Политическая мысль древнего мира
Историю политических учений в литературе традиционно подразделяют на четыре этапа: 1) политические учения Древнего мира; 2) политические учения Средневековья и эпохи Возрождения; 3) политические учения Нового времени; 4) политическая мысль ХХ в.
История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам выдающиеся памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зароастризм). Уже древние философы имели определенные взгляды на политическое устройство общества. Каждый автор в таких случаях, как правило, обосновывал свой политический идеал, критиковал оппонентов.
Так, Конфуций (551–479 до н.э., Китай) развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей.
Конфуций высоко ценил благо гражданского мира, отвергал бунты и борьбу за власть, был сторонником ненасильственных методов правления, призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Для Конфуция и его последователей характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существующим порядкам. Вместе с тем присущее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели выгодно отличает его учение и от типичной для политической истории Китая практики деспотического правления, и от теоретических концепций, оправдывающих деспотическое насилие и отвергавших моральные сдержки в политике.
Учение Конфуция об искусстве управления обществом – богатейшая традиция. Свое право на управление чиновники должны доказать высокой моралью, знаниями, заботой о подданных, их достатке и воспитании. Современные страны, в которых сохраняются и развиваются конфуцианские традиции, добиваются поразительных успехов.
Современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой было положено в эпоху античности, давшей нам два имени, с которыми связаны вершины политико-философского осмысления социальной реальности того времени – Платон и Аристотель.
Платон (427–347 до н.э.) – великий древнегреческий философ, автор таких выдающихся произведений, посвященных политической проблематике, как «Государство», «Политик», «Законы».
Политические взгляды Платона и Аристотеля формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей, нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан, защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а место и роль государства необычайно возвеличивались. Оно выступало как «творение природы», как реализация естественной потребности человека – существа общественного, «политического животного» – в общении и совместной деятельности, как высшая форма такого общения, а задача политического знания виделась в нахождении оптимального государственного устройства. Не случайно глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет особенно важный вклад Платона (и Аристотеля) в развитие политической мысли. Он также выдвинул идею поисков наилучшего государственного устройства на путях создания смешанной формы правления, сочетающей преимущества разных форм государства.
Для Платона идеальной формой государства выступала аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Поскольку государство, политика должны базироваться прежде всего на началах разума, постольку во главе государства должны стоять избранные философы, обладающие подлинными знаниями и чувством заботы об общем благе и справедливости. Наиболее близким реальным примером такой формы правления была тогда аристократическая Спарта.
Вместе с тем Платон говорил о неправильных, извращенных государственных формах, среди которых выделяются тимократия – государство заслуженных воинов, составляющих второе после философов сословие в обществе; олигархия, где господствуют немногие богатые; демократия – власть бедных, народа, земледельцев и ремесленников как третьего по рангу сословия.
Платон решительно выступал против демократии как власти многих (большинства), которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, особенно в политике, ибо она связана с неуважением знания и заслуг, с уравнительностью, некомпетентностью, непредсказуемостью. Порождаемая ею тирания – наихудшая из форм государства. По его мнению, разгул свободы и демократии неизбежно ведет к рабству и тирании большинства. В то время демократия воплощалась в устройстве Афин. Однако в своем позднейшем произведении «Законы» Платон признал идеальной такую форму государства, которая сочетает в себе признаки монархии и демократии.
Равным по масштабу Платону в истории политической мысли явился его ученик, последователь и оппонент Аристотель (384–322 до н.э). Главное политическое произведение Аристотеля – «Политика». Во многом следуя своему учителю, он тем не менее создал собственное политическое учение.
Аристотель анализировал и совершенствовал понятия, которыми должна оперировать политическая мысль. Он выступает против идеи Платона упразднить частную собственность, так как это, по его убеждению, будет насиловать человеческую природу. Основная задача государства, по Аристотелю, – воспитание граждан в нравственной добродетели.
Аристотель проанализировал известные ему 158 видов государственного устройства и на таком солидном фактическом материале разработал типологию форм государственного устройства. В основе его классификации этих форм лежат, с одной стороны, количественный критерий, то есть количество лиц, осуществляющих правление в государстве, а с другой – качественный критерий, то есть цели государственного управления. В итоге формы государства подразделялись им на три «правильные» и три «неправильные». «Правильные» – это монархия (правление одного), аристократия (правление немногих) и полития (правление многих), при которых власть преследует цель достижения общего блага. «Неправильные» формы – это тирания, олигархия и демократия, когда у власти находятся те, кто правит в интересах личной выгоды. Олигархия (власть богатых) и демократия (власть бедных) рассматривались в этой связи как основные формы правления, различное сочетание которых создает другие формы правления.
Симпатии Аристотеля на стороне политии, ибо она как смешанная форма («золотая середина») сочетает в себе преимущества других форм: добродетели от аристократии, богатства от олигархии, свободы от демократии. Власть в политии принадлежит воинам. Примерами ее тогда могли служить Спарта и Крит. Причину смены различных государственных форм Аристотель видел в одностороннем преувеличении места и роли тех или иных черт и принципов, лежащих в основе различных государственных форм, и в связанном с этим нарушением принципа справедливости.
Политические идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских ученых и государственных деятелей. Греческая философия, культура, наука оказали большое влияние на римское общество. Однако следует иметь в виду, что если в политико-правовой мысли древних греков преобладал социально-политический аспект, то у римлян – правовой. У греков проблемами государства и права занимались философы, у римлян – юристы, которые имели в этой области несомненные заслуги.
В римском правоведении значительно большее развитие, чем в греческом, получила общая теория права и государственное право (понятия власти, должностных лиц и их полномочий, гражданства). Создание гражданского права – это заслуга римских юристов, разработавших непревзойденные по точности нормы правовых отношений товаропроизводителей (покупатель и продавец, кредитор, должник, договор, обязательство, собственность, правоспособность и т.д.).
Римские юристы более детально и глубоко, нежели греческие философы, разработали вопрос о рабстве, создали концепцию цезаризма как мирового господства Римского государства, во главе которого стоит император (цезарь) с неограниченной и обожествляемой властью.
История политических и правовых учений Древнего Рима связана прежде всего с именами Кара, Цицерона и представителей школы римских юристов Ульпиана, Модестина и других.
Тит Лукреций Кар (99–55 до н.э.) воспринял и развил общефилософские воззрения Демокрита и Эпикура: представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до создания упорядоченной политической жизни государства и законов; мысль Эпикура о договорном характере государства и права.
Крупнейшей фигурой был, несомненно, Марк Туллий Цицерон (106–43 до н.э.), знаменитый оратор, государственный деятель и мыслитель Древнего Рима. Он известен своими положениями о правовом характере государства, о справедливости и истинном законе, о естественном праве. Следуя за Платоном и Аристотелем, он видел в государстве «дело народное», выражение и защиту общего интереса, общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Как и Аристотель, он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой, фундаментом общества свободных граждан выступает право, закон. Различая по числу правящих три основные формы правления: власть царя, власть аристократии и власть народа, Цицерон также исходил из того, что наиболее разумна и целесообразна смешанная форма, которая равномерно сочетает в себе привлекательные качества каждой из них – благоволение, мудрость, свободу. Только такое сочетание способно обеспечить прочность государства и правовое равенство граждан.
Итак, уже в древности в рамках всеохватывающего философского знания сложились и развивались политические теории, в центре внимания которых находились вопросы сущности, происхождения, цели, основных форм и путей развития государства, его воздействия на граждан и др.
При этом главное место занимал поиск основ наилучшего порядка и правления, обоснование идеи необходимости привлечения к управлению именно тех людей, кто действительно умеет управлять.
Отсюда – признание в целом аристократии, монархии и отказ от демократии и охлократии, выбор смешанных умеренных форм правления, отрицание деспотизма и тирании.
Политические взгляды того времени носили чаще всего достаточно общий характер, не опирались на эмпирический материал, хотя нередко разрабатывались в тесной связи с наблюдением за политическим развитием реальной жизни в городах-полисах.
Уже тогда были выделены такие важнейшие для политического знания понятия, как «политика», «власть», «государство», «закон», «право», «республика», «демократия», «монархия, «аристократия», «олигархия», «тирания», «деспотия», «свобода» и многие другие.
Политические идеи древности оказали очень большое влияние на последующее развитие политической мысли.