Самостоятельная работа №3
Тема:Определение способов словообразования.
Цель:закрепить и проверить знания обучающихся о способах образования слов; закрепить навыки определения способов словообразования.
Содержание работы:Выполнение упражнений.
План письменной работы:
Упражнение № 1: Выполните словообразовательный разбор данных слов. Укажите способы образования слов.
Изгнанник, коренастый, МВД, планировать, прелестный, пиротехник, присоединение, родственник, сосредоточенный, невнимательный.
Упражнение 2: Составьте словообразовательные цепочки к следующим словам.
Живой, карман, здоровый, народ, упрямый, память, зависть, твердый, дым, жестокий
Упражнение № 3: Восстановите недостающие слова в словообразовательных цепочках (письменно).
Брат – ___________ – братственный
Боль – болеть – _____ – болезненный
Медленный – __________ – медлительный
Гнев – _____– разгневаться
Говор – говорить – ________ – разговорчивость
Единый – _____– единственно
Упражнение № 4: Образуйте сложные слова из данных словосочетаний. Укажите способ сложения.
Жестокое сердце, железная дорога, древняя Русь, естественные науки, строительство машин, бледное лицо, плановый и экономический вопрос, длинные ноги, сорок граду сов, строить корабли, профессиональный союз, тысяча верст
Различайте слова, образованные путем сложения (морфологический способ, садовод) и слияния (неморфологический способ, малопригодный).
Упражнение № 5: Распределите в два столбика слова образованные путем сложения и слияния.
Вечнозеленый, белоснежный, птицеферма, малопригодный, нижеподписавшийся, стенгазета, труднопроходимый, АТС.
Как образуются слова. Способы словообразования.
В русском языке существуют следующие способы образования слов:
· неморфологический – переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене (прилагательное). – Мы подошли к дежурному I существительное);
· морфологический:
- приставочный (развеселый – веселый);
- суффиксальный (красноватый – красный);
- приставочно-суффиксальный (втайне – тайна);
- бессуффиксный (синь – синий);
- сложение (газопровод).
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются:
· сложением целых слов (диван-кровать);
· сложением части слова и целого слова (турфирма);
· сложением основ с помощью соединительных гласных -О (-Е) (пешеход, железобетон).
Среди сложных слов выделяются сложносокращенные – аббревиатуры, которые образуются:
· сложением начальных звуков (вуз);
· сложением начальных букв (МГУ);
· сложением слогов или частей слов (полпред);
· смешанным способом (главк).
Таблица «Способы словообразования»
Название способов словообразования | Как образуются новые слова | П р и м е р ы |
Приставочный | с помощью приставки | нести – Унести (у-приставка); большой – НЕбольшой (не-приставка); |
Суффиксальный | с помощью суффикса или суффикса и окончания | друг – дружеСКЫЙ(ск-суффикс, ий-окончание); снег – снежНЫЙ (н-суффикс, ий-окончание); |
Приставочно-суффиксальный | с помощью приставки и суффикса или приставки, суффикса и окончания | жить – ВжитьСЯ(в-приставка, ся-окончание); друг – СОдружЕСТВО (со-приставка,еств-суффикс,о-окончание); |
Бессуфиксальный | с помощью окончания | синИЙ – синь (окончаний ий утрачивается) ; |
Сложение | сложение слов, или основ, или частей слов | телефон, автомат – телефон-автомат; лес, рубить – лесоруб; юный корреспондент – юнкор; театр юного зрителя – ТЮЗ; |
Слияние слов | слияние в одно слово двух слов, составляющих словосочетание | высоко качественный – высококачественный; тот час – тотчас; |
Переход из одной части речи в другую | Слова одной части речи переходят в другую, а значит приобретают новое значение | мороженое (мясо); (сливочное) мороженое; |
Критерии оценки выполненной работы:
«5» - 90% - 100% правильно выполненной работы.
«4» - 80% - 89% правильно выполненной работы.
«3» - 70% -79% правильно выполненной работы.
«2» - менее 69% правильно выполненной работы.
Срок выполнения: 4 ч.