Органы законодательной власти субъектов РФ

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. При этом наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.

Число депутатов законодательного органа власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ. Установленное число депутатов должно составлять:

а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

Конкретную организацию законодательной власти субъекта РФ можно рассмотреть на примере Пензенской области. В соответствии с Уставом Пензенской области парламент этого субъекта РФ называется Законодательное собрание и состоит из 36 депутатов.

Депутаты Законодательного Собрания избираются непосредственно населением Пензенской области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Из 36 депутатов Законодательного Собрания половина (18 депутатов) избирается по одномандатным избирательным округам, половина (18 депутатов) - по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты Законодательного Собрания, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

Законодательное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

В компетенции Законодательного Собрания Пензенской области находятся:

1) принятие Устава Пензенской области, законов Пензенской области, иных нормативных правовых актов, внесение в них изменений и дополнений, осуществление контроля за их исполнением, толкование законов Пензенской области;

2) осуществление законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ;

З) наделение полномочиями члена Совета Федерации - представителя от Законодательного Собрания;

4) принятие правовых актов по вопросам изменения территории и наименования Пензенской области в случае согласия на это граждан, проживающих в Пензенской области, выраженного на референдуме Пензенской области;

5) назначение выборов депутатов Законодательного Собрания Пензенской области, выборов Губернатора Пензенской области и голосования по отзыву Губернатора Пензенской области;

6) выражение недоверия Губернатору Пензенской области;

7) дача согласия на назначение Председателя Правительства Пензенской области;

8) заслушивание ежегодных отчетов Губернатора Пензенской области о результатах деятельности Правительства Пензенской области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием;

9) принятие правовых актов по вопросам административно-территориального устройства Пензенской области;

10) досрочное прекращение полномочий депутатов Законодательного Собрания в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Пензенской области;

И др.

Основной формой работы Законодательного Собрания Пензенской области является сессия.

В пределах своей компетенции Законодательное Собрание Пензенской области принимает законы Пензенской области и постановления. Законы Пензенской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. Принятый закон Пензенской области в течение пяти рабочих дней направляется Губернатору Пензенской области для обнародования. Губернатор обязан обнародовать закон Пензенской области, удостоверив обнародование путем подписания закона или издания специального акта, либо отклонить закон в течение десяти календарных дней с момента поступления указанного закона.

Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, Губернатор не может повторно отклонить этот закон и в течение трех дней обязан подписать и обнародовать его.

Законодательное Собрание Пензенской области по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Собрания вправе выразить недоверие Губернатору Пензенской области. Решение Законодательного Собрания о недоверии Губернатору принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. Решение о недоверии Губернатору направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении Губернатора от должности (то есть, в любом случае, окончательное решение принимает Президент РФ).

В то же время Губернатор может в определенных случаях распустить Законодательное Собрание.

Наши рекомендации