Политическое и правовое учение И. Канта
Первым, кто приступил в Германии к систематическому обоснованию либерализма — идейной платформы класса буржуа — был профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант(1724—1804 гг.). Политико-юридические взгляды Канта содержатся преимущественно в трудах: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».
Краеугольный принцип социальных воззрений Канта навеян идеями Просвещения: каждый человек обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких-либо планов, даже благороднейших планов, направленных на общее благо. Человек — субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию внешних обстоятельств. Кант назвал его «категорическим императивом». Он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства», или иными словами: «Поступай так, чтобы ты сам относился к человечеству и любому другому человеку как к цели и никогда как к средству».
Соблюдение требований «категорического императива» возможно тогда, когда индивиды в состоянии свободно следовать голосу «практического разума». «Практический разум» охватывал и сферу пpaвa. Рaзyм, пo Канту, есть способность (воля) создавать принципы и правила морального поведения. В практическо-политическом плане концепция Канта могла быть употреблена как для отмежевания от крайностей индивидуализма, так и для осуждения тенденции полного поглощения индивида обществом. Автономия воли одинаково ограждает личность как от собственного произвола, так и от тотального господства над нею общественного целого. Суть проблемы заключается в том, что далеко не всякий использует индивидуальную свободу только для реализации «категорического императива», сплошь и рядом она перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом.
Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Если право не снабдить принудительной силой, оно не сможет выполнять уготованную ему в обществе роль. Сообщить праву это свойство способно лишь государство — исконный носитель принуждения.
Необходимость государства Кант связывает не с практическими потребностями членов общества, а с категориями, всецело принадлежащими рассудочному, умопостижимому миру. Под благом государства Кант понимает состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права. Тезис о том, что благо и назначение государства — в совершенном праве, дал основание считать Канта одним из главных создателей концепции «правового государства».
В вопросе о происхождении государства Кант близок к Руссо.
Переход людей от жизни в естественном состоянии к жизни в гражданском обществе произошел посредством договора. Кантовское толкование природы этого договора тесно связано с идеями об автономии воли, об индивидах как моральных субъектах и т.д. Общественный договор заключают между собой люди с хорошо развитой моралью. Поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними, как с существами, которые не ведают морального закона и не могут сами выбрать правильную линию поведения.
ü Что касается права, Кант различает в нем три категории: естественное право, которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы, положительное право, источник которого — воля законодателя, и, наконец, справедливость— притязание, не предусмотренное законом.
Центральным институтом публичного праваявляется прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции. Например, Кант предлагает разделить всех граждан
на активных и пассивных (лишенных избирательного права). К последним он относит всех, кто вынужден сам добывать себе средства существования, т.е. низы общества.
- Почерпнутую у Монтескье идею о разделении властей, Кант не трактует как идею равновесия властей. По Канту, всякое государство имеет три власти: законодательную(принадлежащую суверенной «коллективной воле народа»), исполнительную, (сосредоточенную у правителя, и подчиненную законодательной), судебную(назначаемую исполнительной властью). Субординация и согласие трех ветвей власти обеспечивают благоденствие государства.
Кант не придавал большого значения классификации государственных форм, различая автократию(или абсолютизм), аристократиюи демократию.
По методам государственного управления он различал республиканскуюи деспотическуюформы. При этом Кант не считал республику синонимом демократии, а абсолютизм— синонимом деспотии.
Наиболее приемлемым и реально достижимым строем Кант считал конституционную монархию.
Что касается политической практики, Кант был очень осторожен, и не стремился наделить народ правом активного сопротивления власти. «Существующей законодательной власти следует повиноваться, каково бы ни было ее происхождение». Кант, разумеется, понимал, что по мере исторического развития возникает необходимость изменять политико-юридические институты. Но производить такие изменения надо исключительно путем неторопливых плавных реформ сверху, а не методами открытой вооруженной борьбы. Кант по праву может быть охарактеризован как один из самых ранних идеологов социального реформизма.