девять статей под номерами 37-85, включенные во второй том.
Государственно-территориальное устройство США обладает всеми признаками федерации:
— население распределено по государственным образованиям — штатам, являющимися субъектами Федерации;
— полномочия федеральных органов власти определяет союзная конституция;
— субъекты Федерации имеют свои конституции, на основе которых создаются законодательные и исполнительные органы штатов;
— субъекты Федерации обладают своей системой права и судебной системой;
— легислатуры штатов принимают законы;
— союзный парламент состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы штатов;
— провозглашается двойное гражданство (союзное и штатов).
Законодательная власть
Статья I посвящена законодательной власти, которую олицетворяет Конгресс США, включающий в себя Палату представителей (нижнюю палату) и Сенат (верхнюю палату). В статье описаны процедура выборов в каждую из палат, требования к кандидатам, полномочия Конгресса и законодательный процесс
Исполнительная власть
Статья II гласит, что исполнительная власть предоставляется президенту Соединенных Штатов. В статье описаны порядок выборов, требования к кандидату в президенты, клятва, которую президент приносит при вступлении в должность, полномочия президента.
Судебная власть
Статья III описывает судебную систему США, которая состоит из Верховного суда и нижестоящих судов, которые должны быть учреждены конгрессом
Равенство штатов
Статья IV касается взаимоотношений между штатами и федерацией. Она предусматривает обязанность должностных лиц штатов оказывать «полное доверие и уважение
Поправки к конституции
Статья V описывает процесс изменения конституции — принятия поправок. Поправки могут быть приняты конгрессом (двумя третями присутствующих членов каждой из палат) или Национальным конвентом — специальным органом, который созывается конгрессом по требованию не менее двух третей легислатур (парламентов) штатов
Соотношение законодательства федерации и штатов
Статья VI закрепляет приоритет правовых актов федерации: Конституции, принимаемых во исполнение её законов и международных договоров США, перед законодательством штатов.
Ратификация
Статья VII устанавливает, что для вступления конституции в силу достаточно, чтобы её ратифицировали специально созванные конвенты девяти штатов
Билль о правах— неофициальное название первых десяти поправок к Конституции США, которые закрепляют основные права и свободы человека и гражданина
# Поправка
№ 1
Свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на подачу петиции
№ 2
Право хранить и носить оружие
№ 3
Запрещено размещать солдат в частных домах без согласия владельца
№ 4
Запрет произвольных обысков и арестов
№ 5
Право на надлежащее судебное разбирательство, право не свидетельствовать против себя, гарантия частной собственности
№ 6
Права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных
№ 7
Право на суд присяжных в гражданских делах
№ 8
Запрет чрезмерных залогов и штрафов, жестоких и необычных наказаний
№ 9
Перечисление прав в Конституции не должно трактоваться как умаление остальных прав
№ 10
Полномочия, которые Конституция прямо не относит к ведению Соединённых Штатов, сохраняются за штатами и гражданами
Какую опасность, исходящую от исполнительной власти, предлагает устранить «Публий» в «Федералисте» №69? Как? Почему, по мнению «Публия» (там же), конституционный президент образца 1789–1796 гг. как командующий всеми вооруженными силами США, и представитель всей нации был потенциально менее опасным для народа штатов, чем британский монарх в старой колониальной Америке? Какие признаки, составляющие корпус «политической дееспособности» президента, называет «Публий» в «Федералисте» №69? Составьте список. Каким образом данный корпус поддерживается в статьях конституции1789 г.? Какой состав исполнительной власти в ней предлагался? Почему «Публий» возражал против его «многолюдья» и «плюрализма» в «Федералисте» №70? Как понималась компетенция федеральных властей согласно «делу Чисхольма» и в границах XI поправки к конституции? Какой круг дел мог решать Верховный суд США согласно конституции? Почему Дж. Маршалл отказался удовлетворить иск У. Мэрбэри? Что произошло после того, как закон о судоустройстве от1789 г. был признан противоречащим ст. III конституции США?
Специализированный конституционный контроль (надзор) - важнейший способ защиты конституции юридическими средствами. Наряду с ним есть и другие: прокурорский надзор за законностью, роль президента как гаранта конституции, деятельность уполномоченных парламента (омбудсманов и др.)
Наиболее яркий пример этого - США, где действующая сегодня конституция 1787 г. была принята в совершенно иных социально-экономических и политических условиях. Почти за два столетия существования конституционного надзора (1803 г.), суды, и прежде всего Верховный суд США, своими толкованиями создали практически новую, "живую" конституцию.
Конституция США не предусматривает существования института конституционного контроля, поэтому в США существует традиционная (американская) система конституционного контроля. Косвенный вывод о возможности конституционного контроля содержится в ст. 6 основного закона страны, которая гласит, что в случаях расхождения общефедерального права и международных договоров, заключенных США, с конституцией, и законами штатов, суды штатов должны руководствоваться национальными конституцией и законами и договорами, заключенными США. Но в конституции нигде не говорится о праве судов проверять конституционность федеральных законов.
Конституционный контроль осуществляется в двух "ветвях" судебной власти - в судах штатов и в федеральных судах. Обе ветви возглавляются Верховным судом США. Согласно конституции США штатам предоставлены все полномочия, которые не были отданы федеральным органам. Такое положение означает, что все вопросы нефедерального характера разрешаются самими штатами. Каждый штат имеет собственную судебную систему, возглавляемую верховным судом.
Доктрина конституционного судебного контроля в США нашла свое практическое и теоретическое воплощение в ставшем хрестоматийным решении федерального Верховного суда 1803 г. по делу «Мэрбэри против Мэдисона».
Марбери против Мэдисона — судебный прецедент, распространивший компетенцию Верховного суда США на судебный надзор (англ. judicial review) решений других ветвей власти. В решении по данному делу суд впервые в истории США признал парламентский закон несоответствующим Конституции, создав таким образом прецедент для будущих подобных решений. Следствием этого решения явилась реализация на практике принципа сдержек и противовесов между тремя ветвями власти, в рамках которого Верховный Суд мог рассматривать законодательные акты Конгресса на предмет соответствия Конституции и даже аннулировать эти законы, если они противоречили основному закону.
Дело началось с обращения Уильяма Марбери, назначенного президентом Джоном Адамсом на должность мирового судьи округа Колумбия, в Верховный суд с просьбой обязать государственного секретаря Джеймса Мэдисона выпустить соответствующий патент (документ, подтверждающий назначение судьи на должность). Согласно заявлению Марбери, власти штата задержали выпуск патента, что помешало осуществлению им полномочий. Суд под председательством Джона Маршалла отказал Марбери в просьбе, сославшись на то, что положение «Закона о суде 1789 года» (англ. Judiciary Act of 1789), который служил обоснованием его заявления, противоречило Конституции, и, таким образом, Верховный Суд не уполномочен рассматривать это дело…….
… суд отказал Марбери в иске и в вынесении судебного предписания должностному лицу, поскольку "Статья 13 Акта о судебной власти, принятого Конгрессом в 1789 году, которая давала Суду полномочия на вынесение таких судебных предписаний, является неконституционной и значит не имеющей законной силы".
Вырезка из учебника:
Дело «Мэрбери против Мэдисона» (1803). 4 марта 1801 г. был днём вступления в должность Т. Джефферсона, а незадолго до этого команда уходящего президента Дж. Адамса позаботилась о заполнении ряда федеральных должностей лояльными себе людьми и этим сильно разгневала команду Джефферсона. Заполнялись 16 должностей федеральных судей и 42 должности мировых судей. Адаме назначил их 2 марта, а сенат затянул утверждение 3 марта до полуночи, и потому все назначенные получили прозвище «полуночные судьи». В их числе оказался и У. Мэрбери, претендент на должность федерального судьи в округе Колумбия. Однако в выдаче патента на занятие должности судьи ему было отказано. Тогда он обратился в Верховный суд с просьбой о том, чтобы, согласно Закону о судоустройстве 1789 г., новый госсекретарь Дж. Мэдисон получил приказ о выдаче подписанного и одобренного патента. Председатель Верховного суда Дж. Маршалл (1755—1835), незадолго до этого назначенный на этот пост Адамсом и занимавший видное место в партийном окружении президента, содействовал принятию такого решения, которое впоследствии было приравнено по значению ко второму изданию Конституции. Мэрбери было заявлено, что он имеет право на должность, однако предписания Закона о судоустройстве 1789 г., на которые он ссылается, противоречат ст. III Конституции и, следовательно, Верховный суд должен объявить этот закон неконституционным. Так благодаря инициативе и находчивости председателя Верховного суда Дж. Маршалла был сформулирован принцип, преобразивший всю конституционную теорию и практику США. Он гласил, в частности, что «любой закон, противоречащий Конституции, ничтожен» и что определять его ничтожность вправе только одно учреждение — Верховный суд, который в этом случае совмещает традиционные судейские функции с функцией высшего надзора за правильным пониманием, толкованием и применением Конституции.
Впервые сила и авторитет федеральных судов были подвергнуты испытанию в 1793 г. Некий Чизхолм, житель Южной Каролины, обратился в федеральный суд — без согласия суда штата — с иском против Джорджии. Речь шла о взыскании долга в пользу английского кредитора; законы штата Джорджия освобождали должников от уплаты долга, тогда как одно из положений мирного договора 1783 г., весьма, к слову сказать, в Джорджии непопулярного, предусматривало обязанность платить по этим долгам .Джорджия категорически отказалась признать юрисдикцию Верховного суда США и направить в суд своего представителя; Верховный суд США принял решение в пользу истца. Реакция была резкой и решительной. Через нижнюю палату легислатуры Джорджии прошел законопроект, предусматривавший не больше и не меньше, чем смертную казнь для каждого, кто сделает попытку оказать содействие в исполнении судебного решения. Несколько штатов, поддерживая Джорджию, заявили решительный протест, а в конгресс была внесена XI поправка к Конституции США, лишающая федеральные суды права принимать к рассмотрению иски, ответчиками по которым могут быть штаты.
Какие источники права определяли состав и протяженность США к 1787 г.? Составьте их список, указав при необходимости статьи, пункты и параграфы актов. Отметьте их требования. С какими сторонами американское государство сотрудничало по вопросам территориального устройства? Как определялась пограничная линия и каким образом новые территории вступали в союз? Как «территория» становилась штатом»? Что такое «Миссурийский компромисс» 1820–1821 гг.? Каким образом Верховный суд США вмешался в механизм данного компромисса, решая дело Дреда Скотта в1857 г. ? Как восстанавливалась территориальная и политическая целостность США после завершения гражданской войны? Какие права передавались правительству США в договорах о приобретении Луизианы и Аляски? Каким правом пользовались американские президенты, приобретая новые территории у коренных народов континента и иностранных государств? Обратитесь к текстам конституции США, Ордонансу об управлении территорией США от1787 г., к договорам с навахо и вайандоте, договору об уступке Аляски в1867 г., а также к текстам словарей и учебников.
Победа в войне с Англией и создание независимого государства, ликвидация элементов старого порядка создали условия для быстрого развития капитализма в США.
К концу XIX в. молодая страна превращается в мировую державу. Здания нью-йоркских небоскребов, освещенные электричеством, и самый большой в мире подвесной Бруклинский мост становятся символами новой цивилизации.
Рост территории. Когда закончилась война за независимость, территория США простиралась от Атлантического океана до Миссисипи, а к середине XIX в. она расширилась уже до Тихого океана. Как это произошло? Уже в 1803 г. во время президентского правления Томаса Джефферсона США купили у Франции Луизиану* - огромную территорию к Западу от реки Миссисипи (нуждаясь в деньгах, Наполеон Бонапарт продал ее за 15 млн.долларов). Это сразу увеличило страну вдвое. Надо заметить, что к началу XIX в. американцы вообще неясно представляли себе территорию своей страны и некоторые члены конгресса путали Миссисипи с Миссури. Покупая Луизиану, американцы не представляли ее границ, да и французы не очень хорошо знали, что они продают.
От Испании США добились уступки Флориды преследуя то беглых негров, то индейские племена, американские войска непрерывно вторгались на эту территорию и, наконец, заняли ее. В 1845 г. США захватили Техас, принадлежавший ранее Мексике, а в 1846 г. развязали с Мексикой войну. Война длилась два года, результатом чего явилось присоединение к США огромных территорий Новой Мексики и Северной Каролины
В то же время шел усиленный захват индейских земель. "Освобожденные" от индейцев земли на юге занимали плантаторы, а на севере - фермеры. Эти два потока сливались на Западе. В итоге территория США увеличилась в четыре раза и западная граница стала проходить по побережью Тихого океана.
"Земельная лихорадка". Американский континент заселялся эмигрантами из Старого Света. Люди, которые прежде мечтали об участке земли в 10-20 акров (1 Акр = 0,42га), через несколько недель или месяцев после переезда в США стремились получить надел в 160 или 320 акров. Непрерывный поток переселенцев двигался на Запад. Это были первопроходцы, пионеры. Континент был полупустым, и они стремились использовать эту ситуацию. Обычаи там тоже существовали свои.
По закону от 1841 г. переселенцы могли оформить захваченные земли, если докажут, что на их участке поставлен дом с окном. Бывало, что поселенцы использовали одну и ту же хижину, перетаскивая ее при помощи упряжки быков с участка на участок. Также согласно закону, женщина могла получить надел, являясь вдовой или "главой семейства". Ходили слухи о том, что молодые незамужние дамы одалживали детей (бра-ли "напрокат" за известную плату), усыновляли, становясь таким образом "главой семьи", и получали свои 160 акров. Затем усыновление аннулировалось и ребенок возвращался к родителям.
Позднее к "земельной лихорадке" добавилась "золотая лихорадка": в 1848 г. в Калифорнии было найдено золото. Да и кроме него на Дальнем Западе было много богатств: серебро, неистощенные земли, огромные леса, полные пушнины, реки, где водилось много рыбы. Образовались новые штаты Небраска и Дакота. В 1867 г. американцы купили у России Аляску**. Все земли нужно было освоить, и они осваивались.
*Луизианская покупка (англ. Louisiana Purchase) —сделка по приобретению Соединёнными Штатами французских владений в Северной Америке в 1803 году. Размер приобретённой территории, по приблизительным оценкам, равен 530 миллионов акров (828 000 миль² или 2 100 000 км²). Цена сделки составила 15 миллионов американских долларов или 80 миллионов французских франков (окончательная сумма сделки для США, включая проценты по кредиту, составила 23 213 568 американских долларов). Исходя из этого, цена одного акра составила 3 цента (7 центов за гектар).
На отошедших в пользу США по договору 1803 года территориях в настоящее время располагаются современные штаты:
Арканзас,
Миссури,
Айова,
Оклахома,
Канзас,
Небраска,
южная часть штата Миннесота,
бо́льшая часть штата Северная Дакота,
практически весь штат Южная Дакота,
северо-восточная часть штата Нью-Мексико,
бо́льшая часть штата Монтана,
часть штата Вайоминг,
северная часть Техаса,
восточная половина Колорадо,