III. Новая роль Китая на международной арене

Китай долгое время считал себя изгоем в международных делах. Это­му способствовало чувство неполноценности, которое сформирова­лось у китайцев за многие десятилетия неудач. КНР не была представлена в ООН и других международных организациях, ее место там за­нимал Тайвань. Отсутствовали Нормальные отношения со многими развитыми странами Запада.

К началу 1970х гг. ситуация постепенно изменилась. КНР восста­новила дипломатические отношения с большинством европейских стран, вступила в ООН, вытеснив оттуда Тайвань.

Длительное время главным противником Китая считались США.Все попытки установить нормальные отношения после завершения Корейской войны заканчивались неудачей из-за поддержки США Тайваня; затем, в 1960-е гг., разразилась Вьетнамская война, из кото­рой американцы стали выходить лишь к началу 1970-х гг. В 1971 г. на­ступило время «пинг-понговой дипломатии», а в июле того же года в Пекин тайно прибыл Генри Киссинджер, советник президента США по национальной безопасности. Визит Р. Никсона в КНР в 1972 г. вы­глядел настоящей сенсацией, это означало де-факто взаимное призна­ние государствами друг друга. При этом США разорвали дипломатиче­ские отношения с Тайванем, сохранив, правда, с ним неофициальные отношения.

Многие увидели в этом дипломатическую игру, стремление двух стран косвенно воздействовать на СССР. Отношения Китая и Совет­ского Союзане улучшились и после отстранения в 1964 г. Н.С. Хруще­ва; более того, они резко ухудшились в разгар «культурной револю­ции». В 1967 г. советское посольство в Пекине подверглось нападению, а в 1969 г. произошли военные столкновения на реке Ус­сури между китайскими и советскими пограничниками. В 1970-х гг. вооруженные силы СССР на китайской границе были увеличены с 33 до 56 дивизий. С 1979 г. стали говорить об угрозе КНР в связи с созда­нием советских военно-морских и военно-воздушных баз во Вьетна­ме. В том же году начался новый этап ухудшения отношений в связи с советским вторжением в Афганистан.

В 1980-е гг. КНР становится ядерной державой,что изменило преж­нюю расстановку сил двухполюсного мира. К этому времени произо­шли изменения и в отношениях между КНР и США:в 1978 г.последо­вало полное дипломатическое признание КНР,американские войска выведены с Тайваня.

В свою очередь КНР смягчила свои требования в отношении пол­ного разрыва договорных отношений США с Тайванем. Попытки президента Р. Рейгана возобновить продажи оружия Тайваню прова­лились. При президенте Джордже Буше также не произошло ухудше­ния отношений с КНР, несмотря на подавление китайцами волнений в Тибете в 1987 и 1989 гг. В 1989 г. далай-лама стал лауреатом Нобелевской премии мира, но даже это не могло повлиять на Китай. После трагических событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., когда, каза­лось бы, должны последовать санкции, ничего существенного не про­изошло. На решение Конгресса США о введении санкций против КНР регулярно накладывалось президентское вето.

Не удались и попытки президента Б. Клинтона навязать КНР аме­риканские условия внешней торговли. Все это свидетельствует об ог­ромном весе Китая в мировой экономике и косвенно подтверждает успехи проводимых реформ. В 1997 г. состоялся официальный визит Цзян Цзэминя в США, а в следующем году — президента Б. Клинто­на в Пекин. В апреле 1999 г. совершил визит в США и новый премьер-министр Китая Чжу Жунцзы.

Правда, в последние годы проявились некоторые симптомы ухуд­шения отношений между Китаем и США. Это связано, в частности, с бомбардировкой здания китайского посольства в Югославии. В апре­ле 2001 г. произошел инцидент, в ходе которого китайские ВВС захва­тили американский самолет-разведчик на острове Хайнань. Но сто­роны продолжают вести себя сдержанно, как и подобает великим державам, не позволяя инцидентам перерастать в конфронтацию.

Одновременно КНР улучшала свои отношения и с северным сосе­дом,после того как М.С. Горбачев заявил в 1986 г., что готов пойти на уступки в споре о границах, отозвать войска из Монголии и Афганис­тана и прекратить поддерживать вьетнамскую оккупацию Кампучии. Перед официальным визитом в Пекин М.С. Горбачев объявил об от­воде вооруженной группировки в 500 тыс. солдат от границ с Китаем и о сокращении на 2/3 советского контингента в МНР.

В 1991 г. СССР распался; к тому времени развалился и военный со­юз восточноевропейских государств. «Холодная война» прекратилась, двухполюсный мир отошел в историю. В 1992 г. в Пекин прибыл гла­ва Российской Федерации президент Борис Ельцин.

Российско-китайские отношения получили в 1990-е гг. новое раз­витие. КНР стала вторым торговым партнером России; в Китае рабо­тает значительное число российских военных специалистов. Мнение Пекина относительно «четырех препятствий» было учтено: войска выведены из Афганистана и Монголии, под давлением СССР с сентя­бря 1989 г. начался вывод войск Вьетнама из Кампучии, сокращены контингенты войск на российско-китайской границе.

Урегулированы спорные территориальные вопросы:в мае 1991 г. под­писан договор о восточном участке границы, в 1994 г. — о западной границе; в настоящее время российско-китайская граница согласова­на на 98% линии ее прохождения.

В апреле 1996 г. в Шанхаеподписано российско-китайское соглаше­ниео мерах доверия в районе границы; в 1997 г. к нему присоедини­лись еще три государства — Киргизия, Казахстан, Таджикистан. С тех пор в рамках «шанхайской пятерки» проводятся периодические кон­сультации; участники договорились о взаимном сокращении воору­женных сил в районе границы на протяжении 7,5 тыс. км глубиной 100 км по обе стороны.

Встречи на высшем уровне руководителей России и КНР стали обыденным явлением. В мае 2000 г. состоялся визит в КНР президен­та России В.В. Путина; стороны выразили поддержку идеи многопо­люсного мира. В июле 2001 г. состоялся ответный визит лидера КНР Цзян Цзэминя в Россию, где между нашими странами были подписа­ны многие соглашения. В их числе «Договор о добрососедстве, друж­бе и сотрудничестве»; официально подтверждено, что КНР не имеет ныне каких-либо территориальных претензий к России.

Вопрос о Тайванеостается одной из самых сложных проблем. Дол­гое время оба правительства считали себя единственными законными представителями Китая, исходя из формулы «единого Китая» и тем самым признавая объединение в будущем.

В 1975 г. Чан Кайши умер. Его преемник, сын Цзян Цзинготакже придерживался этой формулы. Но с течением времени на Тайване усилилось движение местных уроженцев, сторонников отказа от единства с «большим Китаем». После отмены чрезвычайного положе­ния в 1987 г. Цзян Цзинго сменил в 1990 г. как раз уроженец Тайваня Ли Дэнхуэй.

Возникла угроза провозглашения независимости Тайваня, что не может не тревожить лидеров КНР. Учитывая неформальные гарантии США, руководство КНР не идет на силовые методы объединения, но не исключает их использование в случае провозглашения независи­мости острова.

С тех пор ситуация периодически обостряется; в периоды прези­дентских выборов на Тайване (в 1996 и 2000 гг.) вооруженные силы КНР проводят военные демонстрации в непосредственной близости, устраивают учебные пуски боевых ракет. Целью акции, очевидно, яв­ляется стремление оказать давление на избирателей, чтобы не допус­тить победы сторонников независимости острова. В ответ США на­правляют свои военные корабли в зону Тайваня. В 1996 г. президентом остался Ли Дэнхуэй. В марте 2000 г., во время последних президент­ских выборов на Тайване, победу одержал Чень Шуйбянь,лидер оппо­зиционной Гоминьдану Демократической прогрессивной партии (ДПП).Он известен своими призывами к «независимости» Тайваня, однако и при новой власти демонстрируется сдержанность по отношению к КНР. Со своей стороны, китайские власти позволили в 2000 г. внуку Чан Кайши — Чжан Сяояню — посетить родовой дом и кладбище кла­на Чан Кайши.

Позиция КНР сводится к формуле: «одно государство — две систе­мы». Предполагается, что после объединения Тайвань станет одной из провинций КНР, сохраняя рыночную экономику и свою автономную административную систему, передав центральным властям только внешнюю политику и оборону. Тайвань с этим не согласен.

Не отвергая объединения с КНР в будущем, он придерживается фор­мулы «двух Китаев» и требует признания Пекином Тайваня в качестве равноправного партнера. Экономическая мощь Тайваня позволяет ему делать такие заявления. Уже в 1990-е гг. по размерам золотовалютных ре­зервов и уровню жизни он соперничал с Японией. Сейчас Тайвань под­держивает официальные отношения с правительствами 30 стран мира, а косвенно — со 150 странами. Устойчиво занимая третье место в облас­ти развития электроники (после США и Японии), Тайвань ежегодно экспортирует товаров на гигантскую сумму в 140 млрд. долл.

Долгое время КНР тревожила проблема Гонконга,колониального анклава Великобритании на территории Китая еще с XIX в. Срок аренды основной территории истекал в 1997 г.; с 1979 г. начались пере­говоры о будущем этого гигантского города. Наконец Дэн Сяопин и М.Тэтчер выработали совместную Декларацию 1984 г., в соответствии с которой в 1997 г. британская администрация заменялась китайской. Гонконг воссоединялся с КНР, но при этом сохранял экономическую систему и административную автономию в течение 50 лет (в соответст­вии с формулой Дэн Сяопина: «одна страна — две системы»).

На этих условиях и произошло объединение 1 июля 1997 г.На тер­ритории Гонконга расквартированы ныне части китайской армии численностью около 5 000 человек; 36 депутатов от Гонконга участву­ют в заседаниях китайского парламента.

Несколько иначе решился вопрос с другим колониальным анкла­вом — Макао;эта небольшая территория (6,5 кв. миль на юге Китая) была захвачена португальскими торговцами еще в XV в., а с 1887 г. официально провозглашена провинцией Португалии.

После волнений 1966 г. власть в Макао была поделена между ки­тайцами и португальцами. А в 1993 г. был обнародован Основной за­кон для Макао, в соответствии с которым в 1999 г. создан Специаль­ный административный район Китая — Макао.

В последнее десятилетие осложнились отношения между КНР и не­которыми мусульманскими странами. Это связано с ростом экстремизма и сепаратизма в самом Китае, где произошли волнения мусульман­ского населения в Синцзяне и других районах. Поводом послужило издание в 1989 г. в Шанхае книги «Син Фэнсу» («Сексуальные обы­чаи»), в чем фанатики усмотрели нападки на исламские святыни.

Возросшая военная мощь и экономический вес Китая внушают опасения некоторым соседним странам,особенно в связи с территори­альными спорами в районе Южно-Китайского моря. Беспокойство вызывает ситуация вокруг архипелага Спратли (частью его являются также Парасельские острова). Архипелаг состоит из 230 мелких ост­ровов общей площадью 250 тыс. км2. Помимо КНР, на акваторию ос­тровов претендуют также Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней, кроме того, на экономическую зону притязает Индонезия. В 1974 г. КНР оккупировала принадлежащие Южному Вьетнаму Па­расельские острова. Заинтересованность Китая связывают со слуха­ми о перспективах освоения там нефтяных месторождений.

В 1992 г. КНР приняла новый закон о морских владениях,в котором зафиксировано право Китая применять силу для пресечения незакон­ных промыслов в своих территориальных водах. По этому закону весь архипелаг Спратли оказался в зоне китайских интересов. Ситуация осложнилась в том же 1992 г., когда КНР в сотрудничестве с амери­канскими корпорациями приступила к разведке нефти в этом районе. Страны АСЕАН заявили протест. В 1995 г., когда КНР установила по­граничные знаки на одном из островов, который считают своей тер­риторией Филиппины, его действия в регионе были расценены как силовая акция. В настоящий момент на архипелаге Спратли размеще­ны войска КНР, Вьетнама, Филиппин и Малайзии.

Существуют опасения, что Китай попытается поставить более сла­бые государства перед фактом, попросту захватив все острова силой. В 1992 г. этот вопрос обсуждался на встрече стран АСЕАН с его офи­циальными партнерами, после чего принято решение с 1995 г. создать региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности. С 1997 г. в его работе участвуют Россия и КНР.

Китай также тесно сотрудничает в рамках Азиатско-Тихоокеан­ского экономического совета (АТЭС); с 1993 г. ежегодно проводятся встречи на уровне глав правительств. В состав этой организации, по­мимо стран АСЕАН, входят КНР, США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, а также Россия (с 1997 г.), ряд госу­дарств Южной Америки и Океании.

Китай, таким образом, играет видную роль в современном мире, опираясь прежде всего на свой экономический и людской потенциал. Он стал ведущей державой и пользуется заслуженным уважением.

Выводы

1. В 1992 г. рыночные реформы в Китае возобновились и проводились очень ин­тенсивно. Начались они с широкой либерализации цен, включая в себя налого­вую реформу, ослабление государственной монополии внешней торговли. В на­стоящее время идет модернизация государственного сектора.

2. Рыночные преобразования в КНР не остановила даже смерть «отца реформ» Дэн Сяопина в феврале 1997 г. Реформы продолжились под руководством энергичных руководителей Цзян Цзэмина и премьер-министра КНР с 1998 г. Чжу Жунцзы.

3. Экономические достижения Китая в 1990-е гг. XX в. вывели его в разряд ве­дущих держав мира. Очевидно, в XXIв. Китай станет государством, облада­ющим самым мощным экономическим потенциалом. Несмотря на объектив­ные проблемы, есть основания надеяться на их успешное разрешение.

4. КНР удалось преодолеть «комплекс изгоя» в международных делах и нала­дить нормальные отношения со всеми странами мира. К концу 1990-х гг. ус­пешно разрешились и проблемы колониальных анклавов на территории Ки­тая. Более того, растущая мощь Китая внушает определенное беспокойство в соседних странах, особенно в связи с неразрешенностью проблем Тайваня и споров вокруг островов в Южно-Китайском море.

ЛЕКЦИЯ 30

Япония в годы американской военной оккупации (1945-1952)

I. Япония к 1945 г.

Положение Японии к окончанию Второй мировой войнывыглядело ка­тастрофическим. Последствия войны были ужасными. Жертвы соста­вили 6,5 млн. человек убитыми, да еще 1,5 млн. числились без вести пропавшими.

Массированные бомбардировки в конце войны принесли страшные разрушения. В Токио, Иокогаме и других крупных городах было унич­тожено свыше половины всех строений, из 200 крупных населенных пунктов в развалинах лежали 80. Была уничтожена большая часть про­изводственного оборудования, и без того устаревшего еще до войны.

К этому добавились прочие негативные последствия поражения:Япо­ния лишилась всех своих колоний, а следовательно, источников сырья, рынков сбыта, большей части своих заграничных активов. Страна утра­тила Корею, которая вошла в состав Японии еще в 1910 г., Тайвань и Пескадорские острова, перешедшие к Японии после Японо-китай­ской войны 1894—1895 гг., Южный Сахалин и Курильские острова, при­надлежавшие Японии после Русско-японской войны 1904—1905 гг., а также острова Рюкю, оккупированные США.

Большая часть внутреннего рынка,связанная с военными заказамиправительства, была потеряна. Проблему массовой безработицы по­сле демобилизации армии и флота (10—15 млн. человек) усугубила массовая эмиграции японцев из Кореи, Тайваня и других азиатских стран (свыше 10 млн. человек), их надо было как-то обустроить на ис­торической родине.

Кроме того, на Японию было возложено бремя выплаты репара­ций,его должны были нести 500 крупных промышленных компаний.

Но самое главное — морально-психологические последствия.Пора­жение в войне, крушение тоталитарного режима, поддерживавшегося массой населения, которое воспринимало идеи кокутай как великую историческую миссию Японии, оккупация страны иностранными войсками и неясность судьбы императора, с чьим именем связыва­лась вся японская история. Люди полагали, что история Японии за­вершилась. Не случайно после Указа о капитуляции, подписанного императором 14 августа 1945 г., последовали массовые самоубийства среди фанатиков. Японцев охватила полная апатия, их энергия была парализована.

Долгие столетия межклановых войн выработали в Японии осо­бые традиции поведения проигравших: они полностью отдавали се­бя в распоряжение победителей, полностью подчинялись им. Так и в 1945 г. японцы были готовы выполнить любые распоряжения ок­купационных властей, не помышляя о каком-либо сопротивлении или даже неподчинении воле победителей.

В чем заключались цели США в отношении Японии?Главный во­прос, который волновал американцев: что нужно сделать, чтобы ни­когда впредь не допустить превращения Японии во врага?Для этого, прежде всего, нужно способствовать созданию в Японии такой эконо­мической системы, которая позволила бы развиваться, не прибегая к внешней агрессии.

Этой системой могла быть только рыночная экономика.Но для это­го требовалось разорвать традиционные для Японии связи между эко­номикой и государством. Необходимо было затронуть и социальную систему: дать шансы всем слоям, а не только самураям.

Нарушением традиций был и отказ государства от социальной опе­ки над гражданами,но иначе невозможно было стимулировать эконо­мическое развитие.

Требовалось изменить и характер политической системы,привить Японии навыки парламентской демократии.Это было непросто, учи­тывая полное отсутствие у японцев каких-либо демократических тра­диций в западном понимании. В Японии всегда исходили из того, что каждый должен заниматься своим делом, будь то ремесло, сельское хозяйство, война, управление. Участвовать в делах государства про­стому человеку — немыслимо.

Достаточно вспомнить, как трудно приживалась в Японии система политических партий и конституционные гарантии прав человека. В японской традиции всегда делался акцент на обязанности, а не на права личности: групповая солидарность была характерной чертой социальной жизни, а индивидуализм всегда осуждался.

Серьезной задачей считалось устранение воинственного духа, ис­коренение милитаризмав Японии. Пришлось проводить широкую чистку чиновников, действовавших во всех сферах общества. Ей подвер­глись 660 тыс. человек, из них около 200 тыс., тесно связанных с преж­ним режимом, были уволены. Главным образом, это были военные. Для преступников даже создали специальный международный воен­ный трибунал, который вынес в 1945 г. приговоры 28 лицам.

Вклад США в военный разгром Япониибыл настолько велик, что они особенно не церемонились с союзниками после окончания вой­ны. Воспротивившись советской оккупации острова Хоккайдо, на; что явно нацеливался Сталин, США пошли на создание двух орга­нов власти, которые формально были полномочны решать вопросы с Японией.

Первый — Союзный советпо делам Японии с участием США, СССР и Китая, а также представителей Великобритании и стран Со­дружества Тихоокеанского региона — находился в Токио.

Второй — Дальневосточная комиссия— размещался в Вашингто­не и состоял из 11 членов. Но фактическая власть принадлежала шта­бу оккупационных войск США в Японииво главе с генералом Д. Ма-картуром.

Оккупационная администрация США была создана сразу после 2 сентября 1945 г., официальной даты капитуляции Японии. По сути дела Д. Макартур и стал верховным правителем Японии. Его отлича­ли большие амбиции и авторитарные замашки, и на первых порах это играло позитивную роль.

В условиях начавшейся «холодной войны»работа союзных органов в Японии была парализована, и американцы получили полную сво­боду действий. Однако они все же были связаны обстоятельствами. В Японии нельзя было ввести прямое правление американских воен­ных: для этого в США даже не было достаточного количества людей, знавших японский язык. Управлять можно было, только опираясь на японскую администрацию, это диктовалось традициями. После про­веденной чистки госаппарата (от работы было отстранено, как отме­чалось выше, свыше 200 тыс. чиновников), американцы и создали та­кую систему.

Первоначальная инициатива исходила именно от генерала Д. Ма-картура, его штаб выпускал соответствующие директивы. А претворя­лись в жизнь они уже японскими чиновниками, которые всегда по­слушно исполняли все, что им спускалось сверху.

Таким образом, в Японии до 1952 г. действовала своеобразная сис­тема подстраховки деятельности японских чиновников со стороны американских военных властей. Во всяком случае, основные направ­ления преобразований были явно навязаны Японии американцами.

Наши рекомендации