Непосредственный подсчет голосов

Внимательно следите за подсчетом голосов и контролируйте строгое соблюдение нижеуказанной процедуры подсчета голосов избирателей, установленной ст. 68 Федерального закона № 67-ФЗ.

При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией или не содержащие специального знака (марки) в случае его использования. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.

В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в соответствующую строку протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов (списков кандидатов), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.

Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов). При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней заносится в соответствующую строку протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.

Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в соответствующую строку протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней.

Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в соответствующую строку протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.

После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11ж и 11з протокола. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 11ж и 11з протокола проставляется цифра "0".

После завершения подсчета, рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени, а также упакованные открепительные удостоверения, список избирателей, список участников референдума помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии, как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса.

Советы по поведению:

1. Корректность в обращении. Обращайтесь только к руководителям комиссии (председателю, заму, секретарю), желательно по имени-отчеству (запишите их для себя). Без особой необходимости не повышайте голос. Используйте вежливые выражения. Старайтесь говорить уверенно.

2. Компетентность. Следует учитывать, что другие члены комиссии, в том числе председатель и секретарь – это люди со своим характером, собственным мнением о себе и о том, как и что надо делать. Многие председатели – люди с немалым опытом работы в участковых комиссиях, и часто они пытаются «давить» своим авторитетом. Направляясь на участок, следует подготовиться теоретически, в первую очередь – иметь основания считать себя достаточно компетентным в вопросе наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов.

3. Требуйте только то, что положено по закону (данная памятка основана исключительно на законе). Без крайней необходимости не делайте скоропалительных заявлений. Но будьте настойчивы в своих законных требованиях.

4. Настойчивость. Когда Вы будете обращаться с законными требованиями о предъявлении документов комиссии, Вам будут говорить, что все в данный момент заняты, а Вы мешаете работать. В некоторых случаях, Вы должны проявить настойчивость (например, списки избирателей Вы должны просмотреть до начала голосования). Если дело терпит (например, с реестрами для голосования вне помещения), то можно проявить настойчивость чуть позже.

5. Не стесняйтесь, даже если на Вас «шикают» другие наблюдатели. Иногда приходится озвучивать свои замечания в момент, когда от Вас их совсем не ждут.

6. Решительность. Вы должны быть психологически готовы к тому, чтобы зафиксировать нарушение. Для этого требуется определенная решительность. Учтите, что на некоторые нарушения следует реагировать немедленно, иначе может оказаться поздно.

7. Общительность. Старайтесь осуществлять контроль за ходом голосования совместными действиями с членами УИК и наблюдателями направленными СР и кандидатами от СР. Попробуйте найти точки соприкосновения с другими наблюдателями. После первых же Ваших законных обращений вам станет ясно, кто из них пришел наблюдать, а кто «отбывать номер». По возможности договоритесь с ними о взаимодействии.

Составление жалоб:

Любые несоответствия в действиях членов УИК закону 67-ФЗ, 187-З, совершение незаконных действий на территории избирательного участка должны быть зафиксированы путем подачи жалобы наблюдателем или членом комиссии на имя Председателя УИКа и путем совершения телефонного звонка ответственному лицу политической партии или кандидата.

Жалоба составляется в двух экземплярах. Один экземпляр подается Председателю УИК, зам. Председателю, секретарю УИКа. На втором экземпляре Председатель УИК, зам. Председателя, секретарь УИКа ставит отметку «Получено», собственноручную подпись, должность, полностью указывает Ф.И.О., ставит дату и время получения жалобы и скрепляет печатью УИКа. Очень важно указание всех перечисленных реквизитов.

Необходимо фиксировать все нарушения, допущенные членами УИК и/или произошедшие на избирательном участке, даже если они кажутся Вам незначительными.

В обязательном (без исключений) порядке подавайте жалобы (и фиксируйте на фото – видеосъемку):

1. Если Вам не предоставили доступ на избирательный участок до его открытия (до 08:00).

2. Если избирательные урны до момента открытия избирательного участка и проголосовавших граждан содержат в себе посторонние предметы похожие на бюллетени.

3. Если избирательные урны (в том числе для голосования вне помещения) не опломбированы или опломбированы не надлежащим образом.

4. Если на территории УИК присутствует агитационная продукция политической партии и/или кандидата (в том числе скрытая: настенные часы, календари, ручки, блокноты и т.д.).

5. Если на информационных стендах отсутствует информация о СР и/или кандидате от СР.

6. Если в избирательном бюллетене зачеркнута (или иным образом искажена) информация о СР и/или кандидате от СР.

7. Если Председатель УИК, зам. Председателя, секретарь УИК отказывает Вам в праве занять удобное, не создающее препятствий для работы комиссии место для наблюдения.

8. Если Председатель УИК, зам. Председателя, секретарь УИК отказывает Вам в праве ознакомится с документами УИК.

9. Если Вам отказывают в праве присутствовать на голосовании вне помещения.

10. Если Вас не допускают для наблюдения за подсчетом голосов избирателей.

11. Если членами УИК нарушена процедура (очередность) подсчета голосов после закрытия избирательного участка.

12. Если Вы стали свидетелем, что члены УИК, посторонние лица агитируют граждан голосовать за какую-либо политическую партии и/или кандидата.

13. Если Вы стали свидетелем подкупа избирателей в помещении УИК, вблизи от помещения УИК.

14. Если Председатель УИК, зам. Председателя, секретарь УИК отказывается выдать Вам надлежащим образом заверенные копии протоколов УИК.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Наши рекомендации