Система права. 22. Отрасли и институты права
Общая характеристика отраслей права
Юридические нормы, составляющие право государства, несмотря на все их различия, тесно взаимосвязаны, согласованы и образуют единую систему.
Система права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.
Первичным элементом системы права является норма права, которая регулирует какое-то одно типовое общественное отношение. Из различных сочетаний правовых норм складываются части /элементы/ системы права: институты права и отрасли права, которые регулируют определенные группы общественных отношений.
Наиболее крупным элементом системы права является отрасль права.
Отрасль права - часть системы права, представляющая совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.
В систему права Украины входят такие отрасли права как конституционное (государственное) право, административное право, гражданское право, уголовное право, трудовое право, финансовое право, земельное право и др.
Конституционное право - это отрасль права, закрепляющая основы конституционного строя государства, основы правового положения личности, государственное устройство и систему органов государства.
Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.
Гражданское право - регулирует разнообразные имущественные и личные неимущественные отношения.
Уголовное право устанавливает, какие деяния людей являются преступлениями и каким наказаниям подвергаются те, кто совершил эти деяния.
Трудовое право регулирует отношения, возникающие в процессе общественно-трудовой деятельности человека.
Финансовое право регулирует отношения в сфере финансовой деятельности.
3емельное право регулирует отношения, связанные с собственностью на землю, использованием и охраной земли.
Институт права является подразделением отрасли права. Если система права состоит из отраслей права, то сами отрасли права складываются из институтов права.
Институт права - совокупность правовых норм, регулирующих узкую группу однородных общественных отношений внутри отрасли права.
Любая отрасль права состоит из целого ряда институтов права. Так, напр., трудовое право подразделяется на следующие институты: коллективного договора, трудового договора, оплаты труда, дисциплины труда, охраны труда, рабочего времени, времени отдыха и др.
Понятие и виды норм права
Норму права можно представить как своеобразную первоначальную «клеточку права», тот «кирпичик», из которых складывается здание правовой системы государства. Слово «норма» в переводе с латинского означает правило, образец. Каждая норма права содержит общее правило поведения, в ней как бы просматривается модель поведения субъектов, к которым обращена данная норма.
Норма права - установленное и гарантированное государством конкретное общеобязательное, формально-определенное правило поведения.
Поскольку право в целом состоит из норм права, то норма права обладает признаками присущими для права в целом.
Нормы права подразделяются на определенные виды по различным основаниям. По роли регулирования общественных отношений (по функциям) они делятся на регулятивные (правоустановительные) и охранительные. При помощи первых осуществляется регулирование общественных отношений путем установления определенных прав и обязанностей субъектов отношений, а вторые обеспечивают охрану регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств.
По характеру имеющихся в них предписаний они делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать) предоставляют участникам общественных отношений право совершать определенные действия в целях удовлетворения своих интересов, напр., владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства.
Обязывающие (нормы, содержащие предписания, что нужно делать) устанавливают обязанность совершать определенные действия, напр., выполнение оговоренной договором работы, возвращение долга, поставка заказчику продукции.
Запрещающие (нормы-запреты), определяют что нельзя делать, напр., совершать хищения.
По форме выраженных в них предписаний нормы права делятся на императивные и диспозитивные.
Императивные устанавливают категорическое правило, предусматривающие единственный вариант поведения и не допускающие отклонения от него. В диспозитивных нормах субъектам предоставляется право выбора возможного поведения в рамках определенных нормой.
По отраслям права они делятся на нормы конституционного, гражданского, административного, трудового и др. отраслей права. Подразделение по этому основанию происходит по предмету правового регулирования, т.е. по общественным отношениям, регулируемым данными нормами. Напр., если норма права регулирует отношения имущественного характера, основанные на юридическом равенстве и свободе волеизъявления, то она относится к гражданскому праву, если норма права регулирует отношения, возникающие в сфере общественно-трудовой деятельности, то она относится к трудовому праву.
Деление норм по юридической силе проводится в зависимости от того, какое место занимает правотворческий орган, издавший данную норму, в системе государственных органов. Чем выше по субординации место государственного органа в системе органов, тем выше юридическая сила его нормативных актов. Юридическая сила свидетельствует о правовых возможностях данной нормы в сравнении с другими нормами права. По этому признаку нормы делятся на нормы законов и на нормы подзаконных актов.
В законодательстве, юридической практике и литературе различаются также нормы материального и нормы процессуального права в зависимости от их роли в механизме правового регулирования.
Нормы материального права определяют содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений, т.е. регулируют содержательную сторону общественных отношений, показывают какими правами обладают участниками этих отношений. Напр., Конституция Украины устанавливает, что к полномочиям Верховной Рады Украины относится принятие законов (ст.85).
Нормы процессуального права определяют порядок, процедуру, форму реализации или охраны норм права, т.е. показывают каким образом могут быть реализованы нормы материального права. Напр., Конституция Украины закрепляет, что «Верховная Рада Украины принимает законы … большинством от ее конституционного состава …» (ст.91).
По действию во времени нормы права делятся на постоянные и временные.
Постоянные (неопределенно длительного действия) указывают начальный период их введения в действие и никогда не оговаривают конечного. Они действуют до тех пор, пока не будут отменены.
Временные нормы действуют только в течении того времени, которое определено в данном нормативном акте, после чего они теряют свою юридическую силу. Подавляющее большинство норм права являются постоянными нормами.
По кругу субъектов (по кругу лиц), на которых распространяется действие норм права, они делятся на общие, специальные и исключительные.
Общие нормы имеют равное отношение ко всем субъектам права независимо от пола, профессии, состояния здоровья и других обстоятельств.
Специальные нормы рассчитаны на определенный вид субъектов - несовершеннолетних, студентов, работников правоохранительных органов и т.д.
К исключительным нормам относятся нормы, делающие исключения из общих правил. Напр., норма, устанавливающая, что с согласия одного из родителей, могут, как исключение, приниматься на работу лица, достигшие 15 лет.
Структура нормы права
Структура нормы права - внутреннее строение нормы, разделение ее на составные части и их взаимосвязь.
В классическом виде содержание нормы права включает в себя три части: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой указываются фактические обстоятельства, при наступлении которых указывается, каким может быть или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой.
Диспозиция - это часть правовой нормы, в которой указывается каким может быть или каким должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой.
Санкция - это часть правовой нормы, в которой определяется, какие меры государственного взыскания могут быть применены к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.
Основной частью правовой нормы является диспозиция, поскольку в ней сформулировано правило поведения, определено содержание прав и обязанностей.
Эти части классической модели нормы права можно представить при помощи следующих ключевых слов : «если» … «то» … «в противном случае»…
Напр., в ст. 114 УК Украины при помощи этих слов можно выделить составные части нормы права: «Передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну (диспозиция), если эти действия совершены иностранцем или лицом без гражданства (гипотеза), - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет (санкция)».
26. Систематизация нормативно-правовых актов, ёё цель и виды
Множественность нормативных актов, изданных в разное время и разными государственными органами, обладающих неодинаковой юридической силой, может затруднить процесс их реализации, снизить эффективность правового регулирования. В целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования проводится систематизация нормативных актов.
Под систематизацией понимается упорядочение дeйcтвующих нормативных актов и их совершенствование, приведение в единую согласованную систему.
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
Существуют три вида систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.
Инкорпорация представляет собой простой вид систематизации нормативных актов, состоящих в собирании и объединении нормативного материала в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. При инкорпорации собираемые нормативные акты не подлежат никаким изменениям или дополнениям.
Кодификация признается сложным видом систематизации, так как нормативный материал уже не только собирается, но и обрабатывается, видоизменяется. При кодификации устраняются противоречия в правовой системе, вносятся новые правовые положения. Если инкорпорацию может провести любая организация или частное лицо, то кодификация является правотворчеством и потому осуществляется органами государства, издающими нормативные акты.
Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки.
Консолидация - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты, как кодификации так и инкорпорации. Консолидация - это укрупнение, сведение нескольких близких по содержанию нормативных актов в один акт. Такая форма систематизации используется на практике очень редко.
27. Понятие правовых отношений и их структура. 28. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность).
В процессе своей жизнедеятельности люди вступают в разнообразные общественные отношения - моральные, политические, национальные, религиозные и др. Правовые отношения /правоотношения/ - разновидность общественных отношений. Общественные отношения - это социальные связи между людьми. Они объединяют людей в их совместной деятельности и существовании.
Правовое отношение это такое общественное отношение, которое урегулировано нормами права.
Правовые отношения возникают между людьми и различными формами их объединений, когда они осуществляют программу или модель поведения, предусмотренную нормами права. Правовое отношение не может оформиться вне норм права. Пока нет правовой нормы, не существует и правового отношения. Когда общественное отношение подвергается регулированию нормами права, оно приобретает новый вид, становится правовым.
Признаки правового отношения :
1. Правовое отношение возникает только на основе норм права. Оно является результатом реализации норм права, либо их нарушения, но не предшествует им.
2. Правовое отношение всегда выступает как отношение между конкретными участниками, определенными законом и носит индивидуальный характер. На основе общей правовой нормы в обществе складывается множество правоотношений, каждое из которых преследует достижение определенных целей, служит удовлетворению индивидуальных запросов и интересов.
3. Правовое отношение характеризуется определенностью взаимных прав и обязанностей его участников. Закрепленные в законе права и обязанности воплощаются в каждом правовом отношении. При вступлении в правовое отношение стороны заранее знают круг своих прав и обязанностей.
4.Правовое отношение гарантируется и охраняется в необходимых случаях принудительной силой государства.
Правоотношение - это возникающая на основе норм права, гарантируемая и охраняемая государством, конкретная социальная связь, участники которой наделяются взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями.
Правоотношение имеет определенное внутреннее строение - структуру. Обычно выделяют следующие три элемента структуры правоотношения: субъекты правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения.
Субъектами правоотношения являются его участники. В Украине участниками правоотношения могут быть: 1.Физические лица /граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства/. 2.Юридические лица /предприятия, учреждения, организации и др., обладающие установленными Гражданским кодексом Украины признаками юридического лица/. 3.Должностные лица. 4.Органы государства. 5.Государство Украина в целом. 6.Объединения граждан. 7.Народ Украины. 8.Нации,проживающие в Украине. 9.Органы местного самоуправления и др.
Субъектами правоотношения могут быть только люди или различные формы их объединений. Ни животные, ни тем более неодушевленные предметы не могут выступать в этом качестве, поскольку они не обладают сознанием и воле. Вместе с тем и указанные выше участники могут быть субъектами правоотношений лишь при наличии у них особого юридического свойствa - правосубъектости, т.е. возможности быть субъектом права, возможности вступать в конкретные правоотношения. Основными элементами правосубъектности являются правоспособность и дееспособность и деликтоспособность.
Правосnособность – способность субъекта обладать правами и нести юридические обязанности.
Дееспособность - способность субъекта своими дeйcтвиями осуществлять (приобретать) принадлежащие ему права и исполнять юридические обязанности.
Деликтоспособность (от лат delictum – проступок) – способность лица нести ответственность за противоправное действие.
Правоспособность и дееспособность физических лиц в той или иной области социальной жизни у физических лиц возникает по-разному. Напр., с момента рождения возникают права человека, по достижении 16-летнего возраста наступает право на труд, а, право избирать в представительные органы государственной власти и местного самоуправления наступает с 18 лет. Дееспособность физических лиц в большинстве случаев наступает одновременно с их правоспособностью, однако в гражданском праве момент наступления правоспособности и дееспособности не совпадает: правоспособность наступает с момента рождения, а дееспособность в полном объеме наступает по достижении совершеннолетия, т. е. с 18 лет. Деликтоспособность физических лиц зависит от установленного законом возраста, по достижению которого наступает юридическая ответственность. Так, в уголовном праве, по общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет, а в отдельных случаях установленных законом – с 14 лет, а в административном праве – с 16 лет.
Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность юридических лиц наступает одновременно с момента их государственной регистрации.
Виды правоотношений
Правоотношения подразделяются на виды по разным основаниям. Они делятся на :
- простые и сложные ( в зависимости от количества субъектов. В простом две стороны, в сложном три и более сторон);
- конституционные, административные, гражданско-правовые, уголовные и др. (по отраслям права в зависимости от предмета правового регулирования);
- краткосрочные и долгосрочные (в зависимости от времени, в течении которого они осуществляются. Краткосрочные, реализуются в течении короткого промежутка времени, а долгосрочные имеют большую протяженность во времени. Разновидностью долгосрочных правоотношений являются правовые состояния, напр., состояние гражданства);
- договорные и предписывающие (в зависимости от основания возникновения и в соответствии с методом правового регулирования. Основанием возникновения первых является соглашение сторон, а вторые, носят недоговорный характер, они возникают из того или иного предписания закона, в случае возникновения предусмотренных законом обстоятельств, напр., возникают из причинении вреда);
- регулятивные и охранительные (в зависимости от функционального назначения. Регулятивные направлены на регулирование общественных отношений и возникают на основе управомочивающих и обязывающих норм, а охранительные направлены на охрану важнейших социальных ценностей и возникают, прежде всего на основе запрещающих норм);
- активные и пассивные (в соответствии с содержанием поведения обязанной стороны. В правоотношениях пассивного типа обязанная сторона должна воздерживаться от определенного действия. Напр., автор литературного произведения заключивший договор с одним издательством, должен воздержаться от передачи этого произведения другим издательствам. В правоотношениях активного типа обязанная сторона должна исполнить эту обязанность путем осуществления активных действий).