Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский юридический институт Министерства внутренних дел
Российской Федерации»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
И ПРАВА

Учебно-методический комплекс

КАЗАНЬ 2014

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

У т в е р ж д а ю

Начальник К Г П Д
КЮИ МВД России

Полковник полиции

_______Ф.Ф. Фаткуллин

"___"_______2014г.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Учебно-методический комплекс

Специальность:

40.03.01 - юриспруденция;

квалификация выпускника - бакалавр

КАЗАНЬ 2014

ББК 67.0

Ф27

Теория государства и права: учебно-методический комплекс для лиц, получающих высшее юридическое образование по специальности 40.03.01 - юриспруденция; квалификация – бакалавр. / сост. Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: КЮИ МВД России, 2014. – 110с.

Учебно-методический комплекс подготовлен кандидатом философских наук, доцентом Ф.Ф. Фаткуллиным.

Под редакцией доктора педагогических наук Ф.К. Зиннурова.

Рецензенты:

Ø доктор юридических наук, профессор Ю.С. Решетов (ПФУ),

Ø доктор юридических наук, профессор В.А. Толстик(НА МВД РФ),

Обсужден на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин КЮИ МВД России, протокол № от …………. 2014г.

Одобрен методической секцией кафедры, протокол № от ……….. 2014г..

Учебно-методический комплекс включает в себя пояснительную записку, тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания к самостоятельной работе, методические рекомендации и тематику к курсовым работам, примерный, список рекомендуемой литературы, контрольные вопросы для подготовки к экзамену.

Предназначен для слушателей 1-ого курса заочной формы обучения, получающих высшее юридическое образование по специальности 04.03.01 - юриспруденция / квалификация - бакалавр.

.

ББК 67.0

©Казанский юридический институт МВД РФ, 2014

Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует - student2.ru Тот, кто верит в прогресс, не должен считать совершенным ни одно учение. Если он и не знает более совершенного, это не должно служить основанием тому, чтобы сомневаться в возможности существования такого учения. Но, указывая недостатки, нужно уметь доказать их наличие и понимать, как их устранить, иначе ты будешь только хулителем, а не улучшателем.

Вильгельм Вейтлинг[1]

Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует - student2.ru

Пояснительная записка.. 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 9

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 11

ПРОГРАММА КУРСА.. 13

Раздел I Введение в теорию государства и права. 13

Раздел 2 Учение о государстве. 14

Раздел 3 Право и правовое регулирование. 18

Раздел 4 Нормы права. Их толкование. 21

Раздел 5 Реализация правовых норм. Правовые отношения. 23

Раздел 6 Правомерное и отклоняющееся поведение. 26

Раздел 7. Правовое сознание и правовая культура. 28

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 29

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права. 29

Тема 2. Основные этапы формирования и развития теории государства и права. 30

Тема 3. Происхождение государства. 32

Тема 4. Понятие, форма и функции государства. 33

Тема 5. Государственная власть, ее воплощение в механизме государства. Концепция разделения власти. 36

Тема 6 . Общество, право, государство и личность. 37

Тема 7. Право как средство регулирования общественных отношений, понятие, значение и виды правового регулирования. 39

Тема 8. Предмет , пределы, метод, механизм и уровни общего правового регулирования 40

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования жизни общества. Сущность, содержание, цель, социальная ценность, эффективность, основные функции и принципы права. 42

Тема 10. Форма права. 44

Тема 11. Основные правовые системы современности. 46

Тема 12 Норма права. 47

Тема 13. Толкование норм права. 49

Тема 14. Действие норм права. Общая характеристика процессов их реализации. 50

Тема 15. Юридические факты. Правоотношения. 51

Тема 16. Индивидуально-правовое регулирование. Правоприменение. Правоприменительные акты 54

Тема 17. Юридическая практика. 56

Тема 18. Признаки и виды правомерного поведения. 57

Тема 19. Понятие и виды противоправного поведения. 58

Тема 20. Юридическая ответственность, ее виды и принципы.. 60

Тема 21: Законность и правопорядок. 62

Тема 22. Правовое сознание и правовая культура. 63

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 65

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права. 68

Тема 2. Основные этапы формирования и развития теории государства и права. 68

Тема 3. Происхождение и сущность государства. 69

Тема 4. Форма государства. 69

Тема 5. Функции государства. 70

Тема 6. Механизм государства как воплощение государственной власти. 70

Тема 7. Правовое и социальное государство. 71

Тема 8. Государство, общественные отношения и личность. 72

Тема 9. Право и правовое регулирование. 73

Тема 10. Общее правовое регулирование. 73

Тема 11. Метод, пределы и уровни общего правового регулирования. 74

Тема 12. Сущность, содержание и форма права. 74

Тема 13. Нормативно-правовые акты.. 75

Тема 14. Основные правовые системы современности. 75

Тема 15. Норма права. 76

Тема 16. Толкование норм права. 76

Тема 17. Реализация правовых норм.. 76

Тема 18. Юридический механизм правореализации. 77

Тема 19. Юридические факты и правоотношения. 77

Тема 20. Юридические права, свободы и обязанности. 78

Тема 21. Индивидуально-правовое регулирование. 78

Тема 22. Юридический процесс. 78

Тема 23. Юридическая практика. 79

Тема 24. Правомерное поведение. 79

Тема 25. Отклоняющееся противоправное поведение. 79

Тема 26. Правонарушение. 80

Тема 27. Юридическая ответственность как социальный феномен. 80

Тема 28. Юридическая ответственность как правовое явление. 80

Тема 29: Законность и правопорядок. 81

Тема 30. Правовое сознание. 81

Тема 31 Правовая культура. 82

Тема 32. Социальная ценность и эффективность права. 82

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.. 84

III. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 87


Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует - student2.ru

Приобрел знание - чего тебе не хватает? Нет знания - что ты приобрел?

Мудрецы Талмуда[2]

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по курсу «Теория государства и права» определяет структуру и содержание учебной дисциплины, подготовлен для слушателей 1-х курсов заочной формы обучения, получающих высшее юридическое образование по специальности 04.03.01 - юриспруденция / квалификация - бакалавр, на кафедре государственно-правовых дисциплин в соответствии с требованиями государственного стандартов третьего поколения, рабочих учебных планов и рабочих учебных программ Казанского юридического института МВД России.

Целью курса является формирование адекватных общенациональным и государственным запросам с учетом современных реалий политико-правовых знаний и культуры у выпускников высшего учебного заведения.

Задачей курса является овладение курсантами понятийным аппаратом, законами и категориями, вскрывающими суть и содержание многообразной государственно-правовой действительности, дающим возможность последующего научного постижения предмета иных юридических дисциплин, умения применения последних в предметно-практической деятельности как граждан, так и сотрудников ОВД.

Данный учебный курс состоит из семи разделов, включающих 22 темы. Первый раздел «Введение в теорию государства и права» включает темы 1-2, посвященные рассмотрению предмета, методологических проблем и основных этапов формирования теории государства и права. Раздел 2 «Учение о государстве» объединяет темы с 3 по 6, раскрывающие генезис, форму, функции государства, понятия государственной власти и механизма, современные концепции государства, взаимоотношения последнего с обществом и личностью. Раздел 3 «Право и правовое регулирование» (темы 7-11) рассматривает правовое регулирование через призму социальной регуляции, определяет виды, предмет, пределы, метод, механизм и уровни правового регулирования, освещает понятие, сущность, содержание, форму, функции права, характеризует основные правовые системы современности. Понятие, отличительные признаки, структура, виды, толкование норм права (темы 12-13) разбираются в разделе 4 «Нормы права. Их толкование». Проблемам реализации правовых норм, правовым отношениям, субъективным правам и юридическим обязанностям, индивидуально-правовому регулированию, правоприменению и юридической практике (темы с 14-17) отводится раздел 5 «Реализация правовых норм. Правовые отношения». Раздел 6 «Правомерное и отклоняющееся поведение» (темы 18-21) освещает признаки и виды правомерного и отклоняющегося поведения, определяет суть, принципы юридической ответственности, основания возникновения и освобождения от последней, характеризует понятия законности и правопорядка. Раздел 7 «Правовое сознание и правовая культура» (тема 22) раскрывает понятие, структуру, виды, функции и т.п. правового сознания и правовой культуры.

В результате освоения курса обучаемые должны:

ü иметь представление:

· о содержании и сущности государства и права;

· о закономерностях зарождения, организации и функционирования государства и права,

· об общих характеристиках конкретных национальных государственно-правовых систем;

ü знать:

· основные понятия, категории и институты юриспруденции;

· назначение и функции государственно-правовых институтов;

· систему и функции правоохранительных органов;

ü усвоить:

· навыки толкования нормативно- и индивидуально-правовых актов;

· систему национального права Российской Федерации;

· систему государственного механизма Российской Федерации;

· принципы законности и правопорядка;

ü уметь:

· правильно применять полученные знания при изучении отраслевого законодательства;

· надлежащим образом использовать знания при осуществлении разнообразной юридической деятельности;

· уметь проводить четкую грань между правомерным и отклоняющимся противоправным поведением;

· определять правовую природу наблюдаемых явлений;

· юридически грамотно выстраивать линию и последствия поведения участников правоотношений.

Дисциплина изучаетсянаустановочных и обзорных лекциях, семинарских занятиях,а также в процессесамостоятельной работыв аудитории, библиотеке, дома.

Объем и распределение часов определяется учебными планами, соответствующих направлений подготовки, специализации и формы обучения. Исполнение курсовой работы осуществляется за счет часов, предусмотренных на самостоятельную подготовку по одной из предложенных тем.

Слушатель в ходе самостоятельной подготовки:

ü на основе данного документа изучает программу курса;

ü подбирает учебную и учебно-методическую литературу по дисциплине;

ü подготавливает краткий конспект по вопросам тем семинарских занятий и заданий на самоподготовку в отдельной тетрадке,

ü исполняет, представляет в институт и защищает курсовую работу в установленные сроки.

Дисциплина читается на первом курсе. В установленные учебным отделом сроки слушатель представляет на факультет заочного обучения исполненную курсовую работу как в печатном варианте, так и на электронном носителе, которые передаются для проверки (рецензирования) преподавателю. Преподаватель в случае сомнения в самостоятельном исполнении курсовой работы проверяет ее с помощью программы «Антиплагиат». По результатам рецензирования курсовой работы преподаватель принимает решение о допуске курсовой работы к защите. В случае принятия преподавателем-рецензентом решения об отказе допуска курсовой работы к защите, курсовая работа с замечаниями возвращается исполнителю на доработку (переработку). Получив отрицательную рецензию, слушатель обязан устранить замечания рецензента и вновь представить работу на кафедру с приложением отклоненного варианта курсовой работы и рецензией на нее. В установленные сроки накануне экзаменационной сессии обучаемый защищает курсовую работу у преподавателя, ее рецензировавшего. Лицо, не представившее, либо не защитившее курсовую работу, не допускается к сдаче экзамена по дисциплине.

При изучении курса особое внимание уделяется, с одной стороны, связи с такими общественными дисциплинами, как: философия, экономика, политология, социология, с другой - с собственно юридическими науками: историей государства и права, конституционным правом РФ, отраслевыми юридическими дисциплинами.

Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует - student2.ru Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует - student2.ru

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.

Адольф Дистервег[3]

Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует - student2.ru

Плох тот план, который нельзя изменить.

Публилий Сир[4]

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Специальность: 40.03.01 - юриспруденция;

квалификация - бакалавр; форма обучения – заочная;

срок обучения – 4 года (на базе высшего неюридического профессионального обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов/зач.ед. Количество часов по видам занятий
Лекций Семин. занятий Самост.работа
уст. обз.
  Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА         написание и защита курсовой работы
Тема 1. Предмет и метод теории государства и права 2
Тема 2. Основные этапы формирования и развития теории государства и права
  Раздел 2. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ        
Тема 3. Происхождение государства и права
Тема 4. Понятие, форма и функции государства 2
Тема 5. Государственная власть, ее воплощение в механизме государства. Концепция разделения власти. 2
Тема 6. Общество, право, государство и личность
  Раздел 3. ПРАВО И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ      
Тема 7. Право как средство регулирования общественных отношений. Понятие, значение и виды правового регулирования. 2
Тема 8. Предмет, пределы, метод, механизм и уровни общего правового регулирования. 2
Тема 9. Право в системе нормативного регулирования жизни общества. Сущность, содержание, цель, социальная ценность, эффективность, основные функции и принципы права. 2
Тема 10. Форма права.   2
Тема 11. Основные правовые системы современности
  Раздел 4. НОРМЫ ПРАВА. ИХ ТОЛКОВАНИЕ      
Тема 12. Понятие нормы права. Отличие правовой нормы от смежных явлений. Структура и виды норм права. 2
Тема 13. Толкование норм права. 2
  Раздел 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ. ПРАВООТНОШЕНИЯ      
Тема 14. Действие норм права. Общая характеристика процессов их реализации        
Тема 15. Юридические факты. Правоотношения        
Тема 16. Индивидуально-правовое регулирование. Правоприменение. Правоприменительные акты.          
Тема 17 Юридическая практика          
  Раздел 6. ПРАВОМЕРНОЕ И ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.      
Тема 18. Признаки и виды правомерного поведения          
Тема 19. Понятие и виды противоправного поведения        
Тема 20. Юридическая ответственность, ее виды и принципы        
Тема 21: Законность и правопорядок.          
  Раздел 7. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА        
Тема 22. Правосознание и правовая культура: понятие, элементы, виды и значение        
  ИТОГО: 324/9

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Специальность: 40.03.01 - юриспруденция;

квалификация - бакалавр; форма обучения – заочная;

срок обучения – 3.6 года (на базе среднего юридического
профессионального обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов по видам занятий
Лекций Семин. занятий Самост.работа
уст. обз.
  Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА         написание и защита курсовой работы
Тема 1. Предмет и метод теории государства и права 2
Тема 2. Основные этапы формирования и развития теории государства и права
  Раздел 2. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ        
Тема 3. Происхождение государства и права
Тема 4. Понятие, форма и функции государства 2
Тема 5. Государственная власть, ее воплощение в механизме государства. Концепция разделения власти.
Тема 6. Общество, право, государство и личность
  Раздел 3. ПРАВО И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ    
Тема 7. Право как средство регулирования общественных отношений. Понятие, значение и виды правового регулирования. 2
Тема 8. Предмет, пределы, метод, механизм и уровни общего правового регулирования. 2
Тема 9. Право в системе нормативного регулирования жизни общества. Сущность, содержание, цель, социальная ценность, эффективность, основные функции и принципы права.
Тема 10. Форма права.   2
Тема 11. Основные правовые системы современности
  Раздел 4. НОРМЫ ПРАВА. ИХ ТОЛКОВАНИЕ        
Тема 12. Понятие нормы права. Отличие правовой нормы от смежных явлений. Структура и виды норм права. 2
Тема 13. Толкование норм права.
  Раздел 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ. ПРАВООТНОШЕНИЯ      
Тема 14. Действие норм права. Общая характеристика процессов их реализации          
Тема 15. Юридические факты. Правоотношения          
Тема 16. Индивидуально-правовое регулирование. Правоприменение. Правоприменительные акты.          
Тема 17 Юридическая практика          
  Раздел 6. ПРАВОМЕРНОЕ И ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.      
Тема 18. Признаки и виды правомерного поведения          
Тема 19. Понятие и виды противоправного поведения        
Тема 20. Юридическая ответственность, ее виды и принципы        
Тема 21: Законность и правопорядок.          
  Раздел 7. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА          
Тема 22. Правосознание и правовая культура: понятие, элементы, виды и значение          
  ИТОГО: 324/9  

Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует - student2.ru

Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует.

Адольф Фридрих Дистервег[5]

Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует - student2.ru Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует - student2.ru Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует - student2.ru

Наши рекомендации