Компетенция Государственной Думы
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 103) к ведению Государственной Думы относятся следующие полномочия:
а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
е) объявление амнистии[1];
ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Нормативная база:
Конституция РФ;
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ;
Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»;
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ».
Законодательный процесс (правотворчество)
Правовыми формами реализации компетенции Федерального собрания являются принимаемые им акты. Основные акты Федерального Собрания – это федеральные конституционные и федеральные законы. Федеральный закон характеризуется следующим. Он принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа РФ. Он содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен к исполнению всеми государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов. Он имеет прямое действие на всей территории РФ. Он является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой, кроме Конституции РФ и федеральных конституционных законов.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные и федеральные законы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Например, Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» (ст. 84 Конституции РФ), «О Правительстве РФ» (ст. 114), «О Государственном флаге РФ» (ст. 70), «О судебной системе РФ» (ст. 118) и др.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Федеральные конституционные и федеральные законы принимаются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе.
В законодательном процессе выделяют несколько стадий, через которые проходит законопроект, чтобы приобрести юридическую силу закона.
Обычно выделяют следующие стадии законодательного процесса:
1. Законодательная инициатива. Она выражается в осуществлении определенными лицами (они называются субъектами права законодательной инициативы) права на предложение об издании закона и на внесение законопроекта в законодательный орган.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) право законодательной инициативы принадлежит следующим субъектам: Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право также принадлежит Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета требуют обязательного предварительного заключения Правительства РФ. Е.д., по вопросам налогообложения, государственных займов и др.
Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
2. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе. Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется, как правило, в трех чтениях.
Во время первого чтения обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.
Во время второго чтения законопроект проходит постатейное, детальное обсуждение каждой его статьи.
Во время третьего чтения не допускается внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Оно состоит лишь в голосовании за или против законопроекта в целом.
3. Принятие закона Государственной Думой. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 105) федеральные законы принимаются Государственной Думой. Для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от общего числа депутатов (от 450) Государственной Думы.
Проект закона РФ о поправках к Конституции РФ, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной Думы.
4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течении 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации.
Конституция РФ ненаделяет Совет Федерации правом принятия законов. Он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Отклонение им закона носит не абсолютный характер и может быть преодолено Государственной Думой квалифицированным большинством голосов - не менее 2\3 от общего числа депутатов.
Совет Федерации играет роль противовеса Государственной Думы, способствуя предотвращению принятия некачественных или несвоевременных законодательных решений.
Конституция РФ предусматривает, что Совет Федерации может в течении 14 дней рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный закон и принять одно из трех следующих решений:
- одобрить его;
- отклонить его;
- воздержаться от его рассмотрения.
Председатель Совета Федерации в соответствии с Регламентом может принять решение либо не вносить закон на рассмотрение палаты, либо включить его рассмотрение в повестку дня. Не рассмотрение закона Советом Федерации означает согласие с его принятием. В повестку дня Совета Федерации обязательно должно быть включено рассмотрение федеральных конституционных законов (ст. 108); федеральных законов, предусмотренных ст. 106 Конституции РФ по вопросам:
- федерального бюджета;
- федеральных налогов и сборов;
- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
- ратификации[2] и денонсации[3] международных договоров РФ;
- статуса и защиты государственной границы РФ;
- войны и мира.
Более значительна законодательная роль Совета Федерации при принятии поправок к Конституции РФ и федеральных конституционных законов. Решение об их одобрении считается принятым, если оно одобрено большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
5. Подписание и обнародование закона Президентом РФ является завершающей стадией законодательного процесса.
Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В течение 14 дней Президент РФ принимает одно из следующих решений:
- либо подписывает федеральный закон и обнародует его;
- либо отклоняет его и направляет для повторного рассмотрения палатами Федерального Собрания, используя при этом свое право отлагательного вето.
Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию.
В отношении федеральных конституционных законов отлагательное вето Президента РФ Конституцией не предусмотрено. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
Поправки к главам с 3 по 8 Конституции РФ принимаются в том же порядке, что и конституционные федеральные законы, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2\3 субъектов РФ.
После подписания Президентом РФ закон должен быть обнародован в установленном порядке. На территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания президентом РФ.
Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Датой принятие федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». При публикации законов в этих изданиях указывается его полное наименование, дата подписания, дается полный текст, являющийся точной копией оригинала подписанного Президентом РФ. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях, обнародованы по телевидению, радио, переданы по каналам связи, разосланы.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Нормативная база:
Федеральный закон от 14.06. 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с измен. от 22.10. 1999 г.).
Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с послед. измен. от 04.11. 2007 г.).
Нормативно-правовые акты
Президента, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти: