О некоторых аспектах формирования межэтнической толерантности в современной россии

Научный руководитель: канд. филос. наук, доц. Лях В. И.

Тульский государственный университет

В современном российском обществе остро стоит проблема формирования межэтнической толерантности. Результаты общероссийских и региональных исследований по этой проблеме показывают, что конкретных шагов на пути формирования межэтнической толерантности в современной России практически не предпринимается. Этому есть множество причин. Прежде всего, это пассивность органов власти и общественных организаций, а также общее непонимание всей широты и глубины рассматриваемой проблемы населением.

Недавние события в Бирюлево обострили проблему формирования межэтнической толерантности, вызвали широкий общественный резонанс среди различных групп населения. Политики, журналисты и общественные деятели по-разному оценивают сущность рассматриваемой проблемы. Одни указывают на необходимость пересмотра некоторых положений миграционной политики России, другие говорят об усилении националистических настроений в России, о растущей популярности так называемых «русских маршей». И лишь немногие задумываются о причинах проблемы, о том, почему толерантность до сих пор еще не сформирована и почему процесс ее формирования должен стать прерогативой нашего государства.

На наш взгляд, здесь, прежде всего, нужно обратить пристальное внимание на то, что большинство россиян просто не понимают смысла понятия «толерантность», не видят разницы между понятиями «толерантность», «терпимость» и «интолерантность». Такое невежество создает серьезные препятствия на пути формирования межэтнической толерантности в России. Не последнюю роль здесь играет проблема национальной идентичности. Ведь понимание и соотношение терминов «русский» и «россиянин» очень важно, поскольку напрямую связано с определением своей позиции по отношению к так называемым «другим».

О проблеме идентичности рассуждает замдиректора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН В. Зорин: «Люди должны видеть и слышать, что «русский» не противоречит «российскому». Поэт Мустай Карим говорил: «Я не русский, но я россиянин» и не стеснялся... Надо людям объяснять и рассказывать, что «россиянин» это исконно российский термин и начал его употреблять еще Ломоносов, наш великий петербуржец с архангельскими корнями... В советские годы слово «россиянин» было сознательно выведено из оборота, и не составляло конкуренции новой исторической общности «советский народ»[1].

В. Зорин во многом прав. Именно из-за неверного соотношения терминов «россиянин» и «русский» возникают проблемы с пониманием межэтнической толерантности и, соответственно, с ее формированием. Толерантность нельзя понимать как терпимость. Терпимость несет в себе оттенок негативизма, поскольку терпеть что-либо – это не означает принимать, это означает – соглашаться на сосуществование. Речь в данном случае не ведется о взаимопонимании и активном диалоге с «другими», следовательно, и о толерантности.

Грубейшей ошибкой также является подмена понятий «толерантность» и «интолерантность». Интолерантность – это антипод толерантности, ее прямая противоположность, отражающая то, что должна искоренить сформированная толерантность. Это такие крайне негативные явления современного общества как ксенофобия, экстремизм, национализм, остракизм, расизм и религиозный фанатизм. Толерантность, в свою очередь, не несет в себе негатива. Это категория, цель которой сформировать общество, основанное на понимании и принятии «других» такими, какие они есть. Речь не идет о создании в России общества с едиными культурными стандартами, речь идет о взаимопонимании между представителями различных культур и идентичностей, в целом определяющих себя через собирательный термин «россиянин».

Так что же такое толерантность, необходимость формирования которой в настоящее время становится особенно актуальной? На наш взгляд, лучше и точнее всего смысл термина определяет В. С. Кукушкин: «…толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, поло­жению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим» [2, с.169]. Только активное внедрение в нашу повседневность указанных принципов позволит сформировать межэтническую толерантность. Ключевым направлением здесь должно стать объединение усилий различных социальных институтов в деле просвещения населения России именно с точки зрения понятийно-категориальной стороны проблемы, формирование в сознании людей устойчивого понимания смысла терминов «толерантность», «терпимость» и «интолерантность».

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорин В. При желании любой конфликт можно сделать межнациональным [Электронный ресурс] // Миграционная политика [сайт]. URL: http://expert.ru/northwest/2013/43/voprosyiterminologii/?partner=23507329 (Дата обращения: 1.11.2013).

2. Кукушкин В. С. Введение в педагогическую деятельность / В. С. Кукушкин. – М.: ИКЦ «Март», Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2005. – С. 169.

Шипулина А.В.

Наши рекомендации