Цивилизованное лоббирование.
Небольшой экскурс в историю понятия “лоббирование” поможет нам понять сущность явления. Английское слово означает Существует легенда о традиции, бытовавшей “при дворе” президента США Улисса Симпсона Гранта — 18-го Президента СIЛА (1869-77 гг.): его команда устраивала в вестибюле одной из гостиниц неформальные встречи с заинтересованными людьми. Порой их просьбы сопровождались вознаграждениями. Якобы отсюда берет начало современное понимание слова “лоббирование”. Встречаются в литературе и другие подобные примеры из истории. Как бы то ни бьтло, у истоков этого явления - определенное воздействие на власть, происходящее не официально и не публично.
Стремление воздействовать на власть появилось вместе с самой властью, его можно счнтать естественным и закономерным. Ведь власть всегда выражает интересы определенных, порой крайне узких групп людей. Другие группы граждан ищут и находят способы как-то отстоять свои интересы. Поэтому лоббизм — явление объективного порядка, оно существовало и будет существовать как одна из форм общественных отношений.
Обратимся к современному пониманию лоббизма и его роли в жизни общества. Основная функция лоббизма заключается в том, чтобы служить эффективным каналом связей между обществом, его влиятельными силами (с одной стороны) и — государством, его институтами ( с другой стороны). Лоббизм является важной частью политической системы. В демократическом обществе существуют две формы представительства:
партийно-парламентское и функциональное. Партийно-парламентское представительство реализуется через выборы и на территориальной основе. Функциональное представительство — это разветвленная сеть консультативных органов, через которые
осуществляется взаимодействие государственных структур с общественными, экспертными организациями. Это необходимо для более взвешенного принятия решений, чтобы они учитывали интересы большего числа граждан. Лоббизм является одним из звеньев этой системы, то есть одной из форм функционального представительства. Лоббизм повышает степень информированности государственных органов о происходящих в обществе процессах. Но все это при условии, что лоббирование осуществляется цивилизованно.
Наиболее зрелая система лоббизма сложилась в США. Здесь достаточно своевременно осознали: лоббирование - явление опасное, когда оно осуществляется “под ковром”, скрыто от глаз общественности - его решили легализовать и поставить в законные рамки. С 1907 года в США принимаются и совершенствуются законодательные акты, регулирующие и регламентирующие лоббирование.
В США предусмотрена обязательная регистрация лоббистов и их ежегодная отчетность. Лоббирование в США превратилось в большой бизнес, затраты на который измеряются сотнями миллионов долларов. Число лоббистов, зарегистрированных в сенате, на 1990 год составило 33000. Многие крупные компании имеют в своих штатах лоббистов. Около 800 юридических, консалтинговых фирм также официально занимаются лоббированием. Помимо официально зарегистрированных, деятельность других структур (защищающих частные интересы) в сфере лоббирования запрещена.
Законодательство США определяет рамки деятельности лоббистов. Они детально прописаны. Например, чиновники могут принимать подарки стоимостью не выше 50 долларов, депутаты - не выше 100 долларов. Нарушение строго карается.
Несмотря на развитую систему законных норм и контроля за ними, корругщия и подкугт должностных лиц в США не изжиты. Периодически возникают громкие скандальи. Не случайно многие специалисты скептически относятся к попыткам регламентации лоббистской деятельности, считая, что таким образом затрагивается лишь верхушка «айсберга». Однако по мере усиления лоббизма разработка и принятие норм, ставящих его в жесткие правовые и процессуальньие рамки, становится одной из приоритетных сфер деятельности законодателей. Общество стремится совершенствовать механизмы защиты от негативных форм лоббирования, и они срабатывают.
Итак, что же такое лоббирование? “Это специализированная часть паблик рилейшнз, которая строит и поддерживает отношения с правительством, в первую очередь, для влияния на законодательство и применение законов”, так определяют американские классики ПР это явление.
Это определенное воздействие на власть в интересах определенных групп.
Важнейшие уточнения:
1) цивилизованное лоббирование допускается только на законодательную и представительную власти. Воздействие на исполнительную власть считается криминалом. Совершенно недопустимо лоббирование на судебную власть.
2) цивилизованное лоббирование осуществляется от имени (в интересах) опрееленньх групп граждан; лоббирование интересов частного лица или отдельной фирмы является криминалом.
Если вникнуть в суть механизмов цивилизованного лоббирования, мы увидим:
это способ застраховать власть от ошибочных решений. Ведь чем больше будут учтены пожелания большего числа граждан, тем оптимальнее будут принятые решения.
Что же происходит с лоббированием в России?
В конце 1995 года Государственная дума не приняла в первом чтении проект закона, его полное название “О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти”. Все эти годы уточненные , переработанные проекты законов о лоббистской деятельности «гуляют» по комитетам Госдумы, не достигают этапа рассмотрения. На основе текста одного из проектов Закона о лоббизме дадим некоторые
разъяснения по характеру этой деятельности. Проект подготовлен с учетом мировой практики цивилизованного лоббирования.
Если переложить на русский язык иностранный термин “лоббист”, то, наверное, получится «толкач». Кто сможет претендовать на почетное звание российского лоббиста? Проект Закона полулярно объясняет: это гражданин Российской Федерации, осуществляющий как безвозмездно, так и за денежное или иное вознаграждение лоббистскую деятельность в интересах клиентов. Лоббист должен зарегистрироваться и получить лицензию на право занятия лоббистской деятельностью. Эта деятельность расшифровывается как юридических и физических лиц с федеральными органами государственной власти с целью оказания влияния на разработку и принятие указанными органами законодательных актов, административных, политических и иных решений в своих интересах или в интересах конкретных клиентов”.
Лоббист снабжает органы власти информацией, участвует в работе комитетов, фракций и депутатских групп Федерального собрания, структур исполнительной власти. Ему дано право устанавливать письменные, телефонные, электронные и иные контакты с депутатами и должностными лицами федеральных органов государственной власти в целях продвижения своих интересов или интересов своих клиентов”.
Лоббист - действительно звучит гордо, потому что по проекту Закона труженикам этой благородной профессии допуск в Федеральное Собрание РФ и его структурные подразделения, а также в федеральные органы исполнительной власти РФ и соответствующие департаментьи”.
Лоббист - законопослушный человек, он должен будет предоставлять в министерство юстиции отчет со сведениями о клиентах, на которых он работал, деньгах, им полученных, и деньгах, им израсходованных, и, конечно, о достигнутых результатах.
Проект закона предусматривает поддержку российских профессионалов:
зарубежным лоббистам на нашей территории работать будет запрещено, поэтому все иностранные предприятия будут вынуждены нанимать российских “толкачей”.
О чем свидетельствует «замораживание» принятия законодательства о лоббистской деятельности нашим парламентом? Прежде всего, о том, что и в начале ХХI века в российской законодательной власти были еще сильные группы, не заинтересованные в легализации лоббирования. Можно сказать, «лобби против цивилизованного лоббизма» оказалось сильнее. Хотя многие депутаты Госдумьи фактически стали лоббистами. Само по себе это не является криминалом. Плохо, когда все делается нелегитимно, негласно. Поэтому “лоббист” в России - слово почти ругательное. Между тем, общество вправе знать - кто из депутатов чьи интересы (и почему) отстаивает.
Между тем, механизмы цивилизованного лоббирования, несмотря на запаздывание правового обеспечения, в России формируются. Особенно характерны эти процессы в регионах. Еще в середине 90-х годов большой редкостью были союзы и ассоциации, создаваемые по профессиональному признаку (не будем путать с профсоюзами: они выражают интересы наемных работников, а мы ведем речь об объединениях работодателей и представителей независимых профессий). Сегодня во многих регионах существуют союзы предпринимателей, коммерсантов, строителей и т.д.
Объединение с подобными себе и создание легитимной площадки для формулирования и предъявления своих интересов - первый шаг к грамотному лоббированию своих интересов.
Следующий этап - выработка единых предложений, требований к власти, их продвижение.
Более зрелая стадия - “выращивание” своих политиков, продвижение их во власть.
В качестве вывода МЫ МОЖСМ отметить, что цивилизованное лоббирование - сфера высоко квалифицированных, компетентных и хорошо знающих власти” людей.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
((50 ЛУЧШИХ проектов, удостоенных национальной премии в области связей с общественностью <‘<‘Серебряный лучнИю.
Проект (<‘Организация ПР-кампании с целью поддержки инициатив Экспертного совета депутатов Госдумы РФ по изменениям законодательной базы в области производства и оборота алкогольной продукции)).
Разработчиком и исполнителем проекта была московская фирма ((Корпорация Я))
Проблематика проекта. К весне 2000 года сложилась тревожная ситуация на рынке алкогольной продукции. Повышение акцизов на алкоголь в размере на 40% с января 2000 года вызвало криминализа цию алкогольного бизнеса и падение легального производства на 20%. Больше стало производиться суррогатной продукции, выросло число отравлений. Поступления в бюджеты всех уровней не увеличились, как ожидали, а уменьшились. Согласно существующему законодательству, акциз на алкоголь взимался только с производителя и делился поровну между федеральным и местным бюджетами. От торговли привозной продукцией местные бюджеты не получали ничего. Местные власти создали систему дополнительных сборов и пошлин. Создалась ситуация, когда государственная политика в данной сфере не способствовала легализа ции производства водки и ликеро-водочных изделий и не была ориентирована на укрепление здоровья населения.
Экспертный совет по вопросам разработки законодательных актов в области виноделия , производства и оборота алкогольной продукции и пива при Комитете Госдумы РФ по бюджету и налогам подготовил пакет предложений по изменению существующего законодательства, содержащий три основные положения: 1) считать не допустимым очередное планируемое государством увеличение ставок акцизов на алкоголь еще на 20%; 2) необходимо разделение акциза между производителем и оптовыми продавцами алкогольной продукции в пропор ции 50150; З)направлять акцизы, собираемые с производителей, в федеральный бюджет, собираемые в оптовом звене — в региональные и местные бюджеты.
Целью проекта было — обеспечить общественную поддержку и прохождение в Госдуме РФ данных предложений при рассмотрении изменений Налогового Кодекса РФ.
Первый этап кампании: работа со СМИ Был составлен список всех журналистов, освещающих проблемы алкогольного рынка. Каждый из них получил специальный пресс-релиз в форме тезисов предложений Экспертного совета. Был подготовлен пакет дополнительных информационных материалов. Состоялась серия интервью с экспертами. В прессе появились аналитические материалы, интервью, на ТВ ирадiо — специальные сюжеты.
й’Корпорация ‘‘Я также организовала серию круглых столов и дискуссий с участием специалистов, депутатов, чиновников. Журналисты получили возможность присутствовать на всех заседаниях Экспертного совета. Еженедельно они получали самую свежую информацию, показываю щую ситуацию на рынке и степень общественного интереса к ней.
Второй этап — выявление позиции представительной власти. В июне 2000 года организуется пресс-конференция на тему й’ Отсутствие выстроенных отношений между властью и бизнесом -= основная причина проблем алкогольного рынка)). В качестве ньюс-мейкеров выступили вице-спикер Госдумы РФ ГВ.Боос, а также другие депутаты, занимающие ответственные посты в Госдуме. Открылась прессконференция специально подготовленным к этому мероприятию документальным фильмом об отношении москвичей к обсуждаемым вопросам. На пресс-конференции
обнародована вХартия принципов взаимодействия предприятий; их объединений, органов законодательной и исполнительной власти на российском алкогольном рынке.
На пресс-конференции было аккредитовано более 40 СМИ. Ее материалы широко освещались. Всего более 100 публикаций и сюжетов, отражающих позиции Экспертного совета, появилось в этот период — накануне рассмотрения Госдумой поправок в Налоговый Кодекс РФ.
Была проведена работа по разъяснению позиций Экспертного совета среди членов Совета Федерации, которые изначально были настроены против данных предложений. Состоялись консультации, были подготовлены специальные материалы.
Третий этап — поддерживающая информационная кампания по итогам голосования.
Результатом реализации проекта является то, что 19 июля 2000 года Госдума РФ приняла изменения Налогового Кодекса РФ, предложенные Экспертным советом. Согласно пункту 1 статьи 193 главы 22 <‘Акцизы второй части Налогового Кодекса РФ ставка акциза на алкогольную продукцию повысилась лишь на 5 % (вместо планируемых 20%). Согласно пункту 2 статьи 193 главы 22 ((Акцизы)) второй части Наiiогового Кодекса РФ, акциз на алкогольную продукцию выплачивается производителем ‘ в размере 50% соответствующих ставок, указанных в п. 1х, остальные 50% выплачиваются организациями оптовой торговли Согласно Налоговому Кодексу местные бюджеты будут получать 25% акциза с производителя и еще 25% - с продав цов, оставшаяся половина будет перечисляться в федеральный бюджет)). Эти изменения вступили в силу с 1 января 2001 года.
Это пример открытого, цивилизованного лоббирования проблемы в законодательной власти федерального уровня.
Проблемы имиджа страны.
Развитие рыночных отношений в ХХ веке создало две тенденции: с одной стороны
— интеграция капиталов, формирование крупных международных корпораций, глобализация, с другой — возрастание конкуренции между странами за мировые рьшки. Особую значимость начинает приобретать проблема конкурентоспособности, имиджа страны.
Если имидж фирмы (даже крупной) познается в опыте общения потребителя с ее объектами, товарами, услугами, то ситуация с имиджем страны значительно сложнее. Можно сказать, что имидж страны — понятие, гораздо более опосредованное. Особенно для внешних аудиторий.
Велика роль разного рода мифов и установок культурологического характера. Так, например: немецкая гiунктуальность, швейцарская точность, эстонская медлительность, русская душа. Существуют визуальные символы, сопровождающие образ той или иной страны: дядя Сэм (США), русский медведь (Россия).
Нередки примеры, когда имидж той или иной страны сознательно очерняется в международном общественном мнении. Потому что это оказывается выгодным определенным политическим силам.
Еще одна важная особенность — восприятие имиджа страны на разных континентах и в разных государствах в большой степени зависит от их собственных традиций, культуры, политической жизни.
Все аналитики сходятся на том, что имидж страны — сложная категория, столь же однозначно признают, что целенаправленные и грамотные усилия по укреплению имиджа страны всегда дают полезные результаты. Вошла, например, в историю ПР кампания 1951-1952 года по изменению отношения американцев к Индии. Ее осуществлял Э.Бернайз. В тот период американцы представляли Индию как страну тигров-людоедов, священных коров и дремучих сект. Индийское правительство хотело, чтобы американцы увидели Индшо как молодое демократическое государство. Во мнёгом это удалось . Еще более яркий пример- кампания по изменению образа Южно-Африкаяской республики в глазах американцев и европейцев в 70-80-е годы прошлого столетия. Правительство ЮАР в конце 70-х годов почувствовало, что стране грозит международная изоляция. ЮАР воспринималась цивилизованным миром как страна расового подавления, нарушения моральных норм. Были разработаны секретные программы, состоящие их нескольких проектов. Среди них — и покупка определенных влиятельных газет, и организация различных визитов, крупные медиа-акции. Были подключены несколько ПР-фирм с опытом работы на международном уровне. Хорошее финансирование, привлечение кваляфицированных специалистов обеспечили нужные результаты. ЮАР была «принята» западным общественным мнением в число цивилизованных стран.
Приведенные примеры не означают, что имидж стран формируется только при необходимости, под давлением обстоятельств. Мы уже касались природы имиджа и отмечали, что реальный имидж организации (страны) присутствует во внешней среде независимо от того, прикладываются к этому усилия или нет. У мирового сообщества сложились определенные критерии, подходы к выявлению места каждой страны, существует множество исследовательских центров, анализируiощих происходящие процессы.
Какие же факторы являются решающими для имиджа страны? Примером более частных уровней делового имиджа страны (по отдельным аспектам бизнеса) выступает оценка факторов инвестиционной привлекательности страны. К ним относятся следующие:
Факторы Показатели