Музыка. Архитектура. Живопись
Особенно глубокая граница пролегла между богослужебным пением и народной музыкой, для обозначения которой церковью использовались термины «играние» и «гудение».В XII в. оформляется совершенно самостоятельный национальный вариант восточно-христианской певческой мелодической системы — знаменный распев. Сложившийся на базе византийского, он был обогащен национальными мелодическими формулами. Церковное пение было одноголосным, исполнялось только мужским хором. Основой музыкальной композиции служила группа певческих формул. Их совокупность составляла восемь голосов, мелодия же каждого гласа строилась из ряда готовых канонизированных мелодических оборотов. Это роднит метод построения музыкального произведения со средневековой иконой и мозаикой.
Архитектура. Средневековье стало временем расцвета изобразительных видов искусств. Выдающиеся памятники зодчества сохранились в Новгороде, городах Владимиро-Суздальской Руси и в Смоленске. Среди новгородских построек XII в. выделяются соборы Антониева и Юрьева монастырей, княжеские храмы Николы на Яросславом дворище и Спаса на Нередице, небольшая уличная церковьПетра и Павла на Синичьей горе. Хотя нашествие татар непосредственно не затронуло Новгорода, однако вывоз ремесленников и сбор дани тяжело сказались на каменном строительстве. Лишь в 1292 г. после почти столетнего перерыва, когда возводились лишь деревянные церкви, был построен каменный храм Николы на Липне.
Образцы Владимиро-Суздальского зодчества являются национальным достоянием России: это владимирские Успенский и Дмитровский соборы и Золотые ворота, церковь Покрова Богородицы на Нерли, остатки княжеского замка в Боголюбове, Рождественский собор в Суздале и Георгиевский — в Юрьеве-Польском.
Из большого числа смоленских памятников той эпохи до нас
дошли церкви Петра и Павла и Михаила Архангела. За редким исключением храмы XII—XIII вв. были одноглавыми, небольших размеров, богато украшенными скульптурными изображениями. Выработались и русские национальные формы, композиции культовых зданий. Византийская крестово-купольная система была переосмыслена. Для русских храмов стали характерны ступенчатая ярусность постройки, «башенность» верха за счет подъема главы ввысь на особом постаменте, членение фасадов зданий плоскими полуколоннами-пилястрами, обнесение храмов одноэтажными галереями, использовавшимися в качестве усыпальниц и мест общих собраний.
Живопись в XII—XIII вв. развивалась по двум направлениям:
икона и фреска. Мозаики почти перестали создаваться. Икона в русском храме преобладала над фреской. Иконописные сюжеты пришли на Русь из Византии: это тип богородничных икон и икон Спасителя. Среди них выделяются иконы Богоматерь Умиленив и Богоматерь Путеводительница и датируемые концом XI—началом XII вв. Наиболее известная из них Владимирская Богоматерь Умиления, ставшая святыней и хранительницей земли Русской
Русское Возрождение.
В XIV в. Русь начинает постепенно выходить из-под золотоордынского ига. Одержанная в 1380 г. на Куликовом поле победа вызвала громадный творческий подъем в стране. К концу XV в. завершается объединение русских земель под началом Москвы, оформляется мощное централизованное государство, переставшее с 1480 г. платить дань Золотой Орде. В области культуры эту эпоху с полным основанием можно назвать Русским Возрождением, оно опиралось на владимиро-суздальские историко-культурные традиции.
Москва — Третий Рим. Великие византийские ценности, как никогда, влияли в эту эпоху на формирование национального сознания Руси. Так, к исходу XV в.политическое, богословское, нравственно-этическое, литературно-художественное развитие страны обретает черты единства в рамках целостного восточно-христианского культурно-исторического процесса. Это тем более оказалось значимым, ибо Византия, Второй Рим, потерпела политическое фиаско. В 1453 г. столица империи город Константинополь был завоеван турками- мусульманами. Оплотом мирового православия становится Русь, и русский государь остаток истинного православия должен был соблюсти до второго пришествия на землю Христа.
В конце XV в. оформляется идеологическая доктрина русского
самодержавия «Москва—Третий Рим», опиравшаяся на идею преемственности власти московских государей от византийских императоров и самого римского кесаря Августа. Ее распространению способствовала женитьба великого московского князя Ивана III в 1472 г. на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Развил теорию игумен псковского монастыря Филофей: Церковь старого Рима пала, второго же Рима — константинопольскую церковь иссекли секирами. Сия же ныне третьего нового Рима —державного твоего царствия... церковь—во всей поднебесной паче солнца светится. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единение, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть (Хрестоматия по истории России: В 4-х т.—Т. 1,—М., 1994. — С. 189).
Оплотом духовного возрождения страны стала Троице-Сергиева лавра. Основал монастырь в 1345 г. выдающийся деятель церкви и культуры Сергий Радонежский (1321—1391). Слово святителя Сергия, сподвижника Дмитрия Донского,выражало самую суть духовных исканий народа. Сергий Радонежский строит храм Троицы, видя в нем призыв к единству,«чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистною раздельностью мира». Троицкий храм по замыслу основателя есть прототип собирания Руси и в духовном смысле — в братской любви и согласии друг с другом. Широкое строительство обитателей и храмов, посвященных Троице, началось во второй половине XIV в. и было неразрывно связано с именем отца Сергия. Как правило, Троицкие храмы имеют Сергиевские приделы.
За полтора столетия средняя и северная Русь покрылись густой сетью монастырей, основанных воспитанниками и друзьями преподобного Сергия. Среди них: Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом, Кириллов и Ферапонтов монастыри на Белом озере, Лужицкий в Можайске, Иосифо-Волоцкий под Волоколамском, Соловецкий на крайнем Русском Севере, Пафнутьев монастырь под Боровском. Силами монашествующих подвижников, принадлежавших кругу Сергия и Алексея, в XIV—XV вв. осуществлялась колониза-ция Русского Севера и Приуралья. Она носила мирный характер,преследовала просветительские и миссионерские цели.
В литературе эпохи преобладали произведения Куликовского цикла. Среди них особенно выделяются «Задонщина»(конец XIV в.) и «Сказание о Мамаевом побоище» (первая половина XV в.). В последней трети XV в. появилось одно из первых ярких светских описаний хождения тверского купца Афанасия Никитина в Индию — «Хождение за три моря».
Изобразительное искусство.
Творчество изографов Феофана Грека (1340—1405), Андрея Рублева (ок. 1360—1430) и Дионисия (1440—1503) можно рассматривать как этапы в рамках Русского Возрождения. Их имена не затерялись в веках. Современники высоко ценили их произведения.
Каждый из них по-своему отражал исихастский идеал в искусстве, «движение в нематериальном свете»: Ф. Грек использовал белые штрихи («пробела»), которые молниеносными лучами прорезали теневые места произведений, обрушивая на зрителя неожиданный для глаз поток света. А. Рублев достигал эффекта отрешенностью и человеческой глубиной образов, Дионисий — игрой золотых фонов своих фресок и икон.
Инок московского Спасо-Андроникова монастыря А. Рублев долгие годы нес обет молчальничества. Мерилом достоинства человека для него являлась такая степень его нравственного совершенствования, при которой он способен встретить последние времена со спокойной и чистой совестью.
Кисти Ф. Грека принадлежат фрески новгородской церкви Спаса на Ильине улице (1387), некоторые из икон иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Большинство же работ мастера безвозвратно утрачено временем. У Ф. Грека не было своей школы. Он в полном смысле предтеча русского изобразительного искусства, которое становится самостоятельным
только после исторического перелома 1380 г. и обретает своего гения в лице Андрея Рублева. Сам Рублев и художники его круга создавали образы человека умиротворенного, основываясь более на евангельских сюжетах, нежели библейских, как Ф. Грек. Они стали писать лик Христов с русскими чертами. Русь вновь поверила в себя и явила свой святой образ в иконописи.
В дни национального унижения и рабства все русское обесценива
лось... Все святое казалось чужестранным... Но вот по земле прошли великие святые, и их подвиг все освятил и все возвеличил на Руси: и русские храмы, и русский народный тип, и даже русский народный быт (Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе.— М., 1991. — С. 82—83).
Кисти А. Рублева принадлежат росписи и иконы старого Благо-
вещенского собора Московского Кремля, фреска «Страшного суда»
Успенского собора во Владимире, погибшие в XVI11 в. Фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве, иконостас со знаменитой иконой «Троица» Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Безупречно совершенна и гармонична композиция иконы, построенная на неторопливом и успокоенном круговом движении. Художникам круга Рублева приписывают также фрагменты фресок Успенского собора на Городке в Звенигороде и иконы Звенигородского чина. По мнению Г. Вагнера, парадокс русской истории состоял в том, что, получив в творчестве А. Рублева столь высокий этический императив, культура Руси не смогла всецело выйти на дорогу Воз-рождения европейского типа (Вагнер Г. Тысячелетние корни -М., 1991. С. 64). Это был зенит духовной славы русского изобразительного
искусства, не нуждавшийся ни в каком усовершенствовании и преобразовании. Традиции Рублева во второй половине XV в. продолжил Дионисий. Особенно выделяются созданные им в 1490—1503 гг. фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря близ города Кириллова на Белом озере. Художникам его круга приписывают иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.Кисти самого мастера принадлежат знаменитые иконы «Богоматерь Путеводительница», «Спас в Силах», «Воскресение Христа».
В эпоху Дионисия начинают широко распространяться иконы
богородичного цикла «О тебе радуется». В центре иконы Богоматерь с Христом восседают на троне, вокруг поет славу собор архангелов, а внизу перед престолом молится род человеческий. Важнейшей выступает идея единства мироздания, взаимопроникновения мира божеского и человеческого, которые на иконе заключены в круг — символ вечной гармонии. Иконы этого цикла всегда красочны, светлы и радостны по настроению. Принадлежность к Богородичному кругу свидетельствует о той роли, какую народное самосознание отводило Божьей Матери.
Архитектура. Возрожденческая традиция ярко проявила себя в гуманизации архитектурного образа, человеческой масштабности и пира-
мидальности храмовых композиций. Благодаря использованию килевидных форм порталов и кокошников здания приобрели вид произрастающего от самого низа «куста», «купины неопалимой» —символа дерзновенной устремленности освобожденного национального духа. С ренессансным характером восприятия связано использование в соборе антропоморфной скульптуры, а также такая организация внутреннего пространства, которая позволяла свету равномерно проникать внутрь храмов. Ярчайшим образцом
храма подобного типа является Спасский собор Спасо-Андроникова
монастыря, звенигородский Успенский собор на Городке и Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом. В Новгороде от XIV в. сохранились церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице.
Интерьер Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры с его затес-
ненным, затененным, как бы «пещерным» пространством, наиболее зримо демонстрирует проявление архитектурного исихазма.
XIV столетие стало временем возвышения Москвы и превращения ее в столицу Русского государства. С 1360 г. ее рост был ознаменован строительством нового кольца окраинных монастырей. К существовавшим в XIII в. Данилову, Спасскому на Бору в Кремле, Крутицкому и Богоявленскому добавились Спассо-Андроников, Алексеевский, Чудов в Кремле, оба Симонова, Высокопетровский и Рождественский, по разным сторонам реки Неглинки, Сретенский на I Владимирской дороге и Новинский — на Смоленской. И это только половина из общего числа возведенных во второй половине XIV в.
В 1367 г. по приказу Дмитрия Донского Московский Кремль был обнесен белокаменной стеной взамен старых деревянных укреплений. Победа на Куликовом поле и полное разорение Москвы ханом Тохтамышем в 1382 г. были отмечены памятниками победы и бедствия. Над гигантскими братскими могилами героев и жертв возводили земляные холмы-курганы и ставили
на их вершинах сначала деревянные, а затем и каменные храмы-памятники.
Они до сих пор слывут в народе соборами на Кулишках. Насыпали такие моги-
лы в самых красивых местах города, на естественных возвышенностях. Зачастую они становились местом основания новых монастырей. Так возникли монастыри Спасо-Андроников над луговой поймой устья реки Яузы и Иоаннопредтеченский на склонах Алабовой горы. В церкви Рождества Симонова монастыря были похоронены легендарные богатыри Куликовской битвы — Пересеет и Ослябя.
Еще одно событие, знаменательное для столицы, произошло
26 августа 1390 г. Из Владимира в Москву была перенесена чудотворная икона Владимирской Богоматери. На месте встречи ее жителями столицы был основан Сретенский монастырь. Церковь постановила праздновать этот день как дату избавления Руси от нашествия Тамерлана. По преданию, именно 26 августа он повернул с берегов Дона и ушел назад в степи.
В XV в. московское зодчество испытало сильное влияние итальянской возрожденческой традиции. По приглашению Ивана III в Москву прибыли итальянские мастера Пьетро Солари, Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый,Марк Фрязин. Вместе с русскими мастерами они преобразили Московский Кремль, где были возведены Успенский кафедральный собор, Архангельский собор — усыпальница государей московских, Новый Благовещенский собор — домовая церковь русских царей и Грановитая
палата для торжественного приема иностранных послов и делегаций.
Культура позднего средневековья
В первой трети XVI в. завершается процесс объединения Русских земель в мощное централизованное государство с историческим центром в междуречье Оки и Волги, сопровождаемый этно-культурной консолидацией на основе оформления великорусской народности и языка.
Появление публицистики. Первым в отечественной словесности противопоставить правду и веру отважился публицист Иван Пересветов. Среди просветителей и публицистов эпохи особое место занимает Максим Грек, оказавший сильное влияние на мировоззрение Избранной Рады, кружка приближенных к молодому Ивану Грозному лиц. Родом из Греции, М. Грек был приглашен в 1515 г. Василием III в Москву для перевода священных книг. Его взгляды, сформировавшиеся под влиянием исихазма, обнаружили родство с позициями нестяжателей. Он дважды осуждался на церковных соборах. 25 лет гонений и заключение в монастыре создали ему в глазах современников ореол мученика. Его литературное наследие включает проповеди, публицистические и языковедческие статьи, философские и богословские трактаты и переводы.
К публицистике можно причислить знаменитую Переписку
Ивана Грозного с Андреем Курбским о путях и методах централизации России и отношениях монарха с подданными.
Среди литературных произведений XVI века выделяются «Домострой» протопопа Сильвестра и «Четьи-Минеи», собиравшиеся под руководством митрополита Макария. «Домострой» Сильвестра описывает нормативные отношения в семье. Сама же семья предстает уменьшенной моделью государства. Самым полезным из свойств человека признается разум, а труд рассматривается как основа существования. Делом жизни митрополита Макария стал труд по созданию русской энциклопедии духовной образованности, начатый им в 1542 г. и законченный его учениками только после его смерти, в 1600 г. Он принял на себя труд собрать «все книги, чтомые, которые в русской земле обретаются». Одновременно он тщательно и кропотливо изучал жизнь русских христианских подвижников, многие из которых были канонизированы на церковных соборах 1547 — 1549 гг. Итогом труда и стали Великие «Четьи-Минеи» «Четьими» назывались книги для ежедневного домашнего чтения, рассчитанные на широкую публику, а «Минеями» — сборники рекомендаций, распределенные по дням недели.
Книгопечатание. Важнейшим новшеством XVI в. стало книгопечатание. В 1564 г. дьяк Иван Федоров с помощником Петром Мстиславцем напечатали в Москве первую русскую датированную книгу «Апостол». Вскоре они вынуждены были перебраться в Великое княжество Литовское и продолжали просветительскую деятельность в Белоруссии и на Украине. Во Львове Федоров выпустил первую славянскую «Азбуку», а в Остроге — первую полную славянскую Библию — Острожскую Библию. На
Руси типографии продолжали действовать в Москве и Александровской слободе, однако вплоть до XVII в. рукописная книга преобладала над печатной.
Архитектура
В XVI в. было положено начало новому стилю в архитектуре — шатровому зодчеству. При его создании русские мастера использовали национальные традиции деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. Самые первые опыты дали непревзойденные шедевры:церковь Вознесения в
селе Коломенском, храм Вознесения Иоанна Предтечи в селе Дьяково, Покровский собор на Рву (более известный какХрам Василия Блаженного)и не сохранившийся до наших дней храм в честь Сергия Радонежского на подворье Троицкого монастыря в Московском Кремле.
У всех этих построек много общего и с самым крупным архи-
тектурным ансамблем, дошедшим до нас от времени Ивана Грозного, Александровской слободой. В разных вариантах они воспроизводят схему храма-столпа — четверик- восьмерик-шатер в обрамлении кокошников. Им присуща монументальность, необычность композиции, изящество украшений, уст-
ремленность композиции в небеса. По этому же типу были построены церкви Зосимы и Савватия в Сергиевом Посаде, Евфимия — в Кириллове, Петра -Митрополита — в Переславле-Залесском, Козьмы и Дамиана — в Муроме, Архангельский собор — в нижегородском кремле, храмы — в подмосковных селах (Спаса Преображения в селе Остров и Покрова Богородицы в Медвед- кове, а также в Городне, Пруссах, Красном, Кушалине, Пяти Крестах и др.).
На исходе столетия родился новый архитектурный стиль —
годуновский, по имени царя Бориса Годунова. Это старый тип пятиглавого купольного храма-куба, изобилующий декоративными украшениями, особенно кокошниками, причудливыми композициями галерей, арочных пространств, приделов, необычными формами колоколен.
Яркими образцами годуновского зодчества являются: храм Преображения со звонницей в подмосковной усадьбе Годунова в Больших Вяземах, храм Донской Божьей Матери в московском Донском монастыре и собор Покровского царского женского монастыря в Суздале.
Огромного размаха достигло в XVI в. каменное строительство в Москве. Стены Кремля впервые в истории отечественного оборонного зодчества украшаются зубцами в виде «ласточкиных хвостов». Вдоль Москвы-реки строится второй ряд низких крепостных стен, призванных защитить Кремль от паводков. Окончательно оформляется облик Колокольни Ивана Великого, надстройка третьего яруса сделала здание самым высоким в столице 81 метр. Рядом с Колокольней итальянский мастер Петрок Малый возводит звонницу для больших Успенских колоколов.
Первое каменное укрепление получил Великий Посад Москвы.
С внешней стороны Кремля полукольцом Петроком Малым была
пристроена стена Китай-города, выдержавшая испытание огнем
знаменитого большого московского пожара 1547 г. Следующее кольцо укреплений, Белый город, создавал русский «городовых дел мастер» Федор Конь. Стены Белого города (по линии нынешнего Бульварного кольца) протяженностью 9,5 км имели 27 башен.
Федор Конь построил также смоленский кремль, стены Симонова (в Москве) и Пафнутьева (в Боровске) монастырей. Фортификационные сооружения были созданы им в Казани и Нижнем Новгороде.
В Москве на исходе XVI столетия возводится последняя
внешняя линия укреплений, получившая название Скородом, —
деревянные стены на земляном валу (по линии нынешнего Садового кольца). За границами Скородома строятся два новых монастыря-крепости — Донской и Новодевичий, которые вместе со старыми, Даниловым и Симоновым, замкнули южный оборонный пояс столицы.
Искусство. В XVI столетии в иконописи наблюдается все больший отход от классических норм древнерусского искусства. Духовность, понимавшаяся как «деятельность без участия чувств», замещается психологизмом. Границы местных школ начинают стираться под влиянием московской. В иконах московских изографов высокий стиль XIV—XV вв. заметно мельчает: библейские сцены строятся на основе занимательных сюжетов, в них явственнее звучат мотивы нравоучительных притч. Величественные формы сменяются изяществом стиля. Широко распространяются не использовавшиеся прежде зеленые фоны икон. Руководством для иконописцев с 1551 г. стали постановления Стоглавого собора, предписывавшего избегать как усложненного аллегоризма, так и излишней упрощенности.
XVI в. — время расцвета прикладного искусства, особенно золотого и серебряного дела. Лучшие его образцы хранятся в Кремле, в Оружейной палате. Среди них: золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, сделанное в царских мастерских ко дню свадьбы кабардинской княжны и Ивана Грозного, серебряный ковш царя Бориса, Евангелие 1571 г. в золотом окладе с эмалью и драгоценными камнями, кольчуга Ермака (весом 12 кг), шапка Мономаха и Казанская шапка Ивана Грозного.
Из соединения лирической и исторической песни рождается
неповторимый по напевности жанр русской протяжной песни, в которой господствующую роль играет сама мелодия. Ее распев всегда сопровождается перерывами и повторами слов, вставками- междометиями: «Ах, не одна-то, не одна, эх, во поле дороженька».
Русская песня повлияла на церковное пение. Возникают новые, распевы, для которых характерны сложная ритмика и многоголосие. Стремление московских государей ни в чем не уступать византийскому двору привело к созданию в Москве двух хоровых профессиональных хоровых коллективов — хора государственных певчих дьяков и хора патриаршьих певчих дьяков.
Наряду с этим при дворе Грозного видную роль продолжали играть русские скоморохи, с которыми Иван сам пел на пирах разгульные песни, плясал в «машкарах» и игрой на волынке сопровождал медвежьи забавы. Медвежьи комедии были широко распространены при дворе Ивана Грозного. Они сводились к пляскам ученых медведей, подражавших действиям человека, и нередко заканчивались травлей медведей собаками. Провинившиеся бояре вынуждены были по приказу царя плясать со скоморохами. Все это, однако, не мешало царю Ивану самому писать новые церковные песнопения и участвовать в литургиях.
Культура России на пороге Нового времени
XVII век — переходный период российской истории от эпохи
Средневековья к Новому времени. Современники называли его «бунташным». Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, конфликт светской и церковной властей, раскол внутри самой церкви — все это отразилось на культуре, придав ее памятникам невиданную дотоле социальную остроту и злободневность. Главной отличительной особенностью культуры стал бурно протекавший процесс ее обмирщения.
XVII веку присуще быстрое развитие системы образования. В начале 60-х годов в столицу для обучения царских детей был приглашен Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, уроженец города Полоцка и потому именовавшийся в России Симеоном Полоцким (1629—1680). Выученик Киево-Могилянской и Вшенской академий, Полоцкий вскоре возглавил школу в Заиконоспасском монастыре, готовившую подьячих для центральных государственных учреждений страны. Эта государева школа, позже руководимая учеником Полоцкого Сильвестром Медведевьш, выражала прозападническую тенденцию в просвещении. Ей противостояла партия, ориентировавшаяся на прибывавших в Москву образованных греков. Спор, облаченный в богословские одежды, по существу велся о культурной ориентации России. «Латинствующие» пользовались поддержкой при дворе, и
лишь в годы малолетства Петра на непродолжительное время уступили первенство соперникам. В 1687 г. под руководством братьев Софрония и Иоанникия Лихудов в Москве было создано Славяно-греко-латинское училище ('позже академия). Учебный план предусматривал изучение наряду с классическими языками богословских и светских дисциплин.
XVII век — эпоха великих русских географических открытий.
В числе описаний землепроходцев выделяются записки Петра Бекетова о походе в Забайкалье в 1652 г., Ерофея Хабарова о походе в Даурию в 1650—1652 гг., Семена Дежнева — на Анадырь в 1648—1655 гг., Андрея Булыгина—на побережье Охотского моря в 1653—1655 гг., Владимира Атласова на Камчатку в 1697—1699 гг. Крупные успехи были достигнуты в изучении Сибири. Землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры.
Литература. Церковь
В литературе XVII в. усилиями Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева и Кариона Истомина утверждается новое стилистическое направление —барокко (от итал. — странный, причудливый). Для него харак-терны светская устремленность, особая живописность, обилие деталей, деко-ративность. Особенно ярко барочный стиль проявил себя в панегириках, тяже-ловесных силлабических стихотворениях, прославлявших царствующий дом.
Появились и новые жанры русской словесности — драматургия и поэзия. Их родоначальнику С. Полоцкому принадлежат первые оригинальные пьесы на русском языке «О Навуходоносоре царе» и «Комедия притча о блудном сыне», а также сборники стихов «Рифмогион» и «Вертоград многоцветный». Автор исторических и богословских сочинений С. Медведев — наиболее вероятный составитель первого русского библиографического труда «Оглавление книг, кто их сложил». Поэт и монах К. Истомин — автор стихотворной книги энциклопедического содержания «Полис».
Новые черты в литературе наиболее отчетливо проявили себя
в жанре бытовой повести и демократической сатиры. Независимые от официальной книжности, они обличали общественные пороки: пьянство, казнокрадство, неправедный суд, социальную несправедливость. Таковы знаменитые «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Служба кабаку». Как бы подводит итог литературным вкусам переходного времени «Повесть о Фроле Скобееве». Ее герой, обедневший дворянин
Нижегородского уезда, всеми правдами стремится проникнуть в верхи общества, пренебрегая не только моральными, но и религиозными нормами. В произведении нет положительных героев, и само оно по жанру является типичной плутовской новеллой, перенасыщенной бытовыми деталями, описаниями поступков и переживаний персонажей.
Ярким образцом народно-обличительного жанра литературы XVII в. является «Житие протопопаАввакума, им самим написанное». Аввакум Петров (1621 — 1682) —основоположник биографического жанра в литературе, был лидером старообрядческого движения.
Церковный раскол.В середине 40-х годов — с началом царствования Алексея Михайловича наступила эпоха государственных реформ. В 1653—1655 г. смелый и талантливый церковный деятель патриарх Никон, в миру Никита Минин, заручившись поддержкой царя, произвел церковно-обрядовую реформу. Он видоизменил некоторые традиционные обряды, а богослужебные книги подверг радикальному редактированию. Реформа Никона имела целью унифицировать практику богослужения в масштабах всей страны. Косвенным образом она способствовала углублению централизации церковного управления и усилению подчинения церкви светской власти. Она размежевала церковную иерархию, сделав жизнь низового духовенства трудной и бесправной. Внешнеполитическая цель реформы состояла в том, чтобы сблизить российскую церковь с украинской в связи с присоединением лево-бережной Украины к России в 1654 г. До этого воссоединения украинская православная церковь, подчинявшаяся Константинопольской патриархии, уже прошла аналогичную реформу.
Значительная часть русского общества, от самых низов до верхов, восприняла реформу как крушение истинной «старой веры» и новую латинскую ересь. Так возник церковный раскол, а в среде старообрядцев возродилась идеи «конца света» и скорого пришествия «царствия антихриста». Однако движение раскола приобрело характер стихийного демократического протеста. Его лидер, Аввакум, и несколько его сподвижников после продолжительного заключения были в 1682 г. сожжены. Долгие годы центром сопротивления старообрядцев был Соловецкий монастырь, державший восемь лет (1667—1676) оборону от осаждавших его правительственных войск.