Модуль 2. Основы правового статуса физических лиц в Конституционном праве РФ
Теоретические занятия (лекции)
Лекция 4. Гражданство РФ
Тип занятия: Информационная лекция.
1. Понятие, сущность и принципы гражданства.
2. Основания приобретения гражданства РФ.
3. Основания прекращения гражданства РФ.
4. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц.
5. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве.
6. Порядок рассмотрения дел о гражданстве.
Краткое изложение материала
Понятие гражданство РФ сформулировано в статье 3 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В этой дефиниции выделены главные черты, характеризующие гражданство.
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство – правовое, а не фактическое состояние. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, ибо по этому признаку последние образуют население страны – категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства и иностранные граждане.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.
Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства, и выражается, во-первых, в их общем правовом нормировании, и, во-вторых, в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица.
Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданство. Такими документами являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.
Определение в Законе РФ гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей положило начало новой концепции взаимоотношения личности и государства.
Гражданство – сложная политико-правовая категория, что обусловливает различные трактовки его природы. Представляется, что гражданство нужно рассматривать:
во-первых, как суверенное право человека быть гражданином государства, находится под его защитой и покровительством, иметь гарантии прав, свобод и законных интересов;
во-вторых, как суверенное право Российского государства определять круг своих граждан, решать вопросы приобретения и прекращения гражданства, разрабатывать и принимать законодательство о гражданстве;
в-третьих, как важнейший признак любого государства и элемент его суверенности;
в-четвертых, как конституционно-правовой институт.
Таким образом под гражданством понимается длительная, устойчивая правовая связь лица и государства, в силу которой на лицо распространяется суверенитет государства; лицо обладает правами, свободами, несет обязанности, равно как и государство по отношению к нему, оно находится под защитой и покровительством государства как внутри, так и вне страны.
Длительность данной связи заключается в том, что гражданин, как правило, всю жизнь находится в состоянии гражданства с государством.
Устойчивость связи выражается в ее непрерывности, причем независимо от того, где находится гражданин, – внутри страны или за рубежом (даже постоянно там проживая).
Правовой характер указанной связи предопределен тем, что отношение между лицом и государством основано на юридических нормах, принятием которых государство устанавливает круг своих граждан, взаимные права и обязанности его сторон.
На основе сказанного можно сформулировать понятие гражданства как правовое состояние (в субъективном смысле) – это длящееся правовое двустороннее отношение между личностью и государством.
Содержанием данного отношения являются права, свободы, законные интересы и обязанности граждан, государства по отношению друг к другу.
Совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, связанные с гражданством, образуют конституционно-правовой институт (гражданство в объективном смысле). Его нормы носят конституционный характер, что обусловлено важностью регулируемых ими общественных отношений.
Гражданство базируется на главенствующих идеях, основополагающих устоях (принципах), которые получили правовое закрепление в Конституции и Законе о гражданстве РФ.
Конституция РФ устанавливает, прежде всего, те общие основы, которые определяют принципы отношений гражданства.
В статье 4 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ.
1. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ.
4. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.
5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.
6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.
7. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Рассмотрим подробнее некоторые из этих важнейших положений.
Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип является важнейшим и закрепляется в статье 6 Конституции. Единое гражданство в федеративном государстве является необходимым условием его суверенного статуса, сохранения целостности.
Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства РФ лицами проживающими за пределами РФ.
Такая норма вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Это закреплено в ст. 27 Конституции РФ и Законе РФ от 25 июня 1993 г. О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Отрицание такого права в прошлом являлось ущемлением прав и свобод человека.
Конституция РФ и Закон закрепляют, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Все предшествующее – вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г. – закрепляло такую форму утраты гражданства.
Лишение – это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, выступало как средство борьбы с инакомыслием, как форма репрессий.
Законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.
Впервые такие основания установил Закон о гражданстве СССР 1978 г. К ним относились «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР». Закон о гражданстве СССР 1990 г., закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможности его применения только к тому гражданину, который проживает за границей, и устранил такое расплывчатое основание как «действия, порочащие высокое звание гражданина», решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.
Специфической чертой практики лишения гражданства в первые годы существования советского государства был не индивидуальный характер лишения гражданства конкретного лица, а массовый подход, распространявшийся на некоторые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы и др.
Когда окончательно опустился «железный занавес» подобного рода основания для массового лишения утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Это касалось по преимуществу диссидентов. Однако в условиях, когда в период «оттепели» железный занавес приоткрылся, и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, массовый подход к лишению гражданства был вновь восстановлен, хотя и под видом «выхода» из гражданства.
Президиум Верховного Совета СССР в 1967 г. принял Указ «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Этот указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Секретность с него была снята только в начале «перестройки» по заключению Комитета Конституционного надзора СССР, на основании которого указ был официально опубликован через 24 г. после его принятия.
Запрет на применение лишения гражданства в Конституции РФ и в Законе о гражданстве РФ вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей по гражданству между человеком и государством, предполагающего недопустимость расторжения этих связей без взаимного согласия.
Конституция РФ и Закон о гражданстве также устанавливает, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. За преступления, совершенные гражданином РФ за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам РФ.
В РФ каждый человек имеет право на гражданство. В соответствии с принципами международных документов о правах человека, призывающих государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Россия проводит политику направленную на приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.
Очень важны также принципы защиты и покровительства граждан РФ, находящихся за пределами РФ. Они закреплены ст. 61 Конституции РФ и в ст. 7 Закона о гражданстве.
Органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Пользоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.
Закон о гражданстве устанавливает ряд оснований приобретения гражданства РФ.
В соответствии со ст. 11 гражданство РФ приобретается:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство РФ;
в) в результате восстановления в гражданстве РФ;
г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором РФ.
Приобретение гражданства РФ по рождению регламентируется ст. 12.
1. Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению (филиация), если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.
Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Приобретение гражданства в силу рождения не связано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства. Оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. При этом в качестве основных принципов применяются «право крови» и «право почвы».
Так называемый принцип «права крови» признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родителей имел соответствующее гражданство). На территории какого государства родилось это лицо, значения не имеет.
Принцип «права почвы» признает гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей. Для большинства современных государств характерно сочетание этих двух принципов.
Соблюдая общепринятые порядки в определении гражданства по рождению, Российская Федерация в максимальной степени обеспечивает возможность приобретения российского гражданства по рождению.
Прием в гражданство РФ в общем порядке (Ст. 13).
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного г.;
б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.
2. Срок проживания на территории РФ, установленный пунктом «а» части первой настоящей статьи, сокращается до одного г. при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;
б) состояние в браке с гражданином РФ не менее трех лет;
в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство РФ;
г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ;
д) предоставление лицу политического убежища на территории РФ;
е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.
Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке (ст. 14).
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство РФ;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
2. В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории РФ;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, – по заявлению родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ.
Восстановление в гражданстве РФ (ст. 15).
Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ в соответствии с частью первой статьи 13 Федерального закона. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет.
Вместе с тем статьей 16 предусмотрены основания отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ поданные лицами, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности РФ;
б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы РФ в соответствии с федеральным законом;
в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);
з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории РФ, если иной срок проживания на территории РФ, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ, не установлен настоящим Федеральным законом.
Выбор гражданства при изменении Государственной границы РФ предусмотрен статьей 17.
При изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.
Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, может породить для них и их детей определенные трудности. Значительные трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. в целях защиты интересов женщин предусматривает, что заключение или расторжение брака с иностранцем, как и перемена гражданства мужем во время существования брачного союза, не должны автоматически отражаться на гражданстве жены.
Для современной России данные нормы весьма актуальны. Если в СССР долгое время браки с иностранцами были просто запрещены, то с демократизацией общества и в связи с растущими связями между людьми разных стран они становятся все более распространенными. В связи с этим Закон о гражданстве (ст. 8 Гражданство РФ и брак) закрепил три важные нормы:
1. Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.
2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.
3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.
На защиту интересов детей направлены, и положения Закона на случай изменения родителями своего гражданства (ст.9).
Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с Федеральным законом.
Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.
Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства.
Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.
Этот институт полностью соответствует ч. 3 ст. 6 конституции России, согласно которой гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. О прекращении гражданства, следовательно, логично говорить только в случае добровольного волеизъявления гражданина.
Статья 18 Федерального закона о гражданстве предусматривает основания прекращения гражданства РФ.
Гражданство РФ прекращается:
вследствие выхода из гражданства РФ;
по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором РФ.
Выход из гражданства РФ (ст. 19).
1. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 Федерального закона.
2. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 Федерального закона.
3. Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
2. Иные основания. Закон о гражданстве предусматривает некоторые дополнительные основания прекращения гражданства недееспособных и детей (ст. 26, 27).
Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы РФ осуществляется в соответствии со Статьей 21. При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором РФ Государственной границы РФ граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.
Статья 20 определяет основания отказа в выходе из гражданства РФ
Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ:
- имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
- привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
- не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
Ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если данное лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, а также неисполненные обязательства перед государством. Данная норма направлена на обеспечение таких, например, обязательств, как алименты, долги и пр. Выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания.
Для предотвращения произвола в отношении прав человека Закон о гражданстве устанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ в регистрации выхода из гражданства РФ должны быть мотивированы полномочными органами.
Федеральным законом предусмотрены также основания и порядок отмены решений по вопросам гражданства РФ.
Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве РФ и принявшими такое решение.
Решение по вопросам гражданства РФ в случае отмены в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О гражданстве…» считается недействительным со дня принятия такого решения.
Порядок изменения гражданства детей регулирует специальная глава Закона – «Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц».
Ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ.
Гражданство РФ ребенка прекращается при прекращении гражданства РФ обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий на территории РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий за пределами РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.
Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.
Если один из родителей, приобретающий гражданство РФ, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.
Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ, их ребенок сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства РФ одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином РФ, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами, являющимися гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой – лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином РФ.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.
В случае отсутствия в течение одного г. со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории РФ.
Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ, приобретают гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.
Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, приобретает гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.
Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство РФ, может приобрести гражданство РФ одновременно с указанным гражданином по его заявлению.
Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами РФ и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство РФ.
Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица (ст. 41).
Двойное гражданство предусматривается статьей 6 действующего закона о гражданстве.
Гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.
Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.
Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам, в каждом из них нести воинскую службу и т. д. Ни одно государство, признающее двойное гражданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в отношении их гражданских обязанностей.
Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62). Следовательно, и иностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между данным государством и Российской Федерацией). Но если международного договора с соответствующим государством у РФ нет, то приобретение российского гражданства возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства.
Конституция ясно указывает; что приобретение гражданином РФ второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62) допускаются отступления от этого общего правила в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.
Статья 28 Федерального закона о гражданстве РФ определяет полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ
1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются:
- Президент РФ;
- федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;
- федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.
Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве РФ, определяются Федеральным законом.
В Законе подробно регламентируется порядок производства по делам о гражданстве – порядок подачи и форма заявлений и ходатайств, порядок вынесения заключений и представлений по ходатайствам, сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств, исполнение решений по делам о гражданстве.
Президент РФ решает вопросы приема в гражданство РФ иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает решения по восстановлению в гражданстве; дает разрешение на выход из гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства (двойное гражданство); отменяет решения о приеме в гражданство. В осуществление полномочий по делам о гражданстве Президент издает указы.
Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте РФ действует Комиссия по вопросам гражданства.
К полномочиям Комиссии относится внесение на рассмотрение Президента своих предложений по вопросам гражданства. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный правовыми нормами срок.
Федеральная миграционная служба и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы имеют следующие полномочия в вопросах предоставления гражданства:
- определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ;
- принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ;
- проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
- направляют Президенту РФ заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы, иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
- исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории РФ;
- рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам приема в гражданство РФ в упрощенном порядке;
ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;
- оформляют гражданство РФ в соответствии с Федеральным законом;
- осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ в соответствии с Федеральным законом.
Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения выполняют аналогичные функции в вопросах гражданства по отношению к лицам, проживающим за пределами РФ.
Оформление приобретения или прекращения гражданства РФ начинается по месту жительства заявителя: для лиц, проживающих за пределами России, в соответствующих дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ. Затем, если это необходимо, документы поступают в Комиссию по вопросам гражданства, которая вносит на рассмотрение Президента предложения по каждому ходатайству.
Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ и принятие решений о приеме в гражданство РФ в общем порядке осуществляются в срок до одного г. со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ и принятие решений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
Важной гарантией соблюдения законности при решении вопросов гражданства является возможность обжалования этих решений. Так, отказ в регистрации приобретения или прекращения гражданства либо в принадлежности к гражданству РФ может быть обжалован в месячный срок в суд. Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков их рассмотрения, а также другие действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнение решений, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.