Социальная проблема как объект программирования. формы и методы

Продуктом социального программированияявляются программы, которые включают в себя цель и совокупность действий по решению существующих проблем. Программы предусматривают наличие субъекта и объекта воздействия, масштабы (объемы) предполагаемых изменений, временные интервалы, этапы их осуществления.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦ-Х ПРОГРАММ:

6. Она олицетворяет противоречие между теми целями, к которым стремятся люди, общество, организации и теми условиями, в которых реализуются их устремления.

7. Обнаруживается недостаток или неполнота средств решения определенной задачи, но они не дополняются и не включаются в происходящий процесс управления.

8. Рождаются в результате нарастания дезорганизующих процессов, которые торпедируют нормальный, последовательный ход развития событий, в результате чего возникают напряженность, обострение ситуации, появляются различного рода конфронтационные действия.

9. Реакция на проблему субъекта управления, а также его отношения к способам его решения.

10. Выступает стимулом для поиска новых идей, новых подходов.

Классификация соц-х программ:

1) по субъекту воздействия(чьи потребности намечено удовлетворить — личности, группы, слоя, общества);

2) по предмету— социально-экономические, демографические, соци­ально-политические, культурные и т.д.;

3) по длительности осуществления — те­кущие, краткосрочные, среднесрочные и перспективные;

4) по объему — глобальные, региональные, конкретной орга­низации, личные;

5) по соответствию объективным потребностям — научные или псевдонаучные.

По содержанию социальное программирование представляет собой: постановку управленческой задачи, исходя из анализа проблем социального развития в реальной ситуации, возможность их разукрупнения на составные части (подзадачи), их взаимную увязку; установ­ление приоритетов и на той основе вы­деление ведущего звена; выявление ус­ловий и ограничений при решении сформулированных задач; обоснование возможных вариантов достижения наме­ченной цели и выбор среди них оптималь­ного; формирование соответствующего организационного механизма и оценку ожи­даемых последствий от практического воп­лощения избранного варианта действий.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ -это целенап­равленный, научно обоснованный процесс планового решения назревших (актуаль­ных) проблем на всех уровнях социальной организации общества посредством при­сущих ему специфических целевых, программ­но-целевых и проблемно-целевых средств и методов .  

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

1. целевое комплексное программирование(совокупность взаи­мосвязанных и взаимосогласованных приемов, средств целенаправленного воз­действия на объект управления для дости­жения желаемых результатов).

К нему относятся: различные формы координа­ции деятельности; определенные способы концентрации, распределения и перерас­пределения наличных ресурсов; эконо­мическое и социальное стимулирование; формирова­ние положительной мотивации совмест­ной деятельности, ориентированной на конечные результаты; приемы и спосо­бы организационного проектирования.

Как специфическая форма оно пред­ставляет собой приложение фундамен­тальных знаний об обществе, о законах его развития и механизме решения про­блемных задач в социальной сфере. Его рациональное использование усиливает социальную ориентацию управления, де­лает его более гибким, мобильным. Про­граммирование , характеризуемое с техно­логической точки зрения, в данном случае используется как средство оптимизации процесса социального целеполагания.

Целевое программирование выполняет функции оптимизации социальных действий, решения противоречий и со­гласование интересов социальных субъектов, координации их деятельности и кон-центрации ресурсов для достижения основных результатов, выделение ведущего (основного) звена, определение социально-политических приоритетов и выступает, с одной стороны, как специфи­ческий научный метод , а с другой — как метод целевого управления. Примером такого подхода может быть разработка и реализация национальных проектов, объявленных Президентом России в об­ласти образования, здравоохранения, демографической и жилищной полити­ки. Сложность этого программно-целе­вого похода заключается в том, что пред­лагаемые меры выходят далеко за рамки самих объектов программирования : по­мимо финансового их обеспечения воз­никает вопрос, насколько подготовлены кадры для их реализации, как воспри­нимает эти намерения и изменения об­щество, как это скажется на развитии и использовании интеллектуального по­тенциала страны. А если к этому добавить и согласование интересов с мировым, в первую очередь, с европейским сооб­ществом, то сразу становятся очевидны­ми масштабы и сложность ее решения.

2. программно-целевой подход, который предполага­ет определение основных противоречий в развитии того или иного процесса (на­пример, в сфере демографической по­литики). На этой основе формулируют­ся главная цель и ее подцели (иерархия целей), что достигается при целостном и комплексном подходе, а также при от­боре таких средств, которые бы обеспе­чивали возможность учета всех без ис­ключения результатов, характеризующих реализацию намеченной программы.

Программно-целевой подход означа­ет постепенный переход к моделям стра­тегического управления, ориентацию на долгосрочные, конечные результаты. Этот метод предполагает использование и по­стоянное применение пространственных и временных показателей, характеризу­ющих потребности социального разви­тия, возможность их локальной реали­зации. При этом органически сочетаются стратегические интересы и ориентация на качественное изменение социального развития посредством «точечного» воз­действия на систему управления в целом.

В рамках общества сформированы и решаются актуальные проблемы, ко­торые имеют значение для той или иной сферы общественной жизни. К их числу можно отнести федеральные целевые про­граммы «Электронная Россия», «Детство», «Наукограды», «Молодая семья», созда­ющие условия для успешного решения конкретной социальной задачи. Их дли­тельность, направленность на достиже­ние намеченной цели определяется спе­цификой каждой из них, обусловленных особенностями назревшей проблемы.

3. проблемно-целевого подход - направлен на подго­товку эффективных решений по отдель­ным важнейшим и актуальным вопро­сам данного сообщества, организации, социального института. Он может так­же применяться при решении ключевых, неотложных задач социального развития вне зависимости от административно-территориальной или ведомственной принадлежности. В рамках производ­ственных организаций это может озна­чать сосредоточение внимания на раз­работке соответствующих документов по рациональной организации труда, по созданию благоприятного социально-пси­хологического климата, предупреждению конфликтов, подготовке и переподготов­ке персонала и т.д. Для территориальных и административных объектов такими проблемно-целевыми программами в на­стоящее время являются рационализа­ция пассажирских потоков, обеспечение качества потребительского спроса, бла­гоустройство, жилищная проблема, со­кращение преступности и укрепление правопорядка. В ряде случаев на основе проблемно-целевого подхода решаются экологические вопросы.

Общими объединяющими все про­граммы компонентами являются, во-первых, стремление определить ос­новное противоречие, решение которо­го стало бы узловым моментом для ре­ализации всего спектра поставленных задач. Во-вторых, возможность ограничить число компонентов (подпроб-лем),чтобы не упустить главное, сосре­доточив силы на решающих участках. В-третьих, для любой проблемы следует найти место среди более широ­кого круга подобных

для того, чтобы не преувеличивать, не преуменьшить ее значение, ибо и в том и другом случае это может привести к серьезным про­счетам. В-четвертых, ни в коей мере не игнорируя теоретический ана­лиз проблемы, не упускать из вида здра­вый смысл, ибо он способен скорректи­ровать научные выводы, исходя из особенностей и специфики каждой кон­кретной программы.

МЕТОДЫ С.П. проявляются в определении таких действий, которые указывали бы на способы и сред­ства реализации программ.

К таким мето­дам следует, прежде всего, отнести первое требование: 1. максимизация результатов в условиях заданной программы. Такое требование далеко не согласуется с ми­нимизацией затрат и то же время дости­жением оптимума.

2. Оптимизация затрат должна коррелировать с максимизацией ожиданий, т.е. быть направленной на реализацию возможно большего удовлетворения потреб­ностей людей, что почти автоматически ведет к снижению негативных оценок предполагаемых результатов.

3. обстоятельный и внимательный перебор различных вариантов, в которых эффек­тивность и результативность проявляет себя в наибольшей мере, а люди ощутят выгоду.

4. действия, предотвра­щающие риски, сбои и возможные издерж­кив силу непредвиденных воздействий окружающей среды или других соци­альных и политических сил.

Наши рекомендации