Подготовка к публичному выступлению и его написание
Фрейзер П. Сайтел8 рекомендует спичрайтеру в процессе работы над устным публичным выступлением соблюдать следующую схему подготовки к публичному выступлению: 1) подготовка; 2) интервьюирование; 3) исследование; 4) организация и написание речи.
Подготовительный период. Спичрайтер должен ответить на следующие вопросы, касающиеся предстоящего публичного выступления спикера: кто, что, где, когда и, добавим, также зачем.
Спичрайтер должен хорошо знать, кто будет произносить речь — личностные качества первого лица — спикера, учитывая его пол, возраст, интересы, манеру говорить, держаться на публике. Необходимо знать и аудиторию, для которой произносится данная речь, так как содержание выступления должно в целом отражать интересы аудитории: чаще всего аудитория хочет услышать новую информацию, значительно реже — получить эстетическое удовольствие. Нельзя забывать и о том, что иногда слушателей собирают по принуждению, и здесь важным является характер взаимоотношений аудитории с субъектом PR.
Аудитория может быть охарактеризована по количественным и качественным параметрам. Качественный анализ аудитории — это характер однородности аудитории по социально-профессиональному составу, возрасту, полу, интеллектуальному уровню, национальности, религиозным, политическим предпочтениям. Сюда же относят и степень подготовленности аудитории (выделяются аудитории хорошо подготовленные, подготовленные и малоподготовленные). Наиболее трудной является молодежная аудитория в силу ее интеллектуальных и физиологических изменений, поэтому следует при подготовке речи перед молодежной средой опираться на аргументы, предполагающие прежде всего эмоциональное воздействие, в то время как «взрослая» аудито-
7 Панфилова Л. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельнос
ти. СПб., 1999. С. 338.
8 Сайтел Ф. П. Современные паблик рилейшнз. М., 2002. С. 333.
рия требует аргументированного и доказательного изложения мыслей. Более эффективной может стать речь, предназначенная аудитории, объединенной по социально-профессиональным или политическим предпочтениям. Наличие большого количества людей, объединенных по профессиональному признаку, позволит оратору использовать как специализированную лексику, так и подбирать примеры из данной профессиональной области. Кроме того, аудиторию разделяют на дружественную или враждебную, апатичную или симпатизирующую.
Количественный анализ аудитории дает возможность рационального подбора самого помещения для публичной речи и оптимальной рассадки слушателей, технической подготовки помещения.
«Что» —это сама тема публичного выступления. Четкая формулировка темы выступления — особая забота пресс-секретаря (спичрайтера). Следует внимательно прорабатывать формулировки тем выступлений должностных лиц при подготовке повесток дня различного рода совещаний, семинаров и т. п. Тема выступления должна обладать признаком новизны и не обхваты- • вать большого количества затрагиваемых проблем.
Важен вопрос, «где» произносится речь и при каких условиях: в каком месте должно состояться выступление и как оно оборудовано (освещение, температура, наличие подиума, трибуны). Ответ на вопрос «.когда»: в какое время должно состояться публичное выступление. Утро считается лучшим временем для произнесения публичной речи. Если речь идет о выступлении на конференции, митинге, презентации, важно знать, в какой части мероприятия она будет произноситься, поскольку по мере приближения к перерыву интерес слушателей к выступлению может снижаться. «Зачем» — это цель речи, представление о том результате, который должен быть достигнут в процессе публичного выступления.
Второй этап подготовки публичного выступления — интервьюирование спикера. Спичрайтеру в процессе интервьюирования необходимо решить основные три задачи: 1. Определить объект разговора (цель речи). 2. Определить основные смысловые моменты. 3. Ухватить основные характеристики выступающего9, а также объем речи и вытекающие отсюда сроки исполнения — представления спикеру текста данной речи.
9 Сайтел Ф. П. Указ. соч. С. 334.
Следующая стадия спичрайтинга — «исследование» — предполагает прежде всего разработку темы. Затем спичрайтер приступает к работе с источниками: это прежние речи оратора, справочная литература (брошюры, сборники цитат, крылатых фраз и под.). В процессе накопления иллюстративного материала нужно будет делать соответствующие записи прочитанного и, фиксируя справочный материал, тщательно проверять точность записываемых цифр, дат, имен, цитат.
Роль цитаты в публичном тексте может быть различной: «Одни цитаты рассчитаны на эмоции, другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи опираются на авторитет источника»10. Но цитата будет уместной, если она берется из авторитетного источника. В качестве цитатного материала используются и ссылки на законодательные, нормативные акты, различного рода документы. Цитата может использоваться как ораторский прием в начале или конце речи.
После завершения этапа сбора материала спичрайтер приступает к его обработке.
Следующий этап — написание текста. Спичрайтер может подготовить полный текст публичной речи, тезисы речи, краткий план речи, конспект речи. Назначение конспекта — логически и психологически организовать основной тезис, который автор хочет донести до слушателя. Для начинающих ораторов, конечно, следует готовить полный текст публичного выступления.
Структура любого текста, как письменного, так устного, как-известно, трехчастна: это введение, основная часть и заключение.
Цель вступления как начальной части публичного выступления — привлечь внимание аудитории, установить эмоциональный контакт со слушателями, который должен поддерживаться до конца публичной речи. Известно, что в самом начале аудитория обычно готова слушать оратора, поэтому вступление должно быть энергичным и живым. Во введении оратор должен: «1) показать себя человеком, которому можно доверять („нравы"), заинтересованным в деле, убежденным и т. д.; 2) настроиться самому и настроить аудиторию на общение: а) вызвать интерес и благожелательное внимание; б) установить контакт;
10 Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. ред. В. Максимова. М., 2001. С. 100.
3) подготовить аудиторию к восприятию речи: а) пояснить намерения; б) сформулировать задачу; в) перечислить основные вопросы, которые будут обсуждаться»".
С самого начала речь должна заинтересовать слушателя, именно вступление «задает» тон всему выступлению, поэтому не рекомендуется зачитывать его «по бумажке», лучше заранее проговорить или выучить наизусть.
В начале основной части аудитории представляется главный тезис выступления, чтобы она восприняла его как основной и поняла, о чем же будет идти речь и целеустановку оратора. В основной части главная мысль расчленяется на составляющие.
Заключительная часть публичного выступления — одна из важнейших, которая запоминается аудиторией, и в ней должно закрепляться то впечатление, которое произвела публичная речь. Существует несколько видов «концовок»: вывод, когда дается резюме речи или высказывается личное отношение оратора к поднятой им теме. Эффектным может быть концовка в виде цитаты.
Нужно помнить о том, чтобы публичная речь содержала контак-тоустанавливающие средства, такие как обращение, приветствие, комплимент, прощание, метатекстовые конструкции (например, в начале своего выступления я хотел бы обратить ваше внимание на...; повторим еще раз...; теперь перейдем к вопросу о... и др.)
Спичрайтер должен учитывать также и средства диалогизации выступления: вопросительные предложения, риторические вопросы, конструкции, которые призывают аудиторию к совместным речемыслительным действиям, например, представьте (представим) себе, давайте вместе подумаем и под. Спичрайтер заботится и том, чтобы сделать публичную речь выразительной. Однако «PR-специалист должен сосредотачиваться не на придумывании интересных метафор для своего руководителя (это всегда индивидуально и под силу очень немногим), а на глубоком анализе данных в период подготовки выступления для выявления интересных тенденций и возможного прогнозирования ситуации. Именно аналитика и глубокое понимание процессов сделают PR-специалиста незаменимым в любой организации»12.
" Лнисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. Указ. соч. С. 171.
12 Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relations. M., 2002. С. 137.
7.2.3. Организация устного публичного выступления
Организацию устного публичного выступления можно довольно условно разделить на две составляющие: это собственно подготовка к произнесению речи и само выступление. Но прежде остановимся на проблеме классификации публичной речи по степени подготовленности. Выделяют речь подготовленную, частично подготовленную, неподготовленную — в зависимости от степени подготовленности содержания и формы выступления.
Подготовленная речь — это, по сути, речь заученная, когда говорящий знает не только то, о чем он говорит (содержание речи), но и как говорит (его форму). Такой тип речи рекомендуется для выступлений прежде всего в политических коммуникациях, и особенно для начинающих политиков (когда уже «проверены» и содержание, и сама форма исполнения), он поможет избежать различных трактовок текста речи, исполненной («рассказанной») неопытным оратором. Но заученная речь теряет непринужденный и естественный характер ее произнесения, точнее говоря, ее исполнения, поскольку спикер должен воспроизвести все, что было ранее заготовлено. Недостатки данного типа речи — отсутствие возможности вносить изменения в текст речи, которые возникают при личном контакте говорящего с аудиторией. Не является оптимальным и такой тип произнесения речи, как ее чтение. Чтение ранее написанного текста создает барьер между аудиторией и говорящим, лишает их непосредственного контакта.
Для выступления с неподготовленной речью (когда оратор заранее не знает, ни что будет говорить, ни тем более как) требуется иметь профессиональный опыт, интеллект, определенные волевые характеристики. Оптимальным для устного публичного выступления можно признать частично подготовленную речь: говорящий владеет материалом, а форма его исполнения будет зависеть от конкретных условий произнесения. Здесь возможно и оптимально считывание с бумаги (или карточки) цитат, статистического материала или если текст представляет собой официальный документ. Для всех указанных типов речи важно, чтобы ее характер носил характер устной речи.
Если речь записывается полностью, то печатать ее рекомендуется так, чтобы оставались широкие поля для заметок и примечаний, нижняя четверть страницы также не должна быть запол-
нена текстом, чтобы оратор при чтении не смотрел вниз. Листы текста речи должны быть скреплены.
Обязательно отмечаются вводная и заключительная части, ключевые тезисы подчеркиваются. Если речь подготовлена в виде тезисов, то тогда они должны быть записаны на карточках, причем их необходимо обязательно пронумеровать. На карточках нужно записать весь фактологический материал: цифры, примеры, цитаты.
Репетиция выступления. Репетируется речь только для того, чтобы запомнить идеи, но не высказывания, слова, хотя хорошо «проговорить» сильные позиции текста — вступление и заключение. Рекомендуется прочитать полностью текст выступления, чтобы уточнить время звучания речи. При темпе 120 слов в минуту — норме устной публичной речи — одна машинописная страница прочитывается примерно за две минуты. Основной тезис выделяется с помощью интонационных средств.
Перейдем к особенностям «исполнения» самой публичной речи, поскольку пресс-секретарь должен обучать первых лиц и искусству правильно вести себя во время выступления.
В самом начале выступления делается маленькая пауза, необходимая для того, чтобы слушатели сконцентрировали свое внимание; кроме того такие паузы позволяют выглядеть оратору уверенным и авторитетным. Во время выступления спикер должен следить за своей дикцией, помнить, что труднопроизносимые слова трудно воспринимаются.
Для эффективности публичного выступления спикер следит за установлением обратной связи с аудиторией, ему необходимо управлять вниманием своей аудитории. Можно выделить несколько принципов работы оратора по управлению вниманием аудитории: контроль за темпом речи и стимулирование слушателей, что выражается в так называемой экстрастимуляции — ряде действий, с помощью которых спикер работает против торможения нервной деятельности своих слушателей (похвала аудитории, шутка, загадка, намек и т. д.).
Зрительный контакт устанавливается следующим образом: каждому в аудитории нужно уделить одинаковое время — 3-4 секунды. Если аудитория большая, то тогда рекомендуется разбить ее на несколько частей — секторов и во время выступления переводить взгляд с одной части на другую. Если есть зритель-
ный контакт, значит, аудитория будет слушать спикера более внимательно, так как при таком контакте создается впечатление, что мнение аудитории о предмете речи, которое «испрашивает» спикер глазами, важно для выступающего.
Говоря о жестах, важно помнить, что язык жестов прочитывается в своей совокупности, а не по отдельным компонентам (например, скрещенные на груди руки), необходимо учитывать всю совокупность невербальных знаков говорящего в их движении, а не в статике. Жесты производятся только на уровне груди и не должны отвлекать внимание аудитории, закрывать лицо говорящего.
Кроме собственно основных тезисов речи, вспомогательными наглядными материалами могут быть слайды, диафильмы, плакаты, иллюстрации, чертежи. В случае видеопрезентации выступающий, во-первых, должен предупредить организаторов о необходимости в техническом оборудовании и, во-вторых, проверить перед выступлением, как работает это оборудование.
Перед выступлением пресс-секретарь выясняет, будет ли отведено время для ответов на вопросы. Любой спикер должен быть готов к репликам-перебивам, провокационным репликам, предполагающим возражения: следует заранее подумать и учесть возможную критику сказанного. В таком случае спикер-оратор должен для себя предварительно выявить как можно больше возможных вопросов, которые могут возникнуть у аудитории. Отвечать на любые, как дружественные, так и провокационные вопросы следует спокойно. Отвечает оратор не задавшему вопрос, а всей аудитории в целом.