Покушение Д. В. Каракозова и реформаторский процесс.
Еще современники отмечали, что мощный поток реформ, точнее законодательных актов, провозглашающих преобразования и излагающих их основания, в середине 60-х годов замер. Обычно они, а вслед за ними и историки это связывали и связывают с важнейшим событием — покушением на Александра II — и с именем человека, пришедшего на высший государственный пост, — шефа жандармов П. А. Шувалова. В этом есть известная доля истины, но только ее часть.
Можно с большим основанием предполагать, что сложный и многотрудный реформаторский процесс, длившийся целое десятилетие, должен был замедлиться в любом случае. К середине 60-х годов был принят целый ряд законов, претворение которых на практике требовало значительных усилий. Первоочередные преобразования — отмена крепостного права, перестройка судебных учреждений и судопроизводства, создание на местах учреждений самоуправления, новые цензурные правила и учреждения — были не только провозглашены, но уже и начали осуществляться. Однако события апреля 1866 г. подтолкнули объективный процесс спада, смены интенсивного законотворчества занятиями текущей политикой.
Покушение Д. В. Каракозова на царя среди бела дня, да еще и на «царя-освободителя» было для России, знавшей лишь дворцовые интриги и верхушечные перевороты, явлением необычайным. До сих пор политикой занимались очень немногие, причастные к власти лица. На этот раз российское общество заявило о своем включении в политический процесс. В связи с покушением страна была взбудоражена, радовалась «чудесному спасению» и сокрушалась, что в условиях новой, некрепостнической России оказался возможным столь вызывающий террористический акт. Разумеется, покушение на монарха, со времен Уложения Алексея Михайловича рассматривавшееся как самое тяжкое преступление, не могло не вызвать ответной реакции правительства. Немедленно были учреждены Верховная следственная комиссия, возглавить которую призвали человека с репутацией самого бескомпромиссного и жесткого деятеля, М. Н. Муравьева, и одновременно —для
выяснения причин покушения и предупреждения таких актов в дальнейшем —другая Комиссия, из министров, под председательством первого чиновника администрации кн. П. П. Гагарина.1 Еще до того как стало что-либо известно, а Следственная комиссия опубликовала первые результаты своего расследования, российская публика пыталась чисто умозрительно дать ответ относительно причин покушения и личности покушавшегося. Первое, что приходило в голову, что это либо непримиримый польский националист, либо бывший душевладелец, возмущенный отнятием у него собственности, хотя и «крещеной». Ясно, что создание таких комиссий провоцировало некоторую политическую паузу до окончания их деятельности. Тому же способствовали и перестановки в правительственных кругах. Как только выяснилось, что покушавшийся — бывший студент Казанского, а затем Московского университета, в отставку был отправлен министр народного просвещения А. В. Головнин, ближайший сотрудник вел. кн. Константина Николаевича. Естественно, его должен был сменить деятель, который бы сумел «обуздать» студенческое своеволие. Им оказался гр. Д. А. Толстой, представитель уходящего времени. Петербургский генерал-губернатор А. А. Суворов и шеф жандармов В. А. Долгоруков должны были уйти как непредотвратившие покушения. А это были люди умеренные, нейтральные, не склонные к жестокости. Вместо разменявшего седьмой десяток Долгорукова во главе политической полиции был поставлен человек молодой, не достигший еще и сорока, граф П. А. Шувалов. Почти на десятилетие он оказался заметной государственной фигурой.
Петр Андреевич Шувалов — человек, принадлежавший к известной аристократической фамилии, обладатель графского титула, имел все, чтобы сделать большую государственную карьеру, ибо именно из такой среды и рекрутировалась в первой половине XIX в., а отчасти и во время Александра II правительственная верхушка. Он окончил Пажеский корпус, после чего избрал военную стезю — столичный конногвардейский полк, привилегированный, постоянно бывавший при дворе. Его отец был обер-гофмар-шалом высочайшего двора. В 1856 г. Александр II произвел Шувалова во флигель-адъютанты. Во второй половине 50-х годов Шувалов, как человек способный и энергичный, был поставлен во главе петербургской исполнительной полиции, чтобы поднять ее репутацию. К креслу главы тайной полиции, о котором он не мечтал, он шел последовательно, готовясь скорее к посту министра внутренних дел. В 1861 г. он на короткое время стал товарищем шефа жандармов, но после сентябрьских студенческих беспорядков покинул должность, оставаясь в свите и выполняя всякого рода поручения. Последняя его должность (1864—1865 гг.) — прибал-
1 Ее деятельность тщательно и непредвзято исследована И. В. Оржеховским в ст.: Комитет «общественного спасения» 1866 г. // Общественно-политическая мысль и классовая борьба в России в XVIII—XIX вв. Горький, 1973. С. 53—68.
тийский генерал-губернатор. Итак, в критическую минуту российской истории на самый ключевой в тот момент пост пришел деятель, выражавший точку зрения аристократической верхушки. Нужно сказать, что специфичность момента, его возможности и риск были осознаны многими.2
Либералы, связавшие свои усилия и имена с преобразованиями предшествующего десятилетия, понимали возможность того, что террористический акт будет истолкован императором или подан ему его окружением как доказательство ошибочности избранного курса на либеральные преобразования. Записка К. Д. Кавелина, поданная через военного министра Д. А. Милютина Александру II, должна была убедить императора, что избранный им путь единственно верный и что нельзя менять курс реформ под давлением своекорыстной дворянской оппозиции. Предлагая свою программу борьбы с нигилизмом в сфере духовной и ученой, Кавелин заключал: «Необходимо избегать всякой действительной уступки этой оппозиции, следуя неуклонно избранному Вашим императорским величеством пути благодетельных преобразований и одинакового беспристрастия ко всем сословиям русского народа».3 К. Д. Кавелин был прекрасно осведомлен о том, что расчеты дворянства на поворот в политике в этот момент оживились, и оказалось, что Шувалов стал лидером и защитником его интересов в политике. Речь шла не о дворянстве вообще, а о верхушке российского дворянства, получившей среди современников номинацию «аристократическая партия», «партия русского лордства», «пэры», «олигархи». Это была группа титулованного, богатого и влиятельного дворянства, уже давно стоявшего у самого престола и наиболее близко соприкасавшегося с императором, который, однако, дистанцировался от этой группы в связи с позицией, занятой ею во время крестьянской реформы. Российская дворянская верхушка наиболее реально претендовала на независимость, политические права и участие в управлении.
При самовластии Николая I, который осаживал даже собственных сыновей и никого не допускал к кормилу власти, претензии олигархов не проявлялись, но когда воцарился Александр II, в числе других проблем всплыла и эта. Ранее других ее ощутил Б. Н. Чичерин, считавший, что олигархическая верхушка много опаснее, чем единовластный монарх, что ее политика будет социально эгоистичной, а не общегосударственной. Результатом его опасений стала статья, первоначально возникшая как рукописная записка «Об аристократии, в особенности русской»,4 в которой он доказывал, что российская аристократия не имеет права претендовать на особую роль в государстве. Продиктована статья была слухами о том, что новый монарх симпатизирует олигархическим идеям.5
2 Подробнее см.: Чернуха В. Г. Борьба в верхах по вопросам внутренней политики царизма (середина 70-х годов XIX в.) // ИЗ. М., 1988. Т. 116. С. 161 — 186.
3 ИА. 1950. Т. 5. С. 341.
4 Голоса из России. Лондон, 1857. Кн. 3. С. 1 —113.
5 Чичерин Б. Н. Москва сороковых годов. М., 1991. С. 114.
Недовольное поместное дворянство, воспринявшее «эмансипацию» как грубое нарушение прав собственности, однако, в условиях преобладания в общественном мнении освободительных симпатий и настроений не имевшее возможности прямо защищать свои «крепостнические» взгляды, отошло после 1861 г. в сторону, разъехалось по поместьям и за границу. Но к середине 60-х годов эта часть дворянства понемногу пришла в себя, смогла учредить газету «Весть», на которую давали деньги Н. А. Безобразов и В. П. Орлов-Давыдов, и осознала необходимость консолидации. По свидетельству человека осведомленного, аристократа, но тем не менее не принадлежавшего к этой группе, кн. А. И. Васильчи-кова, уже в апреле 1866 г. шли разговоры о создании аристократической партии. Подавляющее большинство ее сторонников в качестве образца видело Англию, где аристократия диктовала законы в высшей законодательной палате английского парламента, а в провинции занимала многие влиятельные должности. Идея создания аристократической партии вылилась в форму весьма своеобразную. В 1866 г. значительная группа помещиков-аристократов, обвинявшая правительство в неоказании поместному дворянству в новых условиях финансовой помощи (кредита), создала своеобразное ипотечное учреждение — Общество взаимного поземельного кредита. Его назначение было гораздо шире: имелось в виду, что вокруг него сложится партия российских тори.6
Эта партия не имела серьезных идеологов, ее позиция сводилась преимущественно к недовольству переменами. Вот ее-то человеком в правительстве и оказался Шувалов. Существуют разные мнения относительно его воздействия на политику: одни утверждают, что именно он свел ее на путь реакции, другие — что он не смог серьезно прервать прежний курс. Верным представляется скорее второй вариант. Приход Шувалова в III отделение, в 1866 г. получившее особое место в управлении, перемены в составе правительственных деятелей ослабили то крыло министров, в котором лидером был вел. кн. Константин Николаевич. Он сам оценивал 1866—1874 годы как «восемь лет шуваловского полновластия»,7 как время усиления в Комитете министров и в Государственном совете позиции оппонентов принципу бессословности, дистанцирования от поместного дворянства, предоставления его на волю судьбы и частной инициативы, к примеру, в деле поземельного кредита. Раскол в правительственном лагере обозначился явственнее. Как писал в декабре 1873 г. Д. А. Милютин, «уже теперь в Комитете министров большинство членов действует всегда заодно с гр. Шуваловым, как оркестр по знаку капельмейстера».8 На деле расстановка сил в правительстве примерно сба-лансировалась, в нем оказалось два центра: вел. кн. Константина Николаевича и Шувалова, непременно отвергавших предложения
6 Чернуха В. Г. Создание Общества взаимного поземельного кредита // Монополии и экономическая политика царизма в конце XIX—начале XX в.: Сб. статей. Л., 1987. С. 182—200.
7 ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Д. 108. Л. 64.
8 Милютин Д. А. Дневник. М., 1947. Т. I. С. 119.
противной стороны. Конечно, это мешало реформаторской деятельности, силы сторон растрачивались в этой бесплодной внутри-правительственной борьбе.
Шувалов пришел в состав российского кабинета без программы, предложить которую, особенно на первых порах, был вряд ли способен, но с набором представлений, свойственных людям его круга. Поданная им сразу после назначения императору всеподданнейшая записка, имевшая видимость программной, отразила в действительности ее отсутствие. Там было несколько общих фраз и самых общих идей, созвучных моменту. Он говорил о необходимости консолидации охранительных сил для противостояния нигилизму. Охранительные силы, по его мнению, олицетворялись в основном дворянством, которое нужно было «поддержать», впрочем, как и «власть». Из конкретных предложений новый шеф жандармов высказал заветную мысль помещиков — упразднить Главный комитет об устройстве сельского состояния, с чьей деятельностью поместное дворянство связывало не устраивавшую их политику в аграрном вопросе. Это были самые общие положения, которые не мог не разделять император (особенно, разумеется, об укреплении власти, о чем он не уставал повторять).
1866—1874 годы в эпохе «великих реформ» — очень своеобразный период. В это время Шувалов стал неформальным первым министром, возможности которого были, однако, ограничены как волей монарха, так и неоднородностью состава министров, часть которых тяготела к либеральному варианту преобразований и шла за вел. кн. Константином Николаевичем, этот вариант отстаивавшим. Только в начале 1870-х годов у шефа жандармов сложился довольно отчетливый план преобразований, долженствовавший сохранить крупное поместное дворянство в качестве «политического» сословия России, чье влияние в уезде и губернии, а также и в общегосударственной политике станет определяющим. Крупные землевладельцы должны были безвыборно занять места в земских учреждениях, функции которых в этом случае расширялись, стать мировыми судьями, войти во все (или самые важные) местные учреждения, одновременно получив и места в высшем законосовещательном институте — Государственном совете в качестве представителей дворянских интересов. Шувалов ставил своей задачей упразднение общины или по крайней мере создание условий для выхода из нее зажиточным крестьянам, которые бы смогли взять на себя в крупных размерах арендование помещичьей земли. Он был сторонником всесословной волости во главе с помещиком. Многое рассматривалось шефом жандармов под углом зрения интересов дворянской верхушки, но эти интересы увязывались им вполне искренне с интересами монархии и возможностью предотвращения революции, которой будут противостоять организованное как политическая сила дворянство и новый класс фермеров.
Влиятельный внешне Шувалов, ведший за собою группу министров, охотно принявших роль ведомых, был совершенно неспособен взять на себя рутинную работу составления программы. Выдвижение и продвижение его программы стало осуществляться только тогда, когда он взял в помощники назначенного в 1872 г.
министром государственных имуществ П. А. Валуева. Немедленно учрежденная ими—с благословения монарха, разумеется,— по виду безобидная сельскохозяйственная комиссия (1872— 1874 гг.) должна была обеспечить принятие правительственными кругами и осуществление этой программы, составной частью которой было привлечение цензовых элементов к обсуждению в рамках Государственного совета вопросов внутренней политики.
Планам Шувалова не суждено было сбыться: император отверг его олигархические поползновения и в реформах, которые с задержками и перерывами все же проводились, поддержал принципы, провозглашенные либеральной программой на заре его царствования.
В это («шуваловское») восьмилетие было утверждено Городо-вое положение 1870 г., повсеместно создавшее в России всесословные органы городского общественного управления с широкими задачами благоустройства городов и развития их экономики, социального призрения, народного здравия и т. д. Земские учреждения, ранее созданные, оказались тем самым дополнены аналогичным городским самоуправлением. Как и в земских учреждениях, деятельность городских собраний и думы была поставлена под «надзор» местной администрации, получившей право судить о «законности» акций городских выборных депутатов.9
1 января 1874 г. завершился последний этап военной реформы провозглашением всесословной воинской повинности. «Защита престола в отечестве есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности», — говорилось в ст. 1 «Устава о воинской повинности».10 Утверждение этого Устава и принятие манифеста о всеобщей воинской повинности, подготовленного военным министром Д. А. Милютиным, сопровождалось борьбой в министерской среде и было делом далеко не легким. Сторонники сохранения дворянских прав и привилегий пытались сохранить за дворянством особое место в армии. Была сделана (шефом жандармов вкупе с фельдмаршалом А. И. Барятинским) попытка осуществить консервативный прусский вариант реформы, при котором была бы уменьшена роль военного министра, а «хозяином» армии являлся — как в феодальную эпоху — монарх.11 Однако в Александре II в этом случае верх взял разумный государственный деятель, пытавшийся приблизить русскую армию к наиболее передовым европейским.
Утверждение Александром II милютинского варианта реформы уже должно было показать Шувалову, что влияние его ограниченно, как и реформаторские возможности. Вскоре после попытки провести через Комитет министров идею политической реформы он был довольно бесцеремонно отставлен как раз в то время, когда
этим правительственным лидером была осознана необходимость дальнейших преобразований. Либеральной частью российского общества отставка шефа жандармов, отправленного послом в Лондон, была воспринята с удовлетворением и надеждой на возвращение правительства на путь реформ. Либералы сделали многое, чтобы дискредитировать «аристократическую партию», во всяком случае книга Р. А. Фадеева «Русское общество в настоящем и будущем. Чем нам быть?», считавшаяся ее программой, подверглась резкой критике, как тянущая Россию назад в крепостническое прошлое.12 Естественно было ожидать, что после некоторой заминки, нужной для перегруппировки правительственных сил, оценки положения, прежде всего экономического и социального, последует выдвижение новой программы продолжения реформ. Создание В. П. Безобразовым, крупным экономистом и одновременно влиятельным чиновником, нового издательского предприятия — выпуска ежегодника «Сборник государственных знаний» — как будто говорит о том, что либералы начали готовить российское общество к новому этапу реформ.13 В правительстве, лишившемся своего лидера, наступила неизбежная апатия, непозволительная в тот момент: симптомом опасности явилось массовое «хождение в народ» молодежи, надеявшейся поднять крестьянство на активные действия. Реакцией правительства на это движение и новую угрозу явилась записка министра юстиции гр. К. И. Палена о социалистической пропаганде, рассматривавшаяся в 1875 г. в Комитете министров.14 Это была попытка отдать себе отчет в настроении общества. Ясно было, что по крайней мере в деревне надо принимать меры по смягчению там экономического и социального напряжения, делающего крестьян потенциальной благодатной почвой для антиправительственной пропаганды.
Однако несомненно надвигавшаяся необходимость ответа на вопрос о следующем этапе правительственной политики была отодвинута событиями внешнеполитическими. Уже с 1875 г. на Балканах стало нарастать восстание славянских народов против Османской империи.
Разумеется, вступление России в войну с Турцией было вызвано прежде всего причинами внешнеполитическими (и в этом смысле российское правительство отошло от поставленного им в 1856 г. ориентира на приоритет внутренних проблем): давней конфронтацией, стремлением упрочить свое положение на Балканах и Черном море, поддержать статус великой державы в условиях неподчинения Турции российскому ультиматуму. Однако когда рассматриваешь тогдашние обстоятельства внутреннего состояния России, складывается впечатление, что императору, не определившему для себя отношение к новому, необходимому витку дальнейших преобразований и не готовому к переходу к представительному
9 Нардова В. А. Городское самоуправление в России в 60-х—начале 90-х годов XIX в.: Правительственная политика. Л., 1984. С. 45—50.
10 ПСЗП. Т. 49. № 52983.
11 Зайончковский П. А. Военные реформы 1860—1870-х годов в России. М., 1952.
12 Подробнее см.: Чернуха В. Г. Борьба в правительственных верхах...
13 В. П. Безобразов и «Сборник государственных знаний» / Публ. В. Е. Кельнера. // Книжное дело в России во второй половине XIX—начале XX века: Сб. научных трудов. Л., 1986. Вып. 2. С. 150—174.
14 Записка Палена опубликована: Былое. 1907. № 9 (21). С. 268—276.
правлению, такое отвлечение российского общества на внешнеполитические проблемы и единение с общественным мнением на этой почве было просто необходимо.
К середине 70-х годов власти вынуждены были вернуться к аграрному вопросу. Многие проблемы, ранее решавшиеся душевла-дельцами-помещиками, легли на правительство, например оказание крестьянам помощи в неурожайные годы. Череда локальных неурожаев, потребовавших забот правительства и общества в деле обеспечения крестьян хлебом, неоднократное рассмотрение в Комитете министров вопроса о предоставлении голодающим крестьянам возможности заработка на строительстве железных дорог, рост недоимок в податях и платежах, выявление фактов неплатежеспособности крестьян, вынуждающей правительство списывать недоимки и даже говорить о неизбежности отдельных случаев переселения крестьян на свободные земли — все это стало повседневностью. Добавим ухудшившееся финансовое положение, симптомом чего стал крах Московского ссудного коммерческого банка, что министр финансов М. X. Рейтерн относил к начавшемуся общеевропейскому экономическому кризису. Тревожный разговор с государственным контролером А. А. Абазой в январе 1876 г. о финансовом положении России заставил министра государственных имуществ П. А. Валуева представить императору пространную записку о мерах стабилизации падающего курса рубля. Рейтерн, которому Александр II передал эту записку, представил и свои соображения, рассматривавшиеся 26 января 1876 г. в Комитете финансов, собравшемся у его председателя, вел. кн. Константина Николаевича.15 Помещики жаловались на плохой ход хозяйственных дел и обнищание крестьян, в Министерстве юстиции готовились процессы по обвинению молодежи в распространении антиправительственной пропаганды. Даже министр внутренних дел А. В. Тимашев, не причастный к конституционным идеям, «ввиду хода дел» считал необходимым «иметь наготове проект в конституционном духе».16
Словом, Александр II через 20 лет после воцарения оказался в том же положении, что и в самом начале правления. Исчерпав свой либеральный потенциал уже проведенными реформами, как выяснилось, оказавшимися недостаточными, отвергнув «аристократический» вариант политики, предложенный Шуваловым, он был поставлен перед выбором, к которому был явно не готов. И морально, очевидно, война для него была некоей спасительной соломинкой. Он долго сопротивлялся втягиванию России в войну, надеясь обойтись дипломатическими действиями, но затем все же склонился к вооруженному вмешательству в конфликт Турции со славянским населением Балканского полуострова. Расхождения во взглядах с наследником престола по данному поводу были всего
лишь проявлением их принципиальных разногласий. Построенные П0 западным эталонам реформы отца претили цесаревичу, как, впрочем, и предложения шефа жандармов о проведении последовательно сословной продворянской политики, ориентированной не на старорусский, а на английский образец. В дальнейшем эти противоречия начинали — по мере старения императора — становиться все более важными.
Примерно три года (1876—1878) сам император и его семья, мужская часть которой почти целиком участвовала в русско-турецкой войне, а также правительство оказались отвлечены событиями на Балканском полуострове. Даже российское общество, поначалу очень сильно занявшееся судьбой сербов и болгар, устав от неожиданно затянувшейся войны, ранее правительства вернулось к внутренним вопросам.
15 Записка П. А. Валуева: РГИА. Ф. 908. Оп. 1. Д. 161; Куломзин А. И. и Рейтерн-Нолькен В. Г. М. X. Рейтерн: Биографический очерк. СПб., 1910. С. 140. Рейтерн писал в феврале 1877 г.: «Кризис банковый переходит на все отрасли промышленности и торговли».
16 Валуев П. А. Дневник министра внутренних дел. М., 1961. Т. 2. С. 392.