Роль и судьба античного наследия
В КУЛЬТУРЕ РОССИИ
К концу V — началу VI в. судьба античной цивилизации была решена. В провинциях разместились варварские королевства, поделившие между собой почти всю принадлежавшую римлянам Европу; знаменитые римские дороги зарастали травой.
Однако уничтоженный, раздавленный античный мир, исчезнув с политической карты Европы, ожил в ее культуре. На протяжении почти двух тысячелетий античное наследие составляло почву, атмосферу и инвентарь европейской культуры. Внятно отозвалось оно и в культуре России.
Выделим следующие три черты античной культуры, обеспечивающие ей всемирно-историческую ценность и неуклонное воздействие на культурное развитие народов Европы (в том числе России) в течение почти двух тысячелетий: гражданская ответственность индивида перед родиной, государством, коллективом; динамическое равновесие между сохранением устоев гражданской жизни и их развитием, между интересами индивида и интересами общественного целого; соответствие самовыражения личности интересам и нормам полиса и эстетическая форма такого самовыражения как залог близости его согражданам.
Античная классическая традиция составляла атмосферу, почву и инвентарь европейской культуры до тех пор, пока господствующий образ этой традиции находил опору в определенных сторонах жизни. Стороны эти сводились к примату гражданско-госу-дарственной институционально оформленной духовности над непосредственно выраженным национальным и народно-повседневным, практическим и частным элементом действительности и переживанием ее. Акцент делался на восприятии общественно-исторической действительности, а следовательно, и на оценке человека по критериям гражданской доблести и героизма.
Внутренний мир человека, его индивидуальное и экзистенциальное содержание оставались при этом в стороне. Поэтому, когда в самосознании культуры и общества формируются новые ценности: народ и нация, частное существование каждого и его экзистенция, — античная классическая традиция перестает играть куль-турообразующую роль. Этот перелом происходит во второй четверти XIX в. и находит выражение в становлении реалистического ис-
кусства, в переходе от философии универсальных систем к философски-общественным умонастроениям, в реабилитации трудовой, производственной основы исторического процесса.
Следует иметь в виду, что при освоении любого инокультурно-го опыта, как писал А. Н. Веселовский, «усваивается лишь то, что понятно и интересно, к чему есть предрасположение в содержании народного сознания <...> Усвоение — не перевод, а бессознательная переделка, перенесение главным образом тех сторон чужой мысли и образности, которые подлежат дальнейшему развитию в новой воспринявшей их среде». Другими словами, потребность в культурном наследовании и органичность усвоения наследства определяются тем, в какой мере оно продиктовано внутренней закономерностью предшествующего национального развития заимствующей культурной системы. Освоение наследия происходит на основе аналогичных тенденций в наследующей культуре. А. Н. Веселовский называл такие тенденции «встречными течениями», и именно они, удовлетворение их запросов, вводят наследие в ткань национальной культуры, осуществляют единство ее с более широкими культурными системами.
«Встречные течения» могут существовать на разных уровнях наследующей культуры, принадлежать ее сердцевине или же быть более внешними, поверхностными. Наследуя духовную культуру Византии, а через нее — эллинскую античность, Россия восприняла это наследие на разных уровнях: подражания (например, мода на античные формы мебели, пришедшая в Россию из Европы в начале XIX в.); исторического воздействия (антично-византийский элемент в архитектуре Киевской Руси) и самого «духа культуры», «веяния музыки ее» (П.А.Флоренский), ее энтелехии.
Земли России никогда не входили в состав Римской империи, объединившей и синтезировавшей весь античный мир. Поэтому здесь не было ни лингвистической, ни археологической преемственности по отношению к ней. Также в отличие от Запада античное наследие никогда не образовывало в России постоянно действовавшего фактора культуры. Однако в определенные периоды истории России античное наследие сказывалось сильно и ярко, проникая в глубинные процессы национального культурного развития.
Первым таким периодом является «век Сергия и Андрея», весь период русского Средневековья (большая часть XIV, весь XV и начало XVI в.).
Вторым — петербургско-императорский период со своим прологом в допетровском барокко, средоточием в творчестве Пушкина и в «золотом» веке русской культуры в целом, с эпилогом в теоретических разногласиях 1840-х годов. Хронологические границы этого периода в целом могут быть определены как 1650-1850-е годы.
Античность в культуре русского Средневековья (XIV-XVI вв.)
Период русского исихазма
Исихазм1 родился в Византии. XIII в., XIV в. и первая половина XV в. были завершающим и в культурном отношении особенно значительным периодом в жизни государства. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. двор и правительство переезжают в Никею на северо-западе Малоазийского полуострова. Там создается Академия, где с небывалым жаром обсуждаются богословские проблемы. Этот духовный подъем, обозначаемый обычно как Палеологовское возрождение (по имени династии византийских императоров, правивших с 1261 по 1453 г.), длился вплоть до падения Византии под ударами турок в 1453 г. Он протекал на фоне углублявшегося военно-политического кризиса государства и распространявшегося убеждения в неизбежности его гибели.
В XIII —XV вв. два богословских вопроса затмили в Византии остальные: вопрос о соотношении сущности Бога и его присутствия в мире и вопрос о религиозно-эстетическом смысле икон. Философски-богословская проблема соотношения между трансцендентной сущностью Бога и его явлением в мир, проблема нисхождения благодати образует основной источник исихазма — главного направления византийского православия XIII —XV вв. Основным его источником является радикально переосмысленный неоплатонический компонент античного наследия, игнорированный католическим богословием.
Основное содержание исихастской доктрины следующее. Сущность Бога проявляется одновременно в его бытии и в непознаваемой потусторонности и в обращенности во вне, в мир, каковая обращенность есть божественная энергия. Энергия Бога, будучи отлична от его потусторонней непознаваемой сущности, в то же время от нее неотделима и потому в каждом ее проявлении присутствует весь Бог, единый и неделимый. Самореализация Бога во вне выражается в непосредственном вхождении его в реальную историю человечества через Сына, посланного им в мир, жившего и действовавшего в конкретных исторических условиях. Эта вторая ипостась Бога имеет характер Логоса, т. е. духовного содержания, выраженного в Слове, и потому смыслозакончена, конечна, исторически конкретна. Постоянная самореализация Бога по вне, в его энергиях, осуществляется в через его третью ипостась — Свя-
1 Исихазм (от исихия) - тихость, незлобливость, спокойствие, светлая от-крыто!лТдя(м избегание почестей и знаков внимания ™ п=«яД молчальничество, постоянный одинокий труд и сосредоточенность на «умной»
молитве.
той Дух. В ней особенно прямо и непосредственно воплощено определяющее для исихастского строя мыслей и чувств энергетическое, динамичное, изливающееся начало Бога. Выход Бога в духе и энергиях из своей трансцендентности и вхождение его в мир делает принципиально возможной встречу человека с Богом, познание непознаваемого Бога через мистически жизненный акт слияния с его сущностью. Такой творческий акт воплощается в определенных формах, которые сопричастны Богу как высшей красоте и поэтому не могут не нести в себе отсветы этой красоты, т.е. не обладать эстетической природой. В силу этого исихастское учение получает наиболее адекватное выражение в иконе.
Исихазм ярко и активно проявился на Руси начиная с XIV в. и приобрел ряд черт, отличающих его от исихазма византийского. Из предмета богословских споров он становится идеологией широкого богословского движения, оказавшего сильнейшее влияние на формирование национальной культуры и создавшего особый тип и уровень искусства. Наиболее полно и ярко это явление нашло воплощение в жизни и деятельности Сергия Радонежского, в движении «заволжских старцев», в иконописи Феофана Грека, Андрея Рублева и их школы.
«Если Византия богословствовала по преимуществу словом, — писал уже в наши дни один из самых примечательных историков, теоретиков и практиков иконописания Л.А.Успенский, — то Россия богословствовала по преимуществу образом». Специфически русское учение об иконном образе явствует, помимо самих произведений иконописи, из теоретического изложения в специальном сочинении конца XV — начала XVI в. «Послание иконописцу» и в примыкающих и нему трех «Словах» о почитании святых икон. Авторство их по традиции приписывается Иосифу Волоцко-му, хотя значительные куски текста совпадают буквально с одним из сочинений Нила Сорского (1433— 1508). Кроме того, высказывалось обоснованное мнение, что второе и третье «Слова» принадлежат разным авторам. Таким образом, это синтетическое, относительно целостное учение об иконописи, характерное для Руси исихастской эпохи.
Вершина и самое полное воплощение русского исихазма и русской иконописи XIV—XV вв. бесспорно «Троица» Андрея Рублева.Коренное положение исихазма: «Бог по своей сущности транс-цендентен, но пребывает также вживе и въяве, ибо дан нам целиком в своих энергиях», — могло быть развито и доказано в сфере мысли и слова, что и было сделано в Византии. Но представить себе присутствие Бога пластически, зрительно, пережить его непосредственно как материальную реальность, казалось бы, совершенно невозможно. Эта невозможная задача решена в «Троице» Рублева. Рублев взял в качестве сюжета не неизобразимое расчлененное единство трех ипостасей Божества как такового, а один из
эпизодов Ветхого Завета — посещение Господом, сопровождаемым двумя ангелами, Авраама (Быт.18). Зритель-христианин, однако, внутренним зрением видит, что перед ним лики Троицы. Чудо состоит в том, что неизобразимое здесь не изображено, но в то же время и изображено, ибо дано со всей ясностью внутреннему знанию, зрению и переживанию. Библейское описание трапезы весьма реалистично, и в этом же духе трактован сюжет в византийской иконописи. У Рублева трое сидят вокруг стола, данного в обратной перспективе и, в частности поэтому, больше напоминающего жертвенник. Стол-жертвенник пуст, и лишь посередине его стоит чаша с закланным агнцем. У Рублева сквозь изображение, рождающее ветхозаветные ассоциации (рождение и жертвоприношение Исаака), прочитывается неизобразимое: агнец-жертва—спасение мира через страдание, смерть и Воскресение, данные не как зримый сюжет, а как переживание сакрального смысла, лежащего за изображением и в глубине его.
Творчество Рублева было как бы заново открыто на рубеже XX в. и с тех пор вызывает все большее количество наблюдений и ученых анализов. Среди них обращает на себя внимание всеобщее ощущение очевидной связи этих произведений с искусством классической Греции (особенно с рельефами надгробных греческих стелл классической поры с их глубоким спокойствием, просветленной скорбью, предельной простотой и сдержанностью выразительных средств, особой гармоничностью). В художественно-изобразительном опыте Византии все собственно древнегреческое было растворено в позднейших наслоениях, так что прямые контакты Рублева с византийским искусством не могли приобщить его к миру классической Эллады. Самих же произведений древнегреческого искусства Рублев, судя по всему, никогда не видел. Поэтому объяснить эллинскую специфику творчества Рублева исторической преемственностью не представляется возможным. Перед нами одна из магистралей духовного взаимодействия, пролегающих в вековых глубинах культурно-исторического бытия
народов.
Сергий Радонежскийи Нил Сорский— два величайших христианских подвижника. Они отмечают начало и конец того периода русской культуры, который Г.П.Федотов назвал временем древнерусской святости и который заполнен деятельностью не только их самих, но также их учеников и продолжателей.
Год рождения отрока Варфоломея, в монашестве получившего имя Сергий, в источниках указан противоречиво. Как более или менее надежные могут рассматриваться в его биографии лишь две даты — 25 сентября 1391 г., день смерти святого, и 1337-й, признаваемый ныне годом основания им отшельнической кельи на холме Маковце в подмосковной местности Радонеж — кельи, превратившейся впоследствии в Троице-Сергиеву лавру.
12 Культурология
Житие Сергия было составлено дьяконом Троице-Сергиевой обители Епифанием, прозванным после смерти (ок.1420) Премудрым, по рассказам людей, лично и хорошо знавших подвижника православия. Текст Епифания не сохранился, он был вскоре переработан там же, в лавре, сербом Пахомием, а впоследствии пережил правку и в XVI, и в XVII в. Оба автора были опытными эллинистами, долго работавшими на греческом Востоке, и хорошо владели греческой литературной традицией.
Смыслом Сергиевского отшельничества на Маковце и было исихастское переживание Бога. Когда пустынники, поселившиеся рядом с Сергием, упрекнули его за то, что он основал обитель так далеко от источника воды, он ответил, что рассчитывал только на свои привычки, «ибо хотел здесь безмолвствовать один». Покинув в трудную минуту обитель, он обратился к другу своему Стефану с просьбой порекомендовать ему «такое уединенное место, где можно было бы безмолвствовать». За полгода до смерти, почувствовав ее приближение, он передал управление обителью ученику, а сам погрузился в безмолвие.
Близость этого типа поведения и личности к византийской исихии приводила, в частности, к тому, что и здесь устанавливались те особые отношения «тварного» с «нетварным», которые делали возможным материальное, физическое восприятие «божественных энергий», переживание того высшего состояния, которое в греческом языке называлось «тёйосис», а по-русски — «оббжение». Сказанным объясняются эпизоды в житии Сергия, где описываются его прорывы в сферу божественной реальности, будь то лицезрения явившейся ему Богородицы, будь то сверхъестественное видение лиц и событий, физическому зрению не доступных: хода Куликовской битвы или проезжавшего на большом расстоянии от обители друга его Стефана.
То же восприятие отношений между телесным и божественным началом в человеке обусловило взгляд византийских исиха-стов на смысл аскезы, насколько можно судить, воспринятой и на Маковце. В соответствии с представлением Плотина, тело несет в себе отсветы Единого и потому есть как бы обитель, пусть оскудевшая, его божественного естества и красоты. Исихасты сохранили это воззрение и в рамках православного христианства, а потому весьма неодобрительно отнеслись к взгляду, согласно которому тело есть источник греха и зла, а потому подлежит постоянному аскетическому угнетению. Вопреки такому взгляду Григорий Палама учил, что «телеса наши — храм живущего в нас Святого Духа суть». Для Сергия смысл аскетизма состоял в освобождении от вожделений мыслей и страстей, в очищении помыслов от всего, что могло бы отвлечь от Бога и молитвы, а ни в коем случае не в самоистязании, скудости, голоде и страдании.
Единство сущности Бога и материальных ее проявлений воплощалось для исихастов особенно очевидно в субстанции света — по природе своей материальном и зримом, непосредственно воспринимаемом органами чувств, и в то же время этой материальностью не исчерпывающимся, несущем в себе небесные отсветы, радость и благодать. Не случайно именно в Сергиевой обители складывалась та школа русской иконописи, которая в основу создания образа положила передачу света. Тема света как особой, бытийной, сакральной и в то же время эстетической категории не возникла в русском исихазме; она занимает значительное место в сочинениях отцов церкви, многообразно связанных с позднеан-тичной философской атмосферой.
Для исихастского православия особое место в христианском вероучении принадлежит богословию Троицы. Положение это полностью сохраняется в жизни Сергия и в созданной им традиции. Образ Троицы — лейтмотив его жития. Во чреве матери, пришедшей в церковь помолиться, еще не родившийся Сергий, по словам позднейшего его биографа, «оглашает храм громким возгласом, причем не однажды или дважды, но именно трижды, являя тем, что он будет истинным учеником святыя Троицы». Таинственный старец, знакомый каждому по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», согласно житию, зашел потом к родителям отрока, поговорил с ними и, прощаясь, произнес загадочные слова: «Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы». Во имя Троицы Сергий с братом освятили церковь, отстроенную ими при входе на Маковец.
Столь интенсивное переживание образа Святой Троицы неизвестно не только Западу, но и православной Византии. Это указывает на придание ему на Руси в эпоху Сергия особых черт, по крайней мере в двух случаях достаточно достоверных. Первая из таких черт отразилась в широко известных словах Епифания Премудрого, воспроизводящих как столь многое в «житии», если и не всегда слова самого Сергия, то почти всегда мнение его ближайшего прижизненного окружения: храм на Маковце получил свое освящение, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего».
На фоне пронизывавшего тогдашнюю действительность противостояния порабощенной Руси и поработителей-татар, бесконечные распри князей, ссори и интриги церковных иерархов и грабеж всех видов сливались в общую картину вражды всех со всеми. «Сила, — по словам Н.М.Карамзина, — казалась правом; кто мог грабил: не только чужие, но и свои; не было безопасности ни в пути, ни дома; воровство сделалось общею язвою собственности». В этих условиях идея единения выходила далеко за государственные и военно-политические рамки, становилась императивом и упованием, вожделенным средоточием духовных, да
и практических помыслов, актуальной ценностью культуры и веры. Троица представала как божественный образ единения всех христианских и в этом смысле светлых, своих и близких жизненных начал.
Другая черта образа Троицы — употребление в источниках в качестве более или менее постоянного к нему определения слова «живоначальная». Слово это по прямому своему смыслу указывает на глубоко исихастское понимание Троицы в кругу Сергия. «Живоначальная» значит «кладущая начало жизни, осуществляющаяся в дальнейшем движении жизни», сохраняющая с этим началом одухотворенную и непосредственную связь. За подобным представлением об источении божественным началом в мир своих энергий и благодати, о движении их по ступеням бытия вплоть до верующего сердца и об открытии этого сердца навстречу им видится бесконечная историко-культурная и духовная глубина. Заложенные здесь идеи живоначалия, божественной энергии, Логоса и духовного домостроительства живут в «Троице» Рублева и в иконописи его поры, в жизни и святости Сергия Радонежского и продолжателей его дела.
Таких продолжателей было множество. Исихастский период русской духовной культуры был периодом интенсивного создания и стремительного распространения монастырей. За почти четыре века, прошедших со времени крещения Руси до основания Сергиевой обители в России, создано было около 100 монастырей, тогда как с 1340 по 1440 г. — 150. Центром их распространения становится обитель на Маковце, а основателями во многих случаях — ученики или ученики учеников святого Сергия Радонежского. Часть новосозданных монастырей освящается во имя Святой Троицы. Движение это шло в двух направлениях — от Тро-ицы-Сергиевой — на юг, к Москве и далее за нее, и от Сергиевой обители — на север и северо-восток, чаще всего в Заволжье. Судьба их оказалась различной. Монастыри южного направления вскоре втянулись в бурные политические события, связанные с возвышением Москвы и объединением Руси, и сыграли в них свою значительную роль, тогда как на север уходили преимущественно одинокие подвижники, стремившиеся сохранить нравы, порядки и идеалы Сергия и его непосредственных учеников. В глухих заволжских лесах основывали они поначалу одинокие скиты, где можно было молиться и безмолвствовать. Эти скиты и постепенно возникавшие из них настоящие общежитные монастыри историки XIX в. объединили метафорическим названием Северная (или Русская) Фиваида, имея в виду область в Древнем Египте, где в первые века христианства особенно широкое распространение получило отшельническое движение.
«Мы решаемся утверждать с высокой долей вероятности, — писал о Северной Фиваиде Г.П.Федотов, — непрерывность ду-
ховной, мистической традиции, идущей от преподобного Сергия к Нилу». Нилом Сорским и несколько позже, на протяжении первой половины XVI столетия, традиция эта завершается, чему содействовал ряд обстоятельств. В условиях голодной, нестабильной, одичалой жизни скитские поселения нередко оказывались прибежищем людей, которые, начав с помышлений о святости, кончали промышлением о приобретении себе пропитания самыми разными, в том числе и предосудительными, способами. Единственной гарантией от такого развития оказывались настоящие монастыри со строгим уставом, с подчинением всей жизни обители единому трудовому распорядку, который непросто было сочетать с безмолвным и уединенным общением с Богом, с непрестанной «умной» молитвой, с построением жизни на основе мистических переживаний. В начале описываемой эпохи тяжело пережил превращение отшельнических келий в монастырь Сергий Радонежский. Он даже на какое-то время ушел из обители в поисках уединения и безмолвствия. Завершается эпоха сочинениями Нила Сорского, где явственно ощущается стремление сочетать признание общежития и требование духовной дисциплины с сохранением скитских форм жизни и отшельнического подвижничества.
Труд монахов, равно как и щедрые дары, которые делали монастырям люди, владевшие не всегда праведно обретенным состоянием и подобными дарами спасавшие свою душу, приносили монастырям обильные доходы, делали их зажиточными, что оказывалось в прямом противоречии с заповедью нестяжательства. Нередко, до самой смерти святого подвижника, основавшего обитель, жизнь в нем определялась этой заповедью, но стоило ему покинуть мир, как естественные процессы накопления богатств брали верх. Так было в Троице-Сергиевой лавре, так было в Ки-рилло-Белозерске, в конечном счете в Соловках и многих других обителях. Протесты Нила на московском Соборе 1503 г. и требования его, «чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормились бы рукоделием», в эту пору успеха уже не имели.
Усвоение культурой инокультурного опыта происходит на основе «встречных течений», т.е. тех самобытных процессов усваивающей культуры, которые сделали освоение именно данного инокультурного опыта внутренне необходимым, обусловили его вхождение в глубинное национальное развитие. Вся «эпопея древнерусской святости» от Сергия Радонежского до Нила Сорского возникла из «встречного течения» русской культуры, из ее глубинного запроса на спиритуальное переживание христианской веры — запроса, которому наиболее созвучным оказался опыт византийского исихазма с растворенными в нем эллинскими философскими переживаниями. Именно на XIV—XV вв. приходится резкое оживление переводческой деятельности на Афоне и в Болгарии.
В результате на Русь проникали книги и идеи их оказывали влияние на русскую духовную жизнь. В центре же этой переводческой активности оказались тексты, связанные с мистической аскетикой, — Василия Великого, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника; в 1371 г. на Афоне выполняется перевод Дионисия Ареопагита, возрождается интерес к стихам Симеона Нового Богослова. В той мере, в какой духовный опыт византийского исихазма был Русью освоен и поглощен, растворился в дальнейшем движении ее культуры, он выполнил свою историческую роль в данном культурном ареале. В той же мере, в какой в нем продолжали угадываться особые черты, связанные с «встречными течениями» именно той эпохи, ее особыми условиями, он ушел из центра исторической жизни. Уход этот был не только порожден изменившимися условиями той поры. Он знаменовал также конец одной из самых замечательных страниц в летописи русской культуры и сильно сказался в дальнейшей ее истории. «Это был подлинный кризис культуры, кризис византийской культуры в русском духе, — писал один из самых глубоких исследователей разбираемых здесь процессов — протоиерей Георгий Флоровский в книге "Пути русского богословия". — В самый решительный момент русского национально-исторического самоопределения византийские традиции прервались. Византийское наследие было оставлено и полузабыто. В этом отречении "от греков" завязка и существо Московского кризиса культуры». С реакцией на этот кризис двумя веками позже связана следующая — петербургско-императорская — эпоха античного наследия в культуре России.