Первые российские авиаторы. Часть I
Развитие идеи самолета
"Зато мы делаем ракеты И покоряем Енисей, А также в области балета Мы впереди планеты всей!" - пел в своей знаменитой песне Ю.Визбор. И был, безусловно, прав. В XX веке наша страна играла роль "первой скрипки" в самых перспективных областях науки и техники: от генетики до космонавтики.
Москва. Тверская ул. Кон.XX века.
Г.Рязань.
До сих пор не затихают споры о том, кого следует считать изобретателем радио, Попова или Маркони, или, скажем, кто получил пенициллин, русские или американцы. Наверное, это черта русского характера: стремление быть первыми.
А как же с авиацией? Неужели в этой области русские удовольствовались лишь ролью примерных учеников? Проанализируем факты.
В 1731 году в Рязане произошло странное событие. Вот как о нем отзывались современники: подьячий Нерехтец Фурвим "сделал мяч большой, надул его дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее…" и полетел.
Обратите внимание, что действия Фурвима очень похожи на процедуру запуска первых аэростатов.
Рязанский Кремль.
Далее полет проходил по следующему сценарию: шар поднялся "выше березы" и столкнулся с колокольней. Смельчак сумел зацепиться за веревку и сохранил себе жизнь. Если все было, так как рассказано в этом источнике, то есть основания считать, что русские более чем на 50 лет опередили французов и осуществили запуск пилотируемого аэростата.
Более того, полет прошел довольно успешно и был прерван лишь по внешним причинам.
Что касается настоящих монгольфьеров, то они проникли в Россию сравнительно поздно: в 1807 году штаб-лекарь И.Каминский совершил полет над Москвой на тепловом воздушном шаре.
Д.И.Менделеев.
Еще одно достижение россиян связано с именем великого ученого, автора таблицы химических элементов, Д.И.Менделееева. Увлекшись воздухоплаванием, он начал с того, что тщательно изучил западный опыт. В Париже на Всемирной выставке он встретился со многими известными конструкторами и даже поднялся в небо на привязном аэростате А.Жиффара.
По возвращении на Родину Дмитрий Иванович приступил к исследовательской деятельности.
В результате появилась книга "О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании" и был разработан способ получения раствора резины для оболочки воздушного шара.
В 1887 году Менделеев получил от Русского технического общества интереснейшее предложение: пронаблюдать за полным солнечным затмением из гондолы аэростата. Предполагалось, что в полет вместе с ним отправится напарник А.Кованько. Но судьба распорядилась иначе.
В последний момент пошел дождь, и оболочка шара намокла, что значительно уменьшило его подъемную силу. В этих условиях Дмитрий Иванович решается лететь в одиночку.
Впоследствии он опишет свои мысли перед стартом:
" …о нас, профессорах и вообще ученых, обыкновенно думают повсюду… что нам, как щедринским генералам, всегда нужен мужик для того, чтобы делать дело, а иначе у нас все из рук валится…".
Карта полета Д.И.Менделеева.
7 августа 1887 года в 6 часов 35 минут аэростат с Менделеевым на борту оторвался от земли. Высота оказалась не очень большой (3800 метров), поэтому преодолеть границу облачности не удалось, и наблюдения за солнечной короной оказались несколько смазанными. Зато в 9 часов 20 минут шар благополучно опустился на землю.
Историческое значение полета Менделеева состоит в том, что это была одна из первых попыток использовать воздухоплавательный аппарат в научных целях.
К.Э.Циолковский.
В области создания управляемых аэростатов у России тоже были яркие достижения. В 1892 году основоположник космонавтики К.Э.Циолковский разработал проект дирижабля больших размеров (210 метров в длину), рассчитанного на перевозку 200 пассажиров и нескольких тонн груза. Предполагалось, что не только его каркас, но и сама оболочка будут изготовлены из листового металла. Это была принципиально новая идея, к сожалению, Циолковский только высказал ее, а масштабная работа по выяснению оптимальных технических характеристик не была им проделана.
Созданием аппаратов такого типа впервые занялись также в России. В 1893 году в нашу страну переехал австрийский инженер Герман Шварц. В Воздухоплавательном парке под Петербургом он развернул строительство 47-метрового цельнометаллического дирижабля. Все работы финансировались царским правительством.
Однако деньги скоро закончились, и инженеру пришлось вернуться на родину.
Дирижабль Цеппелина.
Проект Шварца был реализован в Германии, а через несколько лет эстафету в создании цельнометаллических дирижаблей подхватил уже известный нам граф Фердинанд фон Цеппелин.
Тем не менее, мы можем гордиться: идея дирижаблей-гигантов, столь перспективная в XX веке, родилась в России.