Национально-территориальное размежевание республик Средней Азии и Казахстана (1920-1925гг.) Объединение казахских земель в составе КазАССР.

Объединение казахских земель Тяжелым наследием колониальной политики в Казахстане было то, что край оказался разделенным между отдельными административно-территориальными частями. Образование Казахской АССР поставило проблему объединения казахских земель. В 1921 году произошло размежевание на западе и севере республики и в Западной Сибири. Большая подготовительная работа велась по решению национально-территориального размежевания Средней Азии и присоединению казахских земель. Идея присоединения к Казахстану Семиреченской и Сырдарьинской областей, входивших в состав Туркестана, возникла еще в период Гражданской войны. Казахское население этих областей постоянно высказывалось за объединение с северными районами в одну республику. Это совпадало и с планами центральных властей, не заинтересованных в усилении национальных республик. 16 сентября 1924 года чрезвычайная сессия ЦИК Туркестана приняла постановление о национально-государственном размежевании республик Средней Азии. В результате этого Казахской АССР передавались 40 процентов территорий бывших Туркестанской, Хорезмской и Хивинской республик с населением около 1,5 млн человек. Территория Казахстана увеличилась с 2 млн квадратных километров в 1920 году до 2,8 млн квадратных километров в 1925-м. После присоединения к КАССР южных территорий ее население выросло с 4,8 млн человек в 1920 году до 6,5 млн человек в 1925-м. В результате национально-государственного размежевания Средней Азии завершилось объединение казахских земель в едином Казахском советском государстве. Благодаря этому увеличились территория и численность населения, возрос экономический потенциал Казахстана. В то же время к РСФСР отошли город Оренбург с прилегающими районами

91) Культурное строительство в Казахстане в 20 – 30-е годы ХХ в.

Развитие системы образования. Одно из безусловных дос­тижений советского режима - развитие системы народного образо­вания и осуществление сплошной грамотности. В 1918г. прини­маются «Декларация о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе». Большая часть школ работала в неприспособ­ленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. В то же время количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. //Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого насе­ления. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунк­тов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.//В 20-х- 30-х гг. проводилась большая работа по методическому обеспечению школ. При Госиздате была образована редакционная коллегия для создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан («География»), М. Жумабай («История Казахстана», «Педагогика»), Ж. Аймауыт-улы («Дидактика»), Б. Омаров («Алгебра») и другие известные представители национальной интеллигенции. //Тяжелый удар по системе образования нанес переход казах­ского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновре­менно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались отор­вать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксиро­ванных в книгах с арабским шрифтом.//Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать негра­мотными и осваивать новый алфавит.//Первым казахстанским ВУЗом стал Казахский педагогический институт, открывшийся 1928 году, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1931г. в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. //Наука. В годы гражданской войны и послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана. //В 20-х годах в Казахстане появляются первые научно-иссле­довательские учреждения. Химико-биологическая лаборатория (1922 г.). Краевая станция защиты растений (1924 г.), Санитарно-бактериологический институт (1925 г.), Институт удобрений и агропочвоведения (1926 г.).//Литература. В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользо­вались произведения классиков казахской литературы - А. Бай-турсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы. В то же время появляются молодые литераторы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хаким-жановой.//К началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над лите­ратурой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запрет­ным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей

92) «Малый Октябрь» Голощёкин в Казахстане. Политическая компания «Советизация казахского аула» в 1925-1927 годах.

Ф.И. Голощёкин – руководитель краевой партийной организации с 1925 года. Сразу после прибытия в Кызыл-Орду заявил об отсутствии в казахских аулах. Советской власти и необходимости «пройтись по аулам Малым Октябрём». Основной задачей этого, было: разрушение традиционной общины через ликвидацию социальной дифференциации, массовый переход казахов к оседлости. Так Голощёкин начал претворение в жизнь свой идеи «Малого Октября». В 1926-1927 годах был определён предел пахотных и пастбищных угодий т.е. забирались земли у зажиточных хозяйств и передавались беднякам и не могли воспользоваться переданными им пастбищами и их возвращали прежним хозяевам. Проводимость конфискация имущества у крупных баев – скотовладельцев. Результатом всех этих акций стал небывалый голод. С 1925-1927 года прошла советизация казахского аула: вместо родоправителей назначали бедняков, часто неграмотных. Они же стали председателями аульных советов, сельских советов и даже руководителями районов. Это решение 5 краевой партконференции проходившей в декабре 1925 года о «советизации аула» дало импульс резкому обострению классовой борьбы.

Наши рекомендации