Основные категории населения Киевской Руси
Экономическую и социальную основу общества в Киевской Руси составляла земледельческая община – вервь (мир). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила штрафы,владела землей, которую распределяла между семьями. За владение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Свободные общинники назывались люди (в единственном числе – людин).
Некоторые люди становились зависимыми. Закупом становился разорившийся общинник, который брал в долг («купу») деньги, скот, семена, инвентарь. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Рядовичи – зависимые люди, заключившие договор («ряд»), и на его основе выполнявшие различные работы. Выполнение условий договора или возвращение долга делали зависимых свободными.
Спорным является положение смердов. Часть историков полагает, что смерды – полусвободные княжеские данники, сидевшие на земле князя и платившие дань в его пользу, другие же ученые склонны называть смердами все свободное сельское население.
В Киевской Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества. Феодальная система хозяйства отличалась в основном натуральным характером и слабым уровнем торговых связей. Основной формой организации феодального производства стала вотчина, т.е. земельное владение, передаваемое по наследству. Княжеские, боярские, монастырские вотчины начинают создаваться в ХI в., но их было еще очень мало.
В Киевской Руси в небольшом количестве существовали холопы и челядь. Фактически они были на положении рабов и пополнялись за счет пленников или из числа разорившихся соплеменников.
К привилегированным категориям относились князья, бояре, духовенство, купцы.
Принятие христианства
С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г. Владимир Святославич завладел киевским престолом, сместив старшего брата Ярополка (972-980). В этом же году он провел языческую реформу, создав общерусский языческий пантеон во главе с Перуном. Однако он не был принят всеми славянами.
Через несколько лет Владимир решает принять монотеистическую религию. Согласно легенде к нему явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина и требует многих других ограничений. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Римская вера (католичество) была отвергнута из-за главенства римского папы над светскими государями и из-за того, что богослужение ведется на латыни. Лишь проповедь представителя византийской (православной) церкви произвела на Владимира благоприятное впечатление.
После этого он отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми. Выбор Владимира в пользу православия был обусловлен следующими причинами: стремление князя сплотить население в один народ и укрепить тем самым государство и свою власть; наиболее подходило менталитету восточных славян и самого Владимира; давние торговые и дипломатические отношения с Византией.
В 988 г. произошло крещение Руси. Киевляне первыми приняли новую веру, а других пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания ряда племен, например, вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации. Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе, даже после крещения люди продолжали верить в языческих богов. В итоге произошел синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии – русскому православию. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и исключительно языческий по происхождению праздник масленицы.
Главой русской церкви стал митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их подчинении находились городские и сельские (женатые) священники - белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.
Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства на смену древней славянской письменности пришла новая, разработанная греками братьями Кириллом и Мефодием. Появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись. Русь приобщилась к сокровищам мировой культуры.
Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.