Самостоятельная работа №3

Тема:Определение способов словообразования.

Цель:закрепить и проверить знания обучающихся о способах образования слов; закрепить навыки определения способов словообразования.

Содержание работы:Выполнение упражнений.

План письменной работы:

Упражнение № 1: Выполните словообразовательный разбор данных слов. Укажите способы образования слов.

Изгнанник, коренастый, МВД, планировать, прелестный, пиротехник, присоединение, родственник, сосредоточенный, невнимательный.

Упражнение 2: Составьте словообразовательные цепочки к следующим словам.

Живой, карман, здоровый, народ, упрямый, память, зависть, твердый, дым, жестокий

Упражнение № 3: Восстановите недостающие слова в словообразовательных цепочках (письменно).

Брат – ___________ – братственный

Боль – болеть – _____ – болезненный

Медленный – __________ – медлительный

Гнев – _____– разгневаться

Говор – говорить – ________ – разговорчивость

Единый – _____– единственно

Упражнение № 4: Образуйте сложные слова из данных словосочетаний. Укажите способ сложения.

Жестокое сердце, железная дорога, древняя Русь, естественные науки, строительство машин, бледное лицо, плановый и экономический вопрос, длинные ноги, сорок граду сов, строить корабли, профессиональный союз, тысяча верст

Различайте слова, образованные путем сложения (морфологический способ, садовод) и слияния (неморфологический способ, малопригодный).

Упражнение № 5: Распределите в два столбика слова образованные путем сложения и слияния.

Вечнозеленый, белоснежный, птицеферма, малопригодный, нижеподписавшийся, стенгазета, труднопроходимый, АТС.

Как образуются слова. Способы словообразования.

В русском языке существуют следующие способы образования слов:

· неморфологический – переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене (прилагательное). – Мы подошли к дежурному I существительное);

· морфологический:

- приставочный (развеселый – веселый);

- суффиксальный (красноватый – красный);

- приставочно-суффиксальный (втайне – тайна);

- бессуффиксный (синь – синий);

- сложение (газопровод).

Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются:

· сложением целых слов (диван-кровать);

· сложением части слова и целого слова (турфирма);

· сложением основ с помощью соединительных гласных -О (-Е) (пешеход, железобетон).

Среди сложных слов выделяются сложносокращенные – аббревиатуры, которые образуются:

· сложением начальных звуков (вуз);

· сложением начальных букв (МГУ);

· сложением слогов или частей слов (полпред);

· смешанным способом (главк).

Таблица «Способы словообразования»

Название способов словообразования Как образуются новые слова П р и м е р ы
Приставочный с помощью приставки нести – Унести (у-приставка); большой – НЕбольшой (не-приставка);
Суффиксальный с помощью суффикса или суффикса и окончания друг – дружеСКЫЙ(ск-суффикс, ий-окончание); снег – снежНЫЙ (н-суффикс, ий-окончание);
Приставочно-суффиксальный с помощью приставки и суффикса или приставки, суффикса и окончания жить – ВжитьСЯ(в-приставка, ся-окончание); друг – СОдружЕСТВО (со-приставка,еств-суффикс,о-окончание);
Бессуфиксальный с помощью окончания синИЙ – синь (окончаний ий утрачивается) ;
Сложение сложение слов, или основ, или частей слов телефон, автомат – телефон-автомат; лес, рубить – лесоруб; юный корреспондент – юнкор; театр юного зрителя – ТЮЗ;
Слияние слов слияние в одно слово двух слов, составляющих словосочетание высоко качественный – высококачественный; тот час – тотчас;
Переход из одной части речи в другую Слова одной части речи переходят в другую, а значит приобретают новое значение мороженое (мясо); (сливочное) мороженое;

Критерии оценки выполненной работы:

«5» - 90% - 100% правильно выполненной работы.

«4» - 80% - 89% правильно выполненной работы.

«3» - 70% -79% правильно выполненной работы.

«2» - менее 69% правильно выполненной работы.

Срок выполнения: 4 ч.

Наши рекомендации