Институционально-правовая структура СНГ; основные сферы деятельности Содружетсва. Роль Содружества во внешней политике России
Факторы, определившие распад СССР: 1)Формирование собственных властных позиций в республиках в 70-80е годы 2) интересы элиты, не подконтрольной центру 3) стремление к демократизации в политических республиках, формирование идеологии сувернизации 3) десталинизация и размывание коммунистической идеологии 4) кризис советской экономики.
Этому противостоят: 1) общность истории 2) единство экономического комплекса СССР 3) синхронность политического развития.
1990 г. – Выборы в республиканские органы власти. Очевидно, что ситуацию уже трудно держать под контролем.
Сентябрь-декабрь 1991 г. – фактическая ликвидация органов власти СССР.
8 декабря 1991 г. – подписание Беловежского пакета соглашений о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) – РСФСР, Украина и Белоруссия (Ельцин, Кравчук, Шушкевич).
21 декабря 1991 г. – подписание Алма-Атинской декларации и протокола к Соглашению о создании СНГ, который изначально ратифицировали 11 из 15 бывших республик (Россия, Украина, Белоруссия + Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). Также на встрече было подписано Соглашение о координирующих институтах СНГ, в соответствии с которыми высший орган СНГ – Совет глав государств и Совет глав правительств. Улажен вопрос о ядерном наследии: Россия – единственный преемник в отношении ЯО. Украина (финансовая компенсация), Беларусь и Казахстан подтвердили решимость содействовать реализации международных договоров о ликвидации ЯО.
1993 г. – присоединение Грузии к СНГ (таким образом, всего – 12 членов).
1993 г. – принятие Устава СНГ (ратифицировали все, кроме Украины и Туркменистана).
В 1996 г. Устав зарегистрирован в ООН в качестве международного соглашения – СНГ признано международной региональной организацией.
18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ;
Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя;
Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ, является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее.
Органы Содружества:
- Совет глав государств – высший орган – самые важные решения;
- Совет глав правительств – координация сотрудничества органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах;
- Межпарламентская ассамблея – сближение национальных законодательств, межгосударственный орган, осуществляющий представительную власть в системе органов СНГ;
- Совет министров иностранных дел;
- Совет министров обороны;
- Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза – экономические вопросы, формирование единого экономического пространства;
- Экономический суд;
- Совет командующих пограничными войсками;
- Исполнительный комитет;
- Комиссия по правам человека.
Основные направления политики России в СНГ:
Документы:
- Концепция национальной безопасности РФ (10 февраля 2009);
- Концепция внешней политики РФ (26 июня 2008);
- Стратегический курс России с государствами-участниками СНГ (14 сентября 1995);
- Основные направления развития отношений России с государствами участниками СНГ на современном этапе (19 декабря 1999).
В соответствии с этими документами:
- отношения со странами СНГ являются главным региональным приоритетом внешней политики РФ;
- обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ задачам национальной безопасности страны;
- создание такого сообщества, которое в 21 веке могло бы стать одним из центров устойчивого политического, социального и экономического развития;
- Россия учитывает различия в подходах государств СНГ к сотрудничеству с ней и признает возможность многоуровневой и разноскоростной интеграции.
Приоритетные усилия:
- Урегулирование конфликтов на территории СНГ;
- Борьба с терроризмом;
- Укрепление Союзного государства Россия – Беларусь;
- Обеспечение стабильности на всем пространстве СНГ;
- Создание действенных совместных механизмов реагирования на возникающие угрозы и вызовы, формирование системы коллективной безопасности (роль ОДКБ);
- Ускорение процесса унификации нормативно-правовой базы (экономической);
- Расширение производственной кооперации и формирование финансово-промышленных групп;
- Защита прав и интересов соотечественников в странах СНГ;
- Выработка общих подходов к международным проблемам.
Основные этапы (по лекции)
1) старые парламенты. Декларация о национальном суверенитете
2) 1992-1993 – принятие Устава СНГ. ДКБ
3) 1994-1996 – попытки реинтеграции СНГ. Зона свободной торговли. Большинство конфликтов в латентной фазе.
4) 1997-1999 – разносторонняя интеграция (желание дистанцироваться от России) - появление центрально-азиатский союз, таможенный союз, ОДКБ
5) 2000-2009 – оптимизация внешней политики РФ. Подписание перекрестных соглашений по зоне свободной торговли. Активизация военно-политического сотрудничества – борьба с иммиграцией, наркотрафиком. Появление единого экономического пространства. Появление энергетической проблематики. Цветные революции. Изменение внешнеполитического курса – вступление в НАТО, взаимодействие с западными странами. Обострение ситуации в Грузии, Юж. Осетии и Абхазии. Газовые конфликты с Украиной и Белоруссией.
6) 2008 – война в Южной Осетии. Попытки укрепление ЕврАзЭса. Реализация восточного партнерства (Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения)
Активы:долг СССР со стороны других государств (кроме Индии), в отношении международных договоров, в отношении архивов, ядерного оружия (размещено на территории РФ, Казахстана, Украины и Белоруссии). Пассивы и активы регулировались Договором от 4 декабря 1991 г.: принцип взаимозавязки (нет доли в собственности – нет доли в долге), принцип агрегированного показателя (рассчитали дополнительно через долю ВВП, демографический и географический показатели): у РФ (60%), Украина (17%), Казахстан (17%), Белоруссия (10%), Узбекистан (13%), некоторые прибалтийские республики - меньше 1%. 92-93 гг. – почти все отказались от внешнего долга (50 млрд. долларов). Долго шли переговоры с Грузией и Украиной (ноябрь 93 года подписала отказ от собственности в счет списания долга).
РФ имеет статус продолжателя СССР (принцип континуитета). Во всех документах, типа соглашений с НАТО, СССР просто переименовали в РФ. РФ получила де факто контроль над всеми посольствами. Другие государства должны были заново оформлять свои отношения с НАТО, ООН. В уставе Беловежских и Алма-Атинских Соглашений они не были определены.
В 2000 г. создан Антитеррористический центр – АТЦ). Совет министерств внутренних дел, Совет генпрокуроров, Совет руководителей силовых служб и т.д. Чаще всего они работают на базе различных ведомств, многие неэффективны.
В 92 г. Межгосударственный экономический комитет и Исполком впоследствии объединились в Исполнительный комитет СНГ. В 1993 г. – Договор об экономическом союзе в рамках СНГ (зона свободной торговли и т.д.).
94-96появление региональных группировок внутри СНГ: Ценральноазиатский союз, Таможенный союз, Союз России и Белоруссии, Объединение Грузии, Узбекистана, Азербайджана, Украины и Молдовы. ШОС не относится, т.к. входит Китай! (плюс в 93 г. выходит Внешнеполитическая концепция РФ, в 95 г. – Стратегический курс РФ с государствами-участниками СНГ).
96-99 Усиление военно-политического сотрудничества РФ и СНГ, борьба с терроризмом, упор на укрепление российско-ориентированных группировок. (ЕвразЭс и ДКБ->ОДКБ, ЕЭП – единое экономическое пространство – Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан в сентябре 2003 г.). Активизация российско-белорусских отношений.