III. Новая роль Китая на международной арене
Китай долгое время считал себя изгоем в международных делах. Этому способствовало чувство неполноценности, которое сформировалось у китайцев за многие десятилетия неудач. КНР не была представлена в ООН и других международных организациях, ее место там занимал Тайвань. Отсутствовали Нормальные отношения со многими развитыми странами Запада.
К началу 1970х гг. ситуация постепенно изменилась. КНР восстановила дипломатические отношения с большинством европейских стран, вступила в ООН, вытеснив оттуда Тайвань.
Длительное время главным противником Китая считались США.Все попытки установить нормальные отношения после завершения Корейской войны заканчивались неудачей из-за поддержки США Тайваня; затем, в 1960-е гг., разразилась Вьетнамская война, из которой американцы стали выходить лишь к началу 1970-х гг. В 1971 г. наступило время «пинг-понговой дипломатии», а в июле того же года в Пекин тайно прибыл Генри Киссинджер, советник президента США по национальной безопасности. Визит Р. Никсона в КНР в 1972 г. выглядел настоящей сенсацией, это означало де-факто взаимное признание государствами друг друга. При этом США разорвали дипломатические отношения с Тайванем, сохранив, правда, с ним неофициальные отношения.
Многие увидели в этом дипломатическую игру, стремление двух стран косвенно воздействовать на СССР. Отношения Китая и Советского Союзане улучшились и после отстранения в 1964 г. Н.С. Хрущева; более того, они резко ухудшились в разгар «культурной революции». В 1967 г. советское посольство в Пекине подверглось нападению, а в 1969 г. произошли военные столкновения на реке Уссури между китайскими и советскими пограничниками. В 1970-х гг. вооруженные силы СССР на китайской границе были увеличены с 33 до 56 дивизий. С 1979 г. стали говорить об угрозе КНР в связи с созданием советских военно-морских и военно-воздушных баз во Вьетнаме. В том же году начался новый этап ухудшения отношений в связи с советским вторжением в Афганистан.
В 1980-е гг. КНР становится ядерной державой,что изменило прежнюю расстановку сил двухполюсного мира. К этому времени произошли изменения и в отношениях между КНР и США:в 1978 г.последовало полное дипломатическое признание КНР,американские войска выведены с Тайваня.
В свою очередь КНР смягчила свои требования в отношении полного разрыва договорных отношений США с Тайванем. Попытки президента Р. Рейгана возобновить продажи оружия Тайваню провалились. При президенте Джордже Буше также не произошло ухудшения отношений с КНР, несмотря на подавление китайцами волнений в Тибете в 1987 и 1989 гг. В 1989 г. далай-лама стал лауреатом Нобелевской премии мира, но даже это не могло повлиять на Китай. После трагических событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., когда, казалось бы, должны последовать санкции, ничего существенного не произошло. На решение Конгресса США о введении санкций против КНР регулярно накладывалось президентское вето.
Не удались и попытки президента Б. Клинтона навязать КНР американские условия внешней торговли. Все это свидетельствует об огромном весе Китая в мировой экономике и косвенно подтверждает успехи проводимых реформ. В 1997 г. состоялся официальный визит Цзян Цзэминя в США, а в следующем году — президента Б. Клинтона в Пекин. В апреле 1999 г. совершил визит в США и новый премьер-министр Китая Чжу Жунцзы.
Правда, в последние годы проявились некоторые симптомы ухудшения отношений между Китаем и США. Это связано, в частности, с бомбардировкой здания китайского посольства в Югославии. В апреле 2001 г. произошел инцидент, в ходе которого китайские ВВС захватили американский самолет-разведчик на острове Хайнань. Но стороны продолжают вести себя сдержанно, как и подобает великим державам, не позволяя инцидентам перерастать в конфронтацию.
Одновременно КНР улучшала свои отношения и с северным соседом,после того как М.С. Горбачев заявил в 1986 г., что готов пойти на уступки в споре о границах, отозвать войска из Монголии и Афганистана и прекратить поддерживать вьетнамскую оккупацию Кампучии. Перед официальным визитом в Пекин М.С. Горбачев объявил об отводе вооруженной группировки в 500 тыс. солдат от границ с Китаем и о сокращении на 2/3 советского контингента в МНР.
В 1991 г. СССР распался; к тому времени развалился и военный союз восточноевропейских государств. «Холодная война» прекратилась, двухполюсный мир отошел в историю. В 1992 г. в Пекин прибыл глава Российской Федерации президент Борис Ельцин.
Российско-китайские отношения получили в 1990-е гг. новое развитие. КНР стала вторым торговым партнером России; в Китае работает значительное число российских военных специалистов. Мнение Пекина относительно «четырех препятствий» было учтено: войска выведены из Афганистана и Монголии, под давлением СССР с сентября 1989 г. начался вывод войск Вьетнама из Кампучии, сокращены контингенты войск на российско-китайской границе.
Урегулированы спорные территориальные вопросы:в мае 1991 г. подписан договор о восточном участке границы, в 1994 г. — о западной границе; в настоящее время российско-китайская граница согласована на 98% линии ее прохождения.
В апреле 1996 г. в Шанхаеподписано российско-китайское соглашениео мерах доверия в районе границы; в 1997 г. к нему присоединились еще три государства — Киргизия, Казахстан, Таджикистан. С тех пор в рамках «шанхайской пятерки» проводятся периодические консультации; участники договорились о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы на протяжении 7,5 тыс. км глубиной 100 км по обе стороны.
Встречи на высшем уровне руководителей России и КНР стали обыденным явлением. В мае 2000 г. состоялся визит в КНР президента России В.В. Путина; стороны выразили поддержку идеи многополюсного мира. В июле 2001 г. состоялся ответный визит лидера КНР Цзян Цзэминя в Россию, где между нашими странами были подписаны многие соглашения. В их числе «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве»; официально подтверждено, что КНР не имеет ныне каких-либо территориальных претензий к России.
Вопрос о Тайванеостается одной из самых сложных проблем. Долгое время оба правительства считали себя единственными законными представителями Китая, исходя из формулы «единого Китая» и тем самым признавая объединение в будущем.
В 1975 г. Чан Кайши умер. Его преемник, сын Цзян Цзинготакже придерживался этой формулы. Но с течением времени на Тайване усилилось движение местных уроженцев, сторонников отказа от единства с «большим Китаем». После отмены чрезвычайного положения в 1987 г. Цзян Цзинго сменил в 1990 г. как раз уроженец Тайваня Ли Дэнхуэй.
Возникла угроза провозглашения независимости Тайваня, что не может не тревожить лидеров КНР. Учитывая неформальные гарантии США, руководство КНР не идет на силовые методы объединения, но не исключает их использование в случае провозглашения независимости острова.
С тех пор ситуация периодически обостряется; в периоды президентских выборов на Тайване (в 1996 и 2000 гг.) вооруженные силы КНР проводят военные демонстрации в непосредственной близости, устраивают учебные пуски боевых ракет. Целью акции, очевидно, является стремление оказать давление на избирателей, чтобы не допустить победы сторонников независимости острова. В ответ США направляют свои военные корабли в зону Тайваня. В 1996 г. президентом остался Ли Дэнхуэй. В марте 2000 г., во время последних президентских выборов на Тайване, победу одержал Чень Шуйбянь,лидер оппозиционной Гоминьдану Демократической прогрессивной партии (ДПП).Он известен своими призывами к «независимости» Тайваня, однако и при новой власти демонстрируется сдержанность по отношению к КНР. Со своей стороны, китайские власти позволили в 2000 г. внуку Чан Кайши — Чжан Сяояню — посетить родовой дом и кладбище клана Чан Кайши.
Позиция КНР сводится к формуле: «одно государство — две системы». Предполагается, что после объединения Тайвань станет одной из провинций КНР, сохраняя рыночную экономику и свою автономную административную систему, передав центральным властям только внешнюю политику и оборону. Тайвань с этим не согласен.
Не отвергая объединения с КНР в будущем, он придерживается формулы «двух Китаев» и требует признания Пекином Тайваня в качестве равноправного партнера. Экономическая мощь Тайваня позволяет ему делать такие заявления. Уже в 1990-е гг. по размерам золотовалютных резервов и уровню жизни он соперничал с Японией. Сейчас Тайвань поддерживает официальные отношения с правительствами 30 стран мира, а косвенно — со 150 странами. Устойчиво занимая третье место в области развития электроники (после США и Японии), Тайвань ежегодно экспортирует товаров на гигантскую сумму в 140 млрд. долл.
Долгое время КНР тревожила проблема Гонконга,колониального анклава Великобритании на территории Китая еще с XIX в. Срок аренды основной территории истекал в 1997 г.; с 1979 г. начались переговоры о будущем этого гигантского города. Наконец Дэн Сяопин и М.Тэтчер выработали совместную Декларацию 1984 г., в соответствии с которой в 1997 г. британская администрация заменялась китайской. Гонконг воссоединялся с КНР, но при этом сохранял экономическую систему и административную автономию в течение 50 лет (в соответствии с формулой Дэн Сяопина: «одна страна — две системы»).
На этих условиях и произошло объединение 1 июля 1997 г.На территории Гонконга расквартированы ныне части китайской армии численностью около 5 000 человек; 36 депутатов от Гонконга участвуют в заседаниях китайского парламента.
Несколько иначе решился вопрос с другим колониальным анклавом — Макао;эта небольшая территория (6,5 кв. миль на юге Китая) была захвачена португальскими торговцами еще в XV в., а с 1887 г. официально провозглашена провинцией Португалии.
После волнений 1966 г. власть в Макао была поделена между китайцами и португальцами. А в 1993 г. был обнародован Основной закон для Макао, в соответствии с которым в 1999 г. создан Специальный административный район Китая — Макао.
В последнее десятилетие осложнились отношения между КНР и некоторыми мусульманскими странами. Это связано с ростом экстремизма и сепаратизма в самом Китае, где произошли волнения мусульманского населения в Синцзяне и других районах. Поводом послужило издание в 1989 г. в Шанхае книги «Син Фэнсу» («Сексуальные обычаи»), в чем фанатики усмотрели нападки на исламские святыни.
Возросшая военная мощь и экономический вес Китая внушают опасения некоторым соседним странам,особенно в связи с территориальными спорами в районе Южно-Китайского моря. Беспокойство вызывает ситуация вокруг архипелага Спратли (частью его являются также Парасельские острова). Архипелаг состоит из 230 мелких островов общей площадью 250 тыс. км2. Помимо КНР, на акваторию островов претендуют также Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней, кроме того, на экономическую зону притязает Индонезия. В 1974 г. КНР оккупировала принадлежащие Южному Вьетнаму Парасельские острова. Заинтересованность Китая связывают со слухами о перспективах освоения там нефтяных месторождений.
В 1992 г. КНР приняла новый закон о морских владениях,в котором зафиксировано право Китая применять силу для пресечения незаконных промыслов в своих территориальных водах. По этому закону весь архипелаг Спратли оказался в зоне китайских интересов. Ситуация осложнилась в том же 1992 г., когда КНР в сотрудничестве с американскими корпорациями приступила к разведке нефти в этом районе. Страны АСЕАН заявили протест. В 1995 г., когда КНР установила пограничные знаки на одном из островов, который считают своей территорией Филиппины, его действия в регионе были расценены как силовая акция. В настоящий момент на архипелаге Спратли размещены войска КНР, Вьетнама, Филиппин и Малайзии.
Существуют опасения, что Китай попытается поставить более слабые государства перед фактом, попросту захватив все острова силой. В 1992 г. этот вопрос обсуждался на встрече стран АСЕАН с его официальными партнерами, после чего принято решение с 1995 г. создать региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности. С 1997 г. в его работе участвуют Россия и КНР.
Китай также тесно сотрудничает в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического совета (АТЭС); с 1993 г. ежегодно проводятся встречи на уровне глав правительств. В состав этой организации, помимо стран АСЕАН, входят КНР, США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, а также Россия (с 1997 г.), ряд государств Южной Америки и Океании.
Китай, таким образом, играет видную роль в современном мире, опираясь прежде всего на свой экономический и людской потенциал. Он стал ведущей державой и пользуется заслуженным уважением.
Выводы
1. В 1992 г. рыночные реформы в Китае возобновились и проводились очень интенсивно. Начались они с широкой либерализации цен, включая в себя налоговую реформу, ослабление государственной монополии внешней торговли. В настоящее время идет модернизация государственного сектора.
2. Рыночные преобразования в КНР не остановила даже смерть «отца реформ» Дэн Сяопина в феврале 1997 г. Реформы продолжились под руководством энергичных руководителей Цзян Цзэмина и премьер-министра КНР с 1998 г. Чжу Жунцзы.
3. Экономические достижения Китая в 1990-е гг. XX в. вывели его в разряд ведущих держав мира. Очевидно, в XXIв. Китай станет государством, обладающим самым мощным экономическим потенциалом. Несмотря на объективные проблемы, есть основания надеяться на их успешное разрешение.
4. КНР удалось преодолеть «комплекс изгоя» в международных делах и наладить нормальные отношения со всеми странами мира. К концу 1990-х гг. успешно разрешились и проблемы колониальных анклавов на территории Китая. Более того, растущая мощь Китая внушает определенное беспокойство в соседних странах, особенно в связи с неразрешенностью проблем Тайваня и споров вокруг островов в Южно-Китайском море.
ЛЕКЦИЯ 30
Япония в годы американской военной оккупации (1945-1952)
I. Япония к 1945 г.
Положение Японии к окончанию Второй мировой войнывыглядело катастрофическим. Последствия войны были ужасными. Жертвы составили 6,5 млн. человек убитыми, да еще 1,5 млн. числились без вести пропавшими.
Массированные бомбардировки в конце войны принесли страшные разрушения. В Токио, Иокогаме и других крупных городах было уничтожено свыше половины всех строений, из 200 крупных населенных пунктов в развалинах лежали 80. Была уничтожена большая часть производственного оборудования, и без того устаревшего еще до войны.
К этому добавились прочие негативные последствия поражения:Япония лишилась всех своих колоний, а следовательно, источников сырья, рынков сбыта, большей части своих заграничных активов. Страна утратила Корею, которая вошла в состав Японии еще в 1910 г., Тайвань и Пескадорские острова, перешедшие к Японии после Японо-китайской войны 1894—1895 гг., Южный Сахалин и Курильские острова, принадлежавшие Японии после Русско-японской войны 1904—1905 гг., а также острова Рюкю, оккупированные США.
Большая часть внутреннего рынка,связанная с военными заказамиправительства, была потеряна. Проблему массовой безработицы после демобилизации армии и флота (10—15 млн. человек) усугубила массовая эмиграции японцев из Кореи, Тайваня и других азиатских стран (свыше 10 млн. человек), их надо было как-то обустроить на исторической родине.
Кроме того, на Японию было возложено бремя выплаты репараций,его должны были нести 500 крупных промышленных компаний.
Но самое главное — морально-психологические последствия.Поражение в войне, крушение тоталитарного режима, поддерживавшегося массой населения, которое воспринимало идеи кокутай как великую историческую миссию Японии, оккупация страны иностранными войсками и неясность судьбы императора, с чьим именем связывалась вся японская история. Люди полагали, что история Японии завершилась. Не случайно после Указа о капитуляции, подписанного императором 14 августа 1945 г., последовали массовые самоубийства среди фанатиков. Японцев охватила полная апатия, их энергия была парализована.
Долгие столетия межклановых войн выработали в Японии особые традиции поведения проигравших: они полностью отдавали себя в распоряжение победителей, полностью подчинялись им. Так и в 1945 г. японцы были готовы выполнить любые распоряжения оккупационных властей, не помышляя о каком-либо сопротивлении или даже неподчинении воле победителей.
В чем заключались цели США в отношении Японии?Главный вопрос, который волновал американцев: что нужно сделать, чтобы никогда впредь не допустить превращения Японии во врага?Для этого, прежде всего, нужно способствовать созданию в Японии такой экономической системы, которая позволила бы развиваться, не прибегая к внешней агрессии.
Этой системой могла быть только рыночная экономика.Но для этого требовалось разорвать традиционные для Японии связи между экономикой и государством. Необходимо было затронуть и социальную систему: дать шансы всем слоям, а не только самураям.
Нарушением традиций был и отказ государства от социальной опеки над гражданами,но иначе невозможно было стимулировать экономическое развитие.
Требовалось изменить и характер политической системы,привить Японии навыки парламентской демократии.Это было непросто, учитывая полное отсутствие у японцев каких-либо демократических традиций в западном понимании. В Японии всегда исходили из того, что каждый должен заниматься своим делом, будь то ремесло, сельское хозяйство, война, управление. Участвовать в делах государства простому человеку — немыслимо.
Достаточно вспомнить, как трудно приживалась в Японии система политических партий и конституционные гарантии прав человека. В японской традиции всегда делался акцент на обязанности, а не на права личности: групповая солидарность была характерной чертой социальной жизни, а индивидуализм всегда осуждался.
Серьезной задачей считалось устранение воинственного духа, искоренение милитаризмав Японии. Пришлось проводить широкую чистку чиновников, действовавших во всех сферах общества. Ей подверглись 660 тыс. человек, из них около 200 тыс., тесно связанных с прежним режимом, были уволены. Главным образом, это были военные. Для преступников даже создали специальный международный военный трибунал, который вынес в 1945 г. приговоры 28 лицам.
Вклад США в военный разгром Япониибыл настолько велик, что они особенно не церемонились с союзниками после окончания войны. Воспротивившись советской оккупации острова Хоккайдо, на; что явно нацеливался Сталин, США пошли на создание двух органов власти, которые формально были полномочны решать вопросы с Японией.
Первый — Союзный советпо делам Японии с участием США, СССР и Китая, а также представителей Великобритании и стран Содружества Тихоокеанского региона — находился в Токио.
Второй — Дальневосточная комиссия— размещался в Вашингтоне и состоял из 11 членов. Но фактическая власть принадлежала штабу оккупационных войск США в Японииво главе с генералом Д. Ма-картуром.
Оккупационная администрация США была создана сразу после 2 сентября 1945 г., официальной даты капитуляции Японии. По сути дела Д. Макартур и стал верховным правителем Японии. Его отличали большие амбиции и авторитарные замашки, и на первых порах это играло позитивную роль.
В условиях начавшейся «холодной войны»работа союзных органов в Японии была парализована, и американцы получили полную свободу действий. Однако они все же были связаны обстоятельствами. В Японии нельзя было ввести прямое правление американских военных: для этого в США даже не было достаточного количества людей, знавших японский язык. Управлять можно было, только опираясь на японскую администрацию, это диктовалось традициями. После проведенной чистки госаппарата (от работы было отстранено, как отмечалось выше, свыше 200 тыс. чиновников), американцы и создали такую систему.
Первоначальная инициатива исходила именно от генерала Д. Ма-картура, его штаб выпускал соответствующие директивы. А претворялись в жизнь они уже японскими чиновниками, которые всегда послушно исполняли все, что им спускалось сверху.
Таким образом, в Японии до 1952 г. действовала своеобразная система подстраховки деятельности японских чиновников со стороны американских военных властей. Во всяком случае, основные направления преобразований были явно навязаны Японии американцами.