Лекция № 6. Казахстан в период монгольской империи ( XIII век). 2 часа. 1 страница
6.1.Завоевание монголами территории Казахстана. Формирование улусной системы.
6.2. История Улуг-Улуса и Ак-Орды.
6.3.Могулистан и Ногайская Орда.
Ханство Абулхаира.
Цель и задачи: показать особенности развития политических и социальных институтов Казахстана в монгольский период.
Ключевые понятия: нойон, улус, Чингисхан, кият-борджигин АК-Орда, Кок_Орда, Улуг-Улус, Джучиды, Шайбаниды, сойургал, инжу, тагар, купчур, зякет, харадж и бадж, согум, сыбага.
Литература:
1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах Т.1.
Алматы, 1996.
2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах Т.2.
Алматы, 1997.
3. Кляшторный С., Султанов Т. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-
Ата, 1992.
4. Матузная В. Английские средневековые источники 9-13 вв. М., 1979.
5. Э. Хара-Даван. Чингисхан как полководец и его наследие. Алма-Ата, 1992.
6. Кадырбаев А.Ш. Казахстан в эпоху Чингиз-хана и его преемников. XII-XIV
века. Алма-Ата, 1992.
1. К началу XIII века на территории Казахстана существовали различные раннефеодальные государства, находившиеся в состоянии конфликтов со своими ближними и дальними соседями вне пределов государств, и в состоянии междоусобицы внутри государства. Племенные союзы кочевников тюрков - кипчаков, карлуков представляли собой ранние государственные объединения. География связей этих государств была весьма обширна - Восточная Европа, Кавказ, Малая и Средняя Азия, улус кереитов в Монголии.
Объединение большинства монгольских племен, создание централизованного государства произошло под рукой Темуджина, будущего Чингисхана. Он родился в 1155 или 1162 году в семье богатого нойона батыра Есугея из племени кият-борджигин. Вскоре отец его умер, подчиненные ему родовые группы покинули семью, отогнав большое количество скота. Темуджину было 8-9 лет. Пройдя через голод, лишения, скитания с семьей, рабство, Темуджин, тем не менее, сумел выстоять и в 90-ее годы XII века его имя появляется в летописях как имя человека, близкого к кереитскому хану Вану.
Хотелось бы отметить, что в данном случае неслучайным было выдвижение именно Темуджина. Такие его личные качества, как ум, проницательность, свобода от национальных и религиозных предрассудков, высокий полководческий талант с одной стороны, и жестокость, хитрость, умение использовать людей с другой проявились очень рано.
Постепенно складывался улус Темуджина, он начал претендовать на владение всей Монголией, что встретило решительное сопротивление других претендентов на роль всемонгольских правителей.
В 1206 году в местности Дэлюнь-булдак, на правом берегу Онона на курултае монгольской знати Темуджин был провозглашен верховным ханом с титулом Чингисхан. Исследователи считают, что титул ведет свое происхождение от «тенгиз» - море. Так завершился процесс образования централизованного монгольского государства во главе с Чингисханом.
2. В 1218 году Чингисхан послал в Отрар торговый караван из 450 купцов на 500 верблюдах во главе с Джамалом Мараги. Вероятно странное поведение купцов, выспрашивавших у жителей о количественном составе городского гарнизона, о системе оборонительных сооружений насторожило наместника города Каирхана Иналчука. Караван был арестован, груз конфискован, а большинство купцов убито. Как только весть об этом дошла до Чингисхана, он потребовал от хорезмшаха выдачи Каирхана, но получил отказ. Послы Чингисхана были убиты, что сделало войну неизбежной. Конечно, убийство послов было для Чингисхана лишь поводом к началу военных действий.
Отрар был разрушен, после него монголы взяли Узгенд и Барчылыгкент, Ашнас, Дженд и Янгикент. Все это произошло на протяжении зимней кампании 1219-1220 годов. Полному разрушению на территории Казахстана подверглись три города, оказавшие сопротивление – Отрар, Сыгнак, Ашнас.
В результате зимней кампании 1220-1221 годов был завоеван Хорезм, с весны 1221 года военные действия перешли на территорию Хорасана, Афганистана, Северной Индии. Таким образом, между 1219 и 1224 годами территория Казахстана была завоевана монголами. В 1224 году Чингисхан возвратился в Монголию со всеми сыновьями, кроме Джучи. В 1227 году Чингисхан умер, за полгода до него, при загадочных обстоятельствах, погиб Джучи.
3. Но прежде мы должны уяснить последствия монгольского завоевания для тюркских народов. Безусловно, монгольское завоевание прервало процесс консолидации тюркских народов. Были разрушены три города, у других снесены крепостные стены, что в природных условиях Казахстана приводило к изменению структуры их. Кстати во время западного похода Бату в русских княжествах разрушению подвергались только города, оказавшие сопротивление. Упадок городской культуры привел к упадку транзитной торговли, следовательно, и хозяйства пригородных оазисов. Позже, после восстановления города стали занимать меньшую территорию, некоторые исчезли совсем.
Монгольское завоевание оказало влияние и на общественные отношения в завоеванных землях. В скотоводческих регионах законсервировались раннефеодальные отношения. Однако монголы заимствовали у тюркских народов систему пожалований – икту, вакуф, мильк и другие.
Главным же последствием на первом этапе завоевания стало разделение родственных тюркских народов в рамках новых административных границ, что привело к разобщенности населения в этническом, хозяйственном, культурном плане.
К положительным последствиям можно отнести постепенное преобладание интеграционных процессов на втором этапе, введение централизованной власти.
Значительная часть населения эмигрировала за пределы родины, спасаясь от чужеземцев. Большой процент эмигрантов составили кипчаки, за пределами родины не затерявшиеся, сумевшие адаптироваться в новых, кардинально отличавшихся от степных условиях. К концу XIII века население Каира достигло 1 миллиона человек, в основном за счет эмигрировавших тюрков, деятели культуры, науки из городов бежали в Делийский султанат, ставший к середине XIII века одним из центров мусульманской культуры. Именно они пришли к власти в Египте, Делийском султанате, заняли видные посты при правителях Ирана, Закавказья и так далее.
Монгольское завоевание стало огромным потрясением для народов, населявших Казахстан, однако это этап исторического развития, который пережила наша земля на пути к созданию казахской государственности. Как говорилось на предыдущей лекции, именно Бату было суждено создать новое послемонгольское государство, в состав которого вошли многие восточноевропейские, славянские и, естественно, тюркские земли.
Бату правил с 1227 по 1256 год, пользовался огромным авторитетом. Первоначально Орда-Еджену (старший сын Джучи и брат Бату) Бату отдал территорию Восточного Дешт – Кыпчака, северо-восточное Семиречье, Прииртышье и назывался улус Кок-Орда. На запад от Кок-орды по рекам Яик, Иргиз, Тобол, Сарысу, Приаральские степи, низовья Сырдарьи лежали земли Шайбана, также брата Бату и назывался улус Ак-Орда. После вхождения улуса Шайбана в состав улуса Орда-Еджена Ак-Ордой стало именоваться все государство.
В любом случае применительно к XIII-XIV векам и Ак-Орда и Кок-орда были составными частями Золотой Орды.
Основными векторами внешней политики ак-ордынцев была борьба за присырдарьинские города.
Большой урон Ак-Орде нанесли походы эмира Тимура. В 1423 году на престол в Ак-Орде сел последний из ханов – Барак, но Сыгнак уже перешел на некоторое время под контроль тимуридов. В 1425-1426 годах Барак в результате изнурительной борьбы с тимуридом Улугбеком вернул Сыгнак и некоторые другие присырдарьинские города, но с 1428 года власть в Восточном Дешт-и Кипчаке перешла к династии шайбанидов, овладевших после смерти Барака большей частью ак-ордынских территорий. Новым ханом стал потомок Шайбана Абулхаир.
Что же происходило в южном и юго-восточном Казахстане? К середине XIV века Чагатаидское государство окончательно распалось на западную и восточную части. Феодальная знать, фактически правившая в ханстве поставила в 1348 году ханом чингизида Тоглук-Тимура. Это произошло непосредственно при участии влиятельнейшего племени дулат и его главы – эмира Пуладчи.
Границы Могулистана постоянно менялись, при Тоглук-Тимуре в него входили собственно Могулистан и часть восточного Туркестана, в начале XVI века – только Кашгария. В области внешней политики Тоглук-Тимур делал ставку на завоевание Мавераннахра.
Настало время обратиться, хотя бы вкратце к истории Тимура, сыгравшего значительную роль в изменениях на политической карте Евразии XIV-XVвеков. В 70-90-х годах XIV века Тимур предпринял более десяти походов в Восточный Дешт-и-Кипчак, Семиречье и на Тянь-Шань.
К концу 90-х годов XIV века Тимур образовал огромное государство, в которое вошли Средняя Азия, прикаспийские области, северный Афганистан, часть Индии, Ирака, Закавказья. Земли Казахстана (за исключением западного Жетысу) не вошли в империю Тимура, но именно он обладал правом решающего голоса при избрании ханов.
Государство Тимура имело огромную территорию, но именно это обстоятельство и стало причиной скорого развала империи после смерти Тимура в 1405 году. Вспыхнула междоусобная война, разноязыкие народы империи, поднимая мятежи стремились вновь обрести независимость. Однако походы Тимура объективно способствовали распаду в XV веке Ак-Орды на Ногайскую Орду и ханство Абулхаира.
Ханство Абулхаира возникло в 1428 году с провозглашением этого представителя шайбанидской ветви чингизидов ханом. Основной внешнеполитической линией Абулхаира было сохранение контроля за присырдарьинскими городами. В 1468 году Абулхаир умер, что привело к окончательному распаду ханства.
Ханство Абулхаира возникло в 1428 году с провозглашением этого представителя шайбанидской ветви чингизидов ханом. Этнический состав ханства был представлен различными племенами, родственными по языку и материальной культуре, типу хозяйствования, но домини-ровали кипчаки, конграты, аргу, кереи, найманы. Поскольку считали они себя потомками известнейшего золотоордын-ского хана Узбека, вторым названием государства было «государство кочевых узбеков».
Территория государства Абулхаира объединила земли к востоку от Ногайской Орды, то есть от Урала на западе до озера Балхаш на востоке, от Арала на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере. Нельзя сказать, что власть Абулхаира была стабильной. Многочисленные джучиды считали, что он нарушил законы престолонаследия. Наиболее активными его противниками были султаны Ибак, Буреке и правнуки Урус-хана Жанибек и Керей.
Основной внешнеполитической линией Абулхаира было сохранение контроля за присырдарьинскими городами. В 1446 году Абулхаир завоевал ряд городов на Сырдарье и в предгорьях Каратау – Сузак, Сыгнак, Ак-Курган, Узгенд. Сыгнак стал столицей ханства. Однако угроза Абулхаиру возникла на востоке владений от ойратов, активизировав-шихся в 50-е годы XV века. В 1456-1457 годах ойраты нанесли поражение Абулхаиру. Это поражение показало кризисное состояние государства, ослабление сил самого Абулхаира. Кризисом воспользовались оппозиционеры-джучиды Жанибек и Керей, откочевавшие с подвластными племенами в пределы могульских владений. В 1468 году Абулхаир умер, что привело к окончательному распаду ханства.
Что же происходило на западе бывшей Ак-Орды? Одним из крупнейших образований здесь стала Ногайская Орда. Обособление ее началось в XIV веке и завершилось во время правления Нур-ад-Дина.
Основной линией внешней политики ногайских мурз был союз с русским государством, но именно последнее захватило в XVI веке большую часть ногайских земель. В состав Казахского ханства вошла восточная часть ханства – междуречье Волги и Урала.
Как видим, политическая история послемонгольских государств второй половины XIII – XV веков наполнена междоусобицами, постоянными войнами государств друг с другом, что не могло привести к внутриполитическому и экономическому кризису.
С образованием узбекского казахского ханства большая часть кочевников Золотой Орды, обитавшая в восточной половине государства, отпала от Джучиева улуса. В оставшейся части улуса также шел процесс образовании новых государственных объединений Сибирского ханства и Ногайской орды.
История Узбекского и Казахского ханств более или менее изучена в нашей литературе и еще изучается историками Узбекистана и Казахстана, чего нельзя сказать об Ногайской Орде и особенно истории Сибирского ханства.
Из анализа "Сборника летописи" и Сибирской летописи вытекает, что основателем Сибирского ханства был потомок Шайбана Хаджи-Myxaммед, провозглашенный ханом Сибири в 1420 или 1421 году при поддержке сына Едигея Мансура. Татарский историк XIX в. Шихабутдин Марджани, располагавший не дошедшими до нашего времени другими материалами, немного отличавшимися от тех материалов, которыми располагал составитель “Сборник летописи”, пишет: "Сибирское государство есть государство Хаджи-Мухаммеда, сына Али. Резиденция его государства находилась от крепости Тобол 12 верст выше, в городе Искер, иначе называемая Сибирью". Махмутек, провозглашенный ханом после убийства отца, закрепил эту крепость и прилегавшие к ней территории за своим преемником и превратил в Сибирское ханство, ставшее значительным татарским государством при хане Ибаке.
Сибирское ханство, как отмечал С. В. Бахрушин, было типичным полукочевым царством, разделенным на ряд плохо спаянных между собою племенных улусов, объединенных татарами чисто внешним образом. Сибирские татары, будучи кочевниками-скотоводами, охотниками и звероловами, всегда нуждались в продуктах земледелия, в предметах городского ремесла. Обычно, получая их из Средней Азии, сибирские татары экономически зависели от соседних узбекских ханств; внутренняя слабость Сибирского ханства сделала его зависимым от соседних ногайских князей и мурз, оказывающих на них политическое влияние.
2. Рассмотрим теперь государственно-административное, экономическое устройство и культурное наследие изученных государств. Перечисленные государства назывались «улус» или «ел».
Социальная структура рассматриваемых государств характерна для эпохи феодализма. По мере нормализации хозяйственной жизни укреплялись формы феодального землевладения на юге, продолжался процесс укрепления феодальных отношений в феодальной зоне.
Формально вся земля принадлежала хану. Фактическими владельцами земли, пастбищных территорий, зимовок были представители знати. В оседлых районах сохранились старые формы земельных пожалований – икта, вакуф, мильк, появилась новая форма - сойургал. Земли, первоначально выделенные чингизидам в ходе военных действий, назывались инжу.
С XIV века земельное пожалование в Ак-Орде, ханстве Абулхаира стало называться сойургалами. Широко практиковалась система тарханных пожалований.
Налоги и повинности в рассматриваемых государствах схожи. Основными видами налогов были: тагар – натуральный сбор продуктов для войска, калан – поземельная подать в оседлой зоне, купчур – подушная подать на содержание войск, почты, чиновников, зякет – налог со скота в пользу феодала в кочевой зоне, харадж и бадж – повинности оседлого населения по рытью каналов, ремонту дорог и т.д. Для мужчин главной повинностью была служба в войске своего сюзерена. Многие налоги носили скрытый характер, например, согум и сыбага.
Денежное обращение активизировалось с ростом городов, активизацией всех видов хозяйства, торговли. Наиболее распространенные денежные знаки – золотые динары, чеканившиеся со второй половины XIII века. Содержание золота в них в среднем 50-60 %.
Хозяйство, как и прежде, представлено сочетанием кочевого скотоводства в степной зоне и оседлого земледелия на юге и юго-востоке Казахстана.
Земледелие было развито вдоль крупных рек, у озер.
Города и поселения по сравнению с тюркской эпохой изменились. Прежде всего, уменьшилась территория городов, не все торговые центры были восстановлены. Тараз занимал в этот период две трети домонгольской территории, это коснулось и других городов. С XIV века начали восстанавливаться фортификационные сооружения. В XIV веке наиболее крупными и значимыми городами были Сыгнак, Сайрам, Сузак, Баба-Ата. Города на западе Казахстана были меньше по площади, среди них выделялся Сарайчик, продолжали существовать небольшие города в центральном Казахстане.
Наиболее распространенным языком в XIV-XV веках был тюркский, а именно кипчакский его вариант. Шла смена восточнотюркских языков на западнотюркские. Обособились тюркские литературные языки трех групп: карлуко-уйгурской, уйгуро-огузской и кипчако-огузской (к ней относится современный казахский язык). Наравне с тюркским, в письменной литературе функционировали персидский, арабский языки. Уже к XV веку сложились основы казахского, татарского, крымско-татарского, азербайджанского, узбекского, туркменского литературных языков.
Наиболее интересные письменные памятники XIII-XV веков, созданные на кипчакском языке – «Тюркско-арабский словарь» 1245 года, «Кодекс куманикус» 14 века, отрывки русско-половецких словарей XIII-XIV веков. В начале 13 века было написано сочинение о грамматике тюркского языка, автором его был Мухаммад ибн Кайс, в XIV веке увидели свет поэмы «Махаббат-намэ» Хорезми и «Хусрау ва Ширин» Кутбы.
Подводя итоги лекции, мы можем резюмировать, что несмотря на неблагоприятные последствия монгольского завоевания, политическое, экономическое и культурное развитие региона в XIV-XV веках шло в русле мирового исторического процесса.
Лекция № 7. Образование казахской народности и казахского ханства. 2 часа
Цели и задачи: Проанализировать предпосылки и этапы формирования казахской народности и казахского государства.
7.1. Исторические предпосылки и этапы образования казахской народности.Этноним «казак»
7.2. Казахские жузы.
7.3.Образование и возвышение казахского ханства. Проблемы истории начального этапа Казахского ханства.
7.4. Возвышение и упрочение Казахского ханства в XVI веке.
Литература:
1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.2.
Алматы, 1997.
2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.
Алма-Ата,1992.
3. Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов.
А., 1968.
4. Аристов Н. Энтогенез и этническая история казахского народа. Том 2., Алматы, 2007.
Ключевые понятия: Народность, жуз, род, Жанибек и Керей, Казахское ханство.
1. Истоки этногенеза казахов связаны с историей древних племен и племенных союзов, живших не территории Казахстана. Постепенно в ходе эволюции хозяйственных форм, общественных отношений, складывания культурных универсалий племена сложились в народность. Что же это такое, как определяется народность в исторической науке?
Народность – это устойчивая общность людей с общим языком, материально-бытовой и духовной культурой, этническим самосознанием, выраженным в самоназвании (этноним).
Корни этногенетических процессов необходимо искать в эпохе бронзы, когда Казахстан населяли индоиранские племена. На смену им пришли племенные объединения саков, усуней, канглы, гуннов, переходивших на тюркские языки. Непосредственной этнической базой образования казахской народности стали раннесредневековые тюркские государства VI-XII веков – Тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, государства Караханидов и огузов, Кимакское и Кипчакское ханства. В их рамках складывлся общий хозяйственный тип, культурная, языковая, бытовая близость. По сути дела, шел процесс интеграции многочисленных тюркских племен в единую общность. Однако эти процессы были прерваны монгольским завоеванием. На некоторое время были нарушены культурные, экономические связи, произошло смешение местных племен с пришлыми монголами. Это привело к изменениям в антропологическом типе тюрков, хотя к значительным изменениям метисация не привела, наоборот, немногочисленные монголы были ассимилированы тюрками, приняли тюркские языки и обычаи.
На базе укрепления феодальных отношений в послемонгольское время восстановились тенденции объединения родов и племен тюркского происхождения в народности. В этногенезе казахов значительную роль сыграли кипчаки, найманы, конраты, аргыны, кереи, дулаты, барласы и другие племена. Причем основная их часть была автохтонного происхождения.
Процесс образования казахской народности завершился в XV-XVI веках. Слово казак служило также для обозначения группы кочевников, отделившихся от своего правителя. Таким коллетивом были кочевники государство Абулхаира, ушедшие с Жанибеком и Кереем искать счастья в новых землях.
2. Казахская народность изначально складывалась в рамках трех жузов. Процесс сложения казахской народности сопровождался формированием этнической территории. В силу реалий кочевого образа жизни, меридиональными маршрутами кочевок на территории Казахстана возникли три жуза – Старший, Средний и Младший. Что же такое жуз? Жуз – крупное племенное объединение, принадлежавшее к казахской народности и населявшее часть обще казахской территории, определенную исторической традицией. Точное время и механизм образования жузов не установлены.
Старший жуз занимал территорию Жетысу, южного Казахстана до среднего теченияСырдарьи, включая территорию долины реки Или, предгорья Джунгарского, Заилийского и Киргизского Алатау, Каратауского хребта, междуречье Чу и Таласа. Основные племенные единицы Старшего жуза: жалаир, ошакты, дулат, канлы, шанышкылы, албан, суан, уйсун, сргели, ысты.
Средний жуз занимал территорию северо-восточного, центрального, части юго-восточного Казахстана. На юге границы Среднего жуза шли по реке Сырдарья, по северу Балхаша до Зайсана и Тарбагатайского хребта. С востока на запад граница жуза шла от западного Алтая и Трабагатая через бассейны рек Тобол, Иргиз, Торгай до Мугоджарских гор. Основные племена Среднего жуза: аргын, найман, кипчак, керей, уак, таракты, конрат. Самой крупной и влиятельной группой были аргыны.
Младший жуз занимал территорию Западного Казахстана между Каспийским и Аральским морями, захватывая полуостров Мангышлак, северную часть плато Устюрт, долины рек Эмба, Орь, Илек, Урал, часть Сырдарьинского бассейна. Основные племена Младшего жуза были объединены в три поколения алимулы, байулы и жетыру.
Все племена имели сложные генеалогические предания, возводившие их к одному предку. Иерархия племен и родов строго соблюдалась и влияла на общественное сознание, семейно-брачные отношения, идеологию, структуру власти и политику. Система генеалогического родства выполняла идеологические функции и выступала инструментом регулирования социальных отношений.
3. Казахское ханство образовалось в XV веке, в результате смещения крупной группы казахского населения под предводительством султанов Жанибека и Керея в междуречье Чу и Козыбасы. Именно там получили земли для кочевий первые казахские ханы, выступившие против Абулхаира и господства линии Шайбанидов в степной зоне. Есен-буга, хан моголов, предоставляя эти земли, надеялся создать буферную зону между Могулистаном и ханством Абулхаира, отводя подданным Жанибека и Керея также рользащитников от участившихся набегов джунгар.
Вопрос о времени образования Казахского ханства до сих пор остается открытым. В пятитомном издании «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» дается дата 1465-66 годов, которая основывается на данных Мухаммеда Хайдара Дулати.
В последней трети XV века под власть Керея, с 1480 года под власть Бурындыка переходили все новые казахские племена, а также мангыты междуречья Волги и Урала. Поскольку на большей территории Казахстана прочно утвердились казахские ханы, Мухаммад Шайбани в 1500 году уходит в Мавераннахр, где и захватывает государство Тимуридов. На территории Казахского ханства окончательно воцарилась власть джучидов.
В 1480 году ханом был избран Бурындык. Бурындак был старшим сыном Керея, правил с 1480 по 1511 годы. Время его правления отмечено бесконечными войнами с шайбанидами.
Политическая обстановка благоприятствовала упрочению Казахского ханства. По сравнению с предшествовавшими государственными объединениями, Казахское ханство имело широкую и прочную этническую базу, в него постепенно вошли все этнические компоненты, составлявшие казахскую народность и почти вся территория, на которой они обитали.
XVI столетие считается важной вехой, переломным моментом в истории Казахстана и Средней Азии. Академик Бартольд, один из лучших специалистов в истории Востока, считал, что именно XVI век стал переломным между средневековьем и новым временем.
В XVI веке Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, были установлены дипломатические отношения с государствами Средней Азии, Сибирским ханством, Русским государством.
Безусловно, говоря об истории XVI века, мы в первую очередь рассматриваем время правления выдающегося политического деятеля, сына Жанибека хана Касыма (1445 – 1521). Он правил с 1511 по 1521 годы. Основной линией внешней политики Касымхана была борьба за присырдарьинские города.
На юго-восточном направлении внешняя политика Касыма привела к тесному союзу с могулами Жетысу и вхождению их под власть казахского хана. На западных границах Касыму удалось значительно расширить территорию своих владений путем дальновидной политики в отношениях с ногайскими мурзами. Дело в том, что Ногайское ханство раздиралось внутренними противоречиями. Часть владетелей перешла в подданство Касыма.
К началу второго десятилетия Касыму удалось довести число подданных более чем до одного миллиона человек. При Касымхане были установлены дипломатические государства с Московским государством, а именно с царем Василием III, отцом Ивана Грозного.
После смерти Касымхана Казахское ханство вступило в полосу усобиц султанов и других феодалов. Против казахских владетелей сложился союз узбекских и могольских правителей. Сын и преемник Касымхана Мамаш (правил с 1522 по 1523 годы) погиб в одном из сражений. Следующим ханом стал племянник Касыма Тахир (правил с 1523 по 1533 годы), не имевший ни политических, ни дипломатических талантов.
Подобная политика продолжалась и при Буйдаше (годы правления 1533-1534), брате и наследнике Тахира. Внешнеполитические неудачи, постоянные военные действия отрывали надолго кочевников и земледельцев от хозяйства, ввергая ханство в экономический кризис. После Буйдаша правил Ходжа Махмуд (1534-1535), за ним Тугум-хан (1535-1537). Они пытались объединить ханство, восстановить мощь казахского войска. Ситуация несколько нормализовалась при внуке Жанибека Хакк-Назархане (правил с 1538 по 1580 гг.). Преемник Хакназара престарелый Шигай недолго правил страной (1580-1582). Главный итог его правления – заключение договора с бухарским эмиром Абдуллой, разгром армии Баба султана, владевшего в то время Ферганой.
В 1583 году новый хан Тауекель (правил с 1582 по 1598 годы), разорвав договор с Абдаллахом, захватил ряд городов Туркестанского оазиса и подошел к Ташкенту. Активизировал Тауекель связи с русским правительством.
Казахское ханство в XVI1-начале XVIII веков. 2 часа
1.Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVI1-начале XVIII веков.
2. Политическая история Казахского ханства XVII-начала XVIII веков.
3. Освободительная война казахского народа против джунгарской агрессии.
4. Культура казахов XVI-начала XVIII веков.
Цель и задачи: Раскрыть содержание социально-экономических, политических, внешнеполитических, демографических и культурно-правовых процессов на территории Казахстана в обазначенный период.
Литература:
1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.2.
Алматы, 1997.
2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.
Алма-Ата, 1992.
3. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине 16 века. А., 1985.
4. Аргынбаев Х. Историко-культурные связи русского и казахского народов. Том 10, Алматы, 2007.
Ключевые понятия: Хан, сепаратизм, ак-суек, кара-суек, асыл-суек, Жети –жаргы,
Султаны, ходжа, саиды, бии.
В XVII веке Казахское ханство было раздробленной страной. Три жуза обособлялись друг от друга. Сепаратизм многочисленных султанов, сказывавшийся на уровне жизни населения, всячески разжигался джунгарскими и бухарскими феодалами. Одним из главных внутриполитических конкурентов Есима, правившего с 1598 по 1628 годы, стал султан Турсун. Это соперничество продолжалось долгие годы и завершилось смертью Турсуна от руки Есимхана. Но и сам Есим умер в 1628 году.
Тяжелое время настало после смерти Есимхана. Участились набеги джунгар, которые все более настойчиво продвигались в Жетысу. Джунгары, жившие на территории западной Монголии, состояли из четырех крупных племен: хошоут, торгоут, дэрбет и чорос. В 1635 году у них образовалось централизованное государство. Поскольку оно было кочевым, стабильное развитие обеспечивалось только за счет постоянных захватов новых земель. Джунгары не могли двигаться на юг, где Китай прочно оборонял свои границы. Наиболее схожие, благоприятные условия для многочисленных джунгарских стад были в Казахстане.
В 1680 году на престол взошел внук Есима, сын Жангира Тауке (1680-1715), при котором произошли значительные изменения во внутренней и внешней политике. Время его правления вошло в историю казахов как «золотой век», а известный русский востоковед А.И.Левшин называл его «Ликургом» и «Драконтом» казахского народа. В области внешней политики отмечается стремление Тауке обезопасить границы, сдержать напор джунгар. В 1686-1693 годах Тауке неоднократно отправлял посольства в Россию в поисках военной помощи, активно способствовал освобождению из плена русских подданных. Несмотря на значительную оппозицию сближению с Россией, Тауке понимал, что Русь может оказать реальную военную помощь в борьбе с джунгарами.