Дж. остин о взаимосвязи морали и права.
Джон Остин (1790—1859) - один из первых представителей юридического позитивизма, основатель аналитической школы, ученик Бентама.
Самая известная его работа - курс лекций «Определение области юриспруденции», в которой он обосновал тезис Бентама (право – повеление суверена), совмещая утилитаризм и позитивизм, с акцентом на эмпирических особенностях права (право как факт).
Термин "право", писал Остин, используется в самых разных смыслах: для обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали, законов природы; это существенно мешает точному определению предмета юриспруденции.
Остин различает и разграничивает этику (область оценок, суждений о добре, зле и др.), науку о законотворчестве (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве - юриспруденцию.
Последняя "имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши". В таком понимании право — приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика, или "логика правовых конструкций".
Дж. Остин связал природу права с волей фактически правящей группы лиц или правителя, тем самым легитимировал правотворчество любой власти («кому подчиняются, тот и суверен»).
По мнению Остина, источник права власть суверена. Ее основная гарантия, равно как и гарантия нормального функционирования права, это привычка большей части населения подчиняться.
К позитивному закону по этой причине нельзя относить распоряжения властей, оккупировавших территорию страны, даже при условии, что они называют свои распоряжения законами.
Суверен для Остина - воплощение всевластного учреждения, а норма права - норма властного принуждения, или, «правило установленное одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им».
Другой важной особенностью использования формулы «закон есть закон» является признание ее необходимейшим условием нормального общения в нормально организованном человеческом (политическом, трудовом, имущественном) общежитии, своего рода краеугольным камнем в громадном здании государственности и неотъемлемым атрибутом повседневного правового общения.
Термином «позитивная мораль» Остин называл такие разновидности нормативного регулирования, как законы чести, правила моды, этикета, которые устанавливаются общественным мнением. Нормы международного права Остин также относил к этой категории.
Таким образом, право в широком смысле включает в себя:
§ богооткровенное право,
§ позитивное право
§ позитивную мораль.
Между позитивным правом и моралью, а также религией существует противоречие. И это должен учитывать всякий законодатель.
Противоречие с моралью не лишает право его качественных свойств, даже если оно подвергается критике с моральных позиций и испытывает ограничительное воздействие.
Остина резко и твердо разводил право и мораль.
Таким образом, правообособляется от морали ради того, чтобы предметом юриспруденции было исключительно позитивное право - вне всякой зависимости от того, хорошее это право или плохое, несовершенное. Оценки этого рода, удел этики или законоведения, но не правоведения.
Остин писал, что целью правительства является общее благо, а не свобода, поскольку в разных условиях различны степень полезности свободы или степень ее ограничений.
Остин был приверженцем классического либерализма. Но он утверждал, что суверенная власть ничем не связана; преграды ее деятельности ставят только религия, мораль и согласие подданных, т.е. привычка большинства подданных к повиновению данной власти. Право — это "повеление суверена".
Наилучшей формой права Остин, считал кодексы; он признавал частью права судебные прецеденты, поскольку решения судей (в Англии) получают нормативно-правовой характер с молчаливого согласия суверена.
Возникновение юридического позитивизма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений.
В теоретическом плане юридический позитивизм был основой формально-догматической юриспруденции. Распространение юридического позитивизма в странах континентальной Европы было обусловлено развитием капитализма.