Организационные и правовые формы осуществления функций государства
Правовые формы осуществления функций государства
Этот определенные законодательством формы деятельности государства, направленные на реализацию функций государства.
К ним относятся: правотворчество, исполнительно-распорядительная деятельность (государственное управление), правоприменительная деятельность.
Основные методы осуществления функций государства: экономические (при помощи законов), административные (метод стимулирования, дозволения, запретов, репрессии)
Организационные формы осуществления функций государства
1. Организационно-экономические (дотации, кредитование, регулирование цен, госзаказы, экономические).
2. Политические (переговоры, согласование позиций)
3. Идеологические ( призывы, обращения к населению)
4. Собственно-организационные (контроль, планирование, программирование)
Характеристика современного российского государства
Государственная власть как вид социальной власти, ее понятия и свойства. Легальность и легитимность государственной власти.
Государственная власть
Отличительные признаки государства накладывают отпечаток на характер государственной власти. Вообще власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.
В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних «руководство» со стороны государства означает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих руководство состоит в организаторской деятельности. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, если принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти.
Большое значение имеет легитимность государственной власти, т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления. Легитимность власти означает также ее признание обществом. Это признание может основываться на традициях (например, признание монархической власти); на определенной харизме носителей власти (привлекательности вождя, «священном даре» лидера и проч.), а также на рациональном выборе властвующих на основе подлинно демократических процедур.
В демократических государствах придается серьезное значение разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти занимается своим делом и не вмешивается в дела другой. В этом плане каждая ветвь власти самостоятельна и как бы сдерживает другую. Законодательная власть издает общие правила — нормы поведения людей и их объединений. Конкретные дела она не решает. Исполнительная власть призвана к строгому исполнению законов. И только. Нельзя допускать, чтобы она в решении разных дел подменяла собой законодателей. Иначе можно ожидать произвола. Точно так же и судебная власть во избежание произвола не должна подменять какую-либо другую. Ее удел — рассматривать правовые споры.
Легитимной считается, прежде всего, власть, сформированная путем демократических выборов; эффективная, обеспечивающая стабильность и порядок в обществе; признаваемая как внутри страны, так и на международном уровне. Все ветви власти должны быть разграничены, разделены. Это означает, что государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга, устанавливаются взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть
14. Механизм государства: понятие, принципы деятельности.
Механизм государства— это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.
Признаки механизма государства:
— единство принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах;
—сложная структура, отражающая определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. С принятием в 1993 году новой Конституции РФ последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;
—функции государства;
- необходимые материальные средства, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются вмеханизме государства не в качестве егосамостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. Основным элементом этого механизма является орган государства. Государственный орган — это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма.
Принципы механизма государства:
1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;
2)принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
3)принцип гласности иоткрытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;
4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Этот профессиональный принцип государственного управления означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям.Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного и сельскохозяйственного производства, на государственной службе не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;
5)принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением раны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;
6)принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;
7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельно и государственного аппарата являются субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и го дарственной властью членов федерации