Типология политических систем
Типология политических систем представляет основу для более обстоятельной их характеристики, необходимой для ориентации в сложной динамике взаимодействия политических институтов, сил и власти, в современных политических процессах. Типология должна быть комплексной, позволяющей дать всестороннюю характеристику системе.
Политические системы различаются, прежде всего, в зависимости от того, интересы какого класса они выражают и обеспечивают. В соответствии с этим критерием они подразделяются на буржуазные, социалистические и политические системы освободившихся стран. Такой подход, по сути, отражал только идеологическую функцию, не требовал кропотливого анализа функционирования и эволюции политической системы. Поэтому под влиянием политического культурного сближения стали выявляться разнообразные признаки типологизации политических систем.
По мнению М. Вебера, важнейшим признаком типологизации политических систем являются формы и способы их функционирования. Такой подход отрицает главенство экономического детерминизма и форм собственности в развитии политических систем. Под влияние веберовской классификации получило признание деление политических систем на традиционные и рациональные (бюрократические).
Традиционная система политической власти функционирует по принципу: выполнять надо потому, что так предписывает авторитет - монарх или обычай. Рациональная система - на обосновании разумности порядка, действии абстрактных принципов и норм, доверии компетентности властных органов.
С позиции социокультурной среды выделяют политические системы англо-американского и континентально-европейского типа, традиционные и развивающиеся системы, коммунистические системы. Главное здесь - выявление ценностей, которые лежат в ней. Так, американская система (по мнению С. Липсета) основана на антиэтатизме, индивидуализме, эгалитаризме, секуляризированной культуре. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразия позиций, признание всеми основных целей и средств политики. Характерными чертами такой политики являются развитость разделения функций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрократири-зованность, высокая стабильность. Для систем европейско-континентального типа характерно влияние этатизма, социалистических мотивов, элементов авторитарности.
Достаточно актуальной является типологизация на основе характера распределения власти и взаимоотношений политической сис
емы и общества. Базовыми моделями здесь являются авторитарные и плюралистические системы. Суть авторитаризма заключается в сосредоточении власти в едином центре. Такой тип властвования в наиболее последовательном виде исключает коллективность, широкое поле деятельности представительных органов, самостоятельность на нижних уровнях иерархии, существование действенной оппозиции, самостоятельность средств массовой информации. Плюралистическая система предполагает существование множественности противовесов любой власти, децентрализации и многопартийности, исключает господство устойчивого неизменного большинства.
Вопрос 5,6 Системный анализ: понятие, сущность и область применения .
Цель – выработка практических рекомендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе всесторонней или нашей проверки различных вариантов.
Как отмечалось ранее, в настоящее время не существует единой точки зрения на содержание понятия системный анализ. Среди специалистов в этой области нет единства в формировании основных характеризующих его категорий. Причем эта неоднозначность имеет в первую очередь объективные причины, а не связана лишь с недостаточной разработанностью методологии системного анализа.Ч. Хитч называет следующие "универсальные логические элементы системного анализа":
1) цель и ряд целей;
2) альтернативные средства (системы), с помощью которых может быть достигнута цель и которые представляют собой множества системных элементов или стратегий;
3) затраты ресурсов на систему;
4) математическая и логическая модель, то есть система связей между целями, альтернативными средствами, средой и требованиями, накладываемыми на ресурсы;
5) критерий выбора предпочтительных альтернатив [42].
Существуют и другие подходы к формированию категориального аппарата системного анализа. При более внимательном рассмотрении можно заметить, что различные варианты этого аппарата достаточно тесно связаны с аппаратом исследования операций и теории игр и решений. Эта связь объясняется тем, эти дисциплины являются, основными "поставщиками" методов и конкретных идей для системного анализа наряду с общими принципами. Вместе с тем, системный анализ отнюдь не совпадает с исследованием операций, хотя и заимствует у него математические методы. Эти две дисциплины отличаются, прежде всего, по масштабу проблем, к решению которых они прилагаются. Кроме того, системный анализ в отличие от исследования операций связан с ориентацией на длительные отрезки времени, с наличием специальных процедур, направленных на учет фактора неопределенности, занимающего важное место во всякой сложной проблеме. В системном анализе большее внимание уделяется организационным факторам.
Наиболее точной представляется трактовка системного анализа как конкретного теоретико-прикладного направления исследований, основанного на системной методологии, и характеризующегося определенными принципами, методами и областью применения.
Системный анализ - это методология исследования трудно наблюдаемых и понимаемых свойств и отношений в объектах путем представления этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучения свойств этих систем, взаимоотношений между целями и средствами их реализации.
Если подавляющее большинство методов исследования и анализа ориентировано на непосредственное наблюдение точно определенных объектов с учетом их природы и специфики, то системный анализ, базирующийся на теории систем, учитывает принципиальную сложность исследуемого объекта, его разветвленные и прочные взаимосвязи с окружающей средой, не наблюдаемость целого ряда его свойств. Исследователь в рамках системного анализа, отталкиваясь от реального явления, от имеющихся фактических данных о его свойствах, внутренних и внешних связях, переводит их в абстрактные категории и на основе известных свойств систем выявляет новые свойства и новые взаимосвязи.
Главное в системном анализе - как сложное превратить в простое, как не только трудноразрешимую, но и труднопонимаемую проблему превратить в четкую серию задач, имеющих методику решения. Системный анализ не исчерпывается расчленением сложной проблемы на более мелкие, а направлен на то, чтобы понять сущность целого, выявить факторы, влияющие на принятие решений и, в конечном счете, вернуться к целому, к проблеме.
Системный анализ представляет собой совокупность определенных научных методов и практических приемов, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности, при проектировании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между целями, возможными путями их реализации и потребными для этого ресурсами.
Системный анализ предназначен для исследования в первую очередь слабоструктурированных систем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, для решения задач, возникающих в ситуациях, характеризующихся неопределенностью и содержащих неформализуемые элементы, которые не переводятся на язык математики. Поэтому основная особенность методик системного анализа заключается в сочетании формальных методов и неформализованного экспертного знания.
Вопрос 7 Место и роль системного анализа в решении социально-экономических и политических проблем
Увеличение масштабов экономики и усложнение ее структуры, повышение дефицитности потребляемых ресурсов, увеличение стоимости реализации проектов, возрастание "цены" неоптимальности принимаемых решений - все это предопределяют актуальность вопросов повышения эффективности всех аспектов работы, что невозможно без использования современных методов анализа.
Усиление ориентации на конечные результаты, многообразие целей социально-экономических систем требуют повышения внимания к проблемам целеполагания, определению задач развития экономики государства, отдельных отраслей и регионов, а также предприятий и объединений. Их решение возможно также только при использовании специальных методов анализа.
Ускоренное внедрение достижений науки и техники в производство, обеспечение единства развития отдельных этапов воспроизводственного процесса и жизненного цикла новых товаров, составление оптимальной производственной программы в условиях рыночной экономики невозможно без взаимоувязанного анализа отдельных этапов воспроизводственного процесса.
Системный анализ возник в начале 60-х годов и первоначально развивался исключительно как средство решения военно-стратегических проблем. Особый характер проблем, выдвигаемых для решения методами системного анализа, определил и особый характер этих методов:
1. Жизненная важность каждой из таких грандиозных комплексных задач практически исключала право на ошибку.
2. Создание современных систем вооружений было связано с привлечением огромных материальных и человеческих ресурсов, и потому заказчик, который, как правило, представлял интересы безопасности всей страны, должен был быть уверен, что допустимый риск в работе такой системы или ее надежности является минимальным.
3. Исключительная сложность системы не позволяла при ее создании двигаться традиционными методами, как это, как правило, бывало раньше, от частей к целому, поскольку все или, почти все основные характеристики каждой части (подсистемы) задавались не наилучшей комбинацией свойств самой части как таковой, а извне, требованиями со стороны целого и его исходных целей.
Объектами системного анализа, в первую очередь, являются социально-экономические и политические процессы. Они характеризуются целым рядом особенностей, предопределяющих необходимость системного подхода и специальных методик его реализации. Их сущность и особенности были раскрыты в работах отечественных и зарубежных ученных.
Конечный результат социально-экономической системы распадается на материально-вещественный, представляющий собой готовую продукцию и услуги с конкретными характеристиками и свойствами; экономический, показывающий, за счет каких средств, какой ценой достигаются материально-вещественные и социальные результаты. Именно они предопределяют необходимость учета взаимодействия различных по своей природе и сущности факторов и явлений, комплексный характер их исследования, успех которого в существенной степени зависит от умения решать слабоструктурированные многокритериальные задачи.
Так как неотъемлемой частью и самым активным элементом социально-экономических и политических систем является человек, то это придает им следующие особые свойства:
- уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях, так как субъективные характеристики, трудно поддаются формализации;
- наличие у системы предельных возможностей, которые обусловлены ограниченными экономическими ресурсами;
- способность адаптироваться к изменяющимся условиям, что, являясь полезным свойством в одних ситуациях, в других - будет проявляться в форме противодействия управляющим воздействиям, в затруднении управления системой;
- способность и стремление к целеобразованию, формированию целей внутри системы;
- способность изменять свою структуру и формировать различные варианты поведения, сохраняя целостность;
- наличие большого числа факторов различной природы, являющихся предметом исследования разных областей знаний;
- способность противостоять разрушающим систему тенденциям, благодаря обмену материальными, энергетическими и информационными ресурсами со средой.
Исходя из отмеченных особенностей, можно сформулировать следующие основные аспекты системного анализа социально-экономических объектов:
1. Переход от разработки и использования отдельных локальных, изолированных моделей совокупности взаимосвязанных моделей, позволяющих исследовать систему в целом; совместное использование формальных и неформальных методов исследования; обеспечение единства процесса разработки и реализации программ.
2. Снижение действия фактора неопределенности путем: прогнозирования и многовариантного долгосрочного планирования; учета влияния решений, принимаемых в настоящее время, на функционирование системы в будущем; использования системы скользящего прогнозирования и планирования в целях периодического уточнения ранее полученных оценок.
3. Проведение исследований в направлении от общего к частному при глубокой проработке как общих, так и частных вопросов и совместном использовании методов анализа и синтеза.
4. Анализ и выбор для практической реализации наиболее важных проблем и целей функционирования и развития системы на базе разработки альтернативных вариантов решений, использования итеративных процедур согласования целей, мероприятий и ресурсов, применения многокритериальных оценок при поиске оптимальных вариантов решений.