Контрмеры - это меры, принимаемые государством в отношении правонарушителя в рамках международного права. Контрмеры подразделяют на реторсии и репрессалии. 22 страница

--------------------------------

<1> См.: Панов В.П. Международное уголовное право: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 89.

<2> Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изм.) // Российская газета. 1993. 21 сентября. N 182; Российские вести. 1993. N 189; СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (с изм.) // Российская газета. 1995. N 246; СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

Лица, входящие в состав вооруженных сил <1> стороны, находящейся в конфликте, являются комбатантами, т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. В Дополнительном протоколе I (п. 1 ст. 43) четко зафиксировано обязательство: всякий раз, когда сторона, находящаяся в конфликте, включает в свои вооруженные силы полувоенную организацию или вооруженную организацию, обеспечивающую охрану порядка, она уведомляет об этом другие стороны, находящиеся в конфликте. При этом представляется важным, в какой степени государство будет готово принять на себя ответственность за действия конкретных лиц <2>. Так, в 1997 г. Папуа - Новая Гвинея сотрудникам ЧВК Sandine International придала статус "специальных констеблей". По-видимому, аналогичный подход был принят в отношении сотрудников Executive Outcomes в Анголе и Сьерра-Леоне в 90-е годы прошлого столетия <3>. Великобритания творчески подошла к этому вопросу. Закон 1996 г. о спонсируемом запасе требует, чтобы часть рабочей силы правительственного подрядчика состояла из военнослужащих запаса. В соответствии с этим законом при необходимости британское правительство "спонсирует" сотрудников ЧВК/ЧОК из числа резервистов, которые мобилизуются и развертываются как военнослужащие, носящие форму. Они действуют под командованием и контролем военных командиров и в силу своей принадлежности к личному составу вооруженных сил могут принимать непосредственное участие в военных действиях и имеют право на статус военнопленного в случае захвата <4>.

--------------------------------

<1> Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов (п. 1 ст. 43 ДП I).

<2> Кеннет Уоткин приводит в качестве иллюстрации дело "Military Prosecutor v. Kassem" (1971). Тот факт, что ни одно правительство не взяло на себя ответственность за действия боевиков, послужил основанием для отказа израильского правительства предоставить захваченным боевикам статус военнопленных. См.: Watkin. Warriors without Rights? Combatants, Unprivileged Belligerents, and the Struggle over Legitimacy, Harvard University, HPCR Occasional Paper Series N 2, Cambridge, Mass., 2005. P. 26.

<3> См.: Жийар Э.-К. Бизнес идет на войну: частные военные и охранные компании и международное гуманитарное право // Международный журнал Красного Креста. 2006. Т. 88. N 863. С. 48.

<4> Там же. С. 60.

Элементы "постыдного характера деятельности наемника" <1> связаны с тем, что занимающиеся им лица, как считается, мотивированы исключительно жаждой наживы <2> и безразличны к самому конфликту, потому что не являются гражданами государства, выступающего в нем стороной. Как правило, неприятие вызывает тот факт, что некоторые индивидуумы не отказываются от возможности извлечь выгоду из войны и людских страданий. Некоторые авторы указывают на то, что многие солдаты записываются в армию просто для заработка и что определение наемника отражает нереалистичную приверженность понятий патриотизма и чести <3>.

--------------------------------

<1> См.: Sandoz Y., Svinarski C. and Zimmerman B. (eds.). Commentary on the Additional Protokols of 8 June 1977 to the Geneva Conventions of 12 August 1949, ICRC/Martinus Nijhoff, Dordrecht, 1987, para. 1794.

<2> В отличие от военнослужащих, единственным побудительным мотивом для которых является сильное чувство патриотического долга перед своей страной.

<3> См.: Камерон Л. Частные военные компании: их статус по международному гуманитарному праву и воздействие МГП на регулирование их деятельности // Международный журнал Красного Креста. 2006. Т. 88. N 863. С. 72.

Таким образом, определение наемника, сформулированное в примечании к ст. 359 УК РФ, выходит за рамки международно-правовых обязательств РФ, не содержит указаний на фактическое участие наемника в военных действиях и вхождение в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте. Тем самым расширяется сфера ее применения, а значит, криминализации деяния, и, как следствие, снижаются возможности правильной квалификации правоприменителем. Обязанности РФ в части выполнения международных обязательств, вытекающих из участия в ДП I и неучастия в Конвенции 1989 г., сводятся лишь к ситуациям международных вооруженных конфликтов и на "любые другие" ситуации не могут распространяться.

Объективная сторона преступления характеризуется действиями, состоящими в непосредственном участии наемника в международном вооруженном конфликте (военных действиях). Обязательным признаком является обстановка международного вооруженного конфликта (военных действий). Преступление окончено с начала участия наемника в боевых операциях.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и корыстным мотивом. Обязательный признак преступления - цель его совершения: получение лицом определенного материального вознаграждения за его участие в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Криминологи называют и некоторые неосознаваемые мотивы, внешне камуфлируемые под традиционные корыстные или хулиганские. Так, Ю.М. Антонян отмечает: "Нынешняя ситуация дала выход дремлющей в глубинах человеческой психики и сдерживаемой цивилизацией потребности в разрушении. Поэтому сейчас стали чаще убивать и калечить ради самого убийства даже тогда, когда корыстные соображения, казалось бы, совершенно очевидны. Наемные убийства на бессознательном уровне мотивируются именно такой глобальной тенденцией к деструктивности. Получение денег за убийство, террористический акт или наемничество для участия в локальной войне - лишь внешняя, рационально объяснимая сторона кровавой агрессии, за которой прячется указанная тенденция" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Антонян Ю.М. Насилие. Человек. Общество: Монография. М., 2001. С. 234.

Отсутствие корысти, т.е. получения специальной платы за такие действия, исключает уголовную ответственность по ч. 3 ст. 359 УК РФ. Важно подчеркнуть, что деньги, ценности и иное имущество, любые доходы от этого имущества, полученные в результате совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, подлежат конфискации, т.е. принудительному безвозмездному обращению по решению суда в собственность государства на основании обвинительного приговора (ст. 104.1 УК РФ). Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета (ст. 104.2 УК РФ).

В.Ю. Калугин констатирует, что Конвенцией 1989 г. было уточнено и расширено понятие "наемник", однако выводит за рамки "наемничества" вербовку, финансирование и обучение наемников <1>. Как представляется, собственно "наемничество" образуют вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 1 ст. 359 УК РФ) и те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 359 УК РФ).

--------------------------------

<1> См.: Калугин В.Ю. Курс международного гуманитарного права. Мн.: Тесей, 2006. С. 132.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК РФ, включает вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, использование наемника. Однако УК РФ не раскрывает содержание понятий, оставляя правоприменителю возможность их интерпретации. Представляется возможным сформулировать следующие определения.

Вербовка наемника - деятельность, связанная с поиском, агитацией, приглашением, подбором, набором, наймом, направлением к месту обучения, дислокацией людей (одного или нескольких лиц), являющихся гражданами иных государств либо апатридами, для подготовки и их последующего участия в вооруженном конфликте или военных действиях за материальное вознаграждение <1>. При этом условия найма могут быть определены как письменно (в форме договора), так и устно. Типичными для тактики вербовки наемников радикальными формированиями являются: индивидуальный подход и тщательное предварительное изучение вербуемого в целях обеспечения безопасности и выявления его возможных связей с антитеррористическими органами <2>.

--------------------------------

<1> Приглашение в любой форме тех или иных лиц к участию в военных действиях с обещанием вознаграждения или иного материального обеспечения характеризуется подготовительным характером по отношению к собственно актам вербовки и поэтому само по себе должно расцениваться как приготовление к наемничеству в случае, если по независящим от воли виновного причинам "соглашения" об участии потенциального наемника в вооруженных действиях достигнуто не было. См.: Кибальник А., Соломоненко И. Уголовная ответственность за наемничество // Российская юстиция. 2002. N 4.

<2> См.: Доклад Э.Б. Бальестереса.

Обучение наемника - деятельность по подготовке уже завербованного наемника (или наемников) к участию в вооруженном конфликте или в военных действиях, а также организация функционирования специальных школ, лагерей, баз и т.д. Заключается в целенаправленной тренировке в ходе проведения специальных занятий по вопросам: обращения с оружием и боевыми припасами, наиболее эффективного и целесообразного их применения и использования; устройства военной техники; методов ведения военных действий - тактики ведения боя в тех или иных условиях местности, времени суток и года, в разнообразных климатических условиях, способам ведения диверсионной работы, приемов силовой борьбы и др.

Финансирование наемничества представляет собой: а) обеспечение наемника денежными средствами, открытие счетов в банках на лицо, являющееся наемником, выплата ему денежного или иного материального вознаграждения <1>; б) выделение средств на создание материальной базы для вербовки, обучения и использования наемников в вооруженном конфликте или военных действиях. Под "финансированием наемников" в Модельном законе СНГ 2005 г. понимается обеспечение наемников имуществом, финансовыми, материально-техническими и иными средствами для осуществления ими противоправной деятельности. К финансированию наемников не могут быть отнесены любые выплаты или финансовые операции, осуществляемые в рамках или во исполнение обязательств по межгосударственным соглашениям о военном и военно-техническом сотрудничестве.

--------------------------------

<1> Обосновывается позиция, согласно которой финансирование наемника как преступное деяние должно считаться оконченным в момент фактического использования денежных средств по предполагаемому назначению, а вовсе не в момент их получения наемником. См.: Кибальник А., Соломоненко И. Указ. соч.

Иное материальное обеспечение наемника - предоставление военного или иного имущества, вооружения и боеприпасов (обеспечение соответствующими видами боевого оружия и боеприпасами), техники и транспортных средств (автотехники или иных средств передвижения), довольствия, обмундирования (экипировка по сезону) и др. <1>.

--------------------------------

<1> Иное материальное обеспечение наемников как преступное деяние должно считаться оконченным в момент фактического использования материальных предметов по предполагаемому назначению.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях - привлечение к непосредственному участию в вооруженном конфликте, к боевым операциям или акциям военного характера как в районе военных действий, так и за его пределами (направление к месту ведения военных действий, руководство действиями формирований, их подразделений или отдельных наемников и т.д.), выполнение приказов, поручений или распоряжений по обеспечению акций военного характера и др.

Анализируемое преступление относится к так называемым формальным; оно считается оконченным с момента осуществления одного из действий, предусмотренных ч. 1 ст. 359 УК РФ.

Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются его совершение: 1) с использованием служебного положения; 2) в отношении несовершеннолетнего. Под использованием виновным служебного положения (ч. 2 ст. 359 УК РФ), т.е. полномочий и привилегий, предоставленных по службе <1>, понимается деяние, совершенное вопреки интересам службы как должностным лицом, так и не являющимся таковым государственным служащим или служащим органов местного самоуправления, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в негосударственной организации, направленное на вербовку, обучение, финансирование, иное материальное обеспечение наемника либо его использование в вооруженном конфликте или военных действиях <2>. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ). Действия вербовщика в отношении несовершеннолетнего должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления) <3>.

--------------------------------

<1> В примечаниях к ст. 285 УК РФ ("Злоупотребление должностными полномочиями") указано, что применительно к статьям гл. 30 ("Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления") должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (отв. ред. А.И. Рарог) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011 (7-е издание, переработанное и дополненное).

<2> Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Рарог. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.

<3> См.: Уголовное право России. Особенная часть: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. докт. юрид. наук, проф., заслуж. деятеля науки РФ В.П. Ревина. М.: Юстицинформ, 2009.

Как отмечают некоторые исследователи, серьезным упущением законодателя является отсутствие ряда обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность за совершение наемничества, предусмотренного в ч. 1 ст. 359 УК РФ. Часто данное преступление совершается в соучастии. При этом его форма обычно проявляется не просто в наличии группы лиц, а в устойчивом характере их взаимосвязи. Поэтому предлагалось ввести такой квалифицированный вид наемничества, как совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кибальник А., Соломоненко И. Указ. соч.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет <1>, наделенное административно-распорядительными полномочиями, занимающее определенную должность, действующее от имени организации (государственной либо негосударственной). Представляется важным четкое установление соучастников преступления (наряду с исполнителем таковыми признаются организатор, подстрекатель и пособник - ст. 33 УК РФ).

--------------------------------

<1> Однако если лицо в момент совершения преступления было несовершеннолетним, то это оказывает влияние на решение вопроса о его уголовной ответственности, назначение наказания, выбор вида и срока наказания (п. "б" ч. 1 ст. 61 УК РФ), освобождение от уголовной ответственности и наказания. Лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, могут быть назначены как наказания, предусмотренные санкцией статьи УК РФ, так и принудительные меры воспитательного воздействия (в том числе помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием), не являющиеся наказанием и не влекущие судимости. См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006. Комментарий к ст. 87.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом - виновный осознает общественно опасный характер вербовки, обучения, финансирования либо иного материального обеспечения наемника или использования его в вооруженном конфликте или военных действиях и желает совершить такие действия. Мотивами преступления являются корыстные, патриотические и иные побуждения, которые влияют на индивидуализацию ответственности и наказание.

Следует подчеркнуть, что в уголовном законодательстве государств СНГ (Казахстана, Кыргызстана <1>, Азербайджана, Молдовы) наемничество понимается как "вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях", а состав преступления включает также "участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях" <2>. В УК Украины (ст. 447) к наемничеству также отнесено использование наемников в "насильственных действиях, направленных на свержение государственной власти либо нарушение территориальной целостности других государств", а также "участие без разрешения соответствующих органов государственной власти в вооруженных конфликтах других государств с целью получения материального вознаграждения" <3>.

--------------------------------

<1> Так, за преступления, связанные с наемничеством, привлекался к уголовной ответственности ряд иностранных граждан в Кыргызской Республике, в частности, за участие во вторжении бандформирований Исламского движения Узбекистана на территорию Баткенской области КР в 1999 - 2000 гг.

<2> http:// www.atcsng.ru/ print.cgi?id=39

<3> Так, с 1993 г. по настоящее время к уголовной ответственности по соответствующим статьям Уголовного кодекса Украины привлекались семь граждан и один иностранец, а двум гражданам других государств был запрещен въезд.

Согласно международному гуманитарному праву наемничество не запрещается, говорится лишь о том, что наемники не являются комбатантами и не получают статуса военнопленного. Хотя Дополнительный протокол и говорит о том, что наемники не имеют права на статус военнопленного, это не означает, что международное право полностью лишает их защиты. Следует уточнить, что ст. 5 Женевской конвенции III распространяет действие норм ("покровительство Конвенции") на лиц, принявших то или иное участие в военных действиях и попавших в руки противника, до тех пор, пока их положение не будет определено компетентным судом.

По мнению В.П. Панова <1>, уголовное преследование и наказание наемников осуществляются в двух формах: 1) по соответствующим законам государства, на территории которого наемники совершили преступные деяния; 2) созданием специальных военных трибуналов или других судов при совершении преступлений на территории нескольких государств.

--------------------------------

<1> См.: Панов В.П. Международное уголовное право: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 90.

Известным прецедентом международной борьбы с наемничеством стал судебный процесс над 13 наемниками в Народной Республике Ангола. Он проходил в Луанде в 1976 г. Следует подчеркнуть, что именно в этом процессе наемников обвинили также в деяниях, составлявших военные преступления - убийство гражданских лиц и наемников, отказавшихся сражаться. Виновные были приговорены к строгим мерам наказания, вплоть до смертной казни. Осуждена и практика их использования.

Сегодня Россия не подписала и не ратифицировала Международную конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. по причине того, что она не в полной мере отражает суть явления "наемничество", которое тесно связано с такими преступлениями, как терроризм <1> и агрессия <2>. Представляется, что в сложившейся ситуации с ратификацией Конвенции 1989 г. не стоит спешить, поскольку широкий подход к концепции наемничества, неконкретность отдельных формулировок, жесткий подход к проблеме выдачи наемников другим государствам <3>, обязательность сообщений о результатах разбирательства <4>, закрепленные в ней, с одной стороны, ведут к стиранию граней с другими преступлениями международного характера, а с другой стороны, способны инициировать возникновение споров с другими государствами-участниками (вплоть до передачи спора в Международный суд <5>).

--------------------------------

<1> Действия наемников тесно связаны с международным терроризмом при участии в разовых или неоднократных совместных насильственных действиях, направленных на свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка или территориальной целостности государств.

<2> Связь наемничества с агрессией обусловлена использованием наемников как средства государственной политики во внешних отношениях.

<3> Так, государства-участники обязуются включать такие преступления в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, заключаемый между ними (ч. 1 ст. 15 Конвенции 1989 г.).

<4> В соответствии со ст. 14 Конвенции государство-участник, на территории которого предполагаемый преступник подвергается уголовному преследованию, сообщает в соответствии со своим законодательством об окончательных результатах разбирательства Генеральному секретарю ООН, который направляет эту информацию другим заинтересованным государствам.

<5> Чтобы избежать этого, необходимо при подписании, ратификации или при присоединении к Конвенции сделать заявление о том, что государство не считает себя связанным положениями п. 1 ст. 17 Конвенции.

Формулировка примечания к ст. 359 УК РФ базируется на ст. 47 Дополнительного протокола I. Однако какие-либо ссылки на ДП I в части установления противоправности наемничества безосновательны, поскольку там речь идет лишь о вопросах статуса лица - бывшего комбатанта, захваченного другим государством - участником международного вооруженного конфликта, и его возможных правопритязаниях на новый статус - военнопленного. Представляется важным воспроизвести в примечании полное определение наемника.

Нужна правовая оценка новых вызовов: вербовки и набора персонала частных военных компаний, оказывающих поддержку силового, экспертного, охранного характера на коммерческой основе, и вербовки через СМИ и сеть Интернет. Необходимо определить статус подобных организаций как на международном, так и внутригосударственном уровне.

§ 3. Аутсорсинг военных услуг. Деятельность

частных военных компаний

В условиях перехода Вооруженных Сил РФ к новому облику особую значимость приобретает процесс передачи непрофильных функций иным (сторонним) организациям, что в экономической литературе получило наименование "аутсорсинг". Данное явление не является новым в практике. Однако в юридической науке, в отличие от экономических наук, пока отсутствуют серьезные исследования данного явления. Правовое регулирование в данной сфере является фрагментарным и не отражает практических потребностей, вследствие чего в ряде случаев применяются отдельные правовые нормы по аналогии.

В принципе речь идет о двух явлениях. С одной стороны, это передача непрофильных (или неглавных, второстепенных) функций для их выполнения сторонними организациями, которые могут быть урегулированы гражданско-правовым договором (например, подряда или предоставления услуг). С другой стороны, речь идет о привлечении персонала сторонних организаций для выполнения задач в интересах МО РФ. Если первое направление отчасти разработано и апробировано <1>, то второе направление нуждается в особом осмыслении и правовом закреплении. Что касается широкомасштабного использования аутсорсинга в военной сфере, то оно началось в 1964 г., когда компания Serco заключила контракт с Министерством обороны Великобритании по управлению системами слежения за баллистическими ракетами и системами раннего оповещения в Файлингдейле <2>.

--------------------------------

<1> Например, государственный оборонный заказ, поставка товаров для государственных нужд, подрядные работы в сфере строительства и т.д.

<2> См.: Таймал Р., Пичугин И.П. Аутсорсинг становится популярной бизнес-моделью // Коммерсант. 2001. 24 августа.

Слово "аутсорсинг" (англ. - outsourcing) можно перевести с английского буквально как "вне источника" <1>, "использование чужих ресурсов"; заложенный в него иностранный корень означает действие, направленное на улучшение, оптимизацию процесса в реальном времени <2>. Часто как русский аналог слова "аутсорсинг" применяется понятие "кооперация" <3>. В первом приближении аутсорсинг это - договоренность о передаче непрофильных функций организации другим исполнителям, специализирующимся в конкретных областях и имеющим больший опыт, возможности и знания; это стратегия управления, благодаря которой можно оптимизировать процессы, протекающие в организации, и полностью сосредоточится на главном направлении деятельности.

--------------------------------

<1> См.: Англо-русский и русско-английский словарь / Под ред. О.С. Ахмановой, Е.А.М. Уилсон. М.: Рус. яз., 1989. С. 474.

<2> В научной литературе встречаются следующие термины, соотносимые с термином "аутсорсинг": а) экстернализация - передача контроля над выполнением операции сторонней компании; б) "facilities management" - управление мощностями; в) "contracting out" - передача контракта на сторону; "spin off" - выделение единиц бизнеса; "shrinking" - сокращение, сжатие организации; "downsizing" - уменьшение организации; "deleyering" - ограничение числа уровней управления.

<3> Кооперация как организационно-правовая форма предприятия устарела, но основные принципы построения сотрудничества в данном контексте кооперации могут применяться и в современных условиях. Во времена плановой экономики СССР применялись понятия операционного, календарного разделения процесса производства готовой продукции, внутри которых была узкая специализация производственных единиц. С другой стороны, даже крупные заводы и фабрики изготавливали продукцию, которая была только составляющей частью, полуфабрикатом для общей готовой продукции некоторой отрасли.

Проблемы аутсорсинга получили определенное освещение, преимущественно в экономической литературе <1>. Однако в юридической науке пока отсутствуют серьезные научные исследования данного явления. Аутсорсинг означает: а) в экономическом смысле это выполнение каких-либо второстепенных производственных функций организации силами сторонних организаций, специализирующихся в выполнении соответствующих работ; б) в юридическом смысле - возмездные услуги внешнего исполнителя (специализированной организации) в пользу организации-заказчика. Сущность аутсорсинга заключается в распределении производственных функций и административно-управленческих процессов в соответствии с принципом: "оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других".

Наши рекомендации