Развитие германской буржуазной государственности в первой половине XIX века.
До 1806 года в Германии насчитывался 51 имперский город, около 360 княжеств и около 1,5 тыс. рыцарских владений, владельцы которых также претендовали на независимость и суверенитет[33]. Исследователи отмечают, что к началу XIX века Германская империя представляла собой настоящий конгломерат государств: королевства, курфюрства, ландграфства, маркграфства – «окняженные графства», архиепископства, епископства, аббатства, владения духовных орденов, владения имперских рыцарств и вольных городов.
Великая французская революция повлияла на фактически распавшуюся феодальную империю, которой являлась тысячелетняя «Священная Римская империя германской нации», а Наполеон I юридически довершил дело ее разрушения. Священная римская империя германской нации официально прекратила свое существование в 1806 году. Под давлением Наполеона император Франц II отказался от своего правления. Наполеон уничтожил самостоятельность «вольных» городов иотдельных княжеств, и вместо нескольких сотен государств осталось несколько десятков. Значительная часть Германии (в частности, прирейнские области) была поставлена под непосредственное управление (протекторат) Франции. Между тем именно здесь были уничтожены крепостное право и феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс 1804 года.
После поражения Наполеона державы – победительницы Англия и Россия, переустраивая Европу, решили германский вопрос по-новому. Судьба Германии была отражена в двух международно-правовых документах – Союзном акте (10 июля 1815 г.) и Заключительном акте (15 июня 1820 г.), принятых по результатам работы Венского конгресса. Эти акты провозглашали создание Германского союза – конфедерации, объединившей 38 немецких государств. Целью конфедерации была охрана внутренней и внешней безопасности страны. Столицей союза стал Франкфурт-на-Майне, в котором располагался общий орган управления – Конгресс (бундестаг), состоявший из представителей правительств – членов союза и имевший право союзной экзекуции (военного наказания). Лидером союза стала Австрия. Объединение немецких государств сопровождалось принятием ими конституций (так, с 1814 по 1834 г. было принято 24 «княжеских» конституции), в результате чего немецкие монархии становились конституционными монархиями.
Германский союз фактически был международным объединением государств. Каждый из вошедших в союз субъектов сохранял свою независимость. Реальное главенство в союзе принадлежало Австрии. Германский союз, конечно, не решал проблемы реального объединения Германии: ведь сохранялись даже таможенные пошлины, суверенитет субъектов и т.д. Бундестаг же, прозванный из-за своего инертного состава «коллекцией мумий», заботился только о том, чтобы в Германии ничего не менялось. Тон во всей этой политике задавал всесильный австрийский министр Меттерних, одна из самых мрачных фигур европейской политической реакции.
Между тем Пруссия, также претендовавшая на роль объединительной силы в Германии, приняла в 1818 года Таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свободу передвижения между всеми его провинциями. В 1819 году на Венской конференции германских правительств делегаты Пруссии выступили с инициативой распространить действие прусского таможенного закона на весь союз. Эта объединительная тенденция привела к образованию в 1834 году Таможенного союза под эгидой Пруссии. В Таможенный союз вошли 18 немецких государств, на границе которых торжественно были сожжены таможенные шлагбаумы[34]. В 1847 году на конференции Таможенного союза был принят Общегерманский вексельный устав, впервые применивший единообразное регулирование вексельного оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как в основу устава был положен прусский проект Вексельного закона.
В 1857 году на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта Торгового кодекса: прусский и австрийский. Законодатели выбрали в качестве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 году Общегерманского торгового уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового пространства Германии. Всеобщая воинская повинность (введенная в Пруссии еще в 1814 г.) и огромные затраты на армию делали Пруссию реальным конкурентом Австрии в Германском союзе.
Либеральная германская буржуазия всегда считала идеалом политику сильной власти. С середины XIX века они ратовали за сильную централизованную конституционную монархию. Их идеалам постепенно суждено было сбыться. 23 сентября 1862 года новый прусский король Вильгельм I назначил министром-президентом (канцлером) одаренного дипломата и политика князя Отто фон Бисмарка (1815–1899), о котором сказал: «Сильный человек, пахнет кровью». Свою политику Бисмарк сформулировал следующим образом: «Право – ничто, сила – все; Германия будет объединена железом и кровью». В Пруссии была введена всеобщая воинская повинность и обязательное образование. Первой жертвой этой политики стала Дания, армия которой была разбита в 1864 году. В результате к Германии отошли земли герцогства Шлезвиг-Гольштейн. Но Пруссия упорно стремилась к тотальному лидерству. В битве при Садовой (1866 г.) прусская армия полностью разбила австрийскую армию. С этого времени надежды германской буржуазии на объединение страны в единое государство стали связываться с Пруссией и ее правительством.
Объединение Германии явилось необходимым условием ее экономического и политического развития, и было оправдано единством языка и культуры. В 1867 году под эгидой Пруссии был создан Северогерманский союз, в который вошли все немецкие государства, за исключением четырех южных монархий. Это был уже не союз государств, а союзное государство. Его субъекты сохраняли свои государственные системы, правительства, но они были подчинены союзным властям и передали им важные полномочия. Во всех государствах армия должна была быть перестроена по прусскому образцу. Общие расходы производились за счет общего бюджета, который складывался из таможенных доходов, почтовых сборов, взносов государств и особого военного налога-сбора.
Президентом (председателем) Союза считался прусский король. Его представителем был канцлер, назначаемый президентом по собственному усмотрению. За президентом закреплялись права по управлению внешнеполитической и военной деятельностью Союза, а также право военной экзекуции (перешедшее от Германского союза 1815 г.). Интересы членов Союза были представлены двухпалатным парламентом. Верхняя палата – Союзный совет – состояла из уполномоченных от правительств земель, членов Союза; нижняя палата – Рейхстаг – избиралась населением на основе всеобщего избирательного права. Рейхстаг и Союзный совет обладали законодательными правами в сферах: организации вооруженных сил, международных отношений, торговли и промышленности, финансов, связи.
Так, к 1867 году на основе военно-политического влияния Пруссии первоначальное объединение Германии было завершено, и означало распространение прусских государственн-правовых институтов на всю страну.
2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 года
В 1870 году Пруссия получила возможность начать войну с Францией (которую, впрочем, не менее желал и император Франции Наполеон III). Бисмарк послал Наполеону III оскорбительную депешу, проницательно заявив, что та станет «красной тряпкой для галльского быка», которая привела к полной победе армии Пруссии. Победоносно закончив войну и заключив в 1871 году Франкфуртский мир – договор, по которому к Германии были присоединены Эльзас и Лотарингия и получена контрибуция в размере 5 млрд. франков, Пруссия лишила южногерманские государства свободы выбора: они должны были заявить о своем согласии войти в состав единой Германской империи. Это было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих государств. Так военная кампания 1870 года привела к официальному включению в состав Германии Бадена, Баварии, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта и других южных территорий. Объединение Германии было, наконец, завершено.
18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом, в центре Европы возникло новое государство – Вторая Германская империя. В том же году Германская империя получила Конституцию, которая была введена в действие 16 апреля 1871 года. Согласно этой конституции в состав федеративной империи входили 22 монархии (Пруссия, Бавария, Саксония и др.) и несколько вольных городов (в том числе Гамбург). Конституция наделяла всех их известной независимостью, но в действительности то был союз, в котором не было даже и формального равенства членов. В частности, в ст. 61 было записано: «Вслед за обнародованием этой Конституции во всей империи должно быть введено в полном объеме прусское военное законодательство».
Конституция Германской империи установила диктатуру Пруссии в лице кайзера - императора. Главой империи объявлялся король Пруссии, самого большого из всех германских государств (около 60% населения и более половины всей территории). Император назначал высших должностных лиц, руководил общегерманским парламентом, вырабатывал и издавал законы, возглавлял армию и имел право экзекуции. Он мог, если желал, осуществлять непосредственное руководство министрами. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать союзный совет и рейхстаг.
Союзный совет – бундесрат являлся верхней палатой империи, состоявшей из представителей всех германских государств, входящих в империю. Руководил советом представитель Пруссии, ей же принадлежала треть голосов в совете. Для отрицательного решения по любому из важных вопросов политики достаточно было 14 голосов, между тем сама Пруссия имела в бундесрате 17 голосов, а затем даже 22. Господство Пруссии было столь очевидно, что мелкие государства просто воздерживались от делегирования своих представителей в бундесрат.
Нижняя палата парламента называлась по традиции рейхстагом. Она формировалась на принципах народного представительства. Рейхстаг избирался сначала на три, а затем, с 1887 года, – на пять лет. Он обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Поскольку рейхстаг был лишен права самостоятельно принимать законы, а также отсутствовала парламентская ответственность министров, то эта палата фактически занимала последнее место в иерархии органов власти. Кроме того, хотя изначально в полномочия рейхстага входило утверждение бюджета, под давлением Бисмарка депутаты разрешили правительству самостоятельно определять смету расходов. Нижняя палата парламента предпринимала неоднократные попытки установить контроль над исполнительной властью, но на практике не было создано системы разделения властей, а система «сдержек и противовесов» не действовала до Веймарской конституции 1919 года.
В Конституции нет ни одной главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем ст. 57 гласила: «Каждый немец подлежит воинской повинности».
Имперское правительство было представлено в единственном лице – канцлером Бисмарком, а министры, ведающие определенным кругом обязанностей, были не столько коллегами канцлера, сколько его подчиненными, заместителями. Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо политики и армии, оно ведало банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.д. Местные же правительства, главным образом, исполняли имперские законы.
Таким образом, германская Конституция 1871 года установила авторитарную конституционную монархию с федеративным государственным устройством и явилась выражением союза между феодально-юнкерским землевладением и быстро растущим прусско-германским капиталом.Реакционная по своему основному строю и духу, эта конституция была наполнена юридическими несообразностями. «Президент» империи был связан контрасигнатурой канцлера, которого он назначал и смещал по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король император мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся финансов и военного дела.
В то же время объединение Германии способствовало быстрому промышленному росту страны (вскоре Германия обгонит Англию). В политическом плане быстро росла численность немецкого рабочего класса. Германская социал-демократия становится крупнейшей из социалистических партий Европы: в 1867 году за кандидатов этой партии голосовало уже полмиллиона человек. В создавшейся ситуации О.фон Бисмарк прибегнул к мерам уголовной и административной репрессии. По его настоянию рейхстаг проводит так называемый исключительный закон против социалистов 1878 года. Тюремное заключение и крупный штраф угрожали каждому за состояние в организации, желающей «свержения существующего государственного или общественного строя путем социал-демократических, социалистических или коммунистических устремлений». На основе «исключительного закона» правительство добилось тюремного заключения для 1500 членов социал-демократической партии и высылки 900 человек, к ней принадлежащих; 1300 печатных изданий партии было запрещено. При всем этом «исключительный закон» не дал ожидаемых результатов и вскоре был отменен[35]. Это, в свою очередь, свидетельствовало об окончании «эры Бисмарка».