ГК РФ Статья 128. Объекты гражданских прав

Лекция 1. Правовой аспект понятия рекламы

1.1. Истории и эволюция понятия «реклама»

1850-е гг. «Тол­ковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля Рек­лама определяется как «статья в защиту свою, в опроверже­ние чего-либо»

Эта тенденция в 1860-е—1870-е гг. была закреплена в энцикло­педических словарях Ф. Толля, И.Н. Березина:

«Реклама (фр. reclame) — газетная статья или объявление, обыкновенно что-нибудь рекомендующая или восхваляющая».

Альберт Ласкер, считающийся «отцом» современной рекламы, даже назвал рекламу «торговлей в печатном виде».

В «Энциклопеди­ческом словаре» Брокгауза и Ефрона подрекламой уже понима­ется «объявление о продаваемых товарах или предлагаемых ус­лугах с целью привлечь потребителей расхваливанием, часто преувеличенным, качеств товара».

В начале XX в. под рекламой стала пониматься определенная деятельностьпрактически во всех сферах жизни. «Реклама — объявление с целью возбудить интерес к какому-либо предмету в области торговли, промышленности или искусства или к из­вестному лицу... Рекламой пользуются также и политические деятели».

В Большой советской энциклопедии реклама трактуется как:

«1) информация о потре­бительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них;

2) распространение све­дений о лице, организации, произведении литературы и искус­ства и т.п. с целью создания им популярности.

Фи­липп Котлер дает следующее определение рекламы:

«Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществ­ляемые через непосредственно платные средства распространения информации, с четко указанным источником финансирования».

Американские ученые Бове и Арене в книге «Современная реклама» дают такое ее определение: «Реклама — это неперсонифицированная передача информации,обычно оплачиваемая и обычно имеющая характер убеждения, о продукции, услугах или идеях известными рекламодателями посредством различных носителей».

Учебник по рекламе Д. Денисон и Л. Тоби содержит сле­дующее определение рекламы: это оплаченное присутствие в средствах массовой информации сведений о вашей фирме (то­варе, услуге), имеющее целью увеличить известность фирмы и ее обороты.

Реклама как общественное явление может рассматриваться в различных аспектах, среди которых важное место занимает правовой аспект.

В США и многих других странах термин «реклама» (advertising)означает рекламные объявления в средст­вах массовой информации (в прессе, по радио, телевидению, на щитовой рекламе) и не распространяется на «сейлз промоушн».

Aadvertising –в основном сущ.

Advertisement –рекламное объявление (в основном – печатное)

Representation – представление чего-либо кому-либо

To represent – представлять что-либо ( интересы)

Российский юрист Л. Страунинг: «реклама является деятельностью, посредством которой распространяются рекламные данные»

Другие авторы полагают, что реклама-— это информация, обладаю­щая квалифицирующими признаками, понимая под ней реклам­ные данные, что соответствует формулировке, приведенной в ст. 3 Федерального Закона «О рекламе».

Третьи считают, что реклама — это «способ информирования»; «форма распространения информации»; «фор­ма неличного общения»; одновременно «процесс организации сбыта», «информационный процесс», «процесс убеждения» и т.п., т.е. подразумевают под рекламой определенную деятельность, которая по своей гражданско-правовой природе относится неко­торыми учеными к категории услуг.

Рекламупо-разному определяют с позиции ее принадлеж­ности к тому или иному виду объектов гражданских прав.Все известные подходы можно в целом свести к двум основным – информация или услуги, а может быть что-то третье?

?????????????????????????????????????????????????????????????????

Реклама как информация

ФЗ «О рекламе» Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

Основатель кибернетики Н. Винер «Информация— это обозначение со­держания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему».

С. Ожегов определяет информацию как сведения об окружающем мире и протекающих в нем про­цессах или как сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

А.Д. Урсул понимает информацию как «разнообразие, которое один объект содержит о другом, отра­женное разнообразие».

Легальное определение понятия «информация»

в соответст­вии со ст. 2 ранее действовавшего Закона от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»:

информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Согласно новому Закону от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

ин­формацией признаются сведения (сообщения, данные) не­зависимо от формы их представления.

С января 2008. г. законодатель ис­ключил информацию из числа объектов гражданских прав. Вме­сте с тем ст. 128 ГК РФ признает такими объектами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, т.е. интеллектуальную собственность.

ГК РФ Статья 128. Объекты гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, «!!!!!» в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Реклама — всегда информация, но информация не всегда реклама.

Реклама — разно­видность информации.

Отличия проявляются:

- в об­ласти применения (реклама в предпринимательской деятельности, а информация в любой области) и соответственно в цели;

- в ха­рактере деятельности (добровольный в рекламе и возможно при­нудительный в информации);

- в направленности воздействия (на неопределенный круг лиц в рекламе и на всех в информации).

ФЗ «О рекламе» Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.


Надо сказать, что попытки выработки понятия «реклама» неоднократно предпринимались в науке. Одни авторы выделяют рекламу в широком и узком смыслах. Другие отождествляют понятия «реклама» и «рекламная информация» и рассматривают их как синонимы. Но и в том, и в другом случае происходит смешение содержаний данных понятий, что не только не реша­ет проблему по существу, но и является препятствием на пути к этому решению.

Наши рекомендации