Отечественная война 1812 года
Отечественная Война 1812 года важная страница в истории не только нашей страны, но и всей Европы. Вступив в череду «наполеоновских войн» Россия выступила заступницей монархической Европы. Благодаря русским победам над французами глобальную революцию в Европе удалось отсрочить на некоторое время. Война Франции и России была неизбежна, и 12 июня 1812 года собрав 600 тысячную армию, Наполеон форсировал Неман и вторгся в пределы России. У русской армии был план противостояния Наполеону. План был разработан прусским военным теоретиком Фулем, и одобрен императором Александром I. Фуль разделил русские армии на три группы: 1-ой командовал Барклай – де – Толли; 2-ой Багратион; 3-ей Тормасов. Фуль предполагал, что армии будут планомерно отступать, на укрепленные позиции, соединяться, и сдержат натиск Наполеона. На практике же вышла катастрофа. Русские войска отступали, и вскоре французы оказались недалеко от Москвы. План Фуля полностью провалился, несмотря на отчаянное сопротивление русского народа.
Сложившаяся ситуация требовала решительных действий. Так, 20 августа пост главнокомандующего занял Михаил Кутузов, который был одним из лучших учеников Великого Александра Васильевича Суворова. Во время войны с Франции Кутузов произнесет интересную фразу: «Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву». Русские войска дадут генеральное сражение французам у деревни Бородино. Была Великая сеча, получившая название Бородинской Битвы. Победителем из неё не вышел ни кто. Бой был жестоким, с обилием потерь с обеих сторон. Через несколько дней, на военном совете в Филях, Кутузов примет решение отступить. 2 сентября в Москву вошли французы. Наполеон рассчитывал, что москвичи принесут ему ключ от города. Как бы не так…Опустевшая Москва встретила Наполеона совсем не торжественно. Город погорел, сгорели амбары с провиантом и амуницией.
Занятие Москвы стало роковым для Наполеона. Он толком и не знал, что делать дальше. Французскую армию каждый день, каждую ночь, донимали партизаны. Война 1812 года поистине была Отечественной. В Армии Наполеона начались разброд и шатания, нарушилась дисциплина, солдаты пьянствовали. Наполеон пробыл в Москве до 7 октября 1812 года. Французская армия решила отступать на юг, в хлебные, не разоренные войной области. Русская армия дала бой французам у Малоярославца. Город погряз в ожесточенных боях, но французы дрогнули. Наполеон был вынужден отступать по Старой Смоленской дороге, той самой, по которой он пришел. Бои под Вязьмой, Красным и у переправы через Березину, положили конец Наполеоновской интервенции. Русская армия погнала неприятеля со своей земли. 23 декабря 1812 года Александром I был издан манифест об окончание Отечественной Войны. Отечественная Война 1812 года закончилась, а вот кампания Наполеоновских войн была только в самом разгаре. Бои продолжались до 1814 года.
Отечественная Война 1812 года – важное событие в Российской Истории. Война 1812 года вызвала небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Защищали свое Отечество все: от мала до велика. Победой в этой войне, русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины. Война подарила нам много людей, имена которых будут навечно вписаны в русскую историю Михаил Кутузов, Милорадович, Дохтуров, Раевский, Тормасов, Багратион, Сеславин, Горчаков, Барклай – Де – Толли, Ермолов. А сколько еще неизвестных героев Отечественной Войны 1812, сколько забытых имен. Отечественная война 1812 года – это Великое событие, уроки которого не стоит забывать и сегодня.
25. Движение и восстание декабристов.
Движение декабристов является событием, длительное время приковывающим внимание историков. Это связано с тем, что события более чем 170-летней давности оказали значительное влияние на последующее развитие России и поразительно созвучны происходящему в нашей стране в настоящий период.
Движение декабристов имеет обширную библиографию, которая насчитывает более 10 тыс. книг, статей, монографий, диссертаций и т.д. Первыми исследователями этого движения были сами декабристы, которые в своих воспоминаниях и статьях анализировали причины, сущность и цели выступления 14 декабря 1825 г. Видными учеными, которые исследовали эту проблему являлись академик М.В.Нечкина, В.А.Федоров, А.В.Семенова и др. Одним из последних научных исследований по этой проблеме является кандидатская диссертация Ларисы Григорьевны Бавиной на тему “Исторический анализ военной теории и практики декабристов (гуманитарный аспект)”, которую она защитила в 1998 г. в Военном университете.
Итак, что же представляла собой Россия в первой четверти 19 века?
Первая четверть XIX в. стала периодом становления в России революционного движения и его идеологии. Первыми русскими революционерами стали декабристы.
Их мировоззрение сформировалось под воздействием российской действительности первой четверти XIX в. Прогрессивная часть дворянства ожидала от Александра I продолжения либеральных преобразований, начатых в первые годы его правления. Однако политика царского правительства после Отечественной войны 1812 г. вызывала их негодование (создание А. Аракчеевым военных поселений, реакционная политика в области просвещения и культуры и т.д.). Знакомство с развитием стран Запада укрепило стремление дворянства покончить с причинами отсталости России. Главная из них - крепостное право, тормозившее хозяйственное развитие страны. Крепостное право воспринималось декабристами как оскорбление национальной гордости народа-победителя. Вызывало негодование и участие царского правительства в подавлении революционных и национально-освободительных движений в Европе. Вместе с тем, эти движения служили примером, вдохновляли на борьбу. Русская публицистика и литература, западноевропейская просветительская литература также оказали влияние на взгляды будущих декабристов.
Первое тайное политическое общество - "Союз спасения" - возникло в Петербурге в феврале 1816г. В состав общества входили А.Н. Муравьев, С.И. и М.И. Муравьев-Апостол, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель (всего 28 человек). Его члены ставили своей целью уничтожение крепостного права, принятие конституции. Однако ограниченность сил побудила членов "Союза" к созданию новой, более широкой организации.
В 1818 г. в Москве был создан "Союз благоденствия", насчитывающий около 200 членов и имевший устав с обширной программой действий ("Зеленая книга"). Руководила работой Союза Коренная управа, имевшая местные управы в других городах. Цели организации остались прежними. Пути их достижения декабристы видели в пропаганде своих взглядов, в подготовке общества (в течение 20 лет) к безболезненному революционному перевороту сила -ми военных. Разногласия между радикальными и умеренными членами общества, а также необходимость избавиться от случайных людей привели в январе 1821 г. к решению о роспуске "Союза благоденствия".
В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество во главе которого стал П.И. Пестель, в то же время в Петербурге по инициативе Н.М. Муравьева было положено началу Северному обществу. Оба общества взаимодействовали друг с другом и рассматривали себя как части одной организации. Каждое общество имело свой программный документ. Северное — "Конституцию" Н.М. Муравьева, а Южное - "Русскую правду", написанную П.И. Пестелем.
"Русская правда" выражала революционный характер преобразований. Она предусматривала уничтожение самодержавия, крепостничества, сословий. Предполагалось создание республики с разделением властей: законодательной (Народное вече), исполнительной (Державная дума) и "блюстительная" (Верховный Собор — наблюдательный орган в отношении Веча и Думы). Пестель видел государство единым, централизованным. Крестьяне освобождались от крепостной зависимости с наделением землей.
"Конституция" Н. Муравьева выражала либеральный характер преобразования. Она отменяла крепостничество, провозглашала гражданские свободы, вводила разделение властей, однако сохраняла конституционную монархию. Крестьяне освобождались от крепостной зависимости, однако земля оставалась в собственности помещиков. Для занятий высших должностей устанавливался имущественный ценз. Россия должна была стать федеративным государством, в которое входили 14 держав и 2 области.
В отношении тактики борьбы члены обществ, держались одинакового взгляда: восстание армии против правительства.
С 1823 г. началась подготовка восстания, которое было назначено на лето 1826 г. Однако смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к активным действиям. Члены Северного общества решили в день принесения присяги Николаю I выступить с требованиями своей программы. 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади собралось 3 тыс. восставших. Однако их планы рушились. Николай, знавший о заговоре, заранее принял присягу Сената.
С.П. Трубецкой — руководитель заговорщиков — на площадь не явился. Верные правительству войска были стянуты на Сенатскую площадь и начали обстрел восставших. Выступление было подавлено.
29 декабря началось восстание Черниговского полка под командованием С.И. Муравьева-Апостола. Однако 3 января 1826 г. оно было подавлено правительственными войсками.
По делу декабристов было привлечено 579 человек, виновными признано 289. Пятеро - Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол — были повешены, более 120 человек были сосланы на разные сроки в Сибирь на каторгу или поселение.
Главными причинами поражения восстания явились несогласованность действий и неподготовленность, отсутствие активной поддержки в разных слоях общества, неготовность общества к радикальным преобразованиям. Однако это выступление было первым открытым протестом в России, ставившим своей задачей коренное переустройство общества.
Вопрос №26. Внутренняя и внешняя политика Николая I
Пришедшего к власти Николая I (1825—1855) специально к управлению Россией не готовили, он любил военное дело, парады, маневры. При Николае I произошла значительная бюрократизация государственной системы России, была усилена централизация. Ужесточалась цензура, император большие надежды возлагал на Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, осуществлявшее политический сыск. Возвращенному из ссылки М. М. Сперанскому поручили кодифицировать законодательную систему России, он должен был обобщить все принятые законы после Соборного уложения 1649 г. По результатам многолетнего труда вышло «Полное собрание законов Российской империи» (45 т.) и действующие законы «Свод законов» (15 т.). В 1833 г. «Свод законов» был одобрен Государственным советом, а Николай I наградил Сперанского орденом Андрея Первозванного.
В 1839—1843 гг. была проведена денежная реформа Е. Ф. Канкрина. Основой реформы стал введенный серебряный рубль. В стране упорядочилось денежное обращение, увеличился объем торгового оборота.
В 1837—1841 гг. реформу в области управления государственными крестьянами провел П. Д. Киселев. Повышался агротехнический уровень крестьянского земледелия, правительство поощряло засевание полей картофелем. Государственные крестьяне переходили в подчинение специально созданного Министерства государственных имуществ. В ходе реформ было введено крестьянское волостное и сельское самоуправление, упорядочено наделение крестьян землей, их налогообложение, открыты новые школы, больницы, ветеринарные пункты. Крестьян постепенно переводили на денежный оброк.
Политика Николая I вызывала острые общественные дискуссии, хотя одновременно с этим правительство, учитывая опыт выступления декабристов, усилило цензуру. Консервативное крыло общественно-политической мысли выражала теория официальной народности министра народного просвещения графа С. С. Уварова, основанная на трех принципах — «православие, самодержавие, народность», она была призвана обосновать легитимность и продемонстрировать глубокие корни сложившегося в России порядка. Согласно этой теории самодержавие объявлялось единственно возможной формой правление России, православие – основой духовной жизни народа, а в понятие «народность» вкладывалось отсутствие социальной розни, единение царя и народа. Официальная теория подверглась резкой критике со стороны П.Я. Чаадаева, написавшего «Философические письма», правительство объявило его сумасшедшим.
Либеральная мысль в России разделилась на два идейных течения, оппозиционных политике Николая I, — славянофилы и западники. Лидерами славянофилов были А. С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, братья К. С. и И. С. Аксаковы и др. Идеи славянофилов сводились к необходимости обратиться к славянским корням, они подчеркивали присущий русским коллективизм, соборность в отличие от Запада. Вследствие этого делался вывод о необходимости поиска самостоятельного пути развития России, который бы учитывал уникальность и своеобразие черт русского народа. Западники придерживались идей о том, что Россия принадлежит к европейской цивилизации и, следовательно, путь ее развития проходит по тем же рельсам, по которым уже прошла Европа. Лидерами западников были Т.Н. Грановский, B.C. Соловьев, К. Д. Кавелин и др.Таким образом, западников и славянофилов разделил вопрос о самобытности России.
По вопросу о методах проведения преобразований в России русская общественная мысль разделилась на либеральное и революционно – демократическое направление. Наиболее видными представителями революционно – демократического направления были В.Г.Белинский, А.И. Герцен, Н.П.Огарев. По их мнению, лидерство в революционном переустройстве мира перешло к России, т.к. в России сохранялась община, которая и должна стать основой для построения нового соц. общества.
Среди радикального крыла общественно-политической мысли выделялся кружок петрашевцев, названный так по имени одного из лидеров М. В. Буташевича-Петрашевского. Среди членов кружка были видные писатели середины XIX в, — Ф.М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин. Петрашевцы призывали к отмене крепостного права и безвозмездному наделению крестьян тем участком земли, который ими и обрабатывался. Осуждая самодержавие, петрашевцы предлагали ввести в России республику. В 1849 г. деятельность кружка была раскрыта, однако это была лишь «первая ласточка», ознаменовавшая распространение в России социалистических идей. Основными проводниками этих идей в середине XIX в. стали А. И. Герцен и Н. П. Огарев.
В области внешней политики в 1820-х гг. интересы России пересекались с политикой Турции. В 1828—1829 гг. вспыхнула Русско-турецкая война, по ее итогам был подписан Адрианопольский мир, по которому Россия получала территории Причерноморского побережья Кавказа, часть армянских областей, принадлежавших Турции. В результате прошедшей в 1826—1828 гг. Русско-иранской войны Россия еще больше укрепила свое положение на Кавказе. Продвижение России на Северный Кавказ натолкнулось на ожесточенное сопротивление со стороны имамата — государства на религиозной основе, возникшего на территории Дагестана. Лидером имамата стал Шамиль, установивший тесные связи с Турцией. Война с Шамилем приняла затяжной характер и продолжалась более 30 лет, и только в 1863—1864 гг. русские войска заняли всю территорию Северного Кавказа.
В начале 1850-х гг. вновь обострились отношения между Россией и Турцией. Россия хотела установить контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, Турция пыталась вернуть утраченные в конце XVIII — начале XIX вв. территории. Поводом к войне стал раздел Святых мест в Иерусалиме и Вифлееме. На стороне Франции, поддерживавшей католическую церковь, выступила Турция.
В 1853 г. началась Крымская война между Россией и Турцией. В том же году российский адмирал П. С. Нахимов разбил в Синопском сражении турецкий флот. Тяжелое положение Турции привело к активизации политики Англии и Франции, которые объявили России войну. В октябре 1854 г. началась оборона Севастополя, длившаяся почти год. Неувядаемой славой покрыли себя защитники русского города, героизм проявили адмиралы В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин. В августе 1855 г. Севастополь пал, однако Россия добилась определенных успехов на Кавказском театре военных действий, что позволило захватить в 1855 г. турецкую крепость Карс. В 1856 г. был подписан Парижский мирный договор, по условиям которого Россия, не понеся существенных территориальных проблем, была лишена права иметь на Черном море военный флот, арсенал и крепости. Поражение в Крымской войне было вызвано серьезным техническим отставанием России от передовых европейских стран, страна нуждалась глубоких преобразованиях.
В конце правления Николая I Россия превратилась в бюрократически-полицейское государство, и отставание страны в сравнении с Европой стало очевидным.
27 вопрос
В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — теория “официальной народности”. Автором этой теории выступил министр народного просвещения граф С. Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жизни: “Самодержавие, православие, народность”. В основе ее была точка зрения, что самодержавие — исторически сложившийся устой русской жизни; православие — нравственная основа жизни русского народа; народность — единение русского царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов. Русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Любое выступление против самодержавия, любая критика церкви трактовались им, как действия, направленные против коренных народных интересов.
Уваров доказывал, что просвещение может быть не только источником зла, революционных потрясений, как это случилось в Западной Европе, а может превратиться в элемент охранительный — к чему следует стремиться в России. Поэтому всем “служителям просвещения в России предлагалось исходить исключительно из соображений официальной народности”. Таким образом, царизм стремился решить задачу сохранения и укрепления существующего строя.
Российские либералы 40-х гг. XIX в.: западники и славянофилы
В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.
И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию.
Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники — Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю русскую жизнь. Ведь и “образованное меньшинство” страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в “крепости” у власти, у самодержавно-бюрократического строя. Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией “официальной народности”).
Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.
Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа “официальной народности”: православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы в своеобразном смысле: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам “внутренней правды”. При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему “Записку о внутреннем состоянии России”. В “Записке” Аксаков упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации; он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва Земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.
Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.
В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими кровавыми издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.
При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы. Герцен подчеркнул то общее, что соединяло западников и славянофилов — “физиологическое, безотчетное, страстное чувство к русскому народу” (“Былое и думы”).
Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. В спорах о путях развития страны мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая представляет собой часть всего человечества, часть Европы, идущая путем всемирно-исторического развития.
Революционно-демократическое движение 40 — 60-х гг. XIX в.
30 — 40-е годы XIX в. — время начала формирования в русской общественно-политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основателями стали В.Г. Белинский и А.И. Герцен.
Иллюстрация 10. В.Г.Белинский. Литография В.Тимма по рисунку К.Горбунова. 1843 г.
Иллюстрация 11. А.И.Герцен. Художник А.Збруев. 1830-е гг.
Они резко выступали против теории “официальной народности”, против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России, высказывались за развитие экономических и культурных связей с Западом, призывали использовать в России новейшие достижения науки, техники, культуры. Однако, признавая прогрессивность буржуазного строя по сравнению с феодальным, они выступали против буржуазного развития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической.
Белинский и Герцен становятся сторонниками социализма. После подавления революционного движения 1848 г. Герцен разочаровался в Западной Европе. В это время он пришел к мысли, что русская деревенская община и артель содержат зачатки социализма, который найдет свое осуществление в Росси скорее, чем в какой-либо другой стране. Герцен и Белинский считали основным средством преобразования общества классовую борьбу и крестьянскую революцию. Герцен был первым, кто в русском общественном движении воспринял идеи утопического социализма, получившего в то время широкое распространение в Западной Европе. Герценовская теория русского общинного социализма дала мощный толчок развитию социалистической мысли в России.
Идеи общинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского. Сын священника, Чернышевский во многом предвосхитил появление в общественном движении России разночинцев. Если до 60-х гг. в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60-м гг. в России возникает разночинная интеллигенция (разночинцы — выходцы из различных сословий: духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.).
В работах Герцена, Чернышевского по существу сложилась программа общественных преобразований в России. Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и установления республики. Предусматривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, уничтожение помещичьего землевладения. Конфискованная земля должна была передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по справедливости (уравнительному принципу). Община при отсутствии частной собственности на землю, периодических переделах земли, коллективизме, самоуправлении должна была предотвратить развитие капиталистических отношений в деревне и стать социалистической ячейкой общества.
Программа общинного социализма была взята на вооружение народниками, партией социалистов-революционеров. Ряд положений аграрной программы были включены большевиками в “Декрет и земле”, принятый II Всероссийским съездом Советов. Идеи Герцена и Чернышевского по-разному воспринимались их сторонниками. Радикально настроенная интеллигенция (в первую очередь студенческая молодежь) расценивала идею общинного социализма как призыв к непосредственному действию, более умеренная ее часть — как программу постепенного продвижения вперед.