Этнические общности. Межнациональные отношения
Этническая принадлежность характеризуется культурными обычаями и мировоззрением, объединяющая определенную группу людей. Для выделения этнических групп используются характеристики: язык, история, религия и пр.
Современные общества – это плюралистические общества, в которых существует несколько крупных этнических группировок, объединенных политически и экономически, но в других отношениях отличающихся друг от друга.
Меньшинства:
1 Его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими, из-за дискриминации со стороны остальных.
2 Испытывают чувство групповой солидарности, принадлежности к единому целому.
3 Физически и социально изолированы от остального общества.
Раса – отличие по цвету кожи и другим характеристикам.
Расизм – ложное предписывание врожденных характеристик личности или поведения индивидом, обладающим определенными внешними физическими признаками.
Расист – человек верящий в существование биологического объяснения чертам превосходства или неполноценности, предположительно свойственным людям данного физического типа.
Этноцентризм – подозрительное отношение к чужакам, в сочетании со стремлением оценивать все остальные культуры в … своей собственной. Часто сочетается с групповыми барьерами.
Иногда группы, равные по влиянию, взаимно устанавливают барьеры, т.е. живет изолированно, но ни одна из групп не доминирует над другой. Но обычно члены одной группы все же занимают преимущественное положение по отношению к другой. Возникновение барьера сочетается с перераспределением ресурсов (завоевание экономического господства).
Переход к индустриальному обществу приводит к складыванию нации.
Нация – большая группа людей (социальная общность), проживающая на общей территории, связанная общностью экономической жизни, языка, национальных черт характера и культуры. Нация обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, имеет свои культурные особенности и традиции. Принадлежность к нации называется национальностью.
В развитии нации выделяются две тенденции:
1) Интернационализм. Проявляется на основании развития экономической интеграции (ЕС и пр.)
2) Стремление к самоопределению. Выражается в конфликтной форме:
а) Национализм – идеологическое, политическое, психологическое и социальное обособление и противопоставление одной нации другим.
б) Шовинизм – неприязнь, ненависть к другим народам.
Задачи государства и общества:
1) Сочетать национальные и интернациональные интересы
2) Признание права каждого народа на самоопределение и образование самостоятельного государства
3) Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.
7.10. Социальный статус личности и социальной группы:
Социальный статус включает в себя:
1) Атрибутивные признаки – принадлежность к коллективу, классу, социальной группе.
2) Функциональные признаки
3) Оценочные (престиж и пр.)
4) Нормативные признаки – выполнение человеком норм поведения.
Социальный статус показывает то, что личность может делать и то, что она делает. Каковы результаты ее действий. Социальные связи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций.
Социальный статус личности – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, профессией, семейным положением и пр.
Индивид же обладает не только определенным социальным статусом, но и ролевым набором. Его постоянно оценивают другие индивиды, группы, общества. Эти оценки называются престижем. Степень признания обществом личных и деловых качеств определяется как авторитет.
Социальный статус, авторитет и престиж личности определяют:
1) Образование
2) Материальное благосостояние
3) Квалификация
4) Личные качества человека
7.11. Основные направления социальной политики государства:
Политические реформы в России 90-ых годов затронули все стороны жизни людей.
В социальной сфере:
Идет процесс формирования стратификационной системы. На месте сверх централизованного государства возникли достаточно неразвитые страны. Происходит:
1) Снижение жизненного уровня большинства граждан
2) Падение производства и обострение всех социальных проблем
3) Уменьшение численности населения РФ
4) Изменение численности и состава экономически активного населения
5) Перемещение рабочей силы в сферу услуг
6) Изменение структуры собственности.
8. Духовно-нравственная сфера:
8.1. Культура и духовная жизнь:
«Культура» происходит от лат. «возделывание», «воспитание», «образование». Само понятие вошло в обиход лишь во второй половине XVIII века, хотя представление о культуре существует на разных этапах истории.
В «пайдейе», т.е. воспитанности греки видели свое главное отличие от некультурных варваров. В Китае это понятие именуется «жень», в Индии – «дхарма».
Подходы к осмыслению феномена культуры:
1) Деятельный:
Культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека.
2) Аксиологический:
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека.
3) Семиотический (знаковый):
Способность культуры выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т.е. знаками закрепленную совокупность деятельных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование. Человек их усваивает в процессе обучения, воспитания трудовой деятельностью.
4) Социологический подход:
Культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры.
5) Гуманитарный подход:
Выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека.
Культура – своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и духовных ценностей, в отношении человека к природе, самому себе и другим людям.
Культура делится на материальную и духовную. К первой относится все то, что создано людьми. Духовная культура – существование духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Вообще деление культуры на материальную и духовную весьма условно, т.к. в чистом виде они просто не существуют.
8.2. Формы и разновидности культуры:
Многообразие культур можно классифицировать по-разному:
1) Национальные
2) Мировая
3) Светская
4) Религиозная
5) Западная
6) Восточная
7) Элитарная
8) Народная
9) Массовая.
Элитарная (высокая) культура:
Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она трудна для понимания неподготовленного человека, требует специальных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа для восприятия.
Массовая культура:
Специфическая разновидность духовной культуры, ориентированной на среднего потребителя и предполагающая возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Выражает иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени. Иначе массовую культуру называют поп-культурой или ки(т)чем. Появилась она в середине ХХ века.
Субкультура:
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Отличается от господствующей культуры, или же враждебна ей (иначе именуется контр культурой).
Молодежная субкультура:
Молодежь создает собственную субкультуру: жаргонный язык (сленг), моды, музыка, нравственный климат. Ее особенность от прочих объясняется избытком жизненной энергии, богатством воображения, отсутствием у большинства ее создателей экономической и социальной самостоятельности.
Понятие контр культура имеет два значения:
1) Совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-нравственного освоения мира. Альтернативна общепринятому официальному мировоззрению.
2) Специфическая субкультура, порожденная молодежным бунтом 60-ых – начала 70-ых годов, основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его естественному состоянию.
Для контр культуры характерно обращение к неортодоксальной духовной традиции и изотерическим практикам (мистицизм, шаманизм, йога и пр.)
Народная культура:
Создается анонимными творцами. Это мифы, легенды, эпос, песни, танцы и пр.
8.3. Религия как феномен культуры:
Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которая основывается на вере в существование одного или нескольких богов, вере в сверхъестественное.
Религия является закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследия народов и государств.
Культ – вид религиозной деятельности, объектом которого являются осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни.
Различают две основные разновидности религиозного культа:
1) Магия (колдовство):
Возникло в первобытном обществе и стало элементом всех религий.
2) Умилостивительный культ:
Обращен к богу или духу. Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные предметы.
К элементарным культовым актам относятся: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы. Более сложными являются такие обряды, как проповедь, молитва и пр.
Религиозное мировоззрение смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, связанное с бессмертием души и загробным воздаянием.
8.4. Мировые религии:
Тотемизм (от индейского тотем – его род):
Возник тогда, когда основным занятием людей была охота и собирательство. На этом этапе появилась вера в сверхъестественное родство человека с животными или растениями. Суть тотемизма в поклонении животному или растению как своему мифическому предку или защитнику. Постепенно тотемизм оброс значительным количеством ритуалов и магии, от которых неотделим фетишизм – вера в магические свойства различных предметов. Магия и фетишизм не являются формами религии.
Анимизм:
Происходит от «анимо» - душа, т.е. это вера в духов и душу, или всеобщую одухотворенность природы. Анимизм является результатом естественного развития тотемизма. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий. Так, постепенно духи и боги приобретали более антропоморфный характер, т.е. наделялись человеческими качествами. Появляются первые политеистические религии – многобожие. На более же высоких стадиях появляются и монотеистические религии (единобожие). Одной из первых таких религий был иудаизм.
С развитием монотеизма появляется и церковь (от греч. божий дом) – религиозная организация, возникающая в определенных исторических условиях, как средство упорядочивания отношений внутри религиозных объединений, их связей со светскими группами и организациями. В церкви действует определенная система норм религиозной морали, канонического нрава, ценностей, образцов и санкций. Во многих церквях верующие делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре.
В современном мире религии можно подразделить на три группы:
1) Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день
2) Национально-государственные религии, составляющие основы жизни отдельных наций (иудаизм, индуизм, конфуцианство и пр.)
3) Мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Буддизм:
Действующая мировая религия, возникшая в VI – V веках д.н.э. в Индии. Закрепился в сознании народов Азии и Дальнего Востока. Традиция связывает возникновение этой религии с царевичем Сиддхартхом Гауталлой, называемого Буддой (просветленным знанием). Однако в буддизме отсутствует идея бога, как творца мира. Суть учения: жизнь и страдания неразделимы по причине людских страстей и желаний. Избавление от страданий связано с отречением от земных страстей и желаний. После смерти происходит новое возрождение, но уже в виде иного живого существа, жизнь которого определяется не только собственным поведением, но и поведением тех, в ком была воплощена душа ранее. Человеку необходимо вырваться из круговорота бытия через нирвану – высшее бытие, достигаемое путем отказа от земных страстей, удовольствий и желаний. Это и является путем спасения человека и человечества.
Свод священных книг буддистской религии носит название Тититака (три корзины). К письменному структурированному виду они приведены монахами Цейлона в 80 году д.н.э.
Сейчас в мире насчитывается 500 000 000 буддистов. В РФ они преобладают в Туве, Бурятии, Калмыкии.
Христианство:
Возникло в I веке в восточной части Римской Империи. Наибольшее влияние на его становление и развитие оказала иудаистская религиозная традиция. Оттуда взят монотеизм, миссианство, эсхатологизм – вера в гибель существующего мира в результате божественного вмешательства. К основным догматам относится учение о Троице. Краеугольным камнем является вера в спасителя Иисуса Христа, имеющего две ипостаси: божественную и человеческую. Существует вера в загробную жизнь, где выделяются царство небесное и ад. Спасение людей связывается со страданиями и мученической смертью Христа. Второе пришествие Христа связывают с концом света, воскрешением из мертвых и страшным судом. Главная книга христиан – Библия.
В V веке император Константин уравнял христианство с другими религиями Римской Империи. В 1054 году происходит разделение на православие и католицизм. В XVI веке – реформация, в результате которой появляются протестантизм (англиканство, кальвинизм и лютеранство).
На сегодняшний день в мире насчитывается около 1000 000 000 христиан.
Ислам (мусульманство):
Выражает покорность единому богу – Аллаху, всемогущему, предопределяющему судьбу и жизнь человека. Возник ислам в 610 году на Аравийском полуострове. Основателем считается Мухамед, объявивший себя посланником единого бога.
Ислам выступил как «синтез» религии, политических и правовых норм, нравственно-бытовых предписаний, что обусловило создание на его основе централизованного государства. В исламе жизнь не делиться на религиозную и светскую. Ислам это и вера и образ жизни. Главная книга – Каран, кроме него существует Сунна – сборник назидательных рассказов о жизни пророка и Шариат – свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман.
На сегодняшний день в мире насчитывается около 1,5 миллиардов мусульман.
Функции религий (способы действия ее в обществе):
1. Мировоззренческая, т.е. определенные взгляды на человека, общество и природу.
2. Компенсаторская: восполняет бессилие человека перед существующим миром.
3. Коммуникативная: религиозное сознание предписывает два типа общения:
а) Верующих друг с другом
б) Верующих с богом, святыми и пр.
4. Регулятивная функция: упорядочивает помыслы и стремления людей, их деятельность.
5. Культуротранслирующая: передача поколениям письменности, книгопечатания, искусства и всего, что связано с осуществлением религиозных культов.
8.5 Свобода совести:
См. статью Конституции РФ.
В современном мире христианская церковь отделена от государства, а иногда от церкви.
По Конституции РФ провозглашается свобода совести, т.е. свобода выбора веры, или свобода быть атеистом.
8.6 Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки:
Наука – особый вид познавательной деятельности людей, направленный на выработку системы объективно-истинного знания о природной и социальной действительности и о самом человеке.
Современная наука это:
1. Специфический вид познавательной деятельности.
2. Особая форма общественного сознания, отражающая мир в форме научных представлений, понятий, теорий.
3. Отрасль духовного производства, в которой заняты миллионы людей, и продукцией которого являются истины, принципы, законы, теории.
4. Социальный институт со своей структурой и функциями, системой ценностей, идеалами и нормами.
Научное знание отличается от обыденного познания тем, что:
1. Наука имеет дело с объектами реальности, которая не сводится к объектам обыденного опыта.
2. Применяет свой специальный язык с особой терминологией, которая оказывает обратное воздействие на повседневный язык.
3. Для научных исследований необходима специальная аппаратура.
4. Научное знание отличает системность, истинность, обоснованность.
5. Занятие наукой требует специально подготовленных кадров, системы учреждений, где готовятся кадры для науки и проводятся научные исследования.
6. Ориентирована на постижение сущности, поиск объективной истины, получение новых знаний вне зависимости от того, возможно ли сегодня их практическое применение.
Современная наука выполняет функции:
1. Культурно-мировоззренческая
2. Методологическая
3. Познавательная
4. Регулятивная
5. Воспитательная
6. Прогностическая
7. Аксеологическая (ценностная)
8. Управленческая
В современной науке особую остроту приобретают вопросы, касающиеся взаимоотношения науки и ученого с обществом, вопросы социальной ответственности ученого. Речь идет о том, как будут использованы достижения современной науки, не обернутся ли знания против человека.
Развитие генной инженерии, биотехнологий, медицины открыли возможность направленного воздействия на наследственность организмов, вплоть до создания организмов с заранее заданными свойствами. Приходит время отказаться от принципа ни чем не ограниченной свободы научного поиска. Человечество не может допустить создания чудовищных средств массового уничтожения. Встает вопрос об использовании научных результатов для блага человечества, а не во вред ему. Т.о. современная наука не может быть этически нейтральной.
8.7 Образование:
Означает обучение, просвещение, совокупность знаний, полученных специальным обучением.
«Образование» обозначает процесс возникновения некого идеального образа.
В процессе образования человек получает систематизированные знания, навыки и практическую подготовку.
В настоящее время обращается внимание на такие ценности образования, как удовлетворение образовательных потребностей личности, становление единого образовательного производства, интеграцию позитивных национальных образовательных программ.
Тенденции в развитии современного образования:
1. Демократизация.
2. Рост продолжительности образования.
3. Непрерывность образования.
4. Гуманизация.
5. Гуманитаризация – повышение роли общественных дисциплин.
6. Интернацинализация – создание единой системы образования для различных стран.
8.8 Сомообразование:
…..
8.9. Искусство:
Часть культуры, специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, творческое отражение, воспроизведение действительности в худочественных образах.
Искусство появляется с появление человека. В ходе развития духовной культуры появляются разные виды искусства:
1 Живопись
2 Скульптура
3 Музыка
4 Танец
5 Архитектура
6 Литература
7 Театр
8 Кино.
Любой вид искусства присущими ему методами воспроизводит мир таким, каким его воспринимает тот или иной деятель культуры. Художественные образы способны обогатить духовный мир человека, т.к. оказывают эстетическое воздействие на чувства и мировоззрение человека.
8.10 Мораль, ее основные нормы и ценности:
Мораль – от латинского – обычай, нравы, поведение.
Наука о морали – этика.
Различие понятий «мораль» и «нравственность» основано на противопоставлении того, что должно быть и теми реально практикуемыми нравами, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Под моралью при таком подходе понимают специфическую сферу культуры, в которой обобщаются высокие идеалы и строгиее нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
В понятие «нравственность» вкладывается более житейское значение – это принципы реального нравственного поведения людей, где строгость моральных норм значительно смягчена.
Нормы и правила морали формировались историческим путем. При родовом строе порядок поддерживался системой табу. Постепенно складывались обычаи и тенденции. Они опирались на авторитет общественного мнения. Далее появилась мораль – как проявление коллективной воли людей и навыков согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и интересами общества в целом, через систему норм, правил и оценок. Мораль это нормы поведения. Существуют и моральные качества: доброжелательность, мужество, мудрость, справедливость и пр.
Нравственные принципы: коллективизм, индивидуализм, эгоизм, альтруизм, выбирая которые мы определяем моральную ориентацию в целом.
Моральный идеал – идеальный образ или конечная цель нравственного развития. В качестве идеала может выступать как образ нравственно совершенной личности, так и морально обобщенный образ всего «морально совершенного, прекрасного, высшего». Моральный идеал указывает направление на высшую цель, вдохновляет человека в его действиях, позволяет обосновать свой собственный путь к самосовершенствованию и саморазвитию.
8.11 Тенденции духовной жизни современной России:
Уровень развития духовной культуры определяется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми. Оценивая уровень духовного прогресса важно знать, сколько НИИ, университетов, театров, библиотек, музеев и пр. имеется в стране. Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять во внимание качество духовной продукции, т.е. научных открытий, книг, образования, кинофильмов и пр. Вместе взятые эти показатели определяют конечную цель культуры (способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры).
Необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди.
Важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.
Ныне СМИ способствуют выравниванию возможностей всех людей при приобщении к культуре.
Еще одним критерием культурного развития общества является наличие необходимых условий для наиболее полного проявления и развития творческих сил, способностей и талантов человека.
Положение культуры России оценивается как крайне тяжелое,т.к.:
1. Набирает темпы духовное обнищание народа:
а) упадок морали,
б) ожесточенность,
в) рост преступности и насилия,
что происходят на почве бездуховности.
2. Вместо родной речи язык засоряется иноземными словами и нецензурной бранью.
3. Под угрозой разрушения то, что столетиями создавал интеллект, дух и талант нации (разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства).
4. Опасность для будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.
Тяжелое состояние отечественной культуры связано с кризисным состоянием экономики страны в целом и материально-техническим ее обеспечением в частности. Остаточный принцип финансирования социально-культурной сферы приводит к закрытию многих очагов культуры, или к тому, что они занимаются коммерцией.
Для цивилизованного общества недопустима экономия на культуре и образовании, как и их полная коммерциализация, т.к. они оборачиваются самыми пагубными последствиями, ставя под вопрос само существование цивилизации. Резко снизилось и социально-экономическое положение работников культуры. Идет интенсивный отток специалистов в другие сферы и за рубеж.
Одна из тенденций – оценка роли в судьбах культуры, которую играла АКС. Все, что не укладывалось в рамки идеологического тезиса о социальном благополучии, оседало на полках спецхранов.
В культуре сформировались две тенденции:
1. Фальшь и лицемерие, бездуховность
2. Проявление протеста, недовольства, противостояния.
Духовное очищение общества идет очень медленно и мучительно, сопровождаясь негативными тенденциями. Ответственность тех, кто создает культуру, должна возрастать, фактически же она снижается.
Произведения высокохудожественные не в состоянии экономически конкурировать с низкопробными. Их создание требует значительного времени, меньше аудитория. Талантливые люди могут нищенствовать не находя применения шедеврам.
Возрождение культуры - важнейшее условие обновления нашего общества. Встает вопрос: какую культуру возрождать? Классическую или народную? В целом человечеству свойственна идеализация общества. Считается, что так происходит тогда, когда не хотят и не умеют оценить современные достижения.
Обще планетарная проблема – это проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности.
Отечественная культура страдает от вандалов.
Виды культуры, требующие от человека серьезных размышлений, работы души расцениваются обывательски настроенным человеком, как нудные, скучные, трудные и требующие слишком много времени для осмысления. Кто ищет в культуре только развлекательность и, не найдя ее, легко находит заменитель, появляется эрзац культура.
8.12 Основные направления политики государства в области культуры:
1) Возвращение в духовную жизнь народа культурного наследия во всем его многообразии
2) Деидеологизация культуры
3) Изживание монополии государства в области культуры
4) Создание условий для творчества и свободного выбора людьми духовных ценностей и видов культурной деятельности.
5) Расширение международных культурных связей.
Для этого необходимо, чтобы:
1) Правительство и другие ведущие силы должны осознать, что культура – это не область, отданная на откуп предпринимателям, и что правильная ее поддержка имеет огромное значение для улучшения психического здоровья нации, особенно детей, может сдерживать рост насилия и преступности, жестокости. Поэтому, не покушаясь на основы свободы слова, нужно регулировать эту область.
2) Сами люди: родители, патриоты и пр. должны объединиться, что бы противостоять интересам тех, кто наживается. эксплуатируя самые низменные страсти. Нужно подталкивать предпринимателей к созданию культуры более высокого уровня, искать пути, как сделать такую деятельность доходной.
3) Общество и государство должны осознать, что надо постепенно повышать отчисления на образование, науку и воспитание людей.