Мораль как регулятор социального поведения 3 страница

Средневековые христианские идеологи ориентировали искус­ство на выражение религиозного мировоззрения и связанной с ним морали, стремились сосредоточить творческий потенциал искусства на основных духовных идеалах своего времени. В резуль­тате возрос интерес искусства к сфере идеального, оно достигло высокого уровня художественного выражения общечеловеческих Духовных ценностей. Шедевры византийской и древнерусской живописи и архитектуры, готические храмы, средневековая музы­кальная и певческая культура поражают своей художественной си­лой и духовной глубиной даже далекого от религии человека XXI в. Однако религиозное искусство было в значительной мере обособ­лено от конкретной социально-исторической действительности, от повседневной жизни народа. Это было искусство вневременных духовных идеалов. Церковь часто активно боролась с внецерковны- ми, светскими, развлекательными видами и жанрами искусства. Христианство, например, долгое время запрещало театральные представления, постоянным гонениям подвергало традиционную народную культуру (в России это коснулось скоморошества).

Важным регулятором взаимоотношений искусства и религии был канон. Практически все культовое искусство было канонизи­рованным, т.е. введенным в определенные исторически сложив - шиеся и закрепленные церковными установлениями строгие рам­ки. Они существенно ограничивали художественное творчество не только на содержательном, но и на формальном уровне. Свою творческую индивидуальность средневековый художник часто мог проявить только в сфере чисто выразительных средств (цвета, ли­нии, музыкальной интонации и т.п.). Но здесь он нередко дости­гал удивительных высот.

Начавшаяся в период Возрождения секуляризация (отделение от церкви и религии) культуры разделила искусство и религию. Новый этап сближения наметился в XX в. Кризис религиозного сознания заставил церковь искать поддержку у искусства, исполь­зовать для своих целей его новейшие виды и направления (кино, видео- и звукозапись, электронную музыку).

Многие виды искусства, особенно в настоящее время, требу­ют определенных технических средств, совершенствующихся по мере развития общества. Это касается музыки, кино и др. Искус­ство и техника взаимосвязаны так же, как и материальная и духовная культура общества. С развитием техники меняются об­разный строй и материальные возможности архитектуры, пласти­ческих искусств, музыки и т.д. Появившееся в ходе научно-техни­ческой революции новые виды и разновидности искусства — фо­тоискусство, кино, телевидение, электронная музыка и другие — обогатили и усложнили эмоциональный мир человека. Техниче­ское накопление фактов, их систематизация и обработка с помо­щью компьютерных технологий, возможность репродуцирования множества произведений искусства полиграфически, в звуко- и видеозаписях активно воздействуют на структуру и развитие худо­жественной культуры в целом, повышают критерии социально- эстетической значимости репродуцируемых произведений искус­ства, эстетических идеалов и вкуса народа.

Термин «техника», нередко применяемый для характеристики навыков, приемов в различных видах человеческой деятельности, может выступать и как личное умение, мастерство авторов и ис­полнителей произведений искусства. Так, мы говорим о технике живописи, исполнительского искусства музыканта, актера, танцо­ра и т. д. В то же время как высокая степень мастерства искусством в широком смысле слова может называться совершенное техни­ческое исполнение спортивного выступления, производственного задания и т.д. В связи с этим можно сделать вывод, что искусство и труд — это две стороны единой материально-практической и духовной деятельности людей. Труд включает в себя и творческую деятельность в искусстве, которое своим происхождением обяза - но трудовой, созидательной деятельности людей. Первые челове­ческие постройки, одежда, утварь, орудия труда, став неотъемле­мой частью материальной культуры, являются также и древними памятниками искусства, воплотившими эстетические представ­ления людей. Опираясь на ритмы труда, возникли первые музы­кальные и хореографические произведения. Изображения живот­ного и растительного мира, создававшиеся первобытными людь­ми для магических целей, для организации коллективных действий в охоте, земледелии, несли художественное содержание, прису­щее искусству.

В свою очередь развитие искусства вызывает к жизни целые отрасли производства и обслуживающей его трудовой деятель­ности, как это видно на примерах (строительства театров и ки­нотеатров, музеев, библиотек, развития полиграфического про­изводства, кино- и фототехники, создания музыкальных ин­струментов, совершенствования телевидения и радиовещания и т.д.).

Вопросы и задания

1. Что такое искусство? Чем оно отличается от других видов деятель ности человека?

2. Как возникло искусство? Какую роль в этом сыграл труд?

3. Какие виды искусства вы знаете? Какие из них преобладают в наше время?

4. В чем проявляется социальный характер искусства? Почему несо стоятельными оказались попытки создания «чистого искусства»?

5. В чем различие взглядов на искусство материалистов и идеалистов?

6. Что такое художественный образ? Как он может воздействовать на людей?

7. Что выступает предметом исследования искусствознания? Какова структура искусствознания?

8. В чем состоит взаимосвязь искусства и массовой коммуникации в современную эпоху?

9. Чем искусство связано с моралью?

10. В чем состоит взаимосвязь искусства и религии? Как развивались их отношения в истории человечества?

11. Прочитайте высказывание Л.Фейербаха. В чем он видит различие искусства и религии: «...искусство не выдает свои создания за нечто дру гое, чем они есть на самом деле, т.е. другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действи тельные».

12. В чем состоят особенности развития современного искусства? Ка кую роль в этом процессе играют технические средства?

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование составляет важный и необходимый институт об­щества. Оно имеет целью передачу накопленных знаний и опыта молодому поколению. Если бы образования не существовало, каж­дому новому поколению пришлось бы заново приобретать те зна­ния, которые уже были получены их предками.

Образование представляет собой процесс целенаправленного воз­действия обучающего на обучаемого с целью привития последнему новых для него знаний. Образование немыслимо без воспитания. В про­цессе обучения ученик приобретает не только новые знания, но и принятые в данном обществе образцы поведения, образ мыслей, основы мировоззрения.

В процессе образования происходит развитие человека, закла­дываются основы формирования личности. Обучаемый не просто усваивает новый учебный материал, но и анализирует его, делает выводы, обменивается ими со своими товарищами, отстаивает свою точку зрения.

Образование как институт общества возникло в глубокой древ­ности. В первобытном обществе знания передавались устно из по­коления в поколение. Старшие члены рода показывали молодым приемы охоты, изготовления орудий труда, делились практичес­ким опытом. С появлением письменности знания стали фиксиро­ваться на материальных носителях — глиняных и восковых таб­личках, папирусе, пергаменте, бумаге.

С возникновением классового общества образование вышло за рамки семейно-родовых отношений и стало предметом заботы государства. Известно, что уже в древних государствах, таких как Египет, Ассирия, Вавилон, существовали школы, где учили чи­новников. Действительно, для того чтобы управлять людьми, нужно обладать определенными знаниями. Дальнейшее развитие образо­вание получило в периоды расцвета Древних Греции и Рима. Там сложились своеобразные системы образования, состоявшие из нескольких ступеней, на каждой из которых изучались опреде­ленные предметы. В любой системе образования обязательно обу­чение чтению, письму, счету. Но в период античности высоко ценилось знание искусств, а также ораторские способности. По­этому среди изучаемых предметов важное место занимала ритори-

— искусство полемики, необходимое для успешной полити­ческой карьеры.

На Руси первые школы были созданы при Владимире Свято­славовиче и при Ярославе Мудром. В них учились дети бояр и дру­жинников. В дальнейшем центрами образования стали монастыри. Образование в них строилось на религиозной почве с обучением основам веры, чтению псалмов и пению в хоре.

В 1687 г. открылось первое в России высшее учебное заведе­ние — Славяно-греко-латинская академия. В правление Петра I образование приобрело светский характер, появилось много учеб­ных заведений, готовивших специалистов в различных областях государственного управления.

В послепетровскую эпоху образование в России продолжало раз­виваться. В 1755 г. был открыт Московский университет. Однако учебных заведений не хватало, и дворяне нанимали учителей и учили своих детей дома.

Подлинный прорыв в образовании приходится на время прав­ления Александра I. При нем было создано 4 новых университе­та, появились первые лицеи — закрытые учебные заведения для дворян, оформилась единая система учебных заведений всех уров­ней — церковно-приходских школ, уездных училищ, губернских гимназий и университетов.

Школьный устав 1864 г. разрешил открывать учебные заведе­ния земствам, городским думам, коммерческим организациям и частным лицам. С этого времени число школ стало быстро увели­чиваться. В начале XX в. правительство поставило задачу общедо­ступного начального образования. Однако Первая мировая война и последовавшая затем революция не позволили завершить это начинание.

В советский период в нашей стране проводилось много реформ в области народного образования. Основным достижением в этой области нужно считать введение обязательного среднего образо­вания и возможность для каждого получить высшее образование. Система советского образования по качеству и объему получае­мых знаний, умений и навыков была признана одной из лучших в мире.

В статье 43 Конституции РФ провозглашается право каждого на получение образования, гарантируется бесплатное дошкольное и среднее образование и право бесплатного получения высшего об­разования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В Российской Федерации в соответствии с законом устанавли­ваются следующие образовательные уровни:

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

После завершения курса обучения каждого уровня выпускни­кам выдается документ об окончании учебного заведения. Тем лицам, которые не завершили образрвание какого-либо уровня, выдается справка установленного образца.

Каждое образовательное учреждение имеет свой устав, в кото­ром зафиксированы права и обязанности обучающихся. Для детей и подростков с отклонениями в развитии создаются специальные (коррекционные) школы или классы. Подростки с девиантным (отклоняющимся от норм) поведением по решению суда направ­ляются в специальные учебно-воспитательные учреждения, обес­печивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Учебные заведения в современной России деполитизированы. В них не могут создаваться и функционировать никакие обще­ственные организации и политические партии.

Все участники учебного процесса — учащиеся, учителя, адми­нистрация учебного заведения — имеют взаимные права и обя­занности. Ученики имеют право получать знания в соответствии с образовательным стандартом. В то же время они обязаны со­блюдать учебную дисциплину, выполнять задания, которые дает учитель. Учащийся имеет право на перевод из одного учебного заведения в другое. Учитель имеет право требовать от ученика выполнения предусмотренных программой образовательных норм и соблюдения учебной дисциплины. Учитель обязан давать уча­щимся предусмотренный стандартом минимум знаний, поддер­живать дисциплину, уважать личность ученика.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право после получения среднего образования поступить в высшее учебное за­ведение. При этом особое внимание следует обратить на выбор вуза. В современной России существуют государственные, муни­ципальные и негосударственные вузы. Частные вузы создаются об­щественными, политическими, религиозными организациями, ча­стными лицами и т.д. Среди них выделяют учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию, и неаккредитованные.

Дипломы, которые выдают неаккредитованные вузы, имеют законную силу, но у специалистов с такими документами возни­кают проблемы при поступлении в аспирантуру, устройстве на работу в государственные органы, нотариат, адвокатуру и т.д.

Студенты государственных, муниципальных вузов, обучаясь на дневном отделении, получают стипендию, материальную помощь. Они имеют льготы на оплату проезда в общественном транспор­те, на проживание в общежитии и пр. Студенты дневных отделе­ний высших и средних специальных учебных заведений имеют право на отсрочку от службы в армии. По уважительной причине или по своему желанию студенты могут свободно переходить из одного учебного заведения в другое. Статус студента негосудар­ственного вуза, имеющего государственную аккредитацию, при­равнивается к статусу студента государственного вуза, за исклю­чением права на получение государственной стипендии. Статус студента негосударственного вуза, не имеющего государственной аккредитации, определяется Уставом вуза. Аккредитованные вузы имеют право выдавать дипломы государственного образца. Поэто­му абитуриенту следует внимательно ознакомиться с тем инсти­тутом, где он решил обучаться.

Если студент заканчивает вуз, не имеющий государственной аккредитации, он сможет получить диплом государственного об­разца, если у этого вуза есть договор с аккредитованным вузом, в соответствии с которым можно сдать экзамены экстерном.

Обучение в вузах направлено на решение следующих задач:

- формирование грамотного научного языка, что составляет важный компонент культуры будущего специалиста;

- развитие логического мышления, речи и творческих способ ностей студентов;

- закрепление навыков исследовательской деятельности, ко торые очень важны для дальнейшей учебы в вузе и самосовершен ствования, необходимого в профессиональной деятельности.

Высшие учебные заведения в нашей стране представлены: уни­верситетами, академиями, институтами. В университете существу­ет несколько факультетов, отделений, институтов, которые гото­вят специалистов разных специальностей. Университеты имеют со­лидную научную базу, на основе которой проводятся научные исследования. Академия готовит специалистов в конкретной обла­сти науки, техники, культуры. Институт может выступать как самостоятельное учебное заведение или как часть университета, академии.

Законом предусмотрено право российских студентов получать высшее профессиональное образование постепенно. Первый уро­вень — это неполное высшее образование. Каждый обучаемый после первых двух лет учебы, успешно сдав все экзамены в вузе, может получить диплом, подтверждающий этот уровень. Затем, если он решит продолжить учебу, то может поступить на следующий курс в любой вуз данного профиля.

Государственные вузы осуществляют подготовку студентов по давно сложившейся в нашей стране системе. Обучение на очном отделении длится пять лет, после чего, в случае успешной сдачи государственных аттестационных экзаменов и защиты дипломной работы, студент получает определенную специальность (квали­фикация «специалист»).

Сейчас во многих вузах вводится система обучения, широко распространенная на Западе. В ней базовым уровнем высшего про­фессионального образования выступает бакалавриат. Студенты оч­ного отделения учатся четыре года и получают квалификацию «ба­калавр», дающую при поступлении на работу ее обладателю право на занятие должности, для которой квалификационными требо­ваниями предусмотрено высшее профессиональное образование. Второй уровень этой системы — получение квалификации «специ­алист», соответствующей квалификации российских государствен­ных вузов. Третий уровень называется «магистратура». Он обеспе­чивает более углубленную профессиональную подготовку специа­листов с квалификацией «магистр».

Послевузовское образование включает аспирантуру и докто­рантуру, после окончания которых, в случае защиты диссерта­ции, присваивается ученая степень соответственно кандидата и доктора наук.

В настоящее время высшие учебные заведения имеют право самостоятельно определять учебные программы; главное, чтобы они соответствовали обязательному минимуму знаний, утверж­денному Министерством образования РФ. Также вузы сами могут определять систему и характер обучения. Преподавание многих учебных дисциплин в вузах России в большинстве случаев ведется в режиме традиционной системы обучения, предполагающей чере­дование лекционных и семинарских занятий в сочетании с зачет­ной и экзаменационной формами контроля знаний и умений сту­дентов. При этом в ряде вузов успешно практикуется дистанцион­ная форма обучения, хорошо зарекомендовавшая себя на Западе.

Дистанционная система обучения значительно отличается от традиционной и предоставляет студенту достаточную свободу при изучении материала. При этом необходимо создание таких усло­вий образовательного процесса, при которых студент смог бы в полной мере реализовать свои способности.

В ходе обучения студент должен научиться:

- самостоятельно осваивать знания, применяя их в конкретных учебных ситуациях;

- проводить самооценку своей деятельности, выявляя неис пользованные интеллектуальные познавательные возможности;

- корректировать самоорганизацию процесса приобретения зна ний для достижения максимального результата самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, студент в условиях дистанционного обучения выступает не только как объект педагогического воздействия, но и как активный субъект познания, способный целенаправленно выявлять и реализовывать свой творческий потенциал, самостоя­тельно выбирать способы использования средств познания, ак­тивно взаимодействовать с товарищами по учебной группе на ауди­торных занятиях. При этом меняется роль преподавателя в учеб­ном процессе. Он выступает в качестве консультанта-ведущего, задача которого — направлять работу студента в нужное русло.

Основа дистанционного способа получения образования — мо­дульный принцип обучения по юнитам курса (разделам учебной дис­циплины). Модульный подход в организации обучения позволяет реализовать концепцию направляемого и контролируемого обра­зования. В данном случае модулем называется часть учебной про­граммы, предназначенная для индивидуального изучения. При­менение модулей в учебном процессе возможно и при традици­онной системе обучения. В этом случае модульный подход в организации обучения наиболее полно реализуется в процессе под­готовки и проведения семинарских занятий. При дистанционном обучении на основе модульной системы строится полная учебная программа. Содержание каждого модуля должно быть составлено так, чтобы студент мог четко представлять, какой объем теорети­ческого материала он должен усвоить в результате изучения моду­ля, как он будет приобретать необходимые знания, как он будет отчитываться об усвоении этих знаний.

В зависимости от составляющих компонентов различают два типа модулей. Первый представляет собой модуль, весь материал которого изложен в одном печатном издании (брошюре), вклю­чающем в себя выдержки из разнообразной учебной литературы. При этом студенту не нужно привлекать дополнительную литера­туру, так как в данном издании он найдет всю необходимую ин­формацию. Этот тип модуля удобен в том случае, когда библиоте­ки институтов не содержат необходимого набора учебной литера­туры. Недостаток такого модуля — узость информационного пространства и затруднительность полной реализации индивиду­альных качеств студента.

Второй тип модуля включает в себя различные источники ин­формации (учебная литература, аудио- и видеоматериалы, ком­пьютерные программы и т.д.), что позволяет разнообразить учеб­ные занятия и вместе с тем требует от студента большей самосто­ятельности, самодисциплины, умения работать с источниками.

Степень эффективности обучения студентов во многом зави - сит от его организации и адаптации к психологическим особен­ностям будущих специалистов. Эти задачи можно решить в рамках и традиционной, и дистанционной системы обучения. Большую роль в обоих случаях играют деятельность преподавателя как орга­низатора учебного процесса, его способность мобилизовать скры­тые возможности каждого студента, привить ему навыки самоор­ганизации, дифференцировать требования к каждому студенту в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Технологию учебного процесса в традиционной и дистанцион­ной системах обучения можно представить в следующем виде.

Традиционная система обучения:

- лекция;

- семинар (различные формы учебных занятий);

- текущий контроль (тест, аудиторная контрольная работа);

- итоговый контроль (зачет, экзамен).

Дистанционная система обучения:

- изучение учебно-методического пособия;

- лекция-консультация;

- выполнение домашнего задания;

- семинар;

- тест.

Следует отметить, что схема технологии традиционной систе­мы обучения отражает процесс изучения всего курса учебной дис­циплины, тогда как в схеме дистанционной системы обучения рассматривается структура только одного модуля. Из их совокуп­ности состоит курс учебной дисциплины, после изучения кото­рого, так же как и в традиционной системе, следует итоговый контроль (экзамен).

Приведенные схемы учебного процесса двух систем обучения позволяют говорить о различиях в поэтапности овладения теоре­тическими знаниями.

Основные этапы овладения знаниями при традиционной системе обучения:

- прослушивание и конспектирование лекции;

- самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: работа с лекционным материалом, учебниками и дополнительной лите ратурой;

- работа на семинарском занятии, в ходе которого происходит углубление и закрепление полученных знаний;

- промежуточный контроль: тест или контрольная работа по пройденной теме.

Этапы овладения теоретическими знаниями при системе дистан­ционного обучения:

- приобретение базовых теоретических знаний: чтение текста учебного пособия и дополнительной литературы;

- встреча с преподавателем (тьютором) на обзорной лекции- консультации, в ходе которой снимаются неясные вопросы, фор мулируются учебные цели, определяются ориентиры на выпол нение домашнего задания и тестового контроля;

- самостоятельная работа студента по изучению теоретическо го материала, выполнение домашнего задания;

- работа студента на семинарском занятии;

- тестирование, представляющее собой контроль усвоения ма териала данного модуля.

Рассмотренные системы обучения не всегда существуют в чис­том виде. Чаще всего они комбинируются. Поэтому абитуриент,

поступая в вуз, должен уточнить, по какой методике проходит обучение, и выбрать то, что ему больше подходит.

Кроме того, каждый поступающий учиться в вуз должен пони­мать, что каким бы престижным он ни был, обучение не будет эффективным, если не прикладывать собственных усилий. Нужно не только присутствовать на занятиях, но и обучаться во внеучеб- ное время, заниматься самообразованием, стремиться к самореа­лизации и творчеству. А эти качества надо воспитывать в себе со школьной скамьи.

Вопросы и задания

1. Почему образование выступает одним из важнейших институтов общества?

2. В чем состоит взаимосвязь образования и воспитания?

3. Расскажите об историческом развитии образования.

4. Какие уровни образования существуют в современной России?

5. Каковы права и обязанности участников учебного процесса? В ка ком документе они зафиксированы?

6. На что надо обратить внимание при выборе вуза? В чем различие аккредитованных и неаккредитованных вузов?

7. Какие ступени образования существуют в современной России? Чем различаются квалификации «бакалавр», «специалист», «магистр»?

8. В чем состоит различие традиционной и дистанционной систем обу чения? В чем их достоинства и недостатки ?

9. Проанализируйте Устав вашего учебного заведения. Охарактеризуй те его основные положения. Как в нем определены ваши права и обязан ности?

ГЛАВА 5

ЭКОНОМИКА

5.1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ

Слово «экономика» происходит от греческого oikonomike, что означало искусство ведения домашнего хозяйства. В настоящее время понятие «экономика» имеет несколько значений. Этим тер­мином обозначается хозяйство конкретной страны (российская экономика, американская экономика) или вся система мирово­го хозяйства (мировая экономика). Экономикой называется сово­купность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения материальных благ. Под экономикой пони­мается также совокупность наук, изучающих отдельные стороны экономической сферы общества: экономическая теория, исто­рия экономики, экономическая статистика, финансы и кредит и т.д.

В широком смысле экономика — это наука об основах хозяй­ственной жизни общества. Под хозяйственной жизнью понимается деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их существования. Для получения материальных благ об­щество использует экономические ресурсы, которые в большин­стве случаев ограниченны, и поэтому их надо использовать как можно более эффективно. По словам лауреата Нобелевской пре­мии по экономике П.Самуэльсона в экономике существуют три ключевые задачи:

1) какие блага производить и в каких количествах;

2) как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии;

3) для кого производить блага.

Экономика рассматривает хозяйственную жизнь на двух уров­нях: микроэкономическом и макроэкономическом. Когда рассмат­риваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика. Когда речь идет об экономике в целом, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика. Так, анализ выпуска конкретной продукции отдельными фирмами и даже всей отраслью — это микроэкономика. Анализ общего выпуска всех ви­дов продукции и ее реализации в стране и в мире — это макро­экономика.

Экономическое развитие каждой страны своеобразно. Оно от­личается уровнем технического развития, господствующими фор­мами собственности, объемом производимых материальных благ и т.д. Одним из критериев различия выступает понятие экономи­ческой системы — совокупности всех экономических процессов, со­вершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

На протяжении всей истории существования человечества в мире действовали различные типы экономических систем: тради­ционная, административно-командная и рыночная. Последнюю можно разделить на рыночную экономику свободной конкуренции (чистый капитализм) и современную рыночную экономику (современный ка­питализм). Кроме того, переход бывших социалистических стран (России, стран —членов СНГ, стран Центральной и Восточной Европы, Китая) к рыночным отношениям привел к формирова­нию экономической системы переходного типа.

В каждой экономической системе, независимо от ее типа, пер­вичную роль играют производство, распределение, обмен и по­требление материальных благ. Производство — это процесс созда­ния различного рода экономических продуктов. Материальным про­изводством занимаются различные промышленные предприятия. Распределение связано с передачей материальных благ от одних субъек­тов к другим. Распределением занимаются специальные государ­ственные органы, например налоговая, таможенная службы, пра­вительство, которые изымают финансовые средства у одних лиц (в виде налогов) и передают их другим (в виде пенсий, пособий и т.д.). Обмен товаров происходит на рынке и осуществляется в боль­шинстве случает в виде купли-продажи. Потребление связано с при­обретением организациями и отдельными людьми товаров и услуг.

Отличительным чертами экономической системы выступают социально-экономические отношения, базирующиеся на сложивших­ся в каждой экономической системе формах собственности на эко­номические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, организационно-правовые формы хозяйственной деятельности и спо­собы регулирования экономической деятельности.

Отличительные особенности традиционной экономической сис­темы составляют крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда и натурального хозяйства. Все экономические проблемы решаются в соответствии со сложившимися в течение длительного времени обычаями, религиозными, племенными и другими тради­циями. Управление экономической жизнью осуществляется на уров­не общины или на основе предписаний вождей, рабовладельцев, феодалов.

Государство практически не вмешивается в экономическую жизнь, за исключением установления налогов и таможенных по­шлин. С развитием товарно-денежных отношений государство уси­ливает свое влияние на обмен товаров, в первую очередь — во внешней торговле. Многие государства в XVII —XVIII вв., в том числе и Россия, проводили политику протекционизма и меркан­тилизма. Протекционизм выражался в поддержке отечественного производителя за счет снижения таможенных пошлин на вывози­мые товары и повышения сборов — на ввозимые из-за границы. Меркантилизм — это политика накопления денег в казне госу­дарства. Во многих странах она реализовывалась путем прямого запрета на вывоз денег за границу. Купец, продавший свой товар, должен был купить товар, произведенный в стране, и вывозить за границу его, а не деньги. Кроме того, накопление денег в государ­стве происходило за счет превышения вывоза из страны товаров над их ввозом.

Наши рекомендации