Правопорядок: понятие и признаки, соотношение с законностью.
Главная функция социальных норм – регулировать, организовывать совместную деятельность людей, упорядочивать различного рода социальные взаимодействия. Во всех сферах частной и общественной жизни мы наблюдаем правила-модели, устанавливающие что можно, нужно и нельзя делать в определенных ситуациях. Общественный порядок – это фактическая упорядоченность общественных отношений, основанная на действии всех социальных норм – моральных, религиозных, корпоративных, обычных, правовых. В результате общественного порядка обеспечивается согласованность, урегулированность, стабильность социальных взаимодействий.
Правопорядок есть составная часть общественного порядка, которая связана с правовым регулированием социальных взаимодействий. Правопорядок – фактическая упорядоченность общественных отношений, основанная на действии правовых норм. Таким образом, правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое.
Правопорядок– состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.
Правопорядок складывается только в результате правомерного поведениялюдей.
Правопорядок обеспечивается мерами государственной защиты (профилактика, пресечение, принуждение, т. е. санкции). Гарантом стабильности и реальности правового порядка выступает государство с реальным аппаратом принуждения к соблюдению требований права.
Правопорядок является показателем:
1) совершенства принятых законов и других нормативно-правовых актов,
2) качества функционирования правоохранительной и судебной систем,
3) уровень правомерного поведения всех субъектов права.
Правопорядок – это составная часть общественного порядка, которая связана с правовым регулированием общественных отношений. Правопорядок есть система общественных отношений, урегулированных правом и упорядоченных в результате правомерного поведения субъектов общественной жизни. Можно сказать, что правопорядок – фактическая упорядоченность общественных отношений, основанная на действии правовых норм.
Правопорядок есть порядок, основанный на праве. Иными словами, это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок немыслим. Само это понятие слагается из двух слов "право" и "порядок", весьма точно передающих суть явления. Назначение права - вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений».
Состояние правопорядка определяется всей совокупностью действий, поведенческих актов, как правомерного, так и противоправного характера. От их соотношения зависят в конечном итоге облик правопорядка, степень его устойчивости и совершенства. Правопорядок предусматривает решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью.
Правопорядок - необходимый элемент организации и функционирования государственной власти. Только сильная власть, базирующаяся на неуклонном исполнении закона, на "диктатуре" права, способна создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права. Правовой нигилизм, стремление чиновника обойти, проигнорировать закон, встать выше его, снизить его авторитет и социальную значимость - питательная почва для ослабления подлинного правопорядка в стране.
Как соотносятся между собой правовые категории «законность» и «правопорядок»? Законность – это идея, принцип, требование соблюдать правовые предписания. Правопорядок – это фактически сложившиеся на основе правовых норм общественные отношения. То есть правопорядок – система правоотношений в обществе. Правопорядок показывает, насколько требования законности реализуются на практике. Таким образом, правопорядок – это законность, реализованная в практической деятельности субъектов права. Правопорядок – это «законность в действии». Можно сказать и по-другому: правопорядок есть конченый, юридический результат действия законности в реальной жизни. Именно правопорядок как состояние упорядоченности общественных отношений выступает целью правового регулирования.
Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому только стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.
Пути укрепления правопорядка:
В укреплении правопорядка, на мой взгляд, важную роль должна сыграть четкая и эффективная система правового воспитания. Теоретическое, правовое и практическое разрешение проблем правового воспитания, позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у граждан; создать условия для развития гражданской и правовой активности в обществе; организовать изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений; расширить информирование населения о законодательстве РФ и обеспечить доступ всех слоев населения к юридической информации; привлечь все государственные институты и общественные организации к решению проблем правового воспитания, сформировать основы правовой культуры российского общества.
Система мероприятий правового всеобуча включает в себя работу специальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют государственные и общественные органы как на коммерческой, так и на бюджетной основе. Задача правового всеобуча – ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищённости, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт других стран можно применить в России. Пустые декларации и демагогические заявления {как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями, перед детьми и юношеством) сказываются в процессе формирования правовой культуры общества.
Важное значение имеет правовое воспитание сотрудников правоохранительных органов, особенно в условиях нередкого проявления различного рода деформаций правового сознания именно в правоохранительной системе России – у сотрудников полиции.
Важнейшей задачей является разработка государственных мер по развитию самой широкой системы правовой информированности среди населения.
Роль СМИ в формировании правового сознания, правовой культуры, уважения к закону, правомерного поведения трудно переоценить, особенно в период перехода от тоталитарного к цивилизованному, свободному демократическому обществу и справедливому правовому государству. Конечно, общество не станет демократическим до тех пор, пока свобода слова будет оставаться привилегией некоторого слоя населения. Вместе с тем необходимо помнить, что к любой пропаганде следует относиться с известной степенью настороженности. Очень важно, чтобы при практически полном отсутствии политической цензуры средства массовой информации в своей деятельности соблюдали нравственно-этические барьеры и использовали функциональные возможности в конструктивных целях. В сфере правового регулирования к числу таких целей следует отнести формирование у "потребителей информации" чувства уважения к закону и готовности добровольно исполнять законодательно закрепленные требования.
Один из основных путей преодоления негативных процессов в правовой системе – повышение общей и правовой культуры граждан, воспитание их правового и морального сознания. Наряду с этим требуется совершенствование законодательства, уважение и всемерная защита прав личности, массовое просвещение и правовое воспитание населения, подготовка высококвалифицированных кадров юристов.
11.Внешние функции российского государства.
Внешние функции –основные направления деятельности государства на международной арене. Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.
К внешним функциям относятся:
1. Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами. Установление и развитие равноправных дипломатических, экономических, политических, культурных отношений, отстаивание собственных национальных интересов. Важное место – участие государства в международном разделении труда, кооперации и специализации производства, обменах технологиями, кредитно-финансовых связях. Некоторые крупномасштабные проекты не под силу реализовать одному государству. Это - борьба с международным терроризмом, совместное освоение космоса, проведение военно-миротворческих операций. Государства участвуют в различных международных организациях, блоках, союзах. Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.
2. Национальная оборона. Речь идет об укреплении оборонной мощи государства. Это, прежде всего, повышение боеспособности и боеготовности вооруженных сил. Указанная функция включает также выработку военной доктрины (кто враг - кто друг), охрану государственных границ, внешнюю разведку и контрразведку, организацию гражданской обороны. Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п.
3. Защита граждан, находящихся за пределами государства. Государства обязано обеспечивать своим гражданам постоянную поддержку и покровительство. Это касается и граждан, совершивших за рубежом правонарушения. Государство обязано проследить, насколько обоснованно уголовное преследование, соблюдены ли процессуальные права и свободы, насколько обеспечены гражданину возможности юридической защиты.
4. Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции
12.Законность: понятие, структура, принципы и гарантии.
Законность– это многоплановая юридическая категория. В правоведении под законностью понимают и общеправовой принцип, и признак общеобязательности права, и метод государственного управления, и особый режим общественной жизни, и результат правового регулирования, а также некоторые другие явления.
Если обобщить высказанные в литературе позиции, законность можно определить как требование точного и неуклонного выполнения всеми субъектами правовых норм и принципов. Ключевым словом здесь выступает выполнение. Именно в нем изначальный смысл и суть рассматриваемого явления в любой его интерпретации. Нет соблюдения - нет и законности.
Законности включает две составляющие по субъекту - адресату требования законности:
во-первых, сфера правотворчества, где законность состоит в соблюдении законодателем некоторых базовых идей, положений, принципов, требований подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов. Нарушение указанных требований по форме или по существу влечет ущербность нормативного акта, делает его оспоримым, позволяет участникам правоотношений требовать его отмены.
во-вторых, сфера реализации (применения) права, где законность состоит в неукоснительном выполнении (соблюдении, исполнении, использовании) всеми участниками правоотношений, включая и государство, действующего законодательства.
Законность основывается на следующих требованиях:
Всеобщность. Законность распространяется на всех субъектов права – на граждан, организации, государство. Все равны перед законом независимо от индивидуальных особенностей. В статье 15 Конституции России закрепляется: “Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы”. При этом законность должна пониматься широко, как исполнение не только законов, но и подзаконных актов, любых правовых норм.
Равенство и единство. На всей территории государства, среди всех слоев населения должно быть единое, унифицированное правопонимание. Законы должны толковаться и применяться везде одинаково, независимо от местных особенностей и традиций. Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон - "калужской" или "казанской", а только единой всероссийской.
Верховенство закона. Строгое соблюдение иерархии нормативных актов, где акты меньшей юридической силы должны соответствовать актам большей юридической силы. Верховенство закона объясняется тем, что он является прямым выражением воли народа - единственного источника власти, имеет высшую юридическую силу, принимается в особом порядке и только законодательными (представительными) органами. Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.
Приоритет законности над целесообразностью. Недопустимо нарушать закон, обосновывая это целесообразностью, большей эффективностью деятельности, морально-этическими соображениями, стремлением добиться каких-то локальных выгод и преимуществ.
Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение.Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Речь идет не о жестокости или массовости юридических санкций, а о создании в обществе обстановки нетерпимости к правонарушениям, неизбежности их привлечения к юридической ответственности.
Принцип защиты прав и свобод человека. Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
Презумпция невиновности.Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда. Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством. Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве.
Гарантии законности – система социальных механизмов, условий, способов, средств, направленных на обеспечение законности во всех сферах жизни.
Виды гарантий законности:
Политические: демократический режим; надлежащая реализация принципа разделения властей, системы “сдержек и противовесов”; наличие оппозиции; цивилизованная политическая конкуренция за власть; демократические выборы представительных органов власти; непримиримая борьба с коррупцией.
Социально-экономические: рыночная экономика; многообразие и равноправие всех форм собственности; честная конкуренция и минимизация монополизма в экономике; независимая пресса и отсутствие цензуры; рост материального благосостояния людей, борьба с нищетой, безработицей, малограмотностью населения; стабильность, устойчивость экономической системы общества.
Гуманитарные: высокий уровень правосознания, правовой культуры, нравственности населения; гласность, свобода слова, мнений, критики; качественная правовая пропаганда; создание обстановки нетерпимости к правонарушениям.
Специально-юридические: эффективная система юридических средств контроля, пресечения и ответственности, включающая правоохранительную деятельность государства, независимых институтов гражданского общества и самих граждан. Особое значение имеет правовой характер законодательства, основанного на идеях справедливости, свободы, верховенства прав человека, равенства, демократии и социальной солидарности.
Главное в системе гарантий законности – обеспечить нормативное закрепление и практическую защиту основных прав и свобод человека, не допустить произвола со стороны государства или частных лиц, обеспечить правопорядок, неотвратимость наказаний для правонарушителей.
Законность всегда включает в себя две стороны:
(1) наличие качественных, полноценных законов
(2) их реальное претворение в жизнь.
В последнем - суть проблемы, ибо обилие законов ни о чем не говорит. Это лишь предпосылка, нормативная база законности. В России сегодня принято немало хороших, полезных законов, но все дело в том, что они плохо реализуются, оказываются неэффективными на практике. Причины - кризисное состояние общества, низкая правовая культура, юридический нигилизм, высокая преступность, отсутствие материальных ресурсов. Следовательно, необходимо "подтягивать", обеспечивать вторую сторону законности. Именно это должно быть сегодня на первом плане.
13.Монархия как форма правления: понятие, признаки, виды.
В настоящее время выделяют две формы правления - монархию и республику.
Монархия(от греч. – единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит одному лицу, занимающему свою должность по законам престолонаследия.
Признаки монархии:
1.Единоличный глава государства – монарх (царь, король, император, эмир, шейх, султан...);
2.Бессрочный (пожизненный) характер власти. Монарх ни прямо, ни косвенно не избирается населением. Исключение составляет Малайзия, где монарх избирается сроком на пять лет в порядке очередности Советом, состоящим из правителей девяти субъектов федерации;
3.Передача верховной власти по наследству по законам престолонаследия. При этом воля народа (избирателей) не учитывается. Таким образом, источником монархической власти выступает не народовластие, а традиция, подчас религиозно освященная;
4.Юридическая неприкосновенность, неподсудность монарха. Последний не несет ответственности за свои политические действия - “король не может поступить неправильно”;
5.Монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиций и поколений, представляет государство на международной арене;
6.Религиозная, божественная основа монархической власти. “Один Бог на небе - один монарх на земле” (Т.Гоббс). Монархические ритуалы, как правило, сопровождаются церковными действиями.
Не следует путать монархию с диктатурой, хотя диктатор подчас обладает неограниченными полномочиями в государстве. Главное отличие между монархом и диктатором – легитимность власти.
Виды монархий:
1.Децентрализованная (раннефеодальная). Вырастает из недр первобытнообщинного строя. Характерна для периода феодальной раздробленности. Государственная власть здесь рассредоточена между монархом и феодалами, причем монарх выступает лишь как первый среди равных. Раннефеодальное государство агрессивно, непрочно, испытывает сильнейшие центробежные тенденции, приводящие к его распаду на отдельные феодальные княжества.
2.Сословно-представительная.Власть монарха ограничена сословно-представительным органом. Во Франции это были Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России - земский собор. Сословно-представительная монархия возникает как переходная форма от феодальной раздробленности к централизованной (абсолютной) монархии. Представительные органы здесь формируются духовенством, дворянством и третьим сословием (купцы, ремесленники, средние землевладельцы). Это совещательные органы при монархе, имеющие отдельные законотворческие полномочия, а также контролирующие введение новых налогов и сборов.
3.Абсолютная (самодержавие).Верховная власть в государстве всецело и без каких-либо ограничений принадлежит монарху. Какие-либо законодательные акты и органы, ограничивающие монархическую власть, отсутствуют. В настоящее время к такому типу государства может быть отнесен Бруней.
4.Конституционная монархия.Бывает двух видов:
а)дуалистическая.Верховная государственная власть разделена между монархом и парламентом. Монарх - глава исполнительной власти. В этой сфере он независим и назначает правительство, ответственное перед ним. Парламенту принадлежат полномочия в сфере законотворчества и одобрения бюджета. Монарх обладает правом вето и может по своему усмотрению распустить парламент. Сегодня подобная форма существует в Иордании, Кувейте, Марокко;
б)парламентская.Власть монарха носит представительный характер, она реально ограничена конституцией и высшим представительным органом (парламентом). Монарх - лишь номинальный глава государства, символ нации. Формально именно монарх назначает главу правительства и министров, подписывает законы, но реальная государственная власть сосредоточена у парламента и правительства. Правящая элита формируется населением в ходе выборов и далее по партийным спискам. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом, а не перед монархом. Все акты монарха вступают в силу только после согласования с соответствующими министрами. Яркие примеры парламентской монархии – Испания, Япония, Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия.
14.Толкование Конституции РФ и иных законов Конституционным Судом РФ.
Толкование Конституции, ее предписаний имеет особое значение в процессе реализации права, так как конституционное толкование обеспечивает правильное воплощение заложенных в основном законе принципов и норм в общественную практику. Конституция - это основной закон государства, который обладает высшей юридической силой. Этим определяется ее особое и ведущее место в системе законодательства. Конституция устанавливает правовые основы функционирования общества и общие принципы организации государственной власти, порядок и принципы взаимоотношений личности и государства. Следовательно, нормы основного закона имеют приоритетное значение и действуют непосредственно. Все это обусловливает и особый порядок толкования Конституции РФ. В соответствии с частью 5 статьи 125 Конституции РФ право толкования Основного Закона возложено на Конституционный Суд РФ. Это исключительная прерогатива Конституционного Суда интерпретировать волю народа, выраженную в Основном Законе государства. Никакой иной орган государственной власти не может давать официальное толкование Конституции. Это обусловлено тем, что толкование Конституции осуществляется только путем конституционного судопроизводства.
Толкование, осуществляемое Конституционным Судом, имеет цель преодолеть неопределенность в понимании конституционных положений, установить действительный смысл и содержание правовых предписаний, закрепленных в нормах Конституции.
Необходимость в толковании Конституции, в разъяснении ее положений обусловлена неодинаковым пониманием предписаний конституционных норм из-за их недостаточной определенности, внутренней несогласованности, неточности используемой в них терминологии и тому подобного, что может привести, а порой и приводит, к неадекватности реализации этих норм в процессе законотворчества или правоприменительной деятельности.
Конституция - это единый правовой акт, в котором все элементы взаимосвязаны и согласованы. Поэтому любая конституционная норма должна интерпретироваться в рамках единой системы конституционного права, чтобы не было несогласованности и противоречий ее норм. Следовательно, при толковании норм Конституции нужно учитывать принцип системности толкования. Однако Конституция устанавливает определенные требования, которые должны быть учтены при толковании ее норм. Часть 2 статьи 16 Основного Закона устанавливает, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что принципы и нормы, составляющие содержание главы 1 Конституции, имеют основополагающее значение для других норм и всего законодательства в целом. Таким образом, юридическая сила положений главы 1 Конституции выше, чем остальных ее частей.
Конституция определяет и круг органов и лиц, обладающих правом обращения в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции. Это - Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Обращение указанных субъектов в Конституционный Суд РФ порождает его обязанность в установленные сроки давать толкование Конституции РФ в части, относительно которой направлен соответствующий запрос.
Согласно части 2 статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению дела о толковании Конституции РФ является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, которая может быть обнаружена управомоченными на обращение с запросом в Конституционный Суд органами в связи с их деятельностью по осуществлению своих полномочий.
Толкование Конституции РФ, ее норм осуществляется исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда и решение о толковании, в отличие от иных, принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.
Результаты толкования Основного Закона получают выражение в постановлениях Конституционного Суда о толковании Конституции РФ. Суда согласно части 2 статьи 71 Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" имеют нормативное значение. Закон устанавливает, что решения о толковании Конституции должны быть совместимы с другими его решениями, то есть решение по делу о толковании Конституции не должно противоречить ранее принятым актам о толковании.
Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Официальное толкование, даваемое Конституционным Судом, распространяется на всех субъектов правоотношений, а предписания, содержащиеся в актах толкования, обязательны на всей территории Российской Федерации. Правоприменительные органы обязаны руководствоваться положениями, которые содержатся в постановлениях Конституционного Суда. Даваемое Конституционным Судом толкование Конституции и ее норм неотделимо от интерпретируемых положений Основного Закона.
Таким образом, толкование Конституции можно определить как особый вид правовой деятельности Конституционного Суда РФ, направленный на разъяснение конституционных норм с целью их правильного понимания и применения.Конституционное толкование имеет значение не только для законотворчества, но и для всех форм реализации права.
Толкование Конституции и ее норм включает как уяснение, так и разъяснение смысла и содержания интерпретируемых норм. В ходе уяснения содержания интерпретатор выясняет тот смысл, который вложен законодателем в конституционно-правовые нормы, а потом уже доводит их содержание до других субъектов права.
Толкование Конституции может быть как нормативным, так и казуальным. Нормативное толкование имеет место в тех случаях, когда есть прямой запрос о толковании соответствующих норм Конституции. Конституционный Суд уже дал толкование конституционных норм, касающихся процедуры принятия федеральных законов (ч. 4 ст. 105, 106, 107); формы правового акта о конституционных поправках (ст. 136); понятий "общее число депутатов Государственной Думы" и "общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы", что важно для определения результатов голосования при принятии законов и других решений (ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 2 ст. 135 и др.); правовой процедуры включения нового наименования субъекта Федерации в статью 65 Конституции (ч. 2 ст. 137) и др.
Казуальное толкование имеет место, если Конституционный Суд выносит решения по спорам о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов о конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. Однако необходимо отметить, что Конституционный Суд дает толкование конституционных норм не только тогда, когда есть запрос уполномоченных органов, но и во всех других случаях осуществления Судом своих правомочий, ибо без конституционного толкования невозможно конституционное правосудие.
При этом Конституционный Суд в ходе толкования создает в отдельных случаях обязательные для всех заинтересованных лиц судебные прецеденты, выступающие уже источником права. Заметим здесь, что судебный прецедент не признан у нас официально в качестве источника права. Однако многие российские правоведы, ученые и практики, уже давно выступают за то, чтобы его узаконить. Однако важно отметить, что Конституционный Суд не может давать толкование Конституции и других нормативных актов по собственной инициативе, а только по письменным запросам соответствующих субъектов, указанных в ст. 125 Конституции РФ (Президент РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, органы законодательной власти субъектов Федерации), а также жалобам граждан.
Конституционный Суд рассматривает также соответствие издаваемых в РФ законов, других правовых актов, отдельных норм Конституции, и в случае признания их неконституционными они теряют свою юридическую силу.