Тема статьи, ее общая характеристика

Тема статьи – ... (статья на тему ..., статья посвящена теме/проблеме/вопросу ... ) ...

Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор) …

Проблема статьи

В статье речь идет (о чем?) ..., говорится (о чем?) …, рассматривается (что?) …, дается оценка (чему?, чего?) …, анализ (чего?) …, изложение (чего?) …

Сущность проблемы сводится (к чему?) ..., заключается (в чем?) …, состоит (в чем?) ...

Композиция статьи

Статья делится на … части(-ей), состоит из ... частей, начинается (с чего?) …, заканчивается (чем?) ...

Описание основного содержания статьи

Во введении формулируется (что?) ..., дается определение (чего?) …

В начале статьи определяются/излагаются цель (цели, задачи) ...

Далее дается общая характеристика проблемы (глав, частей), исследования, статьи ...

В статье автор ставит/затрагивает/освещает следующие проблемы …, останавливается (на чем?) …, касается (чего?) …

В основной части излагается (что?) …, приводится аргументация (в пользу чего? против чего?) …, дается обобщение (чего?) …, научное описание (чего?) ...

В статье также затронуты такие вопросы, как ...

Иллюстрация автором своих положений

Автор приводит/ссылается на пример(ы)/факты, цифры, данные, подтверждающие/иллюстрирующие его положения ...

В статье приводится, дается ...

Заключение, выводы автора

Автор приходит к выводу/заключению, что ..., подводит нас к ..., делает вывод/подводит итог …

В конце статьи подводятся итоги (чего?) …

В заключение автор говорит, что/утверждает, что ...

В заключение говорится, что (о чем?) ...

Сущность вышеизложенного сводится к (следующему) ...

Выводы и оценки референта

В итоге можно/необходимо/хотелось бы сказать/под­черкнуть/отметить ...

Таким образом, в статье нашло отражение ..., убедительно доказано ..., получили исчерпывающее освещение ...

Оценивая работу в целом, можно утверждать ...

Безусловной заслугой автора является ...

Заслуга автора состоит/заключается (в чем?) ...

Основная ценность работы состоит/заключается (в чем?) ...

Достоинством работы является ...

Недостатком работы является ...

К достоинствам/недостаткам работы относятся ...

С теоретической (практической) точки зрения важно (существенно) ...

Вызывают возражения (сомнения)...

Нельзя (не) согласиться с ...

Существенным недостатком работы можно считать ...

В статье под заглавием «...», помещенной в журнале «...», № ... за ... год, излагаются взгляды/проблемы/вопросы ...

Предлагаемая вниманию читателей статья/книга/моно­графия представляет собой детальное (общее) изложение вопросов ...

Рассматриваемая статья посвящена теме/проблеме/воп­росу ...

В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для ...

Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что ...

Тема статьи (вопросы, рассматриваемые в статье) представляет большой интерес ...

Основная тема статьи отвечает задачам ...

Выбор темы статьи/исследования закономерен/не случаен ...

В начале статьи автор дает обоснование актуальности темы/проблемы/вопроса/идеи ...

Затем дается характеристика целей и задач исследования (статьи).

Рассматриваемая статья состоит из двух/трех частей ...

Автор дает определение/сравнительную характеристику/обзор/анализ ...

Затем автор останавливается на таких проблемах, как …, касается следующих проблем …, ставит вопрос о том, что ...

Автор подробно останавливается на истории возникновения/зарождения/появления/становления ...

Автор излагает в хронологической последовательности историю ...

Автор подробно (кратко) описывает/классифициру­ет/характеризует) факты ...

Автор доказывает справедливость (опровергает что-либо) ...

Автор приводит доказательства справедливости своей точки зрения …

Далее в статье приводится целый ряд примеров, доказывающих (иллюстрирующих) правильность/справедливость ...

В статье дается обобщение ..., приводятся хорошо аргументированные доказательства ...

В заключение автор говорит о том, что ...

Изложенные/рассмотренные в статье вопросы/пробле­мы представляют интерес не только для ..., но и для ...

Надо заметить (подчеркнуть), что ...

Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что ...

Наиболее важными из выводов автора представляются следующие ...

Это, во-первых ..., во-вторых ..., в-третьих ..., и, наконец ...

Критерии оценки реферата

Реферат оценивают по следующим параметрам:

⦁ новизна реферированного текста;

⦁ степень раскрытия сущности проблемы;

⦁ обоснованность выбора источников;

⦁ соблюдение требований к оформлению.

Новизна текста определяется:

⦁ актуальностью проблемы и темы;

⦁ самостоятельностью в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы, в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных и интегративных);

⦁ наличием авторской позиции;

⦁ стилевым единством текста, единством жанровых черт.

Степень раскрытия сущности проблемы предполагает:

⦁ соответствие плана теме реферата;

⦁ соответствие содержания теме и плану реферата;

⦁ полноту и глубину раскрытия основных понятий проблемы;

⦁ обоснованность способов и методов работы с материалом;

⦁ умение работать с литературой;

⦁ умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по данной проблеме.

Обоснованность выбора источников оценивается:

⦁ полнотой использования работ по проблеме;

⦁ привлечением наиболее известных и новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т. д.).

Соблюдение требований к оформлению определяется:

⦁ оценкой грамотности и культуры изложения;

⦁ владением терминологией и понятийным аппаратом проблемы;

⦁ соблюдением требований к объему реферата;

⦁ правильным оформлением ссылок на используемую литературу;

⦁ культурой оформления.

Защита реферата

Защита реферата происходит в устной форме. На нее отводится 3–5 мин в зависимости от темы и объема реферативной работы. В течение указанного времени студент, защищающий реферат, должен рассказать о его актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части и выводах, сделанных в ходе работы над избранной темой.

Наши рекомендации