Социальная проблема как объект программирования. формы и методы
Продуктом социального программированияявляются программы, которые включают в себя цель и совокупность действий по решению существующих проблем. Программы предусматривают наличие субъекта и объекта воздействия, масштабы (объемы) предполагаемых изменений, временные интервалы, этапы их осуществления.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦ-Х ПРОГРАММ:
6. Она олицетворяет противоречие между теми целями, к которым стремятся люди, общество, организации и теми условиями, в которых реализуются их устремления.
7. Обнаруживается недостаток или неполнота средств решения определенной задачи, но они не дополняются и не включаются в происходящий процесс управления.
8. Рождаются в результате нарастания дезорганизующих процессов, которые торпедируют нормальный, последовательный ход развития событий, в результате чего возникают напряженность, обострение ситуации, появляются различного рода конфронтационные действия.
9. Реакция на проблему субъекта управления, а также его отношения к способам его решения.
10. Выступает стимулом для поиска новых идей, новых подходов.
Классификация соц-х программ:
1) по субъекту воздействия(чьи потребности намечено удовлетворить — личности, группы, слоя, общества);
2) по предмету— социально-экономические, демографические, социально-политические, культурные и т.д.;
3) по длительности осуществления — текущие, краткосрочные, среднесрочные и перспективные;
4) по объему — глобальные, региональные, конкретной организации, личные;
5) по соответствию объективным потребностям — научные или псевдонаучные.
По содержанию социальное программирование представляет собой: постановку управленческой задачи, исходя из анализа проблем социального развития в реальной ситуации, возможность их разукрупнения на составные части (подзадачи), их взаимную увязку; установление приоритетов и на той основе выделение ведущего звена; выявление условий и ограничений при решении сформулированных задач; обоснование возможных вариантов достижения намеченной цели и выбор среди них оптимального; формирование соответствующего организационного механизма и оценку ожидаемых последствий от практического воплощения избранного варианта действий.
|
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
1. целевое комплексное программирование(совокупность взаимосвязанных и взаимосогласованных приемов, средств целенаправленного воздействия на объект управления для достижения желаемых результатов).
К нему относятся: различные формы координации деятельности; определенные способы концентрации, распределения и перераспределения наличных ресурсов; экономическое и социальное стимулирование; формирование положительной мотивации совместной деятельности, ориентированной на конечные результаты; приемы и способы организационного проектирования.
Как специфическая форма оно представляет собой приложение фундаментальных знаний об обществе, о законах его развития и механизме решения проблемных задач в социальной сфере. Его рациональное использование усиливает социальную ориентацию управления, делает его более гибким, мобильным. Программирование , характеризуемое с технологической точки зрения, в данном случае используется как средство оптимизации процесса социального целеполагания.
Целевое программирование выполняет функции оптимизации социальных действий, решения противоречий и согласование интересов социальных субъектов, координации их деятельности и кон-центрации ресурсов для достижения основных результатов, выделение ведущего (основного) звена, определение социально-политических приоритетов и выступает, с одной стороны, как специфический научный метод , а с другой — как метод целевого управления. Примером такого подхода может быть разработка и реализация национальных проектов, объявленных Президентом России в области образования, здравоохранения, демографической и жилищной политики. Сложность этого программно-целевого похода заключается в том, что предлагаемые меры выходят далеко за рамки самих объектов программирования : помимо финансового их обеспечения возникает вопрос, насколько подготовлены кадры для их реализации, как воспринимает эти намерения и изменения общество, как это скажется на развитии и использовании интеллектуального потенциала страны. А если к этому добавить и согласование интересов с мировым, в первую очередь, с европейским сообществом, то сразу становятся очевидными масштабы и сложность ее решения.
2. программно-целевой подход, который предполагает определение основных противоречий в развитии того или иного процесса (например, в сфере демографической политики). На этой основе формулируются главная цель и ее подцели (иерархия целей), что достигается при целостном и комплексном подходе, а также при отборе таких средств, которые бы обеспечивали возможность учета всех без исключения результатов, характеризующих реализацию намеченной программы.
Программно-целевой подход означает постепенный переход к моделям стратегического управления, ориентацию на долгосрочные, конечные результаты. Этот метод предполагает использование и постоянное применение пространственных и временных показателей, характеризующих потребности социального развития, возможность их локальной реализации. При этом органически сочетаются стратегические интересы и ориентация на качественное изменение социального развития посредством «точечного» воздействия на систему управления в целом.
В рамках общества сформированы и решаются актуальные проблемы, которые имеют значение для той или иной сферы общественной жизни. К их числу можно отнести федеральные целевые программы «Электронная Россия», «Детство», «Наукограды», «Молодая семья», создающие условия для успешного решения конкретной социальной задачи. Их длительность, направленность на достижение намеченной цели определяется спецификой каждой из них, обусловленных особенностями назревшей проблемы.
3. проблемно-целевого подход - направлен на подготовку эффективных решений по отдельным важнейшим и актуальным вопросам данного сообщества, организации, социального института. Он может также применяться при решении ключевых, неотложных задач социального развития вне зависимости от административно-территориальной или ведомственной принадлежности. В рамках производственных организаций это может означать сосредоточение внимания на разработке соответствующих документов по рациональной организации труда, по созданию благоприятного социально-психологического климата, предупреждению конфликтов, подготовке и переподготовке персонала и т.д. Для территориальных и административных объектов такими проблемно-целевыми программами в настоящее время являются рационализация пассажирских потоков, обеспечение качества потребительского спроса, благоустройство, жилищная проблема, сокращение преступности и укрепление правопорядка. В ряде случаев на основе проблемно-целевого подхода решаются экологические вопросы.
Общими объединяющими все программы компонентами являются, во-первых, стремление определить основное противоречие, решение которого стало бы узловым моментом для реализации всего спектра поставленных задач. Во-вторых, возможность ограничить число компонентов (подпроб-лем),чтобы не упустить главное, сосредоточив силы на решающих участках. В-третьих, для любой проблемы следует найти место среди более широкого круга подобных
для того, чтобы не преувеличивать, не преуменьшить ее значение, ибо и в том и другом случае это может привести к серьезным просчетам. В-четвертых, ни в коей мере не игнорируя теоретический анализ проблемы, не упускать из вида здравый смысл, ибо он способен скорректировать научные выводы, исходя из особенностей и специфики каждой конкретной программы.
МЕТОДЫ С.П. проявляются в определении таких действий, которые указывали бы на способы и средства реализации программ.
К таким методам следует, прежде всего, отнести первое требование: 1. максимизация результатов в условиях заданной программы. Такое требование далеко не согласуется с минимизацией затрат и то же время достижением оптимума.
2. Оптимизация затрат должна коррелировать с максимизацией ожиданий, т.е. быть направленной на реализацию возможно большего удовлетворения потребностей людей, что почти автоматически ведет к снижению негативных оценок предполагаемых результатов.
3. обстоятельный и внимательный перебор различных вариантов, в которых эффективность и результативность проявляет себя в наибольшей мере, а люди ощутят выгоду.
4. действия, предотвращающие риски, сбои и возможные издержкив силу непредвиденных воздействий окружающей среды или других социальных и политических сил.