ГК РФ Статья 128. Объекты гражданских прав
Лекция 1. Правовой аспект понятия рекламы
1.1. Истории и эволюция понятия «реклама»
1850-е гг. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля Реклама определяется как «статья в защиту свою, в опровержение чего-либо»
Эта тенденция в 1860-е—1870-е гг. была закреплена в энциклопедических словарях Ф. Толля, И.Н. Березина:
«Реклама (фр. reclame) — газетная статья или объявление, обыкновенно что-нибудь рекомендующая или восхваляющая».
Альберт Ласкер, считающийся «отцом» современной рекламы, даже назвал рекламу «торговлей в печатном виде».
В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона подрекламой уже понимается «объявление о продаваемых товарах или предлагаемых услугах с целью привлечь потребителей расхваливанием, часто преувеличенным, качеств товара».
В начале XX в. под рекламой стала пониматься определенная деятельностьпрактически во всех сферах жизни. «Реклама — объявление с целью возбудить интерес к какому-либо предмету в области торговли, промышленности или искусства или к известному лицу... Рекламой пользуются также и политические деятели».
В Большой советской энциклопедии реклама трактуется как:
«1) информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них;
2) распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т.п. с целью создания им популярности.
Филипп Котлер дает следующее определение рекламы:
«Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через непосредственно платные средства распространения информации, с четко указанным источником финансирования».
Американские ученые Бове и Арене в книге «Современная реклама» дают такое ее определение: «Реклама — это неперсонифицированная передача информации,обычно оплачиваемая и обычно имеющая характер убеждения, о продукции, услугах или идеях известными рекламодателями посредством различных носителей».
Учебник по рекламе Д. Денисон и Л. Тоби содержит следующее определение рекламы: это оплаченное присутствие в средствах массовой информации сведений о вашей фирме (товаре, услуге), имеющее целью увеличить известность фирмы и ее обороты.
Реклама как общественное явление может рассматриваться в различных аспектах, среди которых важное место занимает правовой аспект.
В США и многих других странах термин «реклама» (advertising)означает рекламные объявления в средствах массовой информации (в прессе, по радио, телевидению, на щитовой рекламе) и не распространяется на «сейлз промоушн».
Aadvertising –в основном сущ.
Advertisement –рекламное объявление (в основном – печатное)
Representation – представление чего-либо кому-либо
To represent – представлять что-либо ( интересы)
Российский юрист Л. Страунинг: «реклама является деятельностью, посредством которой распространяются рекламные данные»
Другие авторы полагают, что реклама-— это информация, обладающая квалифицирующими признаками, понимая под ней рекламные данные, что соответствует формулировке, приведенной в ст. 3 Федерального Закона «О рекламе».
Третьи считают, что реклама — это «способ информирования»; «форма распространения информации»; «форма неличного общения»; одновременно «процесс организации сбыта», «информационный процесс», «процесс убеждения» и т.п., т.е. подразумевают под рекламой определенную деятельность, которая по своей гражданско-правовой природе относится некоторыми учеными к категории услуг.
Рекламупо-разному определяют с позиции ее принадлежности к тому или иному виду объектов гражданских прав.Все известные подходы можно в целом свести к двум основным – информация или услуги, а может быть что-то третье?
?????????????????????????????????????????????????????????????????
Реклама как информация
ФЗ «О рекламе» Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
Основатель кибернетики Н. Винер «Информация— это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему».
С. Ожегов определяет информацию как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах или как сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.
А.Д. Урсул понимает информацию как «разнообразие, которое один объект содержит о другом, отраженное разнообразие».
Легальное определение понятия «информация»
в соответствии со ст. 2 ранее действовавшего Закона от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»:
информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Согласно новому Закону от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
С января 2008. г. законодатель исключил информацию из числа объектов гражданских прав. Вместе с тем ст. 128 ГК РФ признает такими объектами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, т.е. интеллектуальную собственность.
ГК РФ Статья 128. Объекты гражданских прав
К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, «!!!!!» в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Реклама — всегда информация, но информация не всегда реклама.
Реклама — разновидность информации.
Отличия проявляются:
- в области применения (реклама в предпринимательской деятельности, а информация в любой области) и соответственно в цели;
- в характере деятельности (добровольный в рекламе и возможно принудительный в информации);
- в направленности воздействия (на неопределенный круг лиц в рекламе и на всех в информации).
ФЗ «О рекламе» Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Надо сказать, что попытки выработки понятия «реклама» неоднократно предпринимались в науке. Одни авторы выделяют рекламу в широком и узком смыслах. Другие отождествляют понятия «реклама» и «рекламная информация» и рассматривают их как синонимы. Но и в том, и в другом случае происходит смешение содержаний данных понятий, что не только не решает проблему по существу, но и является препятствием на пути к этому решению.